- Использование художественного материала сангины в детском творчестве. консультация по рисованию (старшая группа) на тему
- Художественная техника «Сангина» (фотоотчет)
- Сангина — популярный художественный материал с эпохи Возрождения до наших дней
- Виды и особенности сангины
- История сангины
- Известные художники, работавшие сангиной
Использование художественного материала сангины в детском творчестве.
консультация по рисованию (старшая группа) на тему
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова
(Дошкольное отделение № 5 — детский сад № 1892)
Художественный материал САНГИНА.
Качалова Татьяна Анатольевна
Художественный материал САНГИНА.
САНГИНА (франц. sanguine, от лат. sanguinelis — кроваво-красный) – сухой материал для рисования в виде палочек – карандашей (без деревянной оправы с круглой или квадратным сечением длиной около 7 см.), дающих матовый красно-коричневый тон.
Сангина бывает различных оттенков. В продаже, как правило, она имеется следующих цветов: красноватого, характерного для окиси железа, каштанового, сепии и охры. Она напоминает пастель коричневого тона.
Приготовляется сангина из глины, окислов железа и связующих веществ. При производстве палочек сангины эти вещества сначала растирают в порошок, затем добавляют воду и немного клея. Полученную пасту помещают в специальные формы. Палочка считается готовой, когда паста полностью высыхает. В серийном производстве применяют также прессование и лёгкую выварку.
Материал очень красивый, дающий богатые выразительные возможности использования линий, штрихов, пятен.
Рисуют сангиной на шероховатой бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приёмы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушёвку, позволяющую создавать красочные пятна.
Натуральным кроваво-красным минералом рисовали ещё в пещерах палеолита. В эпоху Возрождения сангиной, которую называли красным мелом, выполняли детально разработанные рисунки такие мастера, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. В рисунках Рембрандта, выполненных сангиной, с помощью линий и штриха передаётся не только объём, но и фактура.
Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляют уголь и мел. Особенно это удавалось П. Рубенсу и А. Ватто.
В русском изобразительном искусстве мастерски сангиной работали художники А. Лосенко, А. Иванов, К. Брюллов, О. Кипренский, В. Серов и многие другие. Интерес к работе сангиной сохраняется и в наши дни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНГИНЫ В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе изобразительной, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Самостоятельно дети, как правило, этого сделать не могут. Показать их – задача взрослого. Чтобы дети научились достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, лепке, аппликации, их необходимо познакомить с разными приёмами рисования, изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, кисти: мягкие круглые, плоские, клеевые; сангина, угольный и простой (графитный) карандаш и т.д.).
Начиная со старшей группы, детей учат рисовать сангиной.
Использовать сангину хорошо при комбинированной технике: для изображения кустов, деревьев, человека, животных на уже заранее подготовленном фоне. Например, в пейзажной живописе, сначала на первом занятие дошкольники акварелью рисуют прозрачное живописное небо и землю, а на втором занятие изображают сангиной кусты, деревья.
(фото 2. Рисунок Ксении, 5 лет. Зимний пейзаж, акварель, гуашь, сангина.)
Палочками сангины хорошо рисовать крупные формы: деревья, дома и т. д. – благодаря широкой фактурной линии, которые даёт сангина, изображения, получаются выразительными и приятного коричневого тона.
Для рисунка сангиной листы бумаги следует готовить чуть большего размера, чем для рисования карандашами.
Сангина очень хрупкая и пачкает бумагу, поэтому необходимо учить детей рисовать аккуратно, держа палочку за бумажную обёртку тремя пальцами – указательным, большим и средним. При создании рисунка нужно двигаться от левой части листа к правой, тогда рисующая рука не будет тереть уже изображённое и не испачкает рисунок. При рисовании деталей штрих выполняется одним концом палочки, тогда как другой остаётся направленным к центру ладони. А при нанесении штриха боковой гранью кусочка палочки его держат за боковые стороны. Палочкой с квадратным сечением можно наносить тонкие штрихи одним из её рёбер.
Выполняя работу палочкой сангины ребёнку надо держать её в руках очень осторожно, следя за тем, чтобы она не упала или не ударилась обо что-либо. А на время, пока он палочкой не пользуется, положить её в коробочку.
Работая с сыпучим материалом, необходимо знать, что любое прикосновение может испортить рисунок. Поэтому, завершив работу, её следует закрепить с помощью фиксатива или лака (для волос). Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении и лучше при открытых окнах в отсутствии детей.
Обработка фиксативом представляет лишь первый шаг по сохранению работы, выполненной сангиной. Её необходимо защитить калькой или тонкой бумагой и положить в папку.
1. Как рисовать углём, сангиной, и мелом. — М.: АСТ: Астрель, К 16 2005.
2. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Источник
Художественная техника «Сангина» (фотоотчет)
Ирина Удовиченко
Художественная техника «Сангина» (фотоотчет)
Моя цель состояла в выявлении новых возможностей, новых путей того как дети художественно осваивают действительность, раскрывают способности, самореализуют творческий потенциал под влиянием средств. Суть в том, что, овладевая различными выразительными средствами. Ребенок освобождается от изобразительной скованности. Той скованности, которая мешает ему с помощью классических и неклассических техник реализовать собственный замысел, выразительный образ, свои впечатления, о мире, его окружающим. Сегодня я хочу представить художественную технику «Сангина». Работать сангиной можно в двух манерах, карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангина используют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией боковой поверхностью мелка или растушевкой. Способ этот вполне приемлем с дошкольниками, поскольку дает возможность вести рисунок различными техническими приемами. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, затем все необходимые плоскости заполняют с помощью кисти. Но способ этот достаточно сложен, поэтому в работе с детьми его не применяют. Но, тем не менее, экспериментально их можно показать такой прием работы.
«Военная техника». Фотоотчет о творческой мастерской «Вместе с папой мастерим» Идея конкурса «Супер- мальчик 2015» возникла неслучайно. Хотелось на праздник 23 февраля чего- то необычного, креативного, масштабного. Продуктивная.
Художественная дидактическая игра «Пирог для мамы» Художественная дидактическая игра «Пирог для мамы» Цель: Дать возможность детям поэкспериментировать, вызвать интерес к поиску комбинаций,.
Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство.
Художественная литература. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Магазин» b]Прививать любовь к книгам, воспитывать бережное отношение к ним; учить вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий.
Консультация «Художественная литература в работе воспитателя детского сада» Художественная литература играет огромную роль в воспитании связной речи. Переоценить ее значение трудно. Она очень сильно влияет на обогащение.
Художественная литература в жизни ребёнка При упоминании словосочетания художественная литература — мне на ум сразу приходят произведения из школьной программы: поэты серебряного.
Консультация «Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель.
Ребенок и художественная литература Дошкольное детство невозможно представить себе без книг. Известно, что художественная литература воздействует на нравственное, эстетическое.
Речевое развитие. Ранний возраст. Художественная литература СЕНТЯБРЬ Тема: Детский сад 1.«Что есть на участке детского сада? Путешествие по территории участка.» Тема: «Осень» 2. Русская народная.
Источник
Сангина — популярный художественный материал с эпохи Возрождения до наших дней
Сангина (от латинского sanguis — «кровь») — это мягкий материал для рисования в форме мелков (брусков) красного цвета. В зависимости от способа приготовления и химического состава цвет сангины варьируется в пределах от насыщенно-коричневого до терракотового. Этот материал художники преимущественно используют при выполнении подготовительных набросков, эскизов и этюдов.
Сангина, благодаря красноватому цвету, идеально подходит для изображения на бумаге структуры и пропорций обнаженного человеческого тела. В ходе работы этот материал можно размягчать водой, чтобы добиться оптимальной плотности штриха и насыщенности тонов.
Виды и особенности сангины
Сангина по химической структуре представляет собой смесь белой глины (каолина) и окислов железа. В старину мастера использовали натуральные минеральные материалы, а современные производители предлагают художникам мелки искусственного происхождения с добавками воска и связующих веществ.
Изготовленные для профессионалов и любителей разновидности сангины различаются не только оттенками, но и формой. Промышленные образцы этого художественного материала поступают в продажу в виде:
- брусков круглого или квадратного сечения;
- заостренных тонких стержней;
- карандашей в деревянной оправе.
К преимуществам сангины можно отнести:
- высокую устойчивость к воздействию солнечного света;
- большое разнообразие оттенков;
- доступную стоимость качественных материалов;
- возможность использования в различных комбинированных техниках рисования.
Основным недостатком сангины принято считать недолговечность готовых изображений. Мельчайшие частички красящего пигмента со временем могут осыпаться с листа бумаги. Поэтому по завершении работы художники обычно закрепляют рисунок лаком или размещают его под стеклом.
История сангины
Первые попытки использования сангины в качестве художественного материала уходят корнями в доисторическую эпоху. До наших дней в разных уголках Земли сохранились красноватые наскальные рисунки первобытных людей, а возраст таких изображений нередко исчисляется десятками тысяч лет.
Но профессиональная техника рисования сангиной появилась значительно позже — во второй половине XV века в Италии. Здесь имелись в большом количестве природные запасы всех необходимых компонентов для производства: охры, сиенской земли и белой глины. Посредством обжига основных ингредиентов в разных пропорциях итальянские ремесленники научились делать сангину различных оттенков, достоинства которой быстро оценили художники.
До наших дней сохранилось множество рисунков сангиной, созданных величайшими мастерами Возрождения и всех последующих исторических эпох. Этот удобный художественный материал уже более 500 лет пользуется большой популярностью среди живописцев и графиков.
В наши дни с удовольствием учатся рисовать сангиной дети в художественных школах и детских садах. А профессионалы используют ее для создания как завершенных произведений искусства, так и подготовительных набросков или эскизов.
Известные художники, работавшие сангиной
К числу известных художников, использовавших сангину в своем творчестве, можно отнести многих великих мастеров изобразительного искусства. Среди них особо выделяются:
- Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — гений итальянского Ренессанса. Красным мелком он часто делал наброски с натуры обнаженного тела. В этой же технике нарисован знаменитый «Туринский автопортрет» великого изобретателя, ученого и художника.
- Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — не менее известный мастер живописи эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль использовал сангину не только в качестве дополнительного инструмента, но и создавал с ее помощью вполне самостоятельные художественные произведения.
- Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens) — величайший фламандский художник XVII века. До наших дней сохранилось множество оригинальных рисунков Рубенса на религиозную и мифологическую тематики.
- Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) — яркий представитель портретного жанра во французской живописи XVIII века. Его многочисленные подготовительные эскизы сангиной поражают детальным изображением героев будущих картин.
Портал Very Important Lot предлагает всем желающим принять участие в аукционах искусства, чтобы приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины и рисунки сангиной у современных художников напрямую.
Источник