Практический метод обучения рисованию

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

Методика развития детского изобразительного творчества часть 1 — Практические методы

Практические методы – это различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения.

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте. Например, рисуя на темы «Сказочные деревья», «Деревья на нашем участке», «Осенний сквер», «Зимний лес» и т. п., ребенок изображает деревья, передавая части, строение, решает задачи композиции (располагая изображения на листе бумаги). Вместе с тем задание всякий раз несколько меняется.

Кроме традиционной, существует другая классификация методов (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Она включает методы обучения:

5) метод проблемного изложения.

В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция — восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным. Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.

Следовательно, информационно – рецептивный метод включает следующие приемы:

Ø образец воспитателя;

Ø показ воспитателя.

В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности.

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование — это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.

Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязисословом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать.

При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Дети, следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения.

Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Малыши только начинают овладевать изобразительной деятельностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножницами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).

Показ способов делается не на каждом занятии, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые. Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности, приводит к пассивному повторению воспринятого.

Как напоминание способов действия, направления линий при рисовании, формообразующих движений педагог может использовать жест, движение, обвести предмет по контуру, которые должны быть произведены отчетливо, чтобы видели все дети.

Источник

Преподавание рисунка, живописи, композиции. Инструктивно-практический метод

Представьте, что тренер по фигурному катанию обучает воспитанников как учитель математики — все сидят и пишут в тетрадях о том, как нужно выступать на льду. И, хотя я ничего не смыслю в фигурном катании и математике, совершенно очевидно, что такой способ преподавания выглядит по меньшей мере комично. Подобным образом будет выглядеть и преподавание рисунка или живописи, если не учитывать их специфику.

Конечно, обучение изобразительному искусству подразумевает как теоретические дисциплины, так и практические занятия. Но практические занятия рисунком, живописью и композицией считаются основными предметами, а теоретические — неотъемлемым дополнением. Почему так? Потому что наличие теоретических знаний и умение их применять — это разные вещи. Причем на развитие второго нужно больше времени. Здесь необходимо иметь практические навыки — а это и мышечная память, и понимание, и умение анализировать, и умение по-особому видеть натуру… Например художники, которые забросили творчество и долгое время не практикуют, могут столкнуться с такой проблемой: умом они всё понимают, а рука не слушает.

Среди теоретических дисциплин, помогающих обучению живописи, можно перечислить такие: цветоведение, перспектива, пластическая анатомия, технология живописи… Конечно, кто-то может сказать, что и эти учебные предметы подразумевают выполнение практических заданий и упражнений. Это так. Однако, конечная цель этих занятий заключается в усвоении теории, которая будет применяться художником в рисовании или практической работе над живописью.

Кроме вышеперечисленных дополнительных учебных предметов, для овладения искусством живописи очень большое значение имеют опыт и наработки конкретного художника-педагога, которые он передаёт учащимся в процессе их практической работы. Эти ценные знания содержат множество теоретических моментов. Однако, они тесно сопряжены с практикой. Поэтому художник-преподаватель делится ими по ходу выполнения студентами учебных заданий. Конечно, преподаватель может начать урок с обсуждения теории. Но это будет бесполезно без дальнейшей практической части занятия.

Поэтому в преподавании рисунка, живописи и композиции доминирующим способом является инструктивно-практический метод. Например, стоит натюрморт, стоит холст на мольберте, студент пишет этот натюрморт в соответствии со своим уровнем подготовки. В процессе работы преподаватель объясняет какие-либо аспекты, которые актуальны в отношении конкретного учащегося. Также преподаватель может поделиться своими наработками как с отдельным студентом, так и со всей группой. Здесь определяющим является индивидуальный подход. У одного учащегося может быть проблема с рефлексами в живописи. У другого отсутствует светотень на предметах. А у третьего — слабым местом является неправильно переданные пропорции. Проходя между мольбертами, преподаватель подмечает всё это и помогает каждому в преодолении его проблемы.

И здесь мы подходим к самому интересному. Как преподаватель помогает учащимся? Если он рисует за них — то это, как минимум тупиковый путь. Так он «поможет» им стоять на месте и профессионально не развиваться. Здесь художник-педагог должен объяснить теорию, разъяснить принцип, все «разложить по полочкам», обогатить свой рассказ простыми и понятными примерами. В каких-то случаях нужно и буквально взяться самому за кисть и что-то показать наглядно или что-то исправить в студенческой работе. Но степень этого вмешательства должна быть разумной, а лучше минимальной. В дополнение к вышеперечисленному, очень полезным оказывается анализ живописных произведений известных художников. Когда учащиеся видят как работают мастера и, более того, слышат как преподаватель объясняет суть на примере этих иллюстрации, то это раскрывает им глаза на многие вопросы.

Всё вышеперечисленное становится возможным посредством инструктивно-практического метода преподавания: ученик выполняет задание, преподаватель — помогает. Но для этого сам педагог должен уметь рисовать и иметь практический опыт. Чем лучше он владеет искусством живописи, тем лучше у него получится объяснить те или иные моменты другим. Но бывает и так, что преподаватель является очень талантливым художником, а объяснять материал другим ему сложно даётся. Поэтому здесь, конечно, важно и мастерство художника и методическое мышление. Но если эти качества соединяются воедино, то преподавание будет наиболее эффективным.

Источник

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Анастасия Рыбакова
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Первая младшая группа

В I полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалом:

Обучает техническим приемам:

• правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца)

• пользоваться красками и кистью без нажима

• набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды

• легко водить карандашом по бумаге

Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей последовательно усложняются.

Во 2 полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо сверху вниз. Пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.

Также дети уже рисуют по замыслу, выбирают сами тему.

Так на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев изображают землю.

На следующем занятии детям предлагается рисовать крону дерева комочком тряпочки, тем же «наматывающим» движением или комочком смятой бумаги (для этого бумагу надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.

Вторая младшая группа

• Игровые (картинки, загадки, стихи по теме) приемы

Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности, больше доверять им.

Словесными приемами обучения педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия сначала он объясняет задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождается словом, проверяет, не забыли ли они, как правильно держать кисточку.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки.

Дети 3-4 лет не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Рисунки нужно рассмотреть в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.

В первом квартале необходимо повторить пройденный материал, с целью закрепления умений и навыков.

Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии (сверху вниз, слева направо,пересекать,замыкать в круглые формы).

Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные.

Начинать надо с коротких вертикальных линий (например – рисование дождика).

Чтобы дошкольники лучше овладевали навыкам рисования, задания необходимо постепенно усложнять.

Во втором квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы, можно нарисовать смородину, сливу.

Уже в третьем квартале можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать, но и закрашивать не выходя за контур предмета.

В четвертом квартале

неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий»

Научить детей изображать простые предметы, проводить прямые и наклонные линии перекрещивать их без нажима, толстые и тонкие линии нажимая на весь ворс и проводя кончиком.

Рисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки педагог готовит заранее)

Чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы

Рисование круглых форм (лепестки цветка,

Прямых и наклонных вертикальных линий (стебельки, корешки, травка)

Можно поэкспериментировать с отпечатками ладошек, поищите в них вместе с ребенком художественные образы и дорисуйте.

Продолжаем экспериментировать с картофельными матрицами и овощами.

Средняя группа

Перед педагогом средней группы стоят задачи:

• Закреплять интерес к рисованию

• развивать наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность

• научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый.

• оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.

Дети должны учиться рисовать по памяти, грамотно размещать изображение на листе бумаги, работать карандашом и кистью: вести линию плавно, изменять направление линий, рисовать тремя – четырьмя красками.

Педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы – вертикальные и горизонтальные, наклонные, ломаные, кривые, дугообразные, предметы геометрической формы (круглая, овальная, треугольная, прямоугольная).

Научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий-низкий).

Научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки. Уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, оценивать свою работу и рисунки других детей.

Воспитатель использует на занятиях приемы обучения:

В средней группе рисование продолжает оставаться игрой. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтоб украсить елку; морковку угостить зайчика.

Старшая группа

Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи:

• учить детей описывать предмет

• сравнивать предметы по форме и цвету

• передавать пространственное воображение

• учить рисовать по памяти и по замыслу

Педагог должен знакомить детей с произведением декоративно – прикладного искусства:

• различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый)

• различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.)

• нейтральные цвета (серый, серо-голубой) создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила.

Предложите детям изобразить деревья определенных пород. Особое внимание следует уделять размещению изображений деревьев на листе.

Дети очень любят рисовать осень. Осенью следует обратить внимание на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разновидных видах деревьев и могут нарисовать их.

В старшей группе на занятиях по рисованию можно использовать такой нетрадиционный материал, как листья деревьев. Листок дерева покрывается краской, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки можно дорисовывать кистью.

Подготовительная к школе группа

Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:

учить рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры

знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира

образцами народного творчества

правильно размещать изображение на листе бумаги

учить передавать цвет и его оттенки, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный

учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок

развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, образное мышление

учить находить и передавать в рисунке сходство форм разных предметов

учить самостоятельно, подбирать нужный для работы материал: бумагу, краски, карандаши, кисти разных размеров

закрашивать рисунок карандашом или краской. Изменяя при этом направление штрихов или мазков

учить рисовать фигуры человека (в профиль, анфас, в движении)

учить рисовать разные виды транспорта

В 1 квартале детей учат передавать краски осенней природы (после целенаправленных наблюдений)

Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья, дети должны уже знать (дуб, береза, тополь, клен). Рассказывая о характерных признаках деревьев, воспитатель может использовать схематические изображения

Второй квартал приходится на зимний период. Задача воспитателя приучать видеть красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводятся экскурсии в лес, парк.

В третьем квартале дети отображают весенние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков.

Также дети продолжают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, рисуют по памяти

В четвертом квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные в течение года, передают свои впечатления от летних наблюдений.

Дети уже рисовали раньше деревья. Поэтому воспитатель не показывает последовательность рисования, а только спрашивает, как надо делать.

Флешмоб как альтернативная инновационная методика обучения коммуникации детей с ОВЗ Сценарий танцевального флеш – моба Возможный реквизит: флажки, флаги, цветы, шары и т. д. Костюмы: футболки одного или разных цветов. Музыка:.

Игровая методика обучения детей английскому языку Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию сенсорных эталонов. От того, насколько успешно будет организовано.

Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература — могучее действенное.

Методика работы по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей.

Методика закаливания детей младшего дошкольного возраста Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание.

Здоровьесберегающая методика для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье — это жизнь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Источник

Читайте также:  Как нарисовать светящиеся буквы акварелью
Оцените статью