Поезд акварель московского метрополитена

На Арбатско-Покровскую линию метро вышел поезд «Акварель» с работами российских художников-анималистов из фондов ГДМ

К Новому году Московский метрополитен совместно с Дарвиновским музеем запустил тематический поезд-галерею «Акварель» с картинами выдающихся мастеров-анималистов XX века. Пассажиры столичной подземки увидят 30 картин с работами Вениамина Белышева, Василия Ватагина, Алексея Комарова, Вадима Трофимова, Константина Флёрова – художников, заложивших фундамент анималистического жанра в России и задавших вектор его дальнейшего развития. Состав будет курсировать по Арбатско-Покровской линии.

« Поезд «Акварель» украсили портреты животных из разных уголков Земли, некоторые виды находятся на грани исчезновения. Москвичи и гости столицы смогут не только насладиться неповторимой красотой и разнообразием животного мира, но и осознать его хрупкость, а это первый шаг на пути к сохранению природы – нашего общего дома», — поделилась директор Дарвиновского музея Анна Клюкина.

В Дарвиновском музее хранится крупнейшее в России собрание анималистического искусства, насчитывающее сегодня более 20 000 произведений. Идея сочетать естественнонаучные экспонаты с художественными произведениями принадлежала основателю Дарвиновского музея Александру Котсу и в начале XX века была новаторской. Котсу было важно, чтобы первый в России музей эволюции имел принципиально новое оформление, представляющее собой союз науки и искусства. Он мечтал, чтобы у биологии была своя Третьяковка, и для воплощения этого замысла привлек к работе над экспозицией бескорыстных и влюбленных в своё дело художников. В разные годы в штате музея работали прославленные анималисты: В.А.Ватагин, А.Н.Комаров, В.В.Трофимов, К.К.Флеров, В.А.Белышев, Д.В.Горлов, М.Д.Езучевский, Н.Н.Кондаков, А.Н.Формозов и другие. Их талантливым натуралистическим произведениям удалось, по словам Александра Котса, «…внести в экспозицию чарующий, задушевный отклик жизни, передать который бессильно самое искусно сделанное чучело».

Читайте также:  Тема урока по рисованию ночь

Тематический поезд «Акварель». Фотографии предоставлены пресс-службой Московского метрополитена

Яки. Константин Флёров. Фотографии предоставлены пресс-службой Московского метрополитена

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Источник

Тематическое метро: поезда-музеи и галереи

Именными поездами метрополитена называют составы с индивидуальными названиями в память о каких-либо событиях или во время тематических акций. На сегодняшний день действует 12 подобных поездов.

Основная цель таких подвижных культпроектов — привнести ярких красок в поездку в метро, напомнить о вечной красоте, которая нередко соседствует с нами и остаётся почти незамеченной среди повседневной суеты.

В тематических составах вы никогда не встретите рекламы! Снаружи и внутри такие поезда заметно отличаются. Каждый из них имеет полностью оригинальное оформление вагонов или же может выделяться своими экстерьерными конструктивными особенностями.

Итак, осторожно: двери закрываются — и мы оказываемся в поезде.

25 лет МЧС России

В конце декабря 2015 года по серой Серпуховско-Тимирязевской линии метро был запущен поезд «25 лет МЧС России». Во внутреннем оформлении вагонов отражена четвертьвековая история развития пожарно-спасательной службы, показаны различные спасательные операции. Состав состоит из восьми вагонов: «Наша история», «Центр управления в кризисных ситуациях», «Пожарно-спасательный поезд», «Московская служба спасения на водах», «Московский авиационный центр», «Современная техника столичного гарнизона», «Жизнь без ЧС», «Мы первыми приходим на помощь и служим людям».

Полосатый экспресс

Осенью 2015 года по Люблинско-Дмитровской ветке пустили новый тематический состав, посвящённый животному и растительному миру Дальнего Востока: всё пространство вагонов, включая полы, — изображения редких животных и растений. Этот «Полосатый экспресс» стал одиннадцатым именным метропоездом.

Поезд «Акварель»

В середине 2007 года на Арбатско-Покровской линии был пущен поезд — картинная галерея «Акварель». В его вагонах можно увидеть репродукции картин выдающихся художников современности и прошлого. Экспозиция периодически обновляется. С мая 2013 года курсирует поезд с обновлённой экспозицией, в которой представлены репродукции картин Сурикова, Айвазовского, Кустодиева, Шишкина, Репина и других знаменитых художников.

Поэзия в метро

В августе 2015 года на Филёвскую линию Московского метрополитена вышел обновлённый поезд «Поэзия в метро», посвящённый 120-летию со дня рождения поэта Сергея Есенина. Экспозиция состоит из фрагментов стихотворений поэта, а также иллюстраций и уникальных фрагментов рукописей его произведений, которые отображают жизненный и творческий путь этого мастера слова.

Читающая Москва

В декабре 2015 года был пущен обновлённый состав «Читающей Москвы». Пассажиры могут бесплатно скачивать электронные книги из личных библиотек участников проекта. По инициативе Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева в вагонах появились литературные схемы линий Московского метрополитена.

70 лет Великой Победе

С апреля 2015 года по Серпуховско-Тимирязевской линии курсирует именной поезд «70 лет Великой Победе». В вагонах поезда со сквозным проходом пассажиры смогут увидеть фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет. Новым именным поездом стал состав модификации 81-760А, который поступил в Московский метрополитен в январе 2015 года. При его создании применялись самые последние достижения отечественного машиностроения.

80 лет московскому метро

В вагонах юбилейного поезда, запущенного весной 2015 года, расклеены плакаты, рассказывающие об истории отечественного метро. Благодаря им пассажиры Сокольнической линии могут совершить небольшое путешествие по истории Московского метрополитена, узнать о том, что происходило в метро в годы Великой Отечественной войны, как развивался и технически совершенствовался наш метрополитен. В оформлении поезда использованы уникальные, ранее не публиковавшиеся фотографии, в частности, рассказывающие об укрытии москвичей на станциях метро от налётов вражеской авиации в 1941–1942 годах. На плакатах можно увидеть схемы метрополитена различных лет.

Курская дуга

Поезд «Курская дуга» впервые появился на Сокольнической линии 8 мая 2003 года. Его выход был приурочен к 60-летию знаменитого сражения (к 65-летию Великой Победы поезд обновлялся). Его появление связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Он был построен на пожертвования работников метро, его экипаж также составили сотрудники метрополитена. Семивагонный состав оформлен в едином стиле. На каждом вагоне, кроме названия «Курская дуга» и георгиевской ленточки, появились красные звёзды и знамёна с именем поезда доблести.

Красная стрела

9 октября 2006 года со станции «Воробьёвы горы» отправился в путь уникальный поезд, посвящённый «Российским железным дорогам», — музей на колёсах «Красная стрела» (по самой первой линии — Сокольнической). Отправление необычного состава было приурочено к празднованию 75-летнего юбилея легендарного и прославленного поезда «Красная стрела», который называют первым фирменным поездом России. В оформлении состава использованы фирменные цвета первого отечественного экспресса, а также цифры «75» и название «Красная стрела». Специально для праздничного поезда была подготовлена большая коллекция информационных плакатов-постеров, рассказывающих о создании, запуске, становлении поезда «Красная стрела». В экспозиции состава использованы уникальные архивные документы, редкие фотографии и картины.

Краски метро

С мая 2015 года на Арбатско-Покровской линии метро начал курсировать поезд, оформленный по эскизу победителя конкурса «Краски метро». Победителем конкурса стал 17-летний ученик кадетского училища Василий Потетюрин. Поезд на базе состава «Русич» обклеили специальной износостойкой плёнкой, на которую нанесли рисунок победителя.

Ретропоезд «Сокольники»

15 мая 2010 года, в день 75-летия Московского метрополитена, на Сокольническую линию вышел фирменный состав «Ретропоезда», который стилизован под поезда типа А, перевозившие пассажиров с 1935 по 1975 год. Фирменный состав состоит из семи вагонов серии 81-717/714А, спроектированных по аналогии с историческим подвижным составом типа А, вышедшем на Сокольническую линию в 1935 году. Ретровагоны окрашены в характерные для вагонов типа А цвета: песочно-жёлтый верх и светло-коричневый низ. Полностью воссоздан интерьер — декоративная облицовка выполнена с хорошо знакомой пассажирам старшего поколения фактурной поверхностью линкруст.

Старейший из действующих именных поездов

Обновлённый в мае 2015 года поезд «Народный ополченец» был запущен на Замоскворецкой линии метро в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Свою жизнь он начал в далёком 1989 году. В каждом из вагонов представлена информация о ныне здравствующих героях СССР — участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Москве.

Кроме того, поезд рассказывает о традициях народного ополчения, начиная с эпохи Смуты до Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной. Каждый вагон — это самостоятельная экспозиция, которая повествует об истории народного ополчения (битва под Москвой, Сталинград, Ленинград, деятельность ополчения на Украине).

Источник

«Акварель», «Полосатый экспресс», «Спасибо, донор!»: секреты тематических поездов метро

Узнать о прошлом «Табакерки», познакомиться с растениями из Красной книги, выяснить, какими будут Московские центральные диаметры, москвичи могут… в метро. А все благодаря тематическим поездам, посвященным выдающимся деятелям страны, важным городским программам, истории, науке и культуре.

Большинство необычных составов ходят по Кольцевой линии. С каждой ее станции можно пересесть на другую ветку, благодаря этому поезда видят много пассажиров. Также тематические составы курсируют по Серпуховско-Тимирязевской, Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской, Сокольнической, Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиям.

Первым тематическим поездом в подземке стал состав «Женский поезд имени 8 Марта». Он курсировал по Сокольнической линии примерно до 1975 года. Затем вагоны типа А, которыми был укомплектован состав, в рамках плановой модернизации заменили на новые.

Из действующих именных составов старейшим является «Народный ополченец», посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. Он начал работу на Замоскворецкой линии в 1988 году, но мало чем отличался от обычных поездов. В 2006-м снаружи на вагоны нанесли надписи «Народный ополченец» и «1941–1945», а внутри появились материалы о войне.

За последние годы в метро оформили десятки составов, их увидели миллионы пассажиров. Как создают тематические поезда — в материале mos.ru.

От идеи до выбора состава

Идеи оформления тематических поездов исходят как от самого Московского метрополитена, так и от других городских структур, а также от музеев или театров. Затем инициатор прорабатывает и презентует концепцию оформления состава.

Разработкой дизайна тематического поезда занимается целая команда. В ее состав входят профильные специалисты. Так, в создании макетов для поездов «Спасибо, донор!» и «Здоровая Москва» принимали участие врачи и ведущие специалисты столичного Департамента здравоохранения, а в подготовке поезда «Привет, Москва!» — историки, москвоведы и искусствоведы. Кроме того, над проектом работают дизайнеры и райтеры, которые придумывают сам макет и готовят текст для размещения на стенах вагонов.

«Метрополитен со своей стороны всегда проверяет содержательную часть проекта, достоверность информации и грамотность написанного текста. Также метро просит от инициатора запуска подтверждение, что макет смотрели филологи. Например, сотрудники Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина», — отметили в пресс-службе московского метро.

При создании проекта сначала определяют линию, по которой будет ходить тематический поезд. От этого зависит, состав какой серии будут оформлять.

«Разработанный дизайн-макет необходимо адаптировать под размеры конкретного поезда, для этого делается несколько выездов на место — в депо. Для итогового изображения важно учесть все, вплоть до миллиметра. А при печати важно, чтобы цвет был передан так же, как на макете», — добавили в пресс-службе.

Так, поезд «Великий русский артист Олег Табаков» не случайно запустили на Калужско-Рижской линии. Это очень символично: на станции «Рижская» было общежитие Школы-студии МХАТ, где жил актер, на «Тургеневской» находится старое здание Московского театра Олега Табакова, а на станции «Сухаревская» — новая сцена театра.

Для этого проекта выбрали состав типа 81-717/714, который называют номерным, так как он не имеет буквенного обозначения (как «Русич», «Ока» или «Москва»). В оформлении использовали изображения витражей, которыми украшена новая сцена Театра Олега Табакова на Малой Сухаревской площади, а также фотографии актера. Пассажиры могут узнать о семье Олега Табакова, о «Табакерке», появившейся в подвале на улице Чаплыгина, и спектакле «Матросская тишина». Также в вагонах представлены редкие архивные снимки и кадры из кинофильмов с участием актера.

От монтажных работ в депо до торжественного запуска

На запуск тематического поезда с учетом разработки макета и всех согласований уходит от трех месяцев, а монтажные работы занимают от пяти до семи дней. Специально отведенного места для оклейки и покраски поезда нет — это делают в депо. «Работы стараются выполнить как можно быстрее, потому что основная задача метро — перевозка пассажиров», — добавили в пресс-службе подземки.

Детали церемонии запуска состава обсуждают уже на финальной стадии оклейки поезда. Из депо на линии отправили поезда «Александровец», «Спасибо, донор!» и «Московская промышленность». А в феврале 2018 года официальная церемония запуска состава «Мой Маршак» прошла на станции «Партизанская» в присутствии пассажиров.

Запуск оформленного поезда может быть ночным. Так вышел на оранжевую линию состав «Великий русский артист Олег Табаков», а на зеленую — состав «МХТ имени Чехова», посвященный 120-летнему юбилею театра. В этом поезде каждый вагон посвятили важным событиям и людям, которые повлияли на создание и становление МХТ имени Чехова.

Пассажиры могли услышать отрывки из спектаклей разных лет, зачитанные известными актерами театра. Поезд перевозил горожан с ноября 2018-го до апреля 2019 года. За это время более двух миллионов человек узнали больше об одном из самых популярных театров Москвы.

Полгода на линии и новая экспозиция

Тематические поезда курсируют по линиям в среднем полгода. За это время состав могут увидеть около трех миллионов пассажиров. Этот достаточно короткий период обусловлен сроком службы пленки, которой оформляют вагоны. Однако в метро есть поезда, внешний вид которых остается неизменным. Это новогодний состав из вагонов Еж-3, который курсирует на линиях лишь во время зимних праздников, или «Акварель», у которой обновляется только внутренняя экспозиция. Кстати, в очередной раз поезд оформили по-новому в сентябре. Теперь пассажиры могут увидеть в нем растения Красной книги Москвы. Передвижная выставка состоит из пяти разделов и 35 произведений, которые художники подготовили специально для этого проекта.

Именной поезд «Акварель» пустили на Арбатско-Покровскую линию в 2007 году. В разное время его пассажиры смогли увидеть шедевры из собраний Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Вятского художественного музея имени Васнецовых, Московского музея современного искусства и Академии акварели и изящных искусств народного художника России Сергея Андрияки.

Существуют тематические поезда, которые запускают совсем на короткое время. Например, поезд «Московская весна a cappella», посвященный одноименному международному фестивалю и конкурсу, курсировал по Кольцевой линии только две недели. На стенах вагона разместили цитаты участников «Московской весны a cappella» из разных стран. Пассажиры узнали об истории фестиваля и особенностях пения без музыкального сопровождения.

Тематическими поездами зачастую становятся одни и те же составы. После завершения проекта пленку снимают, поезд становится обычным и готовым к новому оформлению.

В московском метро курсируют 18 тематических поездов, включая новогодний состав, который выходит на линию в зимние праздники, и поезд «Путешествие в Рождество». Сейчас горожане могут прокатиться на поездах «Акварель», «Сокольники», «Красная стрела», «Народный ополченец», «Музей Победы», «Привет, Москва!», «Александровец», «210 лет транспортного ведомства», «Московские центральные диаметры», «Спасибо, донор!», «Московская промышленность», «Полосатый экспресс», «Щукин. Биография коллекции», «80 лет ВДНХ», «Здоровая Москва» и «Великий русский артист Олег Табаков».

Источник

Оцените статью