Позы головы человека для рисования

Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома «не поместился на листке».

2. Поза

Основы анатомии

Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: «Палка, палка, огуречик — получился человечек». Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические «человечки». Вы спросите — какую?

Самое главное — они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете — пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.

Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Человечек 1. Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.
Человечек 2. Дальше — больше. На этой фигурке уже можно отобразить пропорции плеча и предплечья, бедра и голени.
Человечек 3. Вершина схематичного искусства ;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков.

Задание: нарисуйте несколько «человечков» и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.

Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.

Язык тела

И снова человечки.

Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.

С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.

Человечки в действии.

Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические «человечки» отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно 😉

Этот бросает копье.
Танцует (ну, мне так кажется ;).
Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку.
Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса — очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то.
Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу.
Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса — плечи и бедра развернуты на небольшой угол.
Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо.

Задание: нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.

Равновесие

Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.

Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:

красный круг = центр тяжести
красная стрелка = направление силы тяжести
зеленая стрелка = точки опоры

Обычная походка.
Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии.
Падение.
Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево.
Балансирование.
Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком.
Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо.
Беги, человечек, беги.
Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед.
Прислонившись к стене.
Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия.
Крадущийся тигр. Притаившийся дракон.
Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно.

Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза — это спокойный персонаж.

Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.

Движения и действия

Тело — это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.

На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении.

На втором рисунке — человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.

3. Строение

Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.

Скелет

Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.

Основные части человеческого тела:

  • Вид спереди:
  • голова ( черный )
  • грудная клетка ( голубой )
  • позвоночник ( голубой )
  • таз ( голубой )
  • суставы ( красный )
  • руки ( зеленый )
  • кисти ( зеленый )
  • ноги ( зеленый )
  • стопы ( зеленый )
Вид сбоку.
Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно).

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела.

Строение тела

А теперь — ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.

Может перейти сразу к рисованию собственно тела?
Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Объемное представление частей тела.
Красные линии — соединения.
Вы можете проанализировать расположение частей тела.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.

Слева — наброски, схематические рисунки. Справа — объемные прорисовки на основе схематических рисунков.

Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы — скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты

Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.

1. Люди

Вот несколько примеров:

  • мускулистый мужчина;
  • женщина, стандартная фигура;
  • толстые мужчина;
  • ребенок

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда — сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа

Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным — всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.

Вот несколько примеров:

  • Обезьяна
  • Собака
  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.

То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для «мультяшек», особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для «мультяшек», которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль — для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода — вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.

Источник

Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека

Если Вам приходилось когда-нибудь наблюдать за работой художника-портретиста, то скорее всего, Вы удивлялись тому, как на чистом листе бумаги появляется изображение человека. Ввиду этого многие задаются вопросом: как научиться рисовать портрет? Есть ли здесь какие-нибудь секреты мастерства и ключи к успеху? Сразу скажу, что таких «секретов» много, и они рассматриваются в рамках полноценного обучения. Но есть одна важная «подсказка», которая поможет даже тем, кто впервые рисует человека. Итак, что же это за знание, которое так важно?

Конечно же это знание пропорций. Если человек научится сравнивать различные части единого целого и будет знать основные пропорции, то это будет ключём к успеху. Но на что нужно обратить внимание в первую очередь? Если говорить о рисунке головы человека, то какие именно пропорции являются ключевыми? Рассмотрим ответы на эти вопросы подробно.

Форма головы

Когда люди впервые начинают рисовать портрет, то, зачастую, они сосредоточиваются на глазах, носе, губах, и не видят общего — овала лица, всей массы головы. А это основа. С неё начинается рисунок. Поэтому сначала рассмотрим на что похожа форма головы. Она похожа на форму куриного яйца. Многие, особенно дети, начинают рисунок головы с круга. Это не правильно. Более точным будет сравнение с яйцом. Эта аналогия простая и запоминаемая. Она поможет избежать ошибок на начальной стадии рисунка. Однако, это очень общее представление о форме головы человека. Для полноценного обучения, конечно же, необходимо изучать пластическую анатомию для художников (подробнее об этом читайте в статье «Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека»). Но для первого опыта рисования, аналогии с яйцом будет достаточно. Однако, даже при таком упрощённом подходе не забудьте, что ещё существуют индивидуальные особенности человека. У каких-то людей скулы шире, чем лоб и нижняя челюсть. У каких-то людей нижняя челюсть шире лба. А у других лоб крупнее. Также встречаются и такие, у которых верхняя и нижняя части головы примерно одинаковые. Но если смотреть в целом, то подбородок всегда меньше затылка. Поэтому аналогия с яйцом справедлива во всех случаях.

Ось симметрии и уровень глаз

Как известно, наши лица не являются абсолютно симметричными. Но если отбросить мелочи и посмотреть в целом, то, конечно же, наши головы симметричны. Поэтому большой помощью будет, если Вы наметите в портрете ось симметрии. Ещё её называют серединной линией. Посредством неё можно легко сравнивать левую и правую стороны. В рисунке легко «заблудиться» и допустить ошибки. Бывает так, что Вы можете красиво нарисовать глаз. А когда начинаете рисовать второй, оказывается, что первый был неровно расположен. Приходится стирать этот глаз. И первоначальный восторг сменяется разочарованием. Чтобы такого не происходило, художники пользуются центральной линией, чтобы сравнивать различные части рисунка. Это сильно облегчает работу.

После оси симметрии можно наметить уровень глаз. Этот уровень примечателен тем, что расположен посередине головы. То есть от глаз до верхнего края головы и от глаз до нижнего края головы (подбородка) примерно равные расстояния. К этим усреднённым пропорциям следует добавить индивидуальные особенности человека. У некоторых людей уровень глаз может быть чуть ниже середины головы. У других чуть выше. Но это уже детали. В целом линия глаз располагается посередине.

Серединная линия и линия глаз пересекаются в районе переносицы. Эта «крестовина» станет центром будущего портрета и очень поможет начинающим в работе над рисунком. При повороте головы этот центр будет смещаться в сторону поворота. Соответственно одна сторона головы будет раскрываться шире чем другая. А значит этот поворот сильно повлияет на положение глаз, носа, губ. Но ось симметрии и линия глаз помогут художнику справиться и с такими непростыми ракурсами.

Три одинаковых расстояния

Итак, мы обсудили на что нужно обратить внимание в первую очередь. Это форма головы, это серединная линия, и, это уровень глаз. Следующим важным моментом, требующим не меньшего внимания являются три одинаковых расстояния: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до верхней границы лба (не всей головы, а именно лба). Эти три отрезка равны. Но, данные пропорции являются усреднёнными. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности человека. Может, у кого-то расстояние между линией бровей и кончиком носа будет чуть короче, чем другие отрезки. Может наоборот. Однако, в начале отталкиваемся от приведённой схемы. А потом пропорции уточняем. Таким образом рисунок постепенно оттачивается и приобретает черты конкретного человека.

Три равных величины станут для начинающего рисовальщика образным «якорем», который удержит от неверных движений карандашом. Если в рисунке не делать этой разметки, то очень легко ошибиться в пропорциях деталей. Поэтому лучше запомнить данную закономерность и применять в своей работе.

Расположение уха

Ещё одним важным аспектом рассматриваемой темы является расположение уха. Если рисовать человека в профиль, то где будет находиться ухо? Начинающие, особенно юные художники, нередко путаются и рисуют ухо то «на затылке», то ближе к щеке. Есть ли тут какие-либо закономерности?

Если, глядя на человека в профиль, поделить силуэт головы на три равные части, то ухо будет находиться на уровне двух третей. Как и в предыдущих абзацах, повторюсь, что это усреднённые пропорции, наиболее часто встречающиеся у людей. Особенности конкретного человека могут чуть изменять эти значения.

Мы определили расположение уха по горизонтали. Если говорить о его положении по вертикали, то ухо будет располагаться на уровне между линией бровей и линией губ (или кончиком носа).

Расположение губ

Линия губ находится на уровне двух третей от подбородка до носа. Это приблизительное расположение. Оно наиболее часто встречается у людей. Но бывают и такие типажи, у которых губы расположены посередине. Однако такая пропорция встречается значительно реже.

Пропорции и портретное сходство

Я рассмотрел основные пропорции в рисунке головы человека. Это ключевые моменты от которых зависит похож ли рисунок, вообще, на человека. Если же говорить о портретном сходстве, то оно, тоже, достигается благодаря правильно переданным пропорциям. Однако, это уже другие пропорции. Получится ли портрет похожим на конкретного человека, будет зависеть от соотношения более мелких деталей. Например, от соотношения размеров крыльев носа к ширине спинки носа. Какова ширина носа и его высота? Какова форма скуловой кости и её размер? Перечислять такие подробности можно долго. Но, чем больше этот список, тем более похожим получится портрет. И умение художника видеть пропорции в таких мелочах во многом определяет степень его мастерства. А это умение не приходит за один день. Нужно много рисовать, практиковаться. Тогда художник обретёт необходимый опыт.

Если же говорить о начальной стадии обучения, то знание перечисленных выше основных пропорции, сильно поможет начинающим художникам. Даже если Вы первый раз взялись за карандаш, но вдумчиво рассмотрели приведённые схемы и рисунки, то Ваш первый портрет может приятно удивить своим результатом.

Источник

Читайте также:  Посоветуйте самоучитель по рисованию
Оцените статью