СБОРНИК ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ РИСУНКА»
Лекция 5. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ПРОСТРАНСТВА
5.1. Последовательность изображения предметов.
Процесс изображения предметов состоит из четырех этапов: схематизации, типизации, индивидуализации и обобщения.
На первом этапе изображения намечают предметную форму в упрощенном виде, немногими линиями и абстрактными обобщенными фигурами. Такой рисунок представляет собой схему, мало понятную непосвященному, но необходимую для рисующего, так как создавая ее, он начинает строить композицию, намечает основные пропорции и части предмета, их положение и движение всей массы формы. Эта схематизация предполагает детальное изучение предмета и является предпосылкой правильного решения задач следующего этапа изображения.
Изучение предмета всегда начинают с постановки и выяснения вопросов конструкции: что это такое? Зачем этот предмет нужен? Из каких частей он состоит? Зачем нужны эти части? Что они несут? Как соединяются друг с другом?
Для изображения конструктивных особенностей предмета выявляют его положение; основные размеры; направление движения формы; место на листе бумаги, которое займет предмет; величину рисунка. Последовательное выяснение этих вопросов помогает решению композиционной задачи рисунка.
Изображение конструктивных элементов и пространственной формы требует выделения основных несущих и несомых частей предмета, а также наблюдения контуров, ограничивающих эти части: какой линией или фигурой можно изобразить основные части? Как расположить эту фигуру на листе относительно его горизонтальных и вертикальных краев? Каково направление контуров основных частей предмета? Какими линиями надо изображать верхние (нижние, левые и правые) части контура?
Типизация представляет собой второй этап рисования, позволяющий обогатить схематическое изображение более конкретными признаками, которые выявляют типичные особенности данного предмета, свойственные целой группе родственных предметов.
Для выделения типичных признаков предмета внимательно рассматривают его основные конструктивные части, определяют их размеры, характер контуров и их соединений друг с другом.
Каждый предмет обладает наряду с типичными индивидуальными признаками и определенными качествами. Они закладываются природой и человеком, создающим предмет или пользующимся им. Эти признаки, придавая неповторимое своеобразие данному предмету, способны не только отличить его от других, но и поведать о его происхождении, какое отношение имели люди к этой вещи, а также кто эти люди.
Основной задачей рисующего на третьем этапе изображения — индивидуализации — будет выявление тех вспомогательных частей и признаков, которые отличают данный предмет от других и способны выразить определенную человеческую сущность.
Внимательное изучение модели помогает выявить: есть ли второстепенные части у модели? Как они называются? Зачем нужны? Где находятся? Каковы их положения и размеры? Какими линиями их можно изобразить?
Когда линейный рисунок закончен, стирают все вспомогательные линии и штрихи и переходят к передаче светлоты, фактуры, освещенности и, если надо, цвета.
Индивидуализация — чрезвычайно важный этап в рисовании. Если не изображать те, казалось бы, незначительные, второстепенные элементы и признаки, которые рисуют на третьем этапе, то изображение было бы сухим, неинтересным, неполным и не затронуло бы ничьих чувств. Индивидуализация же обогащает рисунок не только принципиально важными для этого предмета данными, но и теми черточками, за которыми видна ежедневная будничная жизнь человека, его характер и жизненная среда.
Объект изображения требует анализа, то есть мысленного дробления предмета на составляющие его части, отрыва одного признака или свойства от других. Целостное изображение натуры достигается при умении одновременно видеть части и предмет в их нерасторжимом единстве. Такое цельное видение позволяет обобщить детально разработанную, часто дробную и несогласованную в частях форму, то есть подчинить части и второстепенное главному, установить пропорциональные отношения между одноименными признаками, существующими в натуре. Четвертый этап последовательного изображения предмета завершается обобщением того, что было сделано в предшествующий период. Для этого рисующий садится прямо, ставит фронтально на вытянутую руку рисунок и сравнивает нарисованное с моделью, стараясь не видеть отдельных деталей в натуре и в ее изображении. Если в процессе сравнения возникает ощущение дробности рисунка, значит, нарушены существенные связи между целым и деталями.
5.2. Изображение предметов
Изображение предметов – это результат выявления основных связей между рисующим, предметом и средой. Объемный предмет представляет собой единое целое, отделенное от пространства поверхностями, ребрами и вершинами, то есть элементами, обладающими определенными признаками и свойствами. Среду образуют предметная плоскость и фон. Предметная плоскость – это горизонтальная поверхность, на которой располагается рисуемый нами предмет. Фон выступает в качестве экрана. При рисовании объемного предмета надо представлять себе фон как глубину, как пространственную среду, в которой располагается наш предмет.
Для рисования нужен образ, сформированный в одном положении. Это одно наиболее выгодное положение закрепляется зрительной позицией или точкой зрения рисующего. Выбранная точка зрения определяет положение предмета и рисующего, устанавливает практическую связь между ними, а через линию горизонта – связь и с картинной плоскостью.
Линия горизонта необходима в рисунке в момент его построения, помогает правильно найти место изображаемых предметов на картинной плоскости, реалистически убедительно нарисовать их со всеми перспективными изменениями согласно законам перспективы. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего и возникает в месте пересечения мысленно поставленной перед глазами, бесконечно длинной горизонтальной плоскости с картинной плоскостью.
Наука, излагающая законы, которые помогают изображать предметы так, как их воспринимает наш глаз, называется перспективой. Перспективу делят на линейную и воздушную. Перспективные изменения пространственной формы, размеров, направлений контуров, то есть тех признаков, которые можно изобразить линией, относят к линейной перспективе. Перспективные изменения физических признаков – светлоты, цвета, фактуры, которые передаются тоном и цветом, относят к воздушной перспективе.
Сформулируем основные правила линейной перспективы:
Для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним.
Ближний предмет следует изображать крупнее удаленного.
Основание ближнего предмета следует изображать ниже основания удаленного.
Горизонтальные ребра, параллельные картинной плоскости, надо изображать прямыми горизонтальными линиями.
Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать наклонными линиями.
Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать короче, чем во фронтальном положении.
Вертикальные в натуре ребра надо изображать вертикальными линиями.
Плоскость во фронтальном положении надо изображать без перспективных изменений, а в угловом – изображать, сокращая ее и изменяя направление горизонтальных ребер, уходящих в глубину.
Горизонтальную плоскость, расположенную далеко от линии горизонта, надо изображать менее сокращенной, чем плоскость, расположенную близко, а плоскость, находящуюся на линии горизонта, – горизонтальной линией.
Плоскость круглой формы во фронтальном положении надо изображать окружностью, а в угловом – эллиптической фигурой.
5.3. Изображение пространства
Чтобы правдиво передать особенности видимого пространства на рисунке, необходимо знать и уметь применять законы воздушной перспективы. Воздушной перспективой называются кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства. Перечислим основные законы воздушной перспективы:
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.
Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче.
На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притенять, а темные – осветлять.
Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый; для изображения пространства надо ближние предметы изображать яркоокрашенными, а удаленные – бледными.
Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.
Источник
Последовательность изображения предметов.
Последовательность рисования с натуры определяется двумя основными принципами: «от общего к частному» и «от частного к общему». И состоит из четырёх этапов: схематизация, типизация, индивидуализация и обобщение.
СХЕМАТИЗАЦИЯ – форма предмета обозначается немногими линиями или в виде геометрических фигур (схематично).
ТИПИЗАЦИЯ – проявляются предмет или группа предметов, характеризующие типичные признаки (например: любой чайник имеет носик, ручку, крышку).
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – показываются признаки, присущие только данному предмету (например: у каждого чайника свой носик, форма ручки тоже различна, крышка более плоская или выпуклая.)
ОБОБЩЕНИЕ – предварительная проверка связей между частями, подчиняемые целому. Цельное видение позволяет обобщить детально разработанную форму.(тоном или цветом)
Последовательно работая над натурой, надо:
1.Выбор точки зрения;
3.Компоновка в формате листа всего натюрморта (схематично);
4. Определение пропорций.
6.Решение натюрморта в тоне или цвете;
Классификация скульптуры.
По назначению скульптура бывает:
1.Монументальная (памятники, увековечивающие образы великих людей и исторические события);
2.Монументально-декоративная;
3.Станковая— прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и размещается в музеях, выставках, интерьере, театрах. Жанры станковой скульптуры: бюст, торс, по пояс, в рост, анималистическая скульптура;
.Скульптура малых форм—включает широкий круг произведений для живого интерьера и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры и жанры.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурное пространство или природное окружение и адресуется массам зрителей. Она размещается прежде всего в общественных местах, на площадях, в парках и интерьерах общественных сооружений. Призвана конкретизировать архитектурные формы новыми оттенками. Решать идейно-образные задачи призвана монументальная скульптура монументов и сооружений, которым присуща величавость форм, долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.
Законы орнаментальной композиции
(пропорциональности, соподчинения, трехкомпонентности).
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.
Пропорциональные отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре. Прежде всего, надо назвать золотое сечение.
Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.
Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого дживения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и переодически их повторять.
Число »три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
Билет 5.
Виды рисунка. Средства графического изображения.
Существуют различные виды рисунка, отличающиеся по изобразительным средствам и по назначению.
По изобразительным средствам :
Линейный рисунок бывает, как правило светлым, лёгким, обобщённым. Тональный рисунок – даёт более полную характеристику предметов и среды. Один из видов тонового рисунка – силуэт, это контурный рисунок заполненный одним ровным тоном.
По целевому назначению :
Академический или учебный рисунок – это длительный рисунок с целью обучения рисованию.
Творческий рисунок – это произведение изоискусства, образно выражающие мысли, чувства и миропонимание художника.
Набросок — кратковременный рисунок.
Эскиз – предварительный рисунок, используется для создания творческого произведения.
Существуют материально-технические и изобразительные средства графического изображения.
К материально- техническим средствам относится: чем и на чём рисует художник. То есть материалы и инструменты: бумага, карандаш, уголь, сангина, тушь, соус.
Изобразительные средства: точка, штрих, линия, тушёвка, тон.
Точка— получают прикосновением острия карандаша. Штрих— короткая линия. В рисунке штрихами пользуются чаще, чем точкой. Линия— наиболее популярное изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые, волнистые, ломанные и т.д. Тушевка— это приём нанесения тона слитными штрихами. Тон— поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту передают штриховкой, тушёвкой.
Виды скульптуры.
«Скульптура» от латинского «скульпо» — «вырезать», «высекать» ,в отличии от живописи и графики, где изображение живёт на картинной плоскости , скульптура реально объёмна, существует в реальном пространстве.
Скульптура делится по назначению на: станковую (выполняется на станке), монументальную (монументы, памятники –больших размеров, форм.), монументально-декоративную(используют на архитектурных фасадах и т.д.) и скульптуру малых форм (мелкая пластика, статуэтки, сувениры).
По жанрам скульптура разделяется на портретную (бюст), статуя (фигура человека), бытовую, анималистическую ( изображение животных), историческую.
Скульптура делится на два вида: круглая и рельеф.
Источник