- Методы и приёмы нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста
- Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста». статья по рисованию (младшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации «Рисование с детьми раннего возраста»
Методы и приёмы нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста
Ольга Белякова
Методы и приёмы нетрадиционного рисования с детьми раннего возраста
Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо.
И в 2, и в 5, и в 10лет.
Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует. Цветы, деревья, луг и сказки
Всё нарисуют, были бы краски. И лист бумаги на столе
И мир в семье и на Земле!
Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования- способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
Нетрадиционная техника рисования Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду В нашем детском саду «Аленка» продуктивная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, она развивает.
Источник
Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста».
статья по рисованию (младшая группа) на тему
Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, плохая координация движений, неустойчивое внимание, плохо развита речь, мышление, отсутствуют представления об окружающем. Маленькие дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо предметы и явления, не могут отслеживать глазами движение карандаша по листу бумаги, в их рисунках нет замысла. Действия ребёнка с изобразительным материалом носят предметный характер. И даже если в процессе манипулирования на бумаге появляются следы от карандаша или фломастера, они не привлекают внимания ребёнка. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._metody_i_priyomy_obucheniya_izobrazitelnoy_deyatelnosti_detey_rannego_vozrasta.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста».
Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 303
Алексеева Елена Алимпиевна
Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, плохая координация движений, неустойчивое внимание, плохо развита речь, мышление, отсутствуют представления об окружающем. Маленькие дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо предметы и явления, не могут отслеживать глазами движение карандаша по листу бумаги, в их рисунках нет замысла. Действия ребёнка с изобразительным материалом носят предметный характер. И даже если в процессе манипулирования на бумаге появляются следы от карандаша или фломастера, они не привлекают внимания ребёнка. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом. Он имеет особое значение для развития изобразительных способностей, т.к. от манипуляции с карандашом, комком глины дети постепенно переходят к изображению предметов и явлений окружающей действительности. Как долго малыши задержатся на этом этапе развития, зависит от руководства изобразительной деятельностью взрослым. Задачи педагога на этом этапе заключаются в том, чтобы вызвать интерес к процессу рисования как к деятельности, дающей результат, познакомить малышей со свойствами изобразительных материалов, помочь овладеть разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм, создать необходимый эмоциональный настрой.
Изодеятельность в раннем возрасте возникает на основе подражания действиям взрослого, поэтому мы много рисуем в присутствии детей и советуем делать это родителям. Постепенно малыши начинают понимать, что карандаш оставляет след на бумаге, им можно рисовать. У детей возникает желание повторить эти действия вслед за взрослым.
Поскольку у малышей отсутствуют технические навыки – они не умеют держать карандаш, кисть – мы терпеливо их этому учим, постоянно обращая внимание на то, как ребёнок держит карандаш (кисть), чтобы у малыша не закрепился неправильный навык, который в дальнейшем будет тормозить выполнение более сложных рисунков. Занятия (особенно в начале года) мы проводим индивидуально или небольшими подгруппами (до 5 человек). Педагог при этом сидит за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. Длительность занятия в этом возрасте составляет 10 – 12 минут.
Учитывая особенности раннего возраста, для занятий изобразительной деятельностью мы стараемся подбирать сюжеты, близкие опыту ребёнка, рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые малышам. Чтобы малыши могли изобразить знакомый предмет или явление, они должны воспринять его целенаправленно. Для этого мы помогаем детям выделить значимые признаки предмета: цвет, форму, величину, расположение в пространстве; обращаем внимание на его детали. Во время прогулок предлагаем детишкам понаблюдать, как капают капли дождя, какая травка выросла на газоне, как кружатся в воздухе листочки, снежинки, мы идём по снегу и, за нами, остаётся цепочка следов, как едет по дороге машина и т.д.
Обучение рисованию мы начинаем с прямых линий (вертикальных, горизонтальных, прерывистых, наклонных, длинных и коротких), затем рисуем волнистые линии, спирали, а потом круги и овалы различной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивая их. Постепенно, у малышей накапливая опыт изображения прямых и округлых линий, ребятишки открывают для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учатся находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.
Чтобы дети лучше усваивали полученные навыки, необходимо не только планомерно и систематически проводить занятия, но и закреплять их в течение дня в детском саду и дома. Для этого мы даем задания на дом, чтобы дети рисовали знакомые картинки вместе с родителями.
В соответствии с особенностями детей раннего возраста, мы активно используем игровые приемы. Обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаем рисование или лепку эмоциональным комментарием, обыгрываем с малышами готовые рисунки и поделки, а также используем стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения помогает заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
При обучении детей рисованию мы используем следующие методы и приёмы:
Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки или сухой кисти. Использование этого приёма помогает ребёнку ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребёнка в процессе рисования. Вкладываем карандаш (кисть) в руку ребёнка, берем её в свою и водим по бумаге, создавая изображение. Одновременно комментируем рисунок (это капает дождик, распустился цветок, вот бежит зайчик: прыг-скок, так свети солнышко и т.д.). Использование этого метода позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш (кисть), надавливать на карандаш во время рисования с определённой силой, набирать на кисть достаточное количество краски, изображать различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей – процесс завершения ребёнком рисунка, начатого взрослым. В качестве основы для рисования предлагаем ребенку заготовку, на которой изображена только часть рисунка, недостающие детали которого малыш должен дорисовать сам. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Если занятие проводится индивидуально, можно не предлагать ребёнку заготовку для рисунка, а рисовать основные элементы рисунка у него на глазах. Этот приём помогает привлечь внимание ребёнка, вызвать у него интерес к процессу рисования. Взрослый рисует тучку, а дети – дождь (проводят прямые или прерывистые линии). Взрослый – круг солнца, а дети – лучи. Взрослый – шарики, а дети «привязывают» к ним ниточки. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребёнком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры). При этом у нас появляется возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию. Мы используем этот метод, когда у ребёнка уже есть определённые навыки для их закрепления. На этих занятиях используем показ, при этом проводим последовательный показ каждого этапа, все действия сопровождаем комментариями. Если рисование проводится с подгруппой детей, не все малыши после показа могут сразу приступить к выполнению задания. Им индивидуально показываем, как выполнять данное задание. Когда у детей накапливается достаточный опыт, проводим рисование по готовому образцу.
Давая задания по линейному контуру («Травка для зайчат», «Расчески для кукол», «Мячики», «Рыбки плавают» и т. д.) мы используем для рисования в основном карандаши и фломастеры. А давая задания по цвету используем в основном гуашь. Такие задания направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен. Благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее. Темы таких рисунков выбираем самые разнообразные, но близкие опыту детей: «Светит солнышко», «Мой флажок как огонёк», «Летняя полянка» и т.д. При обучении детей рисованию красками, используем такие технические приёмы, как рисование мазков («Солнышко», «Покатился колобок по дорожке»), примакивание («Снег идёт», «В лесу поспели ягоды»), рисование тычком («Колючий ёжик», «Осенние листочки»), рисование
пальчиком («Красивые цветы», «Снежинки»). Используем также приёмы рисования ладошкой и штампами. На занятиях по рисованию красками используем те же сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами, фломастерами. Например, то же самое солнышко или елочка могут изображаться посредством линий, нарисованных карандашом и краской при помощи пальчика или кисточки.
Использование выше перечисленных методов и приемов обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте, помогает нам не только успешно обучать малышей различным техническим приемам, прививать им определенные навыки и умения, знакомить с изобразительными средствами, но и дает возможность заложить предпосылки для развития фантазии, творчества и воображения, помогает сформировать положительное отношение к изобразительной деятельности.
Источник
Методические рекомендации «Рисование с детьми раннего возраста»
Ольга Рыжайкина
Методические рекомендации «Рисование с детьми раннего возраста»
«Рисуем вместе с малышом».
Рисование — интересный и полезный вид деятельности, приобщающий малышей к миру прекрасного. С помощью рисования развивается творческое начало личности, формируется эстетический вкус, острее ощущается гармония окружающего мира.
При обучении детей раннего возраста рисованию необходимо помнить, что в возрасте 1-3лет ребенка интересует не результат действия, а само действие — ведь это для него прежде всего ирга.
Впервые взяв в руки карандаш, ручку или любой предмет, который оставляет след на бумаге, ребенок начинает его исследовать, проводить множество линий в хаотичном направлении. И здесь важно дать ему насладиться действием — пусть он «чиркает» сколько душе угодно. Но не забудьте, что здесь важно помочь ребенку пустить процесс рисования на стадии «каракуль» в нужное русло. Обыграйте сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволит заинтересовать малыша, дольше удерживать их внимание, создаст необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Начинать лучше с простых, понятных ребенку сюжетов,например: угостим крошками птичку-нарисуем точки.При наличии точек приговариваем: «Раз-раз-раз».Этим мы развиваем ритм в движении и речи.
«Спрячем зайку» — нарисуем штрихи. Для этого напечатайте ли наклейте изображение знакомого ребенку животного небольшого размера и предложите малышу его спрятать, зачеркивая фломастером. Такой прием постепенно поможет ребенку научиться закрашивать предмет. А потом животных можно спрятать в травку, проводя вертикальные линии сверху вниз.
Когда вертикальные линии будут освоены, можно переходить к горизонтальным, что несомненно,труднее для ребенка: дорожки,разноцветные ленточки,а затем сочетание вертикальных и горизонтальных линий: заборчик, платочек в клеточку и т. п.
«Ниточка к шарику» -надуйте шарик, завяжите ниткой, рассмотрите его. Обратите внимание на длину нитки. Рисовать к шарику ниточку можно, используя разные подходы. Так, увлекательно нарисовать ниточку мелом к шарикам-магнитикам на доске или мольберте. А на бумаге ниточку рисуем к шарику (сверх вниз,нарисованному взрослым или рукой ребенка. Когда рисуем, предлагаем ребенку проследить за движением руки и возникающей линией. Это важный момент, так как возникает взаимосвязь «глаз — рука», что помогает ребенку увидеть предмет целиком и сопоставить его плоское изображение с объектным.Для усиления эмоционального отклика малыша скажите ему такие слова: «Раздувайся пузырь,раздувайся большой, да не лопайся».
Кстати, рисуя рукой ребенка шар, мы уже начали подготавливать детскую руку к изображению округлых форм.
Для изображения следующего сюжета поиграйте с ребенком в клубочки. Покажите ему клубок с нитками, размотайте и смотайте нитки вместе с ребенком — это упражнение поможет развитию мышц пальцев, координации движений и активной работе мозга. Теперь скажем, что в гости пришла кошечка (ее можно нарисовать на листе, и хорошо, если ребенок смотрит на то, как вы это делаете, она любит играть с клубочками. Нарисуем много клубочков круговыми движениями, разного цвета, имитируя наматывание ниток.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Они пока не умеют правильно держать карандаш и кисточку, поэтому рекомендуется поправлять положение предметов в их руке: захват осуществляется снизу, карандаш нужно держать тремя пальцами недалеко от грифеля, также тремя пальцами держать кисть, но посередине деревянной ручки, чтобы указательный палец мог свободно постучать по ней.
Помыть кисточку-это целое искусство. Но и здесь все направлено на развитие ребенка. Полоская,мы приговариваем: «Буль-буль». Прижимаем кисть к стенке банки (для этих целей лучше использовать пластмассовую) — стекает вода, прижимаем к тряпочке — кисть сушится. Полоскание доставляет детям большую радость.
Теперь приступаем к набору краски: слегка опускаем кисть в баночку, но так, чтобы верх ворса остался чистым. Если краски оказалось много, обтираем кончик кисти о край банки.
Что можно рисовать красками? Ручейки, широкие ленточки, мячи, баранки и многое-многое другое.
Предположим, сегодня на улице идет дождь. Понаблюдайте с ребенком за тем, как капает вода. Возьмите магнитную доску и прикрепите к ней лист бумаги синими магнитами, расположив их в ряд в верхней части листа — это тучки. Затем предложите ребенку выбрать краску для дождя такого же цвета, как магниты. Тем самым мы учим малыша сопоставлять цвет, а затем и называть его. Набрав краску на кончик кисти,произнесите слова: «Дождик капает «кап»,- прижимаем кисть к бумаге около магнита-тучки, а затем прижимаем ниже — «кап».Во время нанесения пятен следите за выдерживанием ритма: кисть прижимается совместно с произнесением слов «кап-кап», ребенок следит за своими действиями. Устав от ритмичных движений, малыш внизу листа, или где он хочет, начинает сразу или на следующий раз, продолжая начатую композицию, рисовать круговыми движениями пятна. Присоединитесь к этому действию, спрашивая ребенка или утверждая, что он рисует — лужи. Таким образом вы помогаете ребенку расширять сюжет картины. Расширять сюжет можно сколько угодно,если позволяет форма листа: «Дождик-дождик, кап да кап. Ты не капай долго так. Мы по лужицам бежим, громко, весело кричим»; «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете — это очень хорошо и большим и детям». Ребенок рисует солнце, но пока еще с вашей помощью.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Уважаемые взрослые! Не забывайте проявлять искренний интерес к изобразительной деятельности ребенка, поддерживайте веру в его успех, поощряйте его слова (без критики) и своим прекрасным настроением!
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу». Рисование с детьми раннего возраста Зима…первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными.
«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.
Дистанционные рекомендации родителям на тему «Транспорт» для детей раннего возраста Конструирование «Дорожка из кирпичиков»в группе раннего возраста (1,5 – 2 года). Цель: Создать условия для развития творческих.
Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка — это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.
Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. — Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. — Собирая ребёнка в детский.
Рекомендации педагогу при проведении совместных занятий «ребенок — родитель» с детьми раннего возраста 1. Речь педагога должна быть эмоционально окрашена — используйте разный тембр, громкость, используйте паузы и мимику. 2. Называйте детей.
Занятие с детьми раннего возраста по приобщению детей раннего возраста к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: — создание условий для формирования.
Источник