- Я учусь рисовать (пособие для детей дошкольного возраста) учебно-методическое пособие по рисованию по теме
- Скачать:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию материал по рисованию по теме
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Наглядно-дидактическое пособие по обучению рисованию животных и птиц детей дошкольного возраста
Я учусь рисовать (пособие для детей дошкольного возраста)
учебно-методическое пособие по рисованию по теме
Система упражнений, представленная в данном пособии, основана на стилизации изображаемого предмета и позволяет более результативно формировать у ребенка технические приемы работы. Во время выполнения упражнений ребенок отрабатывает силу нажима на грифель карандаша, ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Графические задания помогают ребенку научиться проводить прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать спиралевидные линии, выполнять развивающие глазомер и зрительно-двигательную координацию несложные рисунки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_uchus_risovat.rar | 340.07 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От грамотного выбора игр и игрушек зависит не только физическое здоровье, но и психическая безопасность ребёнка.
Цель: Формирование основ безопасности жизни детей на дороге.
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта.
Данное пособие создано для детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами как дополнительный материал к интегрированным занятиям, а также просто в совместной деятельности с детьми.
БЫСТРО И ПРОСТО ИЗГОТОВИТЬ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.
Система практических упражнений для развития зрительно-моторной координации.
Пособие для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития.
Источник
Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию
материал по рисованию по теме
1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» — М.: «Карапуз», 2009.
8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендуемая литературадля чтения, рассказывания и разучиванияКруг чтения у детей 5—6 лет продолжает расширяться и усложняться. В него входят уже не только произведения детской литературы, но .
После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширение детского жизненного опыта. Совершенствуется и обогащается читательс.
Список литературы.1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.А. Артёмова — М., 1992.2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко — М., 1985.3.
Список литературы будет полезен для родителей, дети которых посещают подготовительную группу.
Список рекомендуемой литературы для детей 6-7 лет по программе » Детство».
Список литературы для детей средней группы по разделам.
Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию.
Источник
Наглядно-дидактическое пособие по обучению рисованию животных и птиц детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Техника рисования животных и птиц………………………………………..5
Особенности в рисовании животных и птиц…………………………………6
Методические рекомендации по рисованию животных посредством алгоритмических схем………………………………………………………..10
Пояснительная записка
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и для общего образования и воспитания. Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для разностороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Для создания рисунка в процессе изображения детьми необходимо наличие, с одной стороны: отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны: умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию. Реализация поставленных ребенком целей и задач способствует полноценному и разностороннему развитию.
Реализация данного способа рисования позволит детям получить более широкое представление об изобразительной технике – рисование по алгоритмическим схемам, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Актуальность такого способа рисования обусловлена тем, что при выполнении упражнений рисования по алгоритмическим схемам у детей включается в процесс логическое мышление, приучает ребенка к решению многоплановых задач, результатом которых является законченное творение. Ребенок на подсознательном уровне осознает, что выполнение определенных действий в правильной последовательности гарантирует наилучший результат. Программа направлена на целенаправленную деятельность по обучению основным навыкам: художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества; становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Существует опасение дать детям стереотипы рисования, которые лишат рисунки индивидуальности и творчества. Однако исследователи детского изобразительного творчества рассматривают стереотипность как неотъемлемое качество рисунка ребёнка, являющееся реальным проявлением подражательности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Следует помнить, что стереотипы бывают положительные — опорные и отрицательные — акреативные. Опорные в дальнейшем трансформируются, и на их основе дети могут создавать индивидуальные схемы изображения животных и птиц. Акреативные же кочуют из рисунка в рисунок без существенных изменений. Они не способствуют творческому развитию. По мнению Шайдуровой Н.В., одним из наиболее эффективных способов формирования изобразительных умений в рисовании птиц старших дошкольников являются алгоритмические схемы. Эти схемы рисования состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Ребёнок узнаёт данные формы, умеет их рисовать, к тому же он может манипулировать по желанию — поворачивать фигуры в разные стороны. Таким образом, у детей формируется положительное отношение к использованию стереотипов. Но необходимо давать детям как можно больше алгоритмов рисования одной и той же птицей, животным, а потом просить дорабатывать художественный образ особенностями внешнего вида конкретной птицы, животного.
Техника рисования животных и птиц
Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение нескольких этапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение и повадки. Усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке. Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных животных; изображать на рисунке несколько животных и птиц.
Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок.На занятиях рисования дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. В старшем дошкольном возрасте дети умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать животных, используя различные геометрические фигуры.
Особенности в рисовании животных и птиц
Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемого животного. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания. Однако надо стремиться верно передать в рисунке не только анатомическое строение представителей животного мира, но и характер, образ.
В процессе работы над изображением животных и птиц решаются определённые учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, точная передача пропорций, фактуры шерсти и др. Приобретений знаний и умений содействует развитию творчества. Животное следует рисовать в разных позах и поворотах, стараясь уловить характерные особенности силуэта, пропорций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запечатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность сгибов шеи лебедя, необходимо их хорошо изучить.
Полезно рисовать по памяти и представлению на основе впечатлений, полученных натуры. Размещение набросков на листе стараются продумать заранее. Если животное изменит позу, набросок можно оставить до следующего раза и приступить к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки можно продолжить, когда движения будут повторяться. При выполнении краткосрочных набросков не требуется тональная завершённость работы, подробная прорисовка оперения и деталей.
Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика, пластики и строения формы тела. Гибкий позвоночник и соединяющие кости суставы обеспечивают максимальную подвижность животных и птиц. Можно выделить движения отдельных частей тела, движение на одном месте (садится, поднимается, вертеться и др.), различные виды поступательных движений (шаг, бег, прыжки, полет и др.).
При изображении животных в движении необходимо обратить внимание на следующие характерные особенности их анатомического строения. Позвоночник подвижен в шейной, поясничной и хвостовой областях. Подвижность позвоночника увеличивается от крестца к голове и хвосту. При разгибании шея с головой и тазовая часть с хвостом поднимаются вверх, а поясничный отдел опускается. Во время сгибания происходит обратное действие, при котором спина выгибается, а шея с головой опускаются.
На примере лошади рассмотрим основные фазы ее движения. В процессе поступательного движения происходит перемещение центра тяжести. Получив толчок от задних конечностей, тело животного устремляется вперёд, перенося центр тяжести на передние конечности и плечевой пояс. В последующих фазах движения задние конечности вновь дадут толчок и т. д. Движения лошади отличаются особой пластичностью, изяществом и красотой. На одном листе можно выполнить несколько набросков. Человек успевает заметить начальные и конечные фазы движения, и этого достаточно, чтобы передать в рисунке общее впечатление от бегущего зверя или полёта птицы.
Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или малоподвижных позах. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движения, характеризующие определённые повадки зверей и птиц. Быстро движущиеся модели требуют от рисовальщика опыта и мастерства. Иногда на первой стадии рисунка можно воспользоваться хорошими фотографиями животных в естественных позах и во время движений.
Рисуя, нужно стремиться передать характер, индивидуальные черты, создать художественный образ. В портретах животных и птиц можно добиться изысканности и выразительности, постараться тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.
О некоторых особенностях изображения птиц. Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полёта. При наличии общих черт в конструктивном строении, птицы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловящих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для увеличения «воронки» рта, чтобы легче было поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек и др. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создаётся обманчивое впечатление, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает наблюдательному рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их.
Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова — окружность, тело — овал, крыло — треугольник и т. д.). В начале обучения полезно выполнить конструктивные наброски и рисунки домашних птиц. Например, в наброске петуха его форма специально обобщена до геометрических объёмов.
Зарисовки можно начинать с неподвижных моделей — чучел птиц. Однако только наблюдение живой натуры научит передавать очарование пластики форм. Это усложняет учебную задачу, но делает её более интересной. Вначале рекомендуется сделать несколько ознакомительных набросков какой-нибудь птицы в разных положениях, её клюва, головы, лап, а затем уже выполнять длительный рисунок.
Прежде чем приступить к анализу конструктивного строения формы птицы, необходимо определить её движение и расположение на листе. Для правильной передачи движения можно провести вспомогательные линии вдоль большой формы натуры и наметить на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и её частей. Размещая рисунок на листе, продумывают композицию, определяют отношения больших масс и характер их формы: отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям. Кроме этого, надо проследить их положение в пространстве. Далее следует уточнить, на основе анатомического строения (черепа, позвоночного столба, грудной клетки, конечностей), характерные особенности птицы и конкретизировать расположение отдельных частей (головы, глаз, клюва, крыльев, хвоста, ног и др.). Для этого можно использовать учебные анатомические таблицы и схемы.
Рисовать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. Наметив глаза, нарисуй голову. Тогда уже изобрази перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Делай это большими полукруглыми, симметрично-расположенными, то длинными, то короткими суживающимися штрихами. Концы крыльев только прорисуй. Постепенно рисуй хвост и оперение вдоль позвоночника и под хвостом. Изобрази грудь и брюшко, позади них расположи лапки и низ брюшка. В конце добавь когти — они или схватили ветку, или распластаны. Общий секрет изображения птиц — форма головы, хвоста, ног, прорисовка глаз, положение при полете, пении, питье или кормлении.
Методические рекомендации по рисованию животных посредством алгоритмических схем
Рисование — один из любимых видов детской деятельности. Большинство детей смело начинают рисовать. А у некоторых детей рисование вызывает затруднение, и они обращаются за помощью к родителям или педагогам. Не все дети будущие художники, но у всех детей есть предрасположенность к овладению графическими навыками.
Предложенные алгоритмы просты. Схемы изображения условны; обозначают конкретное животное, и ребенок легко его узнает. Алгоритмы рисования позволяют выделить существенные детали животного. И дети легко и с удовольствием их усваивают.
Старайтесь детям дать больше алгоритмов рисования одного и того же животного. Параллельно со схемой можно рассказать об этом животном. Рассказ должен быть эмоционально насыщенным и интересным для ребенка. Тем самым вызвать у ребенка желание оживить животного на бумаге. Ведь рассказ или сказка всегда ожидание чуда; волшебства. И важно не обмануть ребенка в его ожиданиях.
Алгоритмические сказки или рассказы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Ребенок сначала с помощью взрослого; а затем самостоятельно начинает рисовать.
Алгоритмические схемы рисования животных состоят из знакомых геометрических фигур (кругов; овалов; квадратов; треугольников и прямоугольников). Когда взрослые показывают алгоритм рисования животного; дети узнают знакомые формы и радуются от того, что они умеют их рисовать.
При обучении детей средней группы ставятся следующие задачи: — обучение рисованиюживотных: кошка, заяц, медведь и т.д; — рисование животных по принципу «реального образца», «полукруг»; — формирование навыков рисования туловища животного в форме овала, головы-круга, четыре лапы.
При обучении детейстаршего возраста ставятся следующие задачи: — рисованиеживотных в движении: стоит, сидит, лежит, опираясь на знакомые сказки; — выбирать формат листа в зависимости от положения животного: если сидит или стоит – вертикальный, если лежит – горизонтальный;
— прорисовывать у животного мелкие детали;
— показать способы передачи настроения животных.
При обучении детей6– 7 лет ставятся следующие задачи: — учить детей рисовать домашних, диких животных и животных жарких стран, образы которых максимально приближены к реальным;
— дать детям понятие о последовательности изображения (по алгоритму);- познакомить детей с обобщённым способом рисования животных;-учить находить различия во внешнем виде животных и отображать их в рисунке;
— показать способы передачи позы животного: стоит, лежит, сидит, мчится, принюхивается, идёт по следу;
— учить проводить осевые линии карандашом перед рисованием красками;
— учить рисовать туловище животного овальной формы; чтобы был виден переход от грудной (более широкой) части тела к задней (более узкой);
— показать приёмы смешивания цветов для получения нужного оттенка;
— закреплять умение передачи фактуры меха, используя приём набивки.
Источник