- Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Жгутиковая пластилинография»
- Ход мастер-класса
- Лепка жгутиками из пластилина как средство развития мелкой моторики детей (консультация для родителей)
- Пластилинография: основные приемы, виды, особенности проведения НОД в разных возрастных группах статья по аппликации, лепке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Виды пластилинографии, применяемые в детском саду
- Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок
- Младшая группа
Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Жгутиковая пластилинография»
Лариса Юхлова
Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Жгутиковая пластилинография»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Жгутиковая пластилинография»
Цель мастер-класса:
создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом.
Задачи мастер — класса:
передача воспитателем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
обогащение знаний и представлений педагогов о нетрадиционных техниках лепки;
раскрытие творческого потенциала педагогов.
Ход мастер-класса
Можно много говорить о том, какое значение имеет занятия лепкой не только в детском саду, но и в условиях семейного воспитания. И прежде чем мы приступим к нашему мастер-классу, я позволю себе напомнить, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка,а именно:
• повышают сенсорную чувствительность;
• развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную
умелость, мелкую моторику;
• синхронизируют работу обеих рук;
• формируют умение планировать работу по реализации замысла.
Из пластилинаможно создавать не только объемные фигурки всевозможных объектов: животных, птиц, рыб, предметов или игрушек, но и картины различной сложности. Другими словами, пластилином можно рисовать, так же, как фломастерами или карандашами.
Существует много способов рисования пластилином, с одним из которых я хочу вас познакомить – это пластилиновая живопись из шприца (создание изображений из жгутиков).
Рисование пластилиновыми жгутиками
Учит работать как по образцу, так и по собственному замыслу, развивая фантазию рисование пластилиновыми жгутиками
Повышает интерес детей к художественному творчеству
Учится анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находить нужное количество деталей и места их соединения.
Воспитывает и развивает любознательную активную, самостоятельную и творческую личность.
Рисование пластилиновыми жгутикамиспособствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений;
эстетического вкуса, фантазии;
навыков контроля и самоконтроля.
Для создания картины нам понадобиться:
-набор пластилина (мягкий,
-плотный картон для основы картины (можно использовать одноразовые тарелки, виниловые пластинки и т. д.)
-салфетки для рук,
-дощечка для пластилина,
— одноразовый шприц (обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином,
-ёмкость с горячей водой.
Этапы выполнения работы:
1. Нам надо первым делом сделать жгутики, которыми мы будем выкладывать рисунок. Для этого вытащим поршень из цилиндра шприца и кусочек пластилина отправляем в шприц, вставим поршень на свое место и немного прижмем пластилин.
2. Теперь шприц с пластилином помещаем в емкость с горячей водой на несколько минут, горизонтально, чтобы размягчить пластилин.
3. Извлекаем шприц из воды, надавливаем на него и получаем аккуратные жгутики нужной длины.
4. Теперь приступаем к работе. Берем картон с нанесенным контуром и начинаем выкладывать картинку.
Представляю вашему вниманию работы, выполненные детьми. (демонстрация работ).
Уважаемые коллеги! Приглашаю 3-4 человека, желающих на собственном опыте убедиться в том, что занятия с пластилином могут стать увлекательными и полезными. Предлагаю нарисовать пластилиновыми жгутиками дерево. Для основной работы нам понадобятся картонная основа светлых тонов, жгутики двух цветов: коричневый – для ствола, зеленый для листьев, дополнительные цвета – для других элементов.
Для начала налепите на полотно коричневые полосы в виде ствола и веток дерева, листочки сформируйте в виде округлых спиралек, скрученных из зеленых отрезков. Создайте необходимое количество деталей. Украсьте картинку дополнительными элементами по вашей фантазии. Пластилиновый рисунок из жгутиков готов.
Уважаемые коллеги! Вы можете показать работы друг другу, обменяться впечатлениями, выяснить причины неудачи или наоборот быстрого освоения техники.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!
В свою очередь хочу отметить, что мне сегодня было очень приятно поделиться с вами своим опытом.
Источник
Лепка жгутиками из пластилина как средство развития мелкой моторики детей (консультация для родителей)
Володина Светлана Александровна
Лепка жгутиками из пластилина как средство развития мелкой моторики детей (консультация для родителей)
Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук (и ног). Необходимость развития мелкой моторики отмечена в современном основном документе в сфере дошкольного образования – Федеральном государственном образовательном стандарте. В тексте документа сказано, что одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие крупкой и мелкой моторики.
Значимость развития мелкой моторки отмечали ученые прошлых лет. «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал еще Аристотель.
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» — так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Многие педагоги и психологи отмечают тесную связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Помимо всего прочего, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, скорее всего, умеет логически рассуждать, имеет развитую память, внимание, воображение.
Придя в детский сад воспитателем, и работая с детьми со второй младшей группы до подготовительной, я старалась уделять большое внимание развитию тонких движений руки и одним из средств их развития я выбрала лепку, а именно лепку пластилиновыми жгутиками. Техника лепки богата и разнообразна, а основным инструментом в ней являются руки. Именно пальцами рук осуществляется скатывание и аккуратное выкладывание пластилиновых жгутиков.
Для того чтобы изготовить жгутики, желательно использовать мягкий пластилин. Я предпочитаю пластилин «Луч. Кроха. Мягкий».
Необходимое оборудование для работы:
— доска для лепки;
Многие рекомендуют формировать жгутики с помощью медицинского шприца. На мой взгляд, данный способ требует дополнительных средств, предполагает большой объем второстепенной работы. И самое главное, преследуемая цель – развитие мелкой моторики происходит не столь интенсивно. Поэтому пока мы в своей работе изготавливаем жгутики только руками.
Этапы работы:
1. Согреть и размять в руках кусочек пластилина.
2. Постепенно ладонями, а затем и пальцами рук, в большей степени, средними и верхними фалангами раскатать жгутик. Маленькие тонкие жгутики раскатывают кончиками пальцев и чем сильнее давить на пластилин, тем тоньше получится жгутик. При этом важно следить за тем, чтобы движения были мягкими, плавными, а жгутик раскатывался равномерно. Если раскатывать жгутик чрезмерно быстро, может получиться так, что его «хвостик», находящийся не под пальцами руки, оторвется.
3. Используя разные виды скручивания, сформировать необходимый по форме и размеру узор. Один из самых популярных узоров – «улитка». Располагая различным образом «улиток» на картоне можно получать очень интересные изображения. Помимо «улитки» из жгутиков можно формировать и любые другие узоры, а также использовать их для контурных рисунков на поверхности.
Стоит отметить, что помимо указанной цели, а именно, развитие мелкой моторики, лепка – чрезвычайно полезный вид детского творчества. Она развивает художественный вкус и пространственное воображение, повышает сенсорную чувствительность (способность к восприятию формы, цвета, размера, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его более спокойным и эмоционально устойчивым.
И, наконец, лепка жгутиками из пластилина – это прекрасная возможность заняться с детьми новыми и интересными поделками. Важно помнить, что польза работы с пластилином не только в ее результате, но и в процессе, в самой лепке.
Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!
Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. — Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. — Знакомство с историей квиллинга.
Групповые занятия педагога-психолога по развитию мелкой моторики рук. Лепка из пластилина «Дружба крепкая не сломается» Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «По ливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками. Каким должен быть друг?.
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики» ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта. «Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. » В настоящее время.
Консультация для родителей «Методы и способы развития мелкой моторики у детей» (средняя группа) Консультация для родителей на тему «Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы.» Цель: Познакомить родителей с разнообразием.
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других — сплошные каракули?.
Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.
Источник
Пластилинография: основные приемы, виды, особенности проведения НОД в разных возрастных группах
статья по аппликации, лепке на тему
теоретический материал по пластилинографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.docx | 587.47 КБ |
Предварительный просмотр:
основные приемы, виды пластилинографии, особенности проведения занятий в разных группах
Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы
Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
Возможности в плане развития и обучения дошкольников
- В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
- Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
- Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
- Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
- Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
- Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
- При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
- При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.
Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:
- Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
- Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
- Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
- Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
- Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.
Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.
Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.
Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
Виды пластилинографии, применяемые в детском саду
На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.
При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками — получится подобие рамки.
Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.
Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.
При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.
Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.
Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).
Фактурная пластилинография (барельеф)
Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок
Младшая группа
Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте — начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы — скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант — ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.
вторая младшая группа
пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)
вторая младшая группа
К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более
В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы — коллективные композиции.
Интересные темы для занятий, фото
Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» — золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)
Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).
Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).
В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.
Шаблоны для пластилинографии в детском саду
Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.
Источник