Поделки русских народных игрушек

Русские народные поделки своими руками — мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.

С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.

На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.

Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.

Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!

Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.

Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • «На счастье», — это женский талисман
  • «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • «Крупеничка», — символ достатка
  • «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
  • «Травница», — защищает дом и создает уют.

Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.

Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.

Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.

Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.

Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.

Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.

Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 — 700 градусов.

Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, — краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.

Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.

Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.

Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.

Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.

Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.

Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.

Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Источник

Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»

Ефимова Ирина
Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»

Доброе время уважаемые коллеги!

Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку —«Утешницу«, который я проводила с обучающимися школы-интерната №1 для детей с ОВЗ.

Со школой мы уже дружим много лет и передаем опыт не только педагогам,но и обучающимся.

Целью моего мастер-класса был: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, традициям русского народа, познакомить с принципом изготовления куклы «Утешница».

Были поставлены программные задачи:

-учить делать из ткани русскую народную куклу;

-продолжать знакомить с историей русского народа;

-развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;

-развивать эстетический вкус;

-способствовать формированию коммуникативных отношений;

— формировать чувство причастности к истории Родины;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Материал для изготовления куклы:

кусочки ткани яркой расцветки 15х15, белая ткань 20 х20 см., разноцветные нитки «Ирис», вата или синтепон, кусочки тесьмы, атласной тонкой ленты ярких расцветок.

Ход мастер – класса:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них в игровом уголке много разных кукол. Затем спрашивает девочек, любят ли они играть в куклы.

— Да, девочки всегда любят играть «в куклы». Сейчас они красивые, нарядные, а раньше не было таких кукол. Куклы были совсем другие, их делали мамы или сами дети своими руками.

-Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.

Наши предки жили и простой, обычной жизнью – готовили еду, работали на земле, разводили хозяйство, растили и воспитывали детей.

Семьи были большими, а вместе с любой работой справляешься лучше и быстрее. Детей в каждом доме было много, нормой считалось воспитывать от трех и более детишек. Часто, особенно в дальних деревнях, в семьях могло расти больше десяти сыновей и дочек. С самого раннего детства малыши постепенно овладевали простейшими навыками, которые помогали им выполнять домашнюю работу и даже помогать взрослым управляться по хозяйству. И куклыим в этом деле были первыми помощниками: девочкам подсказывала, как варить кашу, а мальчишкам кукла помогала осваивать навыки плетения лаптей.

Если была такая возможность, то за детьми смотрела бабушка или няня. Но чаще всего этим занимались старшие дети, которые изначально воспитывались главными в доме после родителей. Кроме забот о подрастающем поколении, они должны были выполнить всю работу во дворе – дров наколоть, печь растопить, воды принести, белье постирать, полы выскоблить, приготовить обед и отнести родителям в поле – забот хватало.

Посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани.

При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Рассказ о некоторых куклах.

Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда».

— Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.

При такой непростой жизни, малыши часто были предоставлены сами себе, а от такой самостоятельности в скорости появляются синяки и царапины, а также обиды и настоящие трагедии – крики, слезы и так далее. Для того, чтобы быстро успокоить детей, старшие по дому использовали тряпичную куклу Утешницу, которая в таком деле была первой и незаменимой помощницей.

Народная кукла Утешница и создавалась – чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой. Первым делом нянька доставала из кармана маленькую тряпичную куклу, которую всегда носила с собой. Рассказать коротенькую историю с куклой – дело пяти минут, и вот уже малыш забыл свою недавнюю трагедию. Последние слезки утерли подолом Утешницы, кукла отправляется назад в карман няньки, все хорошо, жизнь наладилась. Вот так использовали эту куклу. Пока ребенок игрался с Утешницей, взрослые могли оставить его одного на несколько минут, не беспокоясь, что с ним что-то произойдет.

Когда дети спали куклу прятали, не оставляли на виду. Это делали для того, чтобы следующее появление Утешницы не было для малыша чем- то обыденным, ведь так весь смысл от этого действия терялся. Постепенно дети привыкали, что в тяжелые моменты их жизни кукла всегда придет на помощь, поэтому, немного повзрослев, уже самостоятельно общались с ней тогда, когда это было необходимо.

Простота конструкции такой куклы позволяла самым маленьким девочкам делать ее самостоятельно уж после того, как они осваивали самые первые навыки рукоделия. Это давало возможность использовать Утешницу в качестве куклы для подружки. Ее можно было подарить соседской девочке на какой-нибудь праздник, или преподнести в знак хорошего отношения новой знакомой при встрече.

Строение куклы, ее сложность и используемые материалы, зависели прежде всего от благосостояния семьи. В одном доме создавали самых простых незатейливых кукол, в другом проявляли в этом деле всю свою фантазию и возможности. Но в любом случае Утешницу делали из красивых, ярких лоскутов, ведь она должна была прежде всего отвлекать от тягостных и горьких дум, приносить хорошее настроение и новые, радостные и приятные мысли.

Особенностью куклы является то, что при изготовлении используют настоящие вкусности – привязывают конфеты, орехи, сухофрукты и так далее.

Такая Утешница была самым приятным сюрпризом, и некоторые балованные дети специально старались лишний раз разрыдаться, что бы нянька поскорей достала куклу, а с ней и немного сладенького.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая, ткань декоративная разноцветная, нитки красные, вата, разноцветные яркие атласные ленты.

Прежде чем начать мастерить куколку, обращу внимание на несколько особенностей. Во-первых, ткань и нитки должны отрываться руками. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы обереговой куклы касались ножницы, это «порежет» всю положительную энергию. Во-вторых, нитки нужно использовать красного цвета, так как это цвет силы и защиты. И, в-третьих, изготавливая оберег, необходимо думать только о хорошем, представлять, как малыш будет улыбаться и радоваться, играя с такой куколкой.

Итак, надеюсь, настрой у всех позитивный, поэтому приступим!

Технология изготовления куклы:

— на ладонь кладём квадрат белой ткани, в середину квадрата помещаем ватный шарик

— формуем головку, туго затягиваем и закручиваем ниткой, завязываем 3 узелка, нить обрываем;

— берем квадрат разноцветной ткани, кладем перед собой лицевой стороной; — кладем ровно по центру нашу куколку – будем делать сарафанчик; — накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой.

Получается, что головка прячется внутри юбочки; — закрепляем юбочку также ниткой, завязываем на три узелка; — опускаем юбочку; — повязываем на головке «по-деревенски» ленточку (узлами назад); — накрываем головушку кукле платочком, для этого берем треугольник разноцветной ткани, подгибаем большую сторону треугольника на 5-7 мм.

— укладываем куколку головой на серединку платочка, укрываем ее с одной стороны и с другой, завязываем также ниточкой на три узелка; — расправляем кукле юбку, ленты и голову.

Кукла готова!

А вот так ребята старались и делали, и вкладывали душу в свои куколки.

Спасибо всем за внимание!Играйте в куклы вместе!

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мастер-класс «Народная кукла» Народная кукла — Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей «Русская народная игрушка- Свистулька» Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Консультация «Русская народная игрушка» Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведённые раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле.

Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.

Источник

Читайте также:  Поделки квиллинг своими руками пошагово
Оцените статью