По активности детей рисование может быть

Рисование как развитие творческой самостоятельности и активности.
статья по рисованию на тему

Обучение рисованию детей должно быть направлено на развитие их творческих способностей. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые потом послужат содержанием того, что ребенок хочет изобразить. Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития.

Скачать:

Вложение Размер
risovanie_kak_razvitie_tvorcheskoy_samostoyatelnosti_i_aktivnosti.docx 18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование как развитие творческой самостоятельности и активности.

Обучение рисованию детей должно быть направлено на развитие их творческих способностей. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые потом послужат содержанием того, что ребенок хочет изобразить. Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В рисунках детей привлекает, прежде всего, их живой отклик на окружающее, проявление фантазии и непосредственное отношение к тому, что дети рисуют.

Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность предметов для ребенка не играет большой роли, то, что для него представляется главным, малыш рисует крупно. Непропорциональность в рисунке ребенка наблюдается и между предметами (цветы выше дома, человек выше дома, деревьев и т.д.).

Своеобразие детского рисунка сказывается и в колорите . В младшем дошкольном возрасте цвет у детей не связывается с попыткой передать характерный признак предмета. Часто дети используют краску просто потому, что она им понравилась. При всем при этом в работах детей может сказываться инстинктивное чувство гармонии цвета, благодаря которому рисунки превращаются в радостные симфонии красок.

Вопрос о композиции детского рисунка сложен. По мере взросления ребенка, умение располагать им предметы на листе претерпевают очень заметные изменения. У детей в начале их взросления преобладает стремление к изображению каждого предмета целиком – отсюда в рисунках у детей полностью отсутствует загораживание одних предметов другими. Позднее дети начинают различать верх, низ, левую и правую стороны листа. Постепенно появляется понимание взаимного расположения изображений как средства передать логическую и зрительную связь между предметами. В результате обучения возникает умение располагать дальние предметы в верхней части листа бумаги, а ближние – в нижней. Только некоторые дети к концу пребывания в детском саду усваивают зрительное уменьшение удаленных предметов. Вообще же в дошкольном возрасте перспектива в рисунке отсутствует. Изображение разноудаленных предметов, если и встречается, то в чисто условном соотношении.

Детским рисункам свойственна декоративность . Дети стремятся выделить в предмете ритм, особенно там, где есть повторяемость в самих предметах: летящие снежинки, волны. Эта ритмичность выливается в узорность. Изображение становится украшенным, нарядным. Иногда тяга к узорности возникает как бы без видимых оснований (лошадка в клеточку или в цветочек). Это инстинктивное стремление ребенка к красоте надо всячески поддерживать.

Цель любого занятия рисованием – развитие творческих сил детей и навыков изображения. Наряду с анализом формы предметов и уточнением знаний о нем воспитатель должен найти место детской инициативе, воображению, возможности для ребенка выполнить задание, опираясь на свой личный опыт, на свои впечатления. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта, с тем, чтобы одна сторона не подавляла другую.

Нужно ли использовать образец, которым является рисунок воспитателя. На мой взгляд, чаще всего показ нужен как разъяснение технических приемов работы.

Возрастные этапы овладения ребенком рисованием

Младший возраст (3 года)

В младшей группе необходимо учить детей элементарным приемам пользования карандашом и кистью. Учим детей проводить сначала вертикальные, затем горизонтальные и потом замкнутые линии. Пользуясь этими приемами, дети в дальнейшем могут передать несложные формы предметов. Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов, пространственные отношения (верх, низ, левая и правая стороны листа.) Первостепенная задача – проведение прямых линий, важно, чтобы дети умели выдерживать направление (на этом этапе лучше работать карандашами). Впоследствии задание усложняется линия приобретает ширину. Становится полосой. Здесь удобнее использовать краски, работать с кистью. Показать, что кистью можно рисовать кончиком и плашмя. Отсюда вытекает следующее усложнение – ровная закраска круга. Во всех случаях изображению, даже самому элементарному, должно предшествовать накопление детьми конкретных представлений о предмете, стремление передать этот предмет в рисунке. Там, где можно, темы связываются с наблюдениями природных явлений (дождь, снег, деревья), детскими играми (снежный ком, снежная баба…).

Средний возраст (4 года)

Дети на пятом году жизни становятся все более любознательными, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир все больше привлекает их. Если работая с трехлетними детьми, мы выделяли 2 признака предмета (форма, цвет) при его рассматривании, то внимание 4 летних детей можно привлечь к большому количеству признаков предмета (форма, цвет, фактура, материал, размер).

Не нужно требовать от детей передачи пространственных, глубинных изображений. Дети по-прежнему рисуют в одном плане. Но в некоторых рисунках содержание вызывает необходимость расширить полосу земли, пола, моря; ребенок смотрит как бы сверху вниз. Это не означает появление перспективы в детском рисунке. Он по-прежнему рисует не так как видит, а так как представляет. Обучая детей расположению деталей рисунка, воспитатель не должен забывать, что изображение целого явления представляется каждому ребенку по-разному. В сюжетных рисунках каждый решает задачу по-своему, и это надо поддерживать и развивать.

Переход к изображению живых форм довольно сложных очертаний и с определенными пропорциями и соотношениями частей является новым этапом обучений. Предъявлять требования полного правдоподобия в рисунке детей 5 лет преждевременно.

В этом возрасте важен вопрос о соотношении рисования карандашами и красками. Если в работе с детьми 3-4 лет преобладающее место занимали краски, а в карандашных рисунках были только слабые попытки заштриховать изображение внутри контура, то 5-летние дети могут упражняться в штриховке. Рука ребенка к этому времени окрепла, движения приобрели уверенность и координацию. Это дает возможность ритмически наносить штрихи. Подчиняя их направление и длину, контуру предмета или его строению. В одном случае надо закрыть ровными штрихами поверхность, не заходя за контур предмета; в другом, наоборот, нужно смелыми штрихами передать характер поверхности колючих, ворсистых, пушистых и т.д. предметов.

Подготовительный возраст (6 лет)

Основное в занятиях рисованием в этой группе – передача в рисунке не только общих признаков предметов, но и их индивидуальных черт, изображение элементарных движений человека птиц, животных. Расширяется круг изобразительных средств, которые ребенок может уже выбрать самостоятельно для рисования.

В заключение хочется сказать, что обучение рисованию нельзя рассматривать только как логическую линию развития, от простого к сложному. Такой взгляд на обучение рисованию ошибочен. Каждый ребенок проходит свой путь творческого развития. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. В процессе проведения любого занятия рисованием педагог должен руководить каждым ребенком, учитывая его особенности и явления.

Источник

Творческое развитие дошкольников в рисовании
консультация

Формирование фундамента личности и творческого начала – это главные особенности дошкольного периода, которые играют важную роль в процессе обучения.Важно в начале обучения выявить и оценить сформированость творчества ребёнка, и пути её развития. Основная цель развития детского творчества это формирование творческого подхода к изменению окружающей среды, индивидуальности и широты мысли.

Дошкольный возраст – это лучший период для начала развития творческих способностей, уверенны практикующие психологи и педагоги. В этом возрасте он наиболее чувствителен, пластичен и имеет нестандартное мышление. Поэтому занятие творчеством будет способствовать развитию не только его умений и навыков, но и наблюдательности и памяти.

Скачать:

Вложение Размер
tvorcheskoe_razvitie_doshkolnikov_v_risovanii.docx 19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое развитие дошкольников в рисовании

Рисование для каждого ребёнка, иногда даже и взрослого вызывает положительные эмоции, так как через рисунок можно передать свои мысли. Рисование представляет собой многоступенчатый процесс, так как нужно решить, что рисовать, чем рисовать и как, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества и умственных действий.

Психологи используют рисование в процессе диагностики детей, их психического и эмоционального состояния, например, методика в которой дети рисуют игрушку, которой не существует, то есть сами придумывают все её элементы.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Многие дети не знают как правильно пользоваться кисточками, краской, что их пугает в их использовании. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Чтобы увлечь ребёнка в рисовании важно показать, интересные моменты, которые могут быть в рисовании.

Развитие творческих способностей детей средствами рисования – один из самых простых способов формирования у ребёнка воображения, усидчивости и любознательности. Работу по формированию творчества у дошкольника можно проводить индивидуально и группами. Например, детям можно предложить создать общую картинку, чтобы каждый ребёнок нарисовал часть своей картины, а затем все части сложить, чтобы получился целый сюжет. Перед тем как начать рисовать дети придумывают, что будут рисовать, что каждый будет рисовать, важно проговорить историю, которая будет нарисована на листе бумаги. В процессе индивидуальной работыс дошкольнком его нужно направить, а затем дать свободу мыслей, или можно предложить элементы рисунка, а ребёнок фантазирует как их изобразить.

Многие исследователи говорят о том, что чем раньше ребёнок начинает рисовать, тем больше и быстрее он познаёт окружающий мир. В процессе рисования развиваются творческие способности ребенка, ведь создавая рисунок, дошкольник каждый раз создает свой собственный мир иэто чрезвычайно важно для него.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

  • во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
  • в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Роль рисования в развитии ребенка сложно переоценить. Это одно из любимейших занятий дошколят. Если на более ранних этапах развития рисунки носили схематический характер, то теперь они являются способом самовыражения ребенка.

В процессе рисования важно дать ребёнку «свободу мыслей». Воспитатели и родители не должны вмешиваться в этот процесс, но могут помогать. Учитывая роль рисования в развитии детей дошкольного возраста, в первую очередь родители должны организовать место и обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами: красками, кисточками, карандашами, фломастерами, гуашью, бумагой разной фактуры и цвета, кусочками поролона, баночкой для воды и так далее.

Для развития творчества можно проводить игры с детьми, например, игра «Четыре цвета», в которой дети выбирают любые 4 цвета и зарисовывают так лист, чтобы он был весь закрашен этими цветами. Игра «Волшебна клякса» ребёнок делает кляксу в центре листа бумаги, а затем слаживает лист в двое. Ребёнок раскрывает лист бумаги и рассказывает, как он думает, что получилось. Игра «Две феи» в процессе которой ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Существует большое количество игр, которые помогут воспитателю достичь больших результатов в формировании творческой личности дошкольника.

Используя игры, ребёнок учиться фантазировать, составлять сюжет картины, объяснять. Развивать творческое мышление возможно с использованием мультфильмов, сказок. Воспитатель включает мультфильм и на интересном моменте выключает, а затем предлагает детям придумать концовку мультфильма и нарисовать её. Так как дошкольники могут испытывать трудности в составлении последовательного рассказа, важна помощь со стороны воспитателя, которая далее будет переходить в пассивную помощь.

Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей .

На данный момент существует большое количество нетрадиционных техник рисования, которые всесторонне развивают дошкольника и показывают ему возможности рисования различными техниками. Каждая техника реализует большое количество задач, которые можно трансформировать на многие занятия.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). Дошкольник выступает в этой деятельности как экспериментатор, которые что-то делает, меняет, смешивает. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания .

2. Нетрадиционные техники рисования способствующие творческому развитию дошкольника

Организация работы с использованием нетрадиционных техник и приёмов является не трудоёмким в своей организации, так как могут использоваться все подручные средства.

В процессе рисования используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Эти формы организации работы помогают детям научится замечать особенности предметом, сюжетом, составлять свою картину, передавать свои мысли и идеи в картине [5].

«Рисование пальчиками, ладошкой»

Ребёнок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Эта техника достаточно интересна детям, так как они могут порисовать своей частью тела, при этом «ощутить» рисование.

«Оттиск печатками из пробки или ластика «

Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Можно предложить ребёнку покрыть печатку двумя цветами и посмотреть какой цвет получится.

» Восковые мелки или свеча + акварель»

Ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов[7, с. 92].

» Печать по трафарету»

Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.

Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. МВ результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

» Кляксография с трубочкой»

Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску (можно делать это кисть), выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, можно двигать листочек, чтобы нарисовать различные элементы. Недостающие детали ребёнок может дорисовать.

» Тычок жёсткой полусухой кистью»

Ребёнок пускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности[1].

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу открытости, непринуждённости на занятии, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества, созданию чего-то нового.

Таким образом, процесс творческого развития дошкольника строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм, стараются найти что-то своё и добавить в неё свою идею.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущая идея педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв.

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка.

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус.

laquo;Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»Существует множество технологий для развития творческих способност.

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника». .

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Картотека дидактических игр по развитию творческого во.

Мастер-класс для родителей по использованию нетрадиционных способов рисования.

Источник

Читайте также:  Шаблон для рисования пальчиками 1 год
Оцените статью