Учитель рисования: особенности и обучение
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
В классификаторе профессий учитель рисования относится к разделу «Образование и наука». Этот специалист может работать в общеобразовательных школах, ССУЗах, учреждениях дополнительного образования. Его задача – преподать детям основы изобразительной грамоты, научить рисовать в меру возможностей каждого.
Описание
Сразу стоит отметить, что умение хорошо рисовать, определенный багаж знаний за спиной (например, художественная школа) – еще не показатель того, что человек может стать хорошим учителем. Даже обучение в ВУЗе по этому профилю не является гарантией того, что у человека сложится педагогическая карьера.
Не зря преподавание считают призванием и учитель рисования – это не исключение.
С одной стороны, сказать о профессиональной востребованности учителей ИЗО – значит обрисовать не самую радужную картину. В средних школах сокращаются часы изобразительного искусства и черчения, что затрудняет возможность набрать часы на ставку в одном учреждении образования. С другой стороны, открывается множество частных образовательных центров, школ детского развития и прочих площадок, где преподаватели изобразительного искусства могут профессионально реализоваться.
Чтобы стать учителем рисования, нужно иметь высшее профессиональное образование или средне-специальное профильное образование. Учитель ИЗО находится в подчинении у директора образовательного учреждения, руководствуется в своей профессиональной деятельности Конституцией страны, Законом об образовании, а также должностной инструкцией учителя изобразительного искусства в школе.
Как любой другой педагог, он не просто ведет уроки, но и участвует во внеурочной работе школы (конкурсы, мероприятия, акции), может быть классным руководителем. Нередко учителям ИЗО приходится работать по совместительству: чтобы набрать оптимальное количество часов, зачастую они работают в школе и, например, в Доме детского творчества. Или же дополнительно учитель ИЗО ведет в школе черчение, занимается кружковой работой.
Должностные обязанности
Перед тем как задуматься о выборе этой профессии, узнайте, чем вам придется заниматься. Речь идет не только об обучении и воспитании учащихся, хотя это, безусловно, базовые должностные обязанности.
К другим должностным обязанностям в школе относят:
- обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям Госстандарта;
- формирование общей культуры личности и социализации с помощью разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;
- планирование и осуществление учебного процесса сообразно образовательной программе школы;
- организация самостоятельной деятельности ребят, в том числе проектной и исследовательской;
- ведение учебной документации в установленном порядке;
- соблюдение прав и свобод учащихся;
- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся;
- дежурство в школе согласно графику, участие в педагогических советах, собраниях, семинарах, конференциях;
- изготовление и использование дидактического материала, наглядных пособий;
- организация участия ребят в предметных конкурсах, выставках, фестивалях, внутришкольных мероприятиях;
- осуществление межпредметных связей в процессе преподавания.
Кроме того, учитель отвечает и за паспортизацию собственного кабинета, и за проведение предписанных инструктажей.
Учитель ИЗО – это педагог, в «ведомстве» которого находятся предметы и, возможно, кружковые направления эстетического цикла. А значит, у этого предметника есть особая педагогическая миссия. Он должен формировать основы художественной культуры у ребенка, развивать эстетическое и эмоционально-ценностное восприятие мира, развивать наблюдательность, зрительную память, творческое воображение. Должен учитель и прививать художественный вкус.
Наверное, одной из главных задач педагога является развитие потребности ребенка в общении с контекстом изобразительного искусства. Именно этот педагог может делать так, чтобы для ученика соприкосновение с искусством было личностно-значимой ценностью. Не все ребята смогут действительно хорошо научиться рисовать, но все должны погрузиться в этот опыт, попробовать свои силы. Но даже не рисование – главная цель преподавания, а другое, эмоционально-художественное осмысление мира, с которым можно познакомить ребенка.
Требования
К учителю ИЗО выдвигается немало профессиональных требований. Но и личностные качества важны для человека этой профессии.
Навыки
Учитель должен уметь работать с документацией и отслеживать предписания нормативных документов. Он должен быть знаком с приоритетными направлениями и перспективами развития педагогической науки своей страны.
Кроме того, учитель рисования должен:
- знать методику преподавания своего предмета и воспитательной работы;
- вовлекать в практический опыт современные педагогические технологии;
- знать педагогику, основы детской физиологии и психологии;
- уметь работать с ПК, принтером, проектором, текстовыми редакторами, презентациями, браузерами;
- поддерживать дисциплину в классе;
- быть готовым к проведению интегрированных занятий.
Безусловно, сегодня учитель должен заниматься и самообразованием. Только такое непрерывное саморазвитие может позволять ему не просто оставаться в профессии, но и соответствовать актуальному образовательному запросу.
Личные качества
Одно из главных качеств, которые должны быть у человека, желающего связать жизнь с педагогикой, это эмпатия. Способность к сопереживанию, умению поставить себя на место другого человека, почувствовать его и помочь, очень важна для учителя.
А еще хорошо, если преподаватель ИЗО обладает следующими качествами:
- инициативность – без этого творческий процесс в школе представить сложно;
- тактичность – помогает разрешать острые конфликты и избегать их;
- внимательность – нужно видеть каждого ребенка на уроке;
- отзывчивость – одно из базовых качеств педагога, авторитетного для детей и коллектива;
- организованность – без нее сложно разобраться с большим количеством документации, текущих конкурсов, а также создавать интересные уроки в таком режиме.
Тяжело будет в школе людям, которые не привыкли работать в режиме многозадачности, боятся критики и не умеют находить общий язык с детьми.
Права и ответственность
Основная ответственность – жизнь и здоровье детей. Занятия должны быть организованы так, чтобы этому ничего не угрожало. Ответственен учитель за качество своей работы, за соответствие учебной программе и целям образовательного учреждения. Состояние кабинета, сохранность мебели, демонстрационного материала, техсредств в кабинете – тоже в зоне ответственности педагога. Учитель рисования имеет право составлять авторские планы-конспекты уроков, использовать различные формы, приемы, технологии и методики, которые позволяют эффективно объяснить программный материал.
Также учитель имеет право:
- давать ребятам распоряжения по сохранению дисциплины в классе;
- вносить предложения по оптимизации условий учебного процесса в классе ИЗО;
- претендовать на повышение квалификации;
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- на поощрения;
- на социальные льготы и то, что полагается специалисту по контракту (сокращенная рабочая неделя, удлиненный отпуск, социальные гарантии, пенсия по выслуге лет и т. д.).
Имеет право рядовой педагог и на управление образовательным учреждением в той мере, в которой предполагает это Устав. Это значит, что учитель может участвовать в принятии коллективных решений, выдвигать собственные идеи в интересах школы и учебного процесса и т. д.
Как получить образование?
Весомый плюс, если еще в школьные годы будущий учитель получил образование в художественной школе. Далее он может поступать либо сразу в ВУЗ (государственный или коммерческий), либо учиться в педагогическом колледже, где дополнительной специализацией может быть «Учитель изобразительного искусства» или «Руководитель кружка изобразительного искусства». Впоследствии получив средне-специальное образование, молодой педагог может продолжить специализацию в ВУЗе на сокращенном сроке обучения.
Стать учителем рисования не так сложно: проходные баллы в ВУЗ не самые высокие. Это образование доступно для детей, которые не смогли поступить, например, на «Дизайн», но не хотят терять время и решают подать документы в педвуз.
Зарегистрировавшись в налоговых органах как репетитор, учитель рисования может давать частные занятия на дому. Так сегодня учат ребят, которые по разным причинам не могут посещать художественные школы и студии.
Источник
Подготовка учителя к уроку
Тема 2.3 Организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству.
Урок как основная форма учебно-воспитательной работы, особенности урока ИЗО. Требования к организации и проведению урока ИЗО.
1. Цель и задачи уроков ИЗО
2. Требования к уроку ИЗО
3. Типы уроков ИЗО
4. Структура урока ИЗО
5. Оборудование урока ИЗО
6. Подготовка учителя к уроку
Цель и задачи уроков ИЗО
В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного. Обучение изобразительному искусству происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха обучения школьников.
Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.
Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.
Прежде всего, на уроках необходимо создать условия для творческого развития ребенка – научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт.
Затем постепенно через освоение изобразительной грамоты в интересной и доступной, порой игровой, форме ребенок подготавливается к решению творческих задач. Такое обучение детей с использованием разнообразных современных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Одни более склонны к графическому воплощению образов, другие для их создания выбирают живописные материалы, третьи учащиеся предпочитают создавать декоративные или дизайнерские композиции. Важно, что и тем и другим детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в тоже время получить знания по предмету «Изобразительное искусство».
Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.
Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном смысле слово «урок», означало трудовое задание, которое следует выполнить за определённый промежуток времени.
Урок, как форма учебной работы, существует с 17 века, т.е. 300 лет. Эта форма работы оказалась настолько жизнеспособной, что в наши дни урок остаётся основной формой передачи детям знаний умений и навыков. Это значит, что большой процесс обучения складывается из малых звеньев — уроков, каждый из которых связан с предыдущими в единую цепь.
На уроке складываются из отдельных кирпичиков не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растёт умение думать, познавать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирования знаний.
Без систематического, целенаправленного формирования личности школьника в целом, а не только его знаний не мыслимо полноценное обучение, полноценный урок.
Урок – как форма обучения относится к классно урочной системе обучения. Ему присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки обучения (45 мин), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе той или иной темы.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, требования государства, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание на каждом уроке, занятии, мероприятии. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.
Учебно-образовательный аспект определяет, какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках (ЗУН).
Развивающий аспект — какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся, как изменяться их врождённые качества.
Воспитывающий аспект — какие качества личности будут формироваться.
Требования к уроку ИЗО
С точки зрения Харламова И.Ф. можно, собрав воедино, все положительные стороны структуры и нетрадиционные формы проведения уроков предъявить следующие требования к уроку:
1.Отчетливая целенаправленность урока, наличие плана своей деятельности и деятельности учащихся, с четко сформулированной темой, целью, задачей урока; планирование обратной связи.
2.Достаточное, оптимальное организационное и материальное обеспечение урока,
3.Оптимальный психологический режим урока,
4.Оптимальный темп и ритм работы на уроке,
5. Систематическая работа по формированию УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), урок должен быть проблемным и развивающим; вывод делают сами учащиеся;
6. Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой
основе систематическое развитие учащихся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
7.Экономия времени на уроке,
8.Непрерывный контроль и самоконтроль.
9. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
— свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
— открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
— деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
— обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.
Основная трудность для учащихся – самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Типы уроков ИЗО
В зависимости от цели, темы, и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. С точки зрения ФГОС, в школе применяются следующие типы уроков (по ФГОС):
С точки зрения худ. содержания существуют виды уроков ИЗО:
1. Рисование с натуры (по памяти, воображению),
2. Рисование на темы,
3. Декоративное рисование,
5. Худ. конструирование и основы дизайна
6. Беседы о красоте окружающего мира и искусстве
Структура урока ИЗО
Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.
Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.
Плохо, если ученики знают, что через 5 минут кончится опрос, а через 15 минут закончат объяснять новый материал, что ничего особенного на уроке не произойдет. Это плохо сказывается не только на усвоении знаний, но и на формировании чувств.
Полная бесструктурность урока, отказ от определенного его расчленения тоже не ведут к успеху. Таким образом, отказ от шаблона и поддерживания структуры в разумных рамках приведет учителя к своему собственному способу ведения урока – педагогическому почерку.
На практике наиболее широко используется урок ИЗО смешанного типа.
Основными элементами структуры урока ИЗО являются:
1.Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, объявляется тема урока, задание и практический результат урока.
2.Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные или динамические пособия.
3.Объяснение последовательности и приёмов выполнения работы. На этом этапе учителя чаще всего используют педагогический рисунок, демонстрацию приёмов работы.
4.Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях этому отводится основное время урока до 30 минут.
После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.
6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.
Оборудование урока ИЗО
Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.
На этапе объяснения педагог использует:
Во время рисования с натуры в классе должно быть три – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом — постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно научить отображать перспективу. Нужно иметь несколько видов драпировки, специальные подставки для регулировки уровня натуральной постановки. Иногда для искусственного освещения применяют специальные светильники.
Очень важна правильная организация рабочего места школьника. Учитель в начале урока должен проверять готовность к уроку. Рабочее место ученика не должно загромождаться лишними предметами. Стол должен быть оборудован наклоном или приспособлением для удобства при рисовании.
В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.
Подготовка учителя к уроку
Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку.
Совершенно необходимо учителю составлять как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы (какие?).
Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя, содержание объяснения нового материала.
Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.
Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.
Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в ФГОС. В настоящее время это:
1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»
2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
3.Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».
4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные личности, способные занять достойное место в обществе.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
— резко возросла информированность детей;
— современные дети относительно мало читают;
— ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: как обучать в новых условиях, каким же должен быть современный урок?
Особенностью современного урока в рамках введения ФГОС становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
— применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
— создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель — не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
— хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
— учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
— урок должен быть проблемным и развивающим;
— вывод делают сами учащиеся;
— минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
— в центре внимания урока — дети;
— учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
— планирование обратной связи.
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
— свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
— открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
— деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
— обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках ИЗО интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.
При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.
Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.
Основная трудность для учащихся – самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Проектная деятельность в изобразительном искусстве
ФГОС определяет включение проектной деятельности в рабочие программы по изобразительному искусству, рекомендуя учителям самостоятельно вводить проекты в учебный процесс, учитывая специфику предмета, интересы школьников и возможности образовательного учреждения.
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых.
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.
Результатом проектной деятельности учащихся по предмету «изобразительное искусство» является развитие образного, творческого мышления, способности выйти за пределы обыденного. Создание любого проекта невозможно без творческого начала. Ведь творчество — это принятие нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая имеет огромное значение для приобщения ученика к активной деятельности. Педагогу необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке. И от нас зависит, насколько верные способы мы найдем, чтобы раскрыть творческий потенциал личности учащегося в реализации художественно-творческого проекта.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
При выборе тех или иных методов обучения в современном образовании необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности.
Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Не менее важным, при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями; анализировать и обобщать изучаемые темы, факты, информацию; творчески подходить к использованию этих знаний; делать выводы из своих и чужих ошибок.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Так как, уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
Компьютерные технологии открывают новые возможности в работе учителя, позволяют решать различные образовательные задачи:
— предоставляют возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией (профессиональные сообщества, базы данных по предметам);
— дают возможности для профессионального роста и переподготовки (дистанционные курсы обучения);
— расширяют виды учебной деятельности для учащихся (поиск информации по предмету в интернете и обработка информации);
— позволяют использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся (CD диски по предмету, обучающие программы, учебные игры, тесты и пр.).
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков. Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода: необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные задачи,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Современный урок, построенный в соответствии с требованиями ФГОС, способствует формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся.
Структура традиционного урока ИЗО:
1) Организация занятия (установление дисциплины, регистрация отсутствующих в класс. журнале, настрой на работу, проверка подготовки к уроку, проверка д/з.
2) Сообщение нового материала ( объяснение целей, задач, новой темы, разъяснения, диалог)
3)Самостоятельная работа учащихся (выполнение рисунка, учитель следит за хлдом работы, обходит класс, делает замечания, пояснения, иногда исправляет)
4)Подведение итогов работы, завершение урока (выбор и показ наиболее удачных работ, объяснение достоинств и недостатков, задание на дом, уборка рабочего места, выставление оценок)
Содержание занятий по ИЗО в средней школе.
В школьной программе предусмотрено 4 вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь предусматривает занятие рисунком и живописью; декоративная работа- составление узоров, элементы художественного конструирования, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно- прикладного искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетическому воспитанию, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения, т.е. всесторонне развивает личность.
23. В чём состоит сущность и содержание годового календарно-тематического планирования. Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.
Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.
24. Поурочное планирование. Структура плана-конспекта урока.
Поурочный план — документ, регламентирующий деятельность на уроке:
учителя — по организации учебно-воспитательной деятельности;
учащихся — по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой.
План-конспект должен включать в себя следующие разделы:
· цель и задачи урока
· формы работы учащихся
· необходимое техническое оборудование
· структуру и ход урока
1. Распределение учебных часов. Если смотреть в разрезе «по годам обучения», то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры.
Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами: Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.
Источник