Портрет натальи гончаровой акварель

О знаменитом портрете Натальи Гончаровой

(Почему Карл Брюллов отказался писать портрет жены Пушкина)

Александр Брюллов. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной.Конец 1831 – начало 1832. Бумага, акварель. Национальный музей Пушкина

С 1823 по 1835 год Карл Брюллов жил в Италии. Но после его возвращения в Россию у него было время познакомиться с Пушкиным (Пушкин погибнет в 1837г)
Позже Пушкин и Брюллов встречались неоднократно , очень хорошо относились друг к другу.Вот выдержка из писем, подтверждающая, что они были знакомы.

А.С. Пушкин — Н.Н. Пушкиной, 4 мая 1836, Москва:

«…Я уже успел посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…».

Из дневника художника-археолога Ф.Г. Солнцева (1801—1892 гг.):

«У Оленина я встречался с И.А. Крыловым, К.П. Брюлловым, А.С. Пушкиным, Гнедичем, Жуковским и с другими более или менее известными лицами…».
Пушкин влюбился в творчество Брюллова ещё до возвращения художника в Россию. Картина «Последний день Помпеи» прибыла в Россию раньше автора — в 1834-м. Александр Сергеевич посвящает ей несколько поэтических строк. И даже более того: на листе черновика — вместо обычных профилей и автопортретов — он набрасывает фрагмент картины Брюллова (возможно, наиболее впечатливший его эпизод).

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А.С. Пушкин

Читайте также:  Рисование первая младшая группа бублик

Когда Брюллов перебрался из Москвы в Петербург, общение поэта и художника продолжилось. Широко известен визит Брюллова домой к Пушкину: поэт, будто хвастаясь своим семейным счастьем, поочередно выносил и показывал живописцу своих полусонных детей. Брюллов не впечатлился и даже резко спросил Пушкина, зачем тот вообще женился.

А.С. Пушкин — Н.Н. Пушкиной, 18 мая 1836, Москва:

«…Брюллов сейчас от меня. Едет в Петербург скрепя сердце; боится климата и неволи…».
Карл Брюллов знал цену своему таланту и был очень капризным художником. Он не раз отказывался писать портреты людей, чьи лица считал неинтересными скучными или некрасивыми. Он даже портрет императора Николая I не написал.
Та же история вышла и с Натальей Николаевной Гончаровой.

Брюллов не посчитал жену Пушкина красавицей: ему не понравились её глаза — они были близко посажены, да ещё и косоглазие имело место (косоглазие Натальи Николаевны — известный факт, сам Пушкин называл её «косоглазой мадонной»).

Племянник Карла Брюллова Пётр Соколов (тоже художник) объяснял, почему Брюллов не стал писать портрет жены Пушкина, не стесняясь в выражения:
Все вокруг говорят: Карл Брюллов — гений! Гений! А я вот что скажу: в страшном сне не привидится жить рядом с гением, или, не дай господи, состоять в его близких родственниках.
Доказать? Пожалуйста: великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу поехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!
Именно так хамски и выразился! Не верите мне, спросите дружка его Тараса Григорьевича Шевченко, он сам об этом неоднократно упоминал и будто бы даже опубликовал где-то, шельма.

Написал этот замечательный портрет брат Карла Брюллова- Александр.Художник приступил к портрету в конце 1831 года. Наталья была тогда уже в положении, но беременность пока была мало заметна. На портрете Гончарова в девятнадцатилетнем возрасте. На ней светлое розоватое бальное нежное платье, вокруг декольте выписаны два ряда кружев. Знаменитая ферроньера на лбу молодой женщины и серьги придают этому портрету особую изюминку и парадность.

В ушах у Натальи красивые серьги с очень дорогими большими бриллиантами. Это вызывает крайнее недоумение: Пушкины, впрочем, как и Гончаровы, были довольно бедны, вели очень скромный образ жизни, они не могли позволить приобрести Наталье столь дорогое украшение.

Говорят, что эти серьги позаимствовал Пушкину его близкий друг князь Мещерский. Когда Наталья стала позировать для портрета Пушкин категорически настоял, чтобы она позировала только в этих прекрасных бриллиантах. Причем алмазы эти были вовсе не обычными – в серьгах находились знаменитые «Шириинские алмазы», про которые ходило много нелепых предрассудков и легенд. Говорили, что эти алмазы никак нельзя было носить любой женщине, которая не принадлежала к именитому роду князей Мещерских.

Портрет Натальи Гончаровой Брюллова – это единственный портрет этой женщины в анфас, то есть, когда изображение на портрете смотрит прямо на зрителя. Все другие ее портреты выписаны либо в профиль, либо в три четверти. На портрете Брюллова видна, как тогда деликатно говорили, «неопределенность во взгляде», а говоря обычным языком, Наталья Гончарова была косоглазой. Глаза Натальи, большие и выразительные, были слишком близко расположены друг к другу, причем один глаз безнадежно косил.
Но последний факт не помешал Александру Брюллову создать истинный шедевр.Портрет уникален тем, что он совмещает в себе парадность и одновременно трогательность, необычайную воздушность.

Источник

Портреты Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской

Портреты Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской

По — ангельски кротко,
по — дьявольски томно
Шлёт взор из – под век,
А в грации шеи таится надломно
Тюльпана побег.

Изящной головки слегка озадачен
Прелестный бутон.
Кого осчастливил, кому предназначен
Сей дивный поклон?

Открытое платье всем кажет несмело
Обрушенность плеч.
Простите ей, люди.
Она не сумела супруга сберечь.

Когда довелось, не страшась катафалка,
Под дулом стоять,
Поэт посчитал —
за Такую не жалко
Жизнь богу отдать.

Сохранилось довольно много словесных описаний внешности Натальи Николаевны и ее художественных портретов. Естественно, каждый видел и воспринимал ее по-своему и, прежде всего как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех прославленных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.

­
Наталья Гончарова. Неизвестный художник.
Начало 1820-х. Бумага. Акварель

А вот что записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной:

«Натали еще девочкой-подростком­ отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. Участвовала она и в прелестных живых картинах, поставленных у генерал-губернатора кн. Голицына и вызвала всеобщее восхищение. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею. Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы. Но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех».

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась; я просил ее руки».

«В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой».
(А.П. Арапова)

­
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1831-1832 г. Бумага, акварель.

«При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его — Александр Брюллов — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Автор их — Вильгельм Гау — с 1840 года придворный художник. Его многочисленные портреты Натальи Николаевны — более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 — 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство». из статьи Римской Корсаковой http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8910.php

Владимир Гау создал пять акварельных портета Натальи Николаевны в 1842, 1843, 1844 и 1849 годах. Этому художнику, как никому другому, удалось запечатлеть на бумаге особенности натуры Натальи Николаевны. Ни тени кокетства или позёрства. Невольно вспоминаются горькие слова П. А. Вяземского, обращённые к вдове Пушкина в 1841 году по поводу её красоты: «Вы власть, Вы могущество в обществе. Я не знаю, почему Вы роковым образом не умели никогда в подобном случае взять выигрышную роль, которая предназначена Вам природою и принадлежит по самому законному праву. Вы не умеете царствовать. Не стоило быть столь прекрасной, как Вы, чтобы достигнуть такой печальной цели». Характерно, что на двух акварелях Гау 1849 года Наталия Николаевна изображена уже женой генерал-майора П. П. Ланского, за которого она вышла замуж в 1844 году; но облик её, самоощущение не изменились.

­
В. Н. Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1841

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842. Акварель

­
К. П. Мазер Наталья Николаевна Пушкина.

­
В. Гау. Портрет Н. Н. Пушкиной. 1842-1843. Акварель

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849

­
В. Гау. Н. Н. Пушкина-Ланская. Акварель. 1849.

Два сохранившихся портрета масляными красками показывают нам облик Наталии Николаевны в последний период её жизни. Первый из них написан летом 1849 года Иваном Макаровым — молодым художником, который сам попросил Наталию Николаевну «заняться» её портретом, так как «сквозил характер лица». «Чрезвычайно изящная картина», написанная Макаровым за три сеанса, заслужила следующий отзыв модели: «. это один из лучших моих портретов. я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож».

­
И. К. Макаров Наталия Николаевна Ланская. 1949

Интересно, что Макаров, представитель молодого поколения как в общественной жизни, так и в живописи, сумел не только реалистически передать черты модели, но возвести их в идеал, воплотив в нём своё представление не столько о генеральше Ланской, сколько о жене великого поэта, которой было посвящено стихотворение «Мадонна».

­
H. Н. Пушкина-Ланская. Конец 1850-начало 1860-х г.г. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография

­
Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

­
И. К. Макаров Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1963

На последнем портрете Наталии Николаевны, написанном салонным живописцем Т. А. Неффом, вероятно, в 1856 году, мы видим уже немолодую женщину с бледным, осунувшимся лицом, с синими тенями под запавшими глазами, как это бывает с возрастом. Всё ещё правильные черты несут на себе отпечаток перенесённых страданий и усталости. Семь лет, разделяющие портреты работы Макарова и Неффа, были для Наталии Николаевны полны тревог, переживаний, болезней.

­
T. Нефф(Макаров) Н. Н. Пушкина-Ланская. Масло. 1856 (?)

Каждый из этих двух художников ставил перед собой разные задачи и пользовался разными творческими методами. Для Макарова главным было создать возвышенный образ женщины, вдохновившей некогда Пушкина на дивные стихи. Он делает лицо центром картины — это самое яркое пятно, освещённое несколько сверху и с той стороны, куда повёрнута голова. Нежный румянец мягко сияет на золотисто-коричневом фоне портрета. Дополнительным цветовым акцентом, оттеняющим лицо, служит белое прозрачное газовое покрывало, ниспадающее с головы на плечи и грудь. Это воздушное, как бы сотканное из лунного света обрамление лица сообщает образу известную лёгкость и одновременно торжественность. И придаёт портрету отдалённое сходитсво с Сикстинской мадонной Рафаэля. Высокому строю произведения способствуют и другие приёмы: овальная форма холста и вторящие ей линии лба, волос, подбородка, плеч, покрывала; живопись жидкими красками с лессировками, так что местами просвечивает тёплый тонированный грунт; употребление красок, смешанных с белилами, сложных полутонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Нефф видел свою задачу в том, чтобы представить даму высшего света, жену крупного военного чина. Это прежде всего репрезентативный (представительский) портрет. Наталия Николаевна изображена в парадном дорогом наряде и драгоценностях на фоне резной спинки кресла и вьющихся лоз плюща. На ней белое открытое платье, отороченное кружевами, с правого плеча спущена красная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее голубая с жёлтым узором лента, скреплённая бриллиантовой брошью, в ушах голубые эмалевые серьги. Желая возвысить модель за счёт антуража и аксессуаров, художник избирает прямоугольный формат портрета, резкое пересечение линий, контрастные сочетания красок. Он употребляет яркие локальные тона, пишет объёмным пастозным выпуклым мазком.

И всё же, быть может, именно на фоне этой кричащей роскоши виднее благородство черт усталого, немного скорбного лица. Вот как выглядела Наталия Николаевна примерно в то время, по словам Л. Спасской, дочери врача в Вятке: «От её некогда знаменитой красоты сохранилось мало следов. В обращении Наталия Николаевна производила самое приятное впечатление сердечной, доброй и ласковой женщины и обнаруживала в полной мере тот простой, милый аристократический тон, который так ценил в ней Пушкин».

История создания портрета К. Лаша широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне»13. В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

­
К. Лаш. Портрет Пушкиной-Ланской. 1856

На портрете К. Лаша Наталье Николаевне неполных 45 лет. На ней черное закрытое платье и черная кружевная косынка на голове. Освежают лицо жемчужные серьги с бусами и белый кружевной воротничок. Несколько странно выглядит темно-зеленый бант, приколотый поверх воротничка, который, возможно, делал бледное лицо более розовым. Некоторую «траурность» портрета скрашивают пурпурные складки спущенной с плеч то ли бархатной накидки, то ли драпировки. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет.


» loading=»lazy»/>

Источник

Оцените статью