Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Русский народный праздничный костюм». Технология студийного обучения (автор технологии Щуркова Н.Е.). 5-й класс
Разделы: МХК и ИЗО
Класс: 5
Класс: 5.
Место в системе уроков: 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Используемая технология: технология студийного обучения (автор Н.Е.Щуркова).
Цель урока: расширить у учащихся представление о русском народном костюме, формировать интерес к русскому народному творчеству и историческому наследию нашей Родины.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знания об истории русского народного костюма, его элементах, символики;
- умения определять понятие «костюм», некоторых деталей костюма;
- умение создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умение использовать выразительные возможности художественных материалов для изображения народного костюма.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с поставленной задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные:
- навыки работы с учебником, дополнительной литературой;
- умение работать с информацией, представленной в виде изображения.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с учащимися;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.
Личностные:
- российская гражданская идентичность, положительное отношение и уважение к Отечеству, культуре своего народа, русским традициям;
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Оборудование:
- Для учителя: доска, ноутбук, мультимедиа, видеосказка о народном костюме и его месте в Русской культуре канала Ясна Яра, русская народная музыка, репродукции К.Е.Маковского «Боярыня у окна с прялкой», «Русская красавица», «Русская красавица в кокошнике», «Портрет девушки в русском костюме».
- Для учащихся: учебник изобразительного искусства для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М., разноуровневые задания, самооценочные листы, шаблоны фигуры человека и элементов русского народного костюма (кокошник, сарафан), формат, карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель.
Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша! — Зачем нам надо изучать русский народный костюм? Где в жизни это вам пригодится? — Что такое костюм? — Что вы уже знаете о народном праздничном костюме? — Что мы будем делать на уроке? — Поставьте задачи урока, составьте план действий на урок. Мы с вами сегодня на уроке, узнаем…., на уроке мы выполним…. — Ребята, всем ли вам удобно? — Давайте настроимся на предстоящую работу. | Фиксируют индивидуальные затруднения. Задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения намеченной цели. Учащиеся отвечают на вопросы. Внимательно слушают ответы одноклассников (по необходимости исправляют, дополняют) |
— Рассмотрите репродукции русского художника К.Е.Маковского. | Просмотр слайдов репродукций художника К.Е.Маковского под музыкальное сопровождение |
— Нравятся ли они вам? Почему? — Опишите картины художника. На полотнах К.Е.Маковского в ярких роскошных костюмах из собственной коллекции созданы образы прекрасных женщин, современниц художника. — Какие костюмы представлены в видео и на репродукциях? — Сравните их? — Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? — Из чего состоял русский праздничный костюм? — Какие элементы русского народного костюма мы встречаем в наше время? — А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? Русскими костюмами интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. А ведь эти «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые, не осознавая того, создавали шедевры мировой художественной культуры. | Предлагают варианты ответов Формулируют и аргументируют своё мнение, учитывают разные мнения Сравнивают русские народные костюмы |
2) Организация парной работы, создание проблемы перед выполнением практической части урока. — Найти в учебнике и в дополнительном раздаточном материале информацию (по выбору) — Ознакомьтесь с текстом в учебнике и дополнительной информацией, ответьте на вопросы. 1. Северный русский праздничный костюм — Где носили этот костюм? — Назовите элементы северного костюма. 2. Южный русский праздничный костюм — Где носили этот костюм? — Назовите элементы южного костюма. 3. Мужской русский народный костюм — Где носили этот костюм? — Назовите элементы мужского костюма. 4. Найдите в толковом словаре Ожегова или Даля толкование слов: костюм, рубаха, лапти, штаны (порты), пояс (кушак) | Парная работа учащихся Поиск и выделение информации (задание выполняется дифференцированно, по сложности) Ребята отвечают на вопросы письменно, заполняют таблицы. Работают с учебником, дополнительной раздаточной информацией, текстом |
Выступление учащихся с ответами. Учитель организует самооценку. — Оцените свои ответы. Проставьте баллы, заполните самооценочные листы (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально – 2 балла) | Выступают с ответами, слушают других учащихся Заполняют самооценочные листы Выставляют баллы за ответы |
3) Какой цвет на Руси самый любимый? Почему? Цвет – красный — Изобразите на доске символы воды, солонца, земли, семян. Для чего их применяли? Эти символы мы будем использовать при украшении костюма | Изображают символы солнца, воды, земли, семян на доске |
— Продемонстрируйте свои работы! Афиширование работ — Чья работа вам кажется самой аккуратной? Оригинальной? Красивой? Правильной? Творческой? Яркой? Праздничной? и т.д. | Демонстрируют свои работы. Уч-ся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями, высказывают своё мнение |
Выполненные задания | Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха. Проставляют баллы за работу на уроке |