Конспект ООД по региональному компоненту «Народная игрушка «Кукла-самоделка»
Юля Романченко (Кувиченская)
Конспект ООД по региональному компоненту «Народная игрушка «Кукла-самоделка»
Программные педагогические задачи: познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.
Планируемые результаты: проявляет интерес к народной игрушке – кукле-самоделке, способам ее изготовления; мастерит игрушки самостоятельно (по возможности); активно пользуется связной речью.
Словарная работа: кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный материал, природный материал.
Материал: иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы, подручный и природный материал.
Бабушка Арина расставляет игрушки в избе, встречает детей.
– Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?
– Посмотрите, пожалуйста, какие игрушки есть у моих внуков.
Рассматривание игрушек на столе. При наличии достаточного набора образцов рекомендуется вместе с детьми обсудить, какие игрушки больше подойдут мальчикам (тележки-каталки, луки, лошадки, какие – девочкам (куклы, а какие тем и другим (мячи). Обратить внимание детей на отдельную часть игрушек (из дерева, соломы, природного материала).
– Перед вами игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»?
– Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать себе такую потешку без помощи взрослого.
– Из какого материала сделаны эти игрушки?
– Все,что вы назвали: дерево, шишки, желуди, мох, солома, берёста, тряпки, – для крестьян материал привычный, который всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.
– Видите, каких удивительных человечков умели делать когда-то в наших лесных краях. Выглядят эти человечки словно герои сказки, и название у них тоже сказочное – «лесовички» (или «моховички», но если мы их разглядим внимательно, то без труда узнаем крестьян за обычными занятиями.
Вот возвращается из лесу усталый дровосек с вязанкой дров, за пояс его заткнут топор. А вот крестьянка собралась по грибы, по ягоды – в ее руке берестяное лукошко. (Показывает иллюстрации.)
– Давайте и мы с вами побываем в старинном, дремучем, загадочном лесу.
Это последнее предложение является переходом к игре с использованием загадок (продолжительность не более пяти минут). Чтобы попасть в «загадочный лес», дети закрывают глаза и ждут, когда зазвенит колокольчик.
– Вот мы и в лесу. Пахнет нагретой хвоей, травами, цветами и немножко медом. Недавно прошел дождь, и… «цветное коромысло над рекой повисло». Какое? (Радуга.)
– Разве бывает лес без деревьев?
• На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Береза.)
• Зимой и летом одним цветом. (Ель.)
• Ее никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина.)
– Дети, вы взяли с собой корзинки?
• На бору, на яру стоит мужичок,
На нем красный колпачок. (Гриб.)
– Слышите, трава шуршит?
• Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Еж.)
– В лесу надо вести себя осторожно, много здесь и опасного, можно ненароком попасть туда, где «не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя». (Болото.)
– А можно встретиться и с диким зверем – волком,рысью или даже с самим лесным хозяином Михаилом Потаповичем:
• Сидит дед, в шубу одет,
Наружу мех, пугает всех. (Медведь.)
– Пока мы с вами гуляли по нашему загадочному лесу, я кое-что нашла. Посмотрите-ка сюда, с чьей ветки эти детки?
Для усиления игрового момента следует подготовить корзину с различными поделками – «отгадками». Например, задав вопрос «С чьей ветки эти детки?», педагог «снимает» с нее шишки и предлагает детям узнать, какая из них еловая, а какая – сосновая.
Особо следует остановиться на материале, из которого сделаны соломенные игрушки, подчеркнув их природный характер. Слово «солома», практически не известное городским детям, требует разъяснения (стебли хлебных растений).
– Очень забавны старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. (Показывает, как танцует куколка-стригунок.)
– Солому иногда заменяли на сухую траву, тонкие прутики или мочало. (Показывает эти материалы.)
– Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. (Показывает куколку, выполненную одним из способов.)
– Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей.)
Показывает детям несколько старинных куколок (или слайдов с их изображениями, у которых нет лица. Обращая внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, легко переходит к мысли о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную (защитную) функцию куклы наглядно раскрывает сказка «Василиса Прекрасная». Предлагает вспомнить эту сказку.
– Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего «сглаза», «наговора».
– Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!
Куклынаших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. Так играли девочки постарше.Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.
Предложить девочкам подержать этих куколок, покачать их.
– Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление и достаток ее возрастет.И наоборот: если с куклами обращаются небрежно, дому грозит несчастье. Выходя замуж, девушки приносили с собой в дом мужа целые корзины с любимыми куклами, продолжая играть с ними вплоть до рождения первенца. Потом эти куклы выполняли роль детского оберега – защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно,с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова заговора: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).
– А теперь я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.
Показывает картинки-схемы, по которым они будут работать. Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».
Источник
Мастер-класс с региональным компонентом для педагогов «Туристом можешь ты не быть, но край родной ты знать обязан»
Ольга Гусева
Мастер-класс с региональным компонентом для педагогов «Туристом можешь ты не быть, но край родной ты знать обязан»
1 СЛАЙД. «Ань, дорово!» Здравствуйте уважаемые гости и коллеги! Приглашаем вас принять участие в мастер – классе «Туристом можешь ты не быть, но край родной ты знать обязан!»
2 СЛАЙД. Для начала, мы хотели бы узнать, насколько хорошо вы знаете наш округ. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов.
1. Назовите дату образования НАО (15.07.1929)
2. Первая столица НАО (село Тельвиска)
3. Какие реки протекают на территории НАО (Вижас, Куя, Кара, Печора, Сула, Ома, Снопа, Пёша, Волонга, Индига, Чёрная, Коротаиха, Кара, Сула, Шапкина, Лая, Колва, Адзьва, Харьяга, Несь, Шойна, Лая, Янгарей, Хыльчую)
ВЫВОД: вот видите, вроде здесь родились, выросли, а на все вопросы ответить затрудняемся!
3 СЛАЙД. Предлагаем вам внимательно посмотреть на данный слайд. Скажите, пожалуйста, что перед вами? Что объединяет эти фотографии? (Ответ – это 7 чудес света)
4 СЛАЙД. А знаете ли вы о том, что в нашем округе тоже есть 7 чудес? (Ответ….)
Как называются эти 7 чудес, кто-то знает? (Ответ….)
Вот так называются чудеса нашего округа! (Перечисляем) Кто – то из вас может рассказать о каком –то чуде НАО.
5 СЛАЙД. Сейчас мы вам предлагаем познакомиться с каждым чудом нашего округа. Но т. к. это мастер-класс, мы будем не просто слушать, а ещё и делать чудо – дерево… Чудо – деревья наполовину уже готовы, вам лишь остаётся сделать крону. Крона будет состоять вот из таких флажков (показываю). Их будет всего 7.
Как только мы расскажем об одном чуде, вы должны взять соответствующий флажок и поставить его на шар.
6 СЛАЙД. (1 чудо Пион) Принято считать, что самые прекрасные цветы обязательно должны произрастать где-то очень далеко — в южных диковинных краях, где круглый год царит праздник солнца и тепла. Пион — цветок, пришедший из-за горизонта, с Востока, где желтое солнце встречается с небесной лазурью. Так говорят легенды. А в реальности пион не просто прижился в Ненецком округе, но и прекрасно себя здесь чувствует. Старожилы поселка Хонгурей говорят, что пионы на высоких склонах ручья Ватег шор росли всегда. Раньше, когда местные жители не знали, как называются эти цветы, называли их северными маками. Каждую весну местные жители любуются этими цветами и собирают их как лекарственное средство.
7 СЛАЙД. (2 чудо) Каменный город — памятник природы регионального значения с особо охраняемой территорией. Миллионы лет стужа и ветер работали скульпторами и создали на площади в 212 гектаров настоящий город. Останцы известняковых скал причудливых форм напоминают здания, животных, людей. Дополняют образы загадочного мира пещеры и гроты. Здесь обитает 78 видов птиц, 14 из них включены в красные книги Российской Федерации и Ненецкого автономного округа. Здесь оживают легенды…
8 СЛАЙД. (3 чудо) Река Белая — одно из красивейших мест Ненецкого округа. Ежегодно она привлекает в регион множество туристов, выбирающих путешествия по по-настоящему диким и неизведанным местам сурового Севера. Река достойна называться одним из чудес ненецкой земли. Берега и дно реки щедро усыпаны кристаллами кварца, аметистов и горного хрусталя, а древние легенды утверждают, что в камнях и воде Белой таится великая магическая энергия. В это можно не верить, но в одном сомневаться не приходится — камни и вода дают большую силу, если их в сохранности передают по наследству. Река Белая драгоценным ожерельем опоясывает ненецкую тундру и из поколения в поколение дарит чудо.
9 СЛАЙД. (4 чудо) 400 миллионов лет назад это был берег Девонского моря. Сейчас здесь несет свои воды река Белая — самый живописный приток реки Индига. Чередуя пороги, перекаты и плесы на протяжении десятков километров река поражает чистотой и кристальной прозрачностью воды. В среднем своем течении Белая делает большую петлю, как будто готовится к прыжку, и с ревом врезается в базальтовые скалы. Можно подумать, что кто-то разрубил скалы, чтобы красавица-река и дальше несла свои кристальные воды. На самом деле разлом — результат работы самой воды, которая, как известно, и камень точит. Так появилось одно из чудес Ненецкого округа — каньон Большие ворота
10 СЛАЙД. (5 чудо) Сула на финно-угорском диалекте означает «таежная». Река, действительно, окружена тайгой, которая пробралась далеко на север. Таежные растения подчинились законам тундры: отцветают и дают плоды за короткое северное лето. Такое впечатление, что берега-скалы защищают их от студеных ветров и мороза. Сула буквально пропилила свое русло в базальтах, известняке, конгломератах и песчанике. Там, где реку пересекает один из самых больших порогов — Сульский Падун и где в Сулу впадает река Щучья, появилось это чудо северной природы — Сульские водопады. Общая высота трех порогов, которые образуют водопад, всего 5 метров, но вместе они представляют собой грандиозное зрелище. И доступно оно лишь немногим. Сюда не ведут дороги, а добраться по реке можно только весной — по большой воде.
11 СЛАЙД. (6 чудо) Ненецкое святилище Харв Пад или Козьмин перелесок находится в Канинской тундре на границе с Мезенским районом Архангельской области, за рекой Пыей. Это пограничный культовый объект, отмечающий, с одной стороны, родовую территорию ненцев, а с другой — место проведения календарных обрядов. Русское название священно рощи — Козьмин перелесок — связано с легендой, согласно которой рыбацкая ватага во главе с Козьмой, проезжая через сакральное место ненецкого народа, насмехалась над идолом и украшениями, висящими на деревьях. Вдруг лошади остановились и встали, как вкопанные, пока рыбаки не дали обет уважать жертвенные места ненцев. Козьма первым повесил на березу свой цветной кушак в знак примирения. Считалось, что для успешного перегона стад на полуостров Канин здесь необходимо задобрить духов. Женщине было запрещено проходить через Козьмин перелесок, потому что в ненецкой культуре она считалась существом «нечистым». Проезжая через Козьмин перелесок, она должна была «очиститься» через принесение жертвенных даров.
12 СЛАЙД. (7 чудо) Термальное урочище «Пым-Ва-Шор» («ручей горячей воды» – в переводе с коми, находится в бассейне реки Адзьва, и с 2000 года имеет статус особо охраняемой природной территории. Общая площадь территории природного памятника 2,425 тыс. гектаров. Сюда входит комплекс из 8 минерально-термальных источников, искусственные сооружения, археологические объекты. Температура теплых источников – 20,3-28,5°, холодных – 1,2-6°. Всю зиму источники свободны от снега и льда.
У вас получилось чудо – дерево, которое рассказывает нам о том, что в нашем округе есть 7 чудес….Но мы думаем, что их на самом деле намного больше! И если вы дальше будете изучать наш округ, то крона вашего дерева может стать намного гуще и богаче.
13 СЛАЙД. Сейчас нам с вами надо разделиться на 3 группы, для этого нам надо рассчитаться на первый второй третий сделаем мы это с вами по ненецки (1 опой, 2 сидя,3 няхар). Каждая группа сядьте поближе к друг другу чтоб вам было удобно работать.
14 СЛАЙД. А теперь представьте, что вы работаете в туристическом агентстве. К вам зашла группа туристов и попросила путёвку в необычные места. К счастью, эта путёвка у вас есть, она так и называется «7 чудес НАО». Но просто так путёвку не продать, так ведь? Вам необходимо придумать рекламу по путёвке «7 чудес НАО» за 5 минут, используя чудо – дерево и полученные знания. Все мы с вами творческие люди, поэтому можно использовать различные формы: стихи, прозу, просто рассказ …
Источник