- Для обучения живописи лучше всего подходит гуашь, объясняю почему
- Если сравнивать гуашь с маслом, акварелью и акрилом:
- Плюсы использования гуаши в своём творчестве:
- Минусы использования гуаши в живописи:
- Область применения
- Какую гуашь выбрать
- Кисти для гуаши
- Подведём итог
- Живопись гуашью
- 195 лучших картин в технике гуашь, описание, свойства, история краски
- Что такое гуашь
- Происхождение термина
- История создания краски
- Виды гуаши
- Плакатная
- Художественная
- Акриловая
- Флуоресцентная
- Свойства и особенности гуашевой краски
- Техники
- Пастозная техника
- Лессировка
- По влажному
- Разбрызгивание
- Чем отличается от акварели
- История живописи
- 10 лучших художников, писавших гуашью
- Российские художники, писавшие гуашью
Для обучения живописи лучше всего подходит гуашь, объясняю почему
Привет, хочу поделиться некоторыми наблюдениями и опытом работы с таким художественным материалом как гуашь.
Мне нравится этот материал. Как же его не любить, прорисовав им больше 10 лет. Он имеет, как и любой другой материал свои плюсы и минусы, о которых я и расскажу в этой статье.
Художественная гуашь – это водорастворимая краска имеющая в своей основе пигмент, клей, белила и другие вещества, влияющие уже на качество краски.
Многие люди считают гуашь детской краской, которой рисуют разве что в школе. И действительно, это один из самых популярных материалов, который используется для обучения живописи, но я не стал бы называть его детским.
Если сравнивать гуашь с маслом, акварелью и акрилом:
- В отличие от прозрачной акварели, гуашь – это густая, кроющая краска, но при сильном разведении водой приобретает похожие свойства. Но из-за наличия белил цвет выглядит менее ярким и сочным.
- Густая гуашь может перекрывать предыдущий сухой слой, она достаточно густая, чтобы оставлять пастозные живописные мазки в чём становится похожей на масло. Но к сожалению, при высыхании слегка выбеливается и теряет глубокую цветовую насыщенность, которая сохраняется в масляной живописи.
- Если сравнивать гуашь с акрилом, то мне больше нравится акрил, но он подходит для опытных художников. Эти материалы похожи в работе, но акрил быстро высыхает и перестаёт растворяться водой в отличие от гуаши, что приводит к некоторым неудобствам. У акрила много других положительных нюансов, о которых могу рассказать в отдельной статье.
- Меня если честно удивляет стремление начинающих художников сразу писать картины масляной краской. Холст и масло в наше время стоят приличных денег и тратить их на учебные работы, особенно совсем начального уровня считаю неправильным. Гуашь, бумага или картон стоят гораздо дешевле и идеально подойдут для обучения.
- Техника акварельной живописи достаточно сложна для начинающих, а акрил требует быстрой уверенной работы. Если закрыть глаза на некоторые минусы гуаши, то этот материал по своим свойствам идеально подходит для обучения живописи.
Плюсы использования гуаши в своём творчестве:
- Краска укрывистая, верхний слой перекрывает нижний сухой слой, что позволяет исправлять ошибки и переписывать работу в отличие от акварели.
- Быстро сохнет, достаточно пары минут, чтобы засох густой слой гуаши в отличие от масла.
- Растворяется водой и отстирывается от одежды. При полном засыхании краски в баночке достаточно добавить тёплой кипячёной воды и дать время раствориться, чтобы вернуть краску в рабочее состояние. Чего не скажешь об акриле и масле.
- Не имеет сильного запаха, безопасна для организма взрослых и детей.
Минусы использования гуаши в живописи:
- Профессиональные художники редко пишут гуашью картины, так как такие работы недолговечны. Они со временем растрескиваются и выгорают. Для этого лучше подходят акриловые и масляные краски.
- При высыхании цвет немного тускнеет и приобретает некоторую разбеленность.
Область применения
- Гуашью работают на бумаге, картоне, дереве.
- Если добавить к краске мыла в некоторых пропорциях с водой, то ею можно расписывать стёкла и тело человека, после засыхания такой вариант краски легко смывается.
- Часто в гуашь добавляют немного клея ПВА для использования в декоративных работах. В этом случае краска после засыхания приобретает более однородную гладкую поверхность и устойчивость к воде, но выбеливается, и итоговый результат по цвету может сильно отличаться от желаемого.
Пример работы гуашью:
Какую гуашь выбрать
При выборе гуаши рекомендую ориентироваться на цену, дело в том, что существует обычная дешёвая гуашь и более дорогая профессиональная с различными добавками, более качественным пигментом и клеем. Всё это будет влиять на её укрывистость и долговечность.
Но если вы только начинаете свой творческий путь художника, я бы порекомендовал использовать краску средней ценовой категории.
Слишком дешёвая краска в маленьких баночках скорее всего вам не подойдёт, это действительно детский вариант.
Палитры из 12-ти цветов будет вполне достаточно, если какой-то из цветов заканчивается, то его можно приобрести отдельно. Я лично предпочитаю смешивать краски самостоятельно, поэтому мне всегда хватало палитры из 6 цветов. Но порой был необходим какой-то оттенок, который невозможно получить при смешивании, поэтому 12 цветов хороший вариант.
Во время обучения уходило довольно много красок и других художественных материалов, поэтому вопрос экономии был всегда актуален. Не каждый студент мог позволить себе использовать дорогостоящие материалы. Сейчас выбор производителей красок стал больше. Мы же пользовались красками марок Гамма, Луч, Сонет, Мастер-класс и были довольны.
Стоимость больших наборов гуаши: (о кистях для гуаши читайте ниже)
Кисти для гуаши
Кисточки для работы с гуашью могут быть из разных животных, но лучше всего подойдут кисти из колонка и синтетики.
Подведём итог
Гуашь идеально подходит для обучения, легка и безопасна в использовании. С её помощью можно изучать различные технические приёмы, которые применимы в акварельной и масляной живописи. Она относительно недорогая по цене.
Информация в этой статье является исключительно рекомендательной и выбор всегда за вами.
Ставьте лайк, если было полезно и задавайте вопросы в комментариях, всем добра!
Источник
Живопись гуашью
Картины гуашью представляют собой изображение на бумаге, картоне, фанере или плотном шелке, нанесенное плотными водорастворимыми красками. Гуашь (фр. Gouache , итал. guazzo водная краска, плеск) – матовая непрозрачная краска из пигментов, воды, белил и гуммиарабика или крахмала как связующих веществ. Поверхность при ее использовании выходит гладкая и бархатистая. Художники полюбили эту технику за быстрое высыхание, удобство в работе, возможность разбавить засохшую краску водой, а главное – за право на ошибку и многократное корректирование рисунка. Высохшая гуашь позволяет мастеру перекрыть новым слоем неудачный фрагмент картины, при этом старый фрагмент не просвечивает и не оставляет следа. Художник учитывает и то, что при нанесении нескольких слоев краски участок картины трескается и осыпается. После высыхания гуаши изображение светлеет, но сохраняет яркость, насыщенность и равномерность цвета. Профессиональные художники пренебрежительно отзываются о рисунках гуашью, называют технику искусством «детской» или «плакатной» живописи. Эта техника используется при создании цветных эскизов и набросков, портретных миниатюр, книжных иллюстраций, произведений станковой графики.
Гуашь появилась в Европе в эпоху Средневековья, когда художники добавляли в акварель белила для уплотнения цвета: мазок гуаши выделялся на размытом акварельном фоне. Новую краску сразу полюбили иллюстраторы. Первым технику комбинирования гуаши и акварели в создании картин использовал художник-маньерист Паоло Пино (1525-1587). Мастера Возрождения применяли гуашь для усиления яркости и контрастности эскизного рисунка. Термин «рисунок гуашью» появился в XVIII веке во Франции, а в конце XIX – начале XX века наступило время расцвета техники. Великие художники эпохи — Марк Шагал и Сальвадор Дали, Борис Кустодиев и Анри Матисс, Эдгар Дега и Валентин Серов — охотно использовали гуашь при создании картин. Художники-оформители XX века применяли флуоресцентную разновидность краски для оформления спектаклей и усиления декорационных эффектов в темноте.
Гуашь популярна среди художников всех стилей и жанров, технику используют в создании пейзажей и натюрмортов, портретов и жанровых сцен. Бархатная фактура краски великолепно передает атмосферу вечерних сумерек и предрассветных туманов. Для создания картины художники выбирают кисти из натуральной шерсти с острым кончиком. В работе с гуашью существует несколько методов нанесения мазка и работы со слоями: пастозная техника напоминает масляную живопись, лессировка подразумевает разбавление гуаши водой, граффито напоминает «гравировку» рисунка: мастер процарапывает верхний слой краски и обнажает нижний. На мягкость и контрастность изображения влияет количество слоев и влажность кисти и бумаги для рисунка. Художники считают гуашь идеальным материалом для создания картин смешанной техники: краска контрастирует с мягким акварельным фоном, но смягчает резкие цвета акрила.
Источник
195 лучших картин в технике гуашь, описание, свойства, история краски
Гуашь, благодаря своим уникальным свойствам, — идеальная краска для начинающих художников. Ее состав позволяет живописцам в качестве полотна использовать практически любой материал: стекло, бумагу, дерево, керамику. Познание различных техник позволяет создавать настоящие шедевры. Подтверждения этого — картины известных российских и мировых художников. Расцвет гуаши начинается в XVIII столетии, хотя еще в Средние века живописцы использовали краску с подобным составов для создания книжных миниатюр и портретов.
Что такое гуашь
Специалисты рекомендуют начинать обучение живописи с использования простых материалов, к которым относиться и гуашь. Ее легко наносить на любую поверхность, включая керамику и ткань. Для работы нужны только кисть и вода, больше никаких вспомогательных средств.
Гуашь — водорастворимая краска. В ее состав входят красящие, тонко растертые пигменты, белила и клеевые связующие. Она принадлежит к непрозрачным краскам. Ей свойственен более сильный цвет, чем для акварели.
Основой для создания гуаши стала акварель, в которую ввели титановую белую краску, что привело к увеличению плотности. У рисования этой краской есть специфика – ее пигмент быстро высыхает, приобретая более светлый оттенок.
Свойства гуаши позволяют устранять допущенные недочеты. Для этого нужно подождать высыхания предыдущего слоя и нанести следующий, исправив погрешности.
Мнение современных художников о гуаши разнятся: некоторые считают, что это детская краска. Но на самом деле она представляет собой самостоятельную технику наравне с акварелью. С ее помощью создают красивые натюрморты, портреты, пейзажи.
Происхождение термина
Термин гуашь (от фр. gouache, от итал. guazzo «водная краска, плеск») пришел из Франции, где появился в XVIII столетии, хотя техника живописи гуашью в европейских странах была известна еще в средние века. Гуашь вначале представляла собой один из видов акварели. Для придания плотной фактуры к водяным краскам стали подмешивать белила.
В средние же века клей вводили в пигменты на водной основе. Опытным путем со временем художники выяснили, что порошок мела и цинковые белила делают краску непрозрачной и увеличивают ее плотность.
История создания краски
Книжные миниатюры в Средневековье выполнялись с использованием комбинации гуаши и акварели. Эпоха Возрождения известна применением гуаши для различных подготовительных работ, создания эскизов, а также изготовления миниатюрных портретов.
Живопись гуашью получила свой расцвет в Российской империи в XIX — начале XX века. Именно в этот период живописцы организации «Мир искусства» использовали краску для декораций, плакатов, массивных станковых произведений и т.д.
Гуашь делают из пигментов, в которые добавляют белила и клей. Белила дают ей матовость и бархатистость, однако, когда они высыхают, цвет пигмента становится более тусклым.
Виды гуаши
Гуашь не является краской, обладающей универсальными свойствами. Основа гуаши остается неизменной, но отличаются компоненты в ее различных видах, которые и создают разнообразные эффекты.
Плакатная
Эту краску применяют для изготовления плакатов, театральных декораций. В ее состав включены яркие пигменты и клей, обеспечивающий стойкость. Она быстро сохнет. Благодаря каолину в составе рисунки не выгорают. Плакатной гуашью рисуют на холсте, фанере и картоне.
Художественная
Такой тип относят к профессиональным краскам. С ее помощью можно писать картины большого размера. Ее свойства — матовая бархатистость и высокая покрывающая способность. Одного мазка достаточно для создания яркого насыщенного цвета.
Акриловая
Этот вид гуаши можно встретить не так часто, как остальные, но она обладает совершенно уникальными свойствами. Краску можно наносить на любые поверхности, при этом рисунок выходит яркий и стойкий, ему не страшны даже механические повреждения.
Флуоресцентная
Введенные в состав пигменты делают краски яркими и наделяют свойствами свечения под ультрафиолетовыми лучами. Неоновые краски сами светятся в темноте. Такой вид красок нужно наносить на основу белого цвета, что связано с низкой кроющей способностью.
Свойства и особенности гуашевой краски
Основное достоинство гуаши — способность равномерно покрывать поверхности больших размеров одним оттенком, что делает эту краску фавориткой многих знаменитых художников. Еще одно преимущество – возможность исправить неверный мазок, наложив сверху еще один слой краски.
Однако, есть и ряд недостатков:
- Когда краска высыхает, основной пигмент существенно светлеет. Чтобы научиться правильно подбирать нужный тон при рисовании, придется потратить много сил и времени.
- Если наложить слишком толстый слой краски, при высыхании это приводит к растрескиванию и обсыпанию. Неудачный мазок, исправленный более трех раз, не приживется.
Техники
Гуашевая живопись отличается различными техниками рисования.
Пастозная техника
Характерным для техники является нанесение на поверхность неразбавленных густых мазков. В зависимости от направления мазка фактура будет меняться. Добиться лучшего результата поможет клей ПВА, добавленный в краску. Он будет служить скрепляющим элементом и не позволит растрескаться гуаши.
Сначала следует наносить светлые мазки, после того как они высохнут, художник начинает писать гуашью с темными пигментами. Когда рисунок высох, берут специальный инструмент и расцарапывают им верхний слой краски, чтобы раскрыть нижний. Техника напоминает гравюру и позволяет создавать оригинальные фактуры.
Лессировка
Техника рисования «лессировка» предполагает нанесение в несколько этапов полупрозрачных слоев краски. Максимально допустимое количество слоев – 5. При этом каждый предыдущий слой должен просохнуть перед нанесением следующего. Если не следовать этому правилу, получится «грязный» цвет и рисунок будет испорчен. Правильное выполнение техники позволяет создавать сложные тона и потрясающие картины.
По влажному
Такая техника — привычка для любителей акварели. Ее использование предполагает разведение красок водой больше, чем обычно. На бумагу наносят несколько красок, они начинают растекаться, приобретая интересные формы. Если подобное не происходит, значит краска недостаточно разведена водой. Чтобы этого избежать, можно немного смочить водой бумагу.
Разбрызгивание
Простой метод создания фактуры. Лучше разбрызгивать краску, используя небольшую малярную кисть. Ее погружают в краску, при этом щетинки оттягиваются от картины, а потом резко отпускаются. Происходит распыление облака мелких капель краски. Часть картины, на которую не должны попасть брызги, нужно прикрыть другим листом бумаги.
Можно также выделить «мокрое по сухому», «сухой кистью», зернистость и т.д.
Чем отличается от акварели
На палитре и по внешнему виду гуашь похожа на акварель. Однако, ее поведение в процессе работы больше напоминает масло или акрил. Акварельные работы прозрачные, на них наблюдается переход от светлого тона к темному. В названии этой краски есть слово «аква», то есть вода. Основные свойства — мягкость, текучесть. Картины акварелью получаются нежными и воздушными.
В составе гуаши тоже есть вода, но эта краска обладает совершенно другими свойствами. Работы гуашью создаются путем накладывания на холст непрозрачных мазков. Плотность позволяет накладывать более светлые тона на темные мазки. Используя эту краску, легко исправить погрешности на картине, довольно просто нанести новый мазок поверх старого.
Таким образом, гуашь от акварели отличается плотностью нанесения. Если акварель водянистая и легкая, то гуашь насыщенная и плотная.
История живописи
Искусство гуашью сделало первоначальные шаги во времена средневековых книжных миниатюр. Живописцы Азии и Европы создавали необычайные иллюстрации, добавляя белила в акварель.
Возрождение характеризуется применением гуаши при создании фресок и эскизов картин. В XVI-XVII веках начинает развиваться портретное искусство. Это привело к тому, что ею писали портреты-миниатюры на различных материалах.
В XVIII-XIX веке, комбинируя гуашь с акварелью, авторы картин добиваются того, что их работы выглядят реалистично и выразительно. В середине XIX века начинают активно производить заводскую гуашь. Именно в это время гуашевые краски приобретают свои основные свойства: густоту, матовость и т.д.
В конце XIX — начале XX века великие живописцы активно работают с гуашью, применяя ее для создания полноценных произведений искусства. В России техника гуашью достигает высокого уровня развития. В этот период появляются картины гуашью известных художников, таких как Серов В.А., Головин А.Я., Бенуа А. Я. и другие.
10 лучших художников, писавших гуашью
Эдвард Лир (1812 — 1888)
Английский живописец Эдвард Лир стал первым художником, «оживляющим» чучел. Вместо них он рисовал живых птиц. После того как ухудшилось зрение, Лир начал много путешествовать и обратился к пейзажной живописи.
Джон Рескин (1819-1900)
Английский художник, который совмещал живопись и литературную деятельность. Интерес вызывает то, что при помощи живописи он изучал темы, о которых писал основные книги. Рескин делал эскизы птиц, цветов, гор, почв.
Живописец делал акцент на том, что главным художником является природа и только настоящий гений способен не заслонять собой природу от зрителя.
Роза Бонер (1822-1899)
Французская художница, чьим единственным наставником в живописи был ее отец – художник-пейзажист. С молодых лет Розу привлекало изображение животных. Для 19 века ее картины были уникальными благодаря профессионализму, с которым были выполнены.
Для создания работ художница изучала анатомию животных, занималась препарированием. Сюжеты картин пользовались популярностью в Англии и Америке.
Гюстав Моро (1826 — 1898)
Французский художник-символист, отдающий предпочтение мифологическим и библейским сюжетам. Годы, прожитые в Италии, наложили отпечаток на его творчество. Вдохновение он черпал в работах мастеров Ренессанса (Леонардо, Микеланджело). Позже Моро увлекся изучением орнаментов разных народов мира и историей костюма. Новые знания были интегрированы в работы художника.
Эдгар Дега (1834 – 1917)
Французский художник, один из основателей импрессионизма. Для его творчества характерны: неожиданные предметы, которые заслоняют героев, смещенные композиции, репортажные моменты, схваченные невзначай. Эдгар Дега любил писать движение, его герои на полотнах живут своей жизнью, не подозревая, что на них кто-то смотрит.
Мария Евфросиния Спартали-Стиллман (1844 — 1927)
Английская художница — значимый деятель в викторианском мире искусства. Марию Спартали отличает прекрасная техника и чувство цвета. Основой для написания многих картин были исторические и литературные сюжеты эпохи Возрождения. Ее работы выставлялись наравне с художниками-мужчина, что было несвойственно тому времени.
Луис Уильям Уэйн (1860 — 1939)
Один из самых популярных английских художников XIX-начала XX века, который прославился изображением человекоподобных котов. На его картинах кошки появляются в различных «человеческих» ситуациях: играют в карты, фехтуют, развлекаются на пляже и т.д.
Иллюстрации Уэйна появились в более чем ста детских книгах, рисунки тиражировались на открытках.
Пит Мондриан (1872 — 1944)
Нидерландский живописец, основоположник абстракционизма. Самые известные картины художник написал, используя три цвета – желтый, синий, красный, а также три «не-цвета» — белый, серый, черный. Это геометричные работы, на которых присутствуют линии. Со временем художник отказывается от использования черного цвета.
Пабло Пикассо (1881—1973)
Испанский живописец, один из создателей кубизма. Картины Пикассо входят в список самых дорогих мировых полотен. Его творчество делится на несколько периодов: ранние годы, «голубой», «розовый», «африканский», кубический и пр. У каждого из них есть ряд особенностей, но чаще Пикассо рассматривают именно как основоположника кубизма.
Марк Захарович Шагал (1887 — 1985)
Еврейский художник, живший в России, Франции, Америке и сохранивший свою самобытность. Для Шагала характерен собственный уникальный стиль в живописи.
Одним из символов Марка Шагала стали летающие люди. В различных образах он любил изображать свою жену Беллу и родной город Витебск, который просматривается сквозь парижские и иные пейзажи.
Для полотен Шагала характерны яркие цвета и игры с законами построения композиции.
Российские художники, писавшие гуашью
Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927)
Творчество Бориса Кустодиева отличает любовь к жанру портрет — картин, на которых окружающий пейзаж или интерьер открывает характер героя. Его полотна отличаются яркостью и жизнерадостностью. Для бытовых сцен характера декоративность и зрелищность.
Работы этого художника излучают здоровье, радость и жизнелюбие независимо от периода, в который были написаны. Среди известных картин, написанных: «Портрет Федора Шаляпина», «Масленица», «Ярмарка»
Казимир Северинович Малевич (1879 — 1935)
Российский художник-авангардист, теоретик искусства, основатель супрематизма. Малевич бросил вызов академическому искусству, экспериментировал на своих картинах, совмещая несочетаемое. Творчество Малевича постоянно менялось и развивалось, он испробовал все направления и стили, которые возникли на рубеже 19-20 веков. Среди известных полотен: «Купальщик», «Автопортрет», «Голова крестьянина».
Судейкин Сергей Юрьевич (1882 — 1946)
Российский живописец, который относил себя к символической живописи. Его картины пронизаны театральностью, балаганностью, которая перекликается с трагизмом. Сергей Судейкин изображал своих героев в резких позах, используя для этого яркие цвета. Среди известных картин: «Венецианские куклы», «Влюбленные при луне».
Всеволод Андреевич Филиппов (1893 –1976)
Главные темы художника Всеволода Филиппова – русская природа, русское зодчество, история Руси. Его картины были впервые представлены на персональной выставке в 1955 году. Мир признал во Всеволоде Андреевиче тонкого пейзажиста и мастера со своеобразным стилем. Известные картины: «Закат», «Бегут ручьи», «Московские дворики» и др.
Валентин Александрович Серов (1965-1911)
Для картин Валентина Серова характерна светлая, «солнечная» интонация. Художник старался в живописи передать все то, что радует глаз человека. Портреты, написанные Серовым, отличаются удивительным сходством, одновременно очень точно подчеркивая черты характера героя. Поздние работы демонстрируют универсальность художника, поскольку не ограничены стереотипами какой-либо школы. Известные картины: «Натурщица», «Зимой», «Похищение Европы».
Источник