Повтори образец или предложи свое цветовое решение русского народного костюма акварель 27

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Русский народный праздничный костюм». Технология студийного обучения (автор технологии Щуркова Н.Е.). 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Класс: 5.

Место в системе уроков: 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Используемая технология: технология студийного обучения (автор Н.Е.Щуркова).

Цель урока: расширить у учащихся представление о русском народном костюме, формировать интерес к русскому народному творчеству и историческому наследию нашей Родины.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • знания об истории русского народного костюма, его элементах, символики;
  • умения определять понятие «костюм», некоторых деталей костюма;
  • умение создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умение использовать выразительные возможности художественных материалов для изображения народного костюма.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с поставленной задачей;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные:

  • навыки работы с учебником, дополнительной литературой;
  • умение работать с информацией, представленной в виде изображения.

Коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с учащимися;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Личностные:

  • российская гражданская идентичность, положительное отношение и уважение к Отечеству, культуре своего народа, русским традициям;
  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Оборудование:

  • Для учителя: доска, ноутбук, мультимедиа, видеосказка о народном костюме и его месте в Русской культуре канала Ясна Яра, русская народная музыка, репродукции К.Е.Маковского «Боярыня у окна с прялкой», «Русская красавица», «Русская красавица в кокошнике», «Портрет девушки в русском костюме».
  • Для учащихся: учебник изобразительного искусства для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М., разноуровневые задания, самооценочные листы, шаблоны фигуры человека и элементов русского народного костюма (кокошник, сарафан), формат, карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель.

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Пролог
(цель: психологический настрой на предстоящую деятельность)

— Юные мастера декоративного искусства! Я рада приветствовать вас!
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
— Создадим хорошее и дружелюбное настроение, улыбнитесь друг другу!
— Кто такие мастера декоративного искусства?
-Что значит декоративно-прикладное искусство?
— Прослушайте стихотворение и предположите тему урока.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша.

Проверяют готовность к уроку
Настрой на урок

Предполагают тему урока

II. Этюд
(образное представление явления)

— Представьте, что вы живёте в России не в двадцать первом веке, а где-то в семнадцатом!
— Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Чем они занимались летом, зимой?
Просмотр видео — сказки о народном костюме и его месте в Русской культуре канала Ясна Яра.
— О чём это видео?
Сказка о красоте русского костюма, раскрывающая моменты славянской культуры, через пространство, танец и красоту.
— Что вы почувствовали, просмотрев видеосказку?
Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. Нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство.
Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали.
Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины 19 века, который воспел в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский. Художник был известен не только картинами русских красавиц, но и своей коллекцией «русская старина», куда входили народные костюмы.

Выражают свои мысли

Просмотр видеосказки
Учащиеся отвечают на вопросы.
Внимательно слушают ответы одноклассников (по необходимости исправляют, дополняют)

III. Экспликация
(центральная часть студии)

1) Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах — радость, праздничность. Но трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И, тем не менее, наши далекие предки никогда не появлялись в праздник в одинаковой одежде. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.
Ролевая игра (имитация действия)
— Ребята, я называю элементы русского народного костюма, а вы их «одеваете» (рубаха, сарафан, пояс, душегрея, лапти, штаны, передник, понева, кокошник, сорока)
— Какие новые слова вы услышали? (кокошник, сорока, понева). Что они означают? – это головные уборы в северных и южных костюмах.
— Итак, хотите узнать больше о русском народном костюме? Правильно и красиво изобразить его?

Выполняют имитацию действий

Отвечают на вопросы, слушают других учащихся

IV. Практикум

— Давайте ещё раз представим, что мы мастера декоративно-прикладного искусства и изобразим народный праздничный костюм.
Учитель инструктирует по заданию
Задание по выбору в парах:
— Изобразить фигуру человека в русском народном костюме;
— Изобразить женский северный народный праздничный костюм;
— Изобразить женский южный народный праздничный костюм;
— Изобразить мужской народный праздничный костюм;
— Изобразить элементы праздничного костюма (кокошник, рубаха, сарафан и т.д.)
У учащихся на столе алгоритмы выполнения заданий.
При необходимости использование шаблонов фигуры человека, элементов костюма.Учитель консультирует учащихся во время выполнения задания
Звучит русская народная музыка

Практическая работа учащихся в паре по алгоритмам
Практическое задание и техника исполнения по выбору учащихся

V. Рефлексия

Организовывает самооценку результатов работы уч-ся и их обсуждение.
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать на уроке?
2. Достигли ли вы поставленных задач на уроке?
3. С какими трудностями вы столкнулись при выполнение задания?
4. Что было важным на уроке? Как вы себя чувствовали?

Самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение.
Рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

— Заполните самооценочные листы. Проставьте баллы за практическую работу

Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
— Зачем нам надо изучать русский народный костюм? Где в жизни это вам пригодится?
— Что такое костюм?
— Что вы уже знаете о народном праздничном костюме?
— Что мы будем делать на уроке?
— Поставьте задачи урока, составьте план действий на урок.
Мы с вами сегодня на уроке, узнаем…., на уроке мы выполним….
— Ребята, всем ли вам удобно?
— Давайте настроимся на предстоящую работу.
Фиксируют индивидуальные затруднения.
Задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
Планируют способы достижения намеченной цели.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Внимательно слушают ответы одноклассников (по необходимости исправляют, дополняют)
— Рассмотрите репродукции русского художника К.Е.Маковского. Просмотр слайдов репродукций художника К.Е.Маковского под музыкальное сопровождение
— Нравятся ли они вам? Почему?
— Опишите картины художника.
На полотнах К.Е.Маковского в ярких роскошных костюмах из собственной коллекции созданы образы прекрасных женщин, современниц художника.
— Какие костюмы представлены в видео и на репродукциях?
— Сравните их?
— Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
— Из чего состоял русский праздничный костюм?
— Какие элементы русского народного костюма мы встречаем в наше время?
— А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?
Русскими костюмами интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. А ведь эти «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые, не осознавая того, создавали шедевры мировой художественной культуры.
Предлагают варианты ответов
Формулируют и
аргументируют своё мнение, учитывают
разные мнения
Сравнивают русские народные костюмы
2) Организация парной работы, создание проблемы перед выполнением практической части урока.
— Найти в учебнике и в дополнительном раздаточном материале информацию (по выбору)
— Ознакомьтесь с текстом в учебнике и дополнительной информацией, ответьте на вопросы.
1. Северный русский праздничный костюм
— Где носили этот костюм?
— Назовите элементы северного костюма.
2. Южный русский праздничный костюм
— Где носили этот костюм?
— Назовите элементы южного костюма.
3. Мужской русский народный костюм
— Где носили этот костюм?
— Назовите элементы мужского костюма.
4. Найдите в толковом словаре Ожегова или Даля толкование слов: костюм, рубаха, лапти, штаны (порты), пояс (кушак)
Парная работа учащихся
Поиск и выделение информации
(задание выполняется дифференцированно, по сложности)
Ребята отвечают на вопросы письменно, заполняют таблицы.
Работают с учебником, дополнительной раздаточной информацией, текстом
Выступление учащихся с ответами.
Учитель организует самооценку.
— Оцените свои ответы. Проставьте баллы, заполните самооценочные листы (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально – 2 балла)
Выступают с ответами, слушают других учащихся
Заполняют самооценочные листы Выставляют баллы за ответы
3) Какой цвет на Руси самый любимый? Почему?
Цвет – красный
— Изобразите на доске символы воды, солонца, земли, семян. Для чего их применяли?
Эти символы мы будем использовать при украшении костюма
Изображают символы солнца, воды, земли, семян на доске
— Продемонстрируйте свои работы!
Афиширование работ
— Чья работа вам кажется самой аккуратной? Оригинальной? Красивой? Правильной? Творческой? Яркой? Праздничной? и т.д.
Демонстрируют свои работы.
Уч-ся рассматривают работы своих товарищей, обмениваются впечатлениями, высказывают своё мнение

Критерии оценивания

Работа с тестом.
Письменные ответы на вопросы

1 правильный ответ – 1 бал.
Максимально – 2 балла

Практическая работа
(рисунок)

1 бал – композиция рисунка
1 бал – цветовое решение
1 бал – аккуратность, творческий подход
(максимально – 3 балла)

— По вашим работам видно, что сегодня вы сделали ещё один шаг в изучении русской культуры.
— В наше время, мы на многое смотрим по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится и к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Только изучая историю и культуру своего народа, его традиции, можно вернуть утерянные ценности. Только знание своего прошлого может осветить духовный мир человека, его чувства, мысли, переживания.
Для каждого времени, каждого народа характерен свой костюм. Он отражает специфику культуры и художественный вкус народа.

VI. Информация о домашнем задании

Учитель даёт инструктаж по выполнению домашнего задания
Задание по выбору:
— сообщение «Русский народный костюм»;
— найти репродукции художников с изображением русского народного костюма;
— стихи или загадки о костюме.

Источник

Конспект урока Русский народный костюм

Тема урока: «Русский народный костюм»

Цель : познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами; укреплять межпредметные связи.

1.Познакомить с элементами народного костюма XIX века.

2.Рассказать об особенностях геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.

3.Выделить цветовую гамму.

4.Объединить элементы костюма в целостный образ.

3.Цветовое и формальное восприятие.

1.Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного костюма.

2.Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

В познавательной сфере:

— давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, понёва, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

— описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

— анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

Универсальные учебные действи я:

— Знание народных традиций;

— Чувство гордости за русскую культуру;

— Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

— Прогнозировать ситуацию будущих событий.

— Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

— Устанавливать причинно-следственные связи.

— Давать определения понятиям.

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Методы и приёмы: .Объяснение. Демонстрация. Практическая работа.

Тип урока: комбинированный, индивидуальный.

Вид урока: тематическое рисование

Оборудование для учителя : иллюстрации, плакаты с одеждой русского костюма и плакаты с головными уборами, репродукции картин.

Оборудование для учащихся: графические материалы, гуашь, акварельные краски, кисти, баночка с водой. Зрительный ряд: репродукции В,Васнецова «Аленушка», «Три девицы подземного царства», Ф.Левицкий «Портрет Агаши в русском костюме», А.Венецианов «Весна. На пашне», В.Суриков «Боярыня Морозова», «Сибирская красавица». Литературный ряд: фольклор, загадки.

1. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9-е классы / [сост.: В.С. Кузин, В.И. Сиротин]. — М. : Дрофа, 1998. — 320 с

2. Русский народный костюм. Путешествия с севера на юг . Анна Андреева , 2011

Задание урока: выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный — мужской и женский. Фигуры должны быть крупными, во весь лист, располагаться по центру листа, вертикальное положение. На этом уроке определяется цветовое решение костюма

Вступительная часть: 4 мин.

Основная часть: 32 мин.

Заключительная часть: 4 мин.

1. Организационный момент.

2. Актуализация прошлого художественного опыта учащихся.

3. Изучение нового учебного материала.

4. Формулировка практического задания.

6. Практическое решение учебной задачи.

7. Закрепление нового материала. Этап проверки понимания учащимися нового материа-ла.

8. Подведение итогов урока. Визуализация решения практической задачи.

9. Сообщение домашнего задания

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Вадимовна. Сегодняшний урок у нас на тему русского народного костюма.

Беседа по теме урока.

Рассмотрите иллюстрации с изображением русского национального костюма. Русские красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок «Лебедушка, утушка-голубушка, красна-девица» — так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках. А доспехи русских воинов, свободная старинная мужская одежда подчеркивает их силу, мощь, доброту. Как символично описан костюм в народе:

Пойду ль я во чисто поле-

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чисто поле

На ровное место,

На главу свою кладу

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами-

От всякого злого недуга.

-Можете ли вы угадать, чем в реальности стали «красное солнце» на голове, «частые звезды», которыми «обтычуся», «облака и небеса, которыми облачуся»?

-Вы, наверное, видели такие одежды, видели в музеях, в театральных представлениях, кинофильмах, на иллюстрациях в книгах. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. Одежда была повседневной и праздничной, с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружево. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, самодвижение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце 19-20 века носил тоже, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху. Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была, служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом. Одежды на Руси были свободные, длинные необычно красочные. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки. повойники самой невиданной причудливой формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрейку из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. Из древней одежды известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли так же полушубки, в которых ходил народ. В женском костюме времен Древней Руси в широком ходу была понева — юбка, состоящая из обернутого вокруг бедер куска ткани и завязанная поясом. В обычае и женщин и мужчин было носить всякие украшения – ожерелья, бусы, шейные бусы (гривны), серьги, браслеты.

Сейчас, ребята, давайте посмотрим иллюстрации В.Васнецова «Аленушка», «Три царевны подземного царства», Ф.Левицкого «Портрет дочери Агаши в русском костюме», А.Венецианова «Весна. На пашне», В.Сурикова «Боярыня Морозова», В.Сурикова «Сибирская красавица»

Источник

Читайте также:  Портретные зарисовки акварелью одного цвета
Оцените статью
Выполненные задания Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Проставляют баллы за работу на уроке