Статья «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста: метод тычка».
статья по рисованию на тему
В статье описывается возможное использование нетрадиционной техники рисования (метод тычка) в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста: метод тычка».
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к
окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; - во — вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Несформированность графических навыков и умений мешают ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так для дошкольников является сложной методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных особенностей. Ребёнок еще не осознаёт, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.
При раскрашивании рисунков красками с помощью мазков или методом заливки, изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок — ещё и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопится — рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображение зверей, птиц, крон деревьев. На помощь приходит нетрадиционный способ рисования — метод тычка.
Этот метод рисования не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причём необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближёнными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жёсткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдободобнее изображение на рисунке. Гуашь — густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него.
- позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;
- даёт возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
- формирует эмоционально — положительное отношение к самому процессу рисования (ребёнок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
- способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей — рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
Метод тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также для подвижных и дидактических игр.
Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом, гуашь должна быть густой, кисточка — жёсткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное, сухой, т.е. её не нужно перед началом рисования окунать в воду. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
На альбомном листе простым карандашом рисуем горизонтальную линию. Набираем на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполним несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинаем рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуем круг и, набрав гуашь на кисть, снова начнём делать тычки по линии круга, а потом внутри него.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого — либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя его части вслух (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, дети должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объём, приближенные к реальным, в чём можно убедиться, рассмотрев детские рисунки.
Методические рекомендации по рисованию методом тычка:
- Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в месяц по 30-40 минут с несколькими паузами. Не забывая, что каждое занятие является комплексным. Его цель — расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук. Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).
- Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего её раскладывать понемногу (3- 4 мм) в маленькие розетки.
- Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия — акварельными красками широкой кистью.
- Должно быть не менее двух кисточек (одна обязательно жёсткая, лучше из натуральной щетины). Каждому ребёнку нужен также небольшой лист бумаги для проверки тычка и правильности выбора цвета.
- Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.
Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.
Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
Источник
Рисование методом тычка с детьми дошкольного возраста
Одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия является рисование. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух задач , взаимосвязанных между собой:
— Необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к событиям нашей жизни;
— Сформировать у них изобразительные навыки и умения.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому разработка методического обеспечения занятий с детьми является важной и ответственной задачей.
Многие методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не лишены недостатков. Например:
-Сложной для детей – дошкольников задачей будет являться методика изображения предметов тонкими линиями, т.к. у них в силу возрастных особенностей не сформированы графические навыки и умения.
-Не ориентирована на дошкольный возраст также техника раскрашивания рисунка с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными.
Такие приемы затрудняют адекватное исполнение и восприятие рисунка. Я хочу представить вам опыт обучения рисованию методом тычка.
Преимущества метода тычка:
Предлагаемый метод:
— позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
— дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
— формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
— способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.
При рисовании методом тычка используется гуашь, она должна быть густой, кисточка – жесткой, и самое главное сухой.
Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого – либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (голова, уши, хвост). Начав рисовать они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и пр.) дети рисуют концом тонкой кисти.
Дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенные к реальным.
Методические рекомендации по рисованию способом тычка.
1. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц.
2. Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего ее раскладывать понемногу в маленькие розетки.
3. Бумагу можно использовать любых цветов и размеров.
4. Должно быть не менее двух кисточек (одна жесткая).
5. Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.
Перед занятием можно провести небольшое упражнение – разминку с кисточкой:
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части).
Вверх – вниз, вправо – влево
(Выполнять движения кистью руки).
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала каблучком.
А потом по кругу ходит,
Как ребята в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас!
(Кисточку поставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.
Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей.
Список литературы:
К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
Автор: Мехоношина Анастасия Григорьевна,
воспитатель,
МБДОУ № 385 «Сказка», г. Екатеринбург, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Источник
Мастер-класс. Увлекательное рисование методом «тычка» (нетрадиционная техника)
Елена Сергеевна Мартынова
Мастер-класс. Увлекательное рисование методом «тычка» (нетрадиционная техника)
Рекомендации:
1. Для рисования лучше приготовить густую гуашь.
2. Жесткую кисточку (из натуральной щетины) рекомендуем подстричь на 2-3 мм.
3. Листы бумаги можно использовать любого размера и цвета. Можно использовать тонированные листы бумаги, сделанные накануне. 4. Для дорисовки деталей нужно использовать тонкую беличью кисть.
Этапы рисования:
1. На листе бумаги рисуем контур предмета, можно нарисовать предмет из геометрических фигур.
2. Начав рисовать, делаем жесткой кисточкой тычки по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками закрашиваем поверхность внутри контура.
3. Кисть должна смотреть вверх, держать кисть необходимо чуть выше металлической части.
4. Остальные детали (нос, глаза, лапы и т. д) дети рисуют концом тонкой кисти.
А вот еще примеры работ, которые можно нарисовать методом «тычка».
Желаю вам творческих успехов!
«Яблони в цвету». Рисование методом тычка в группе раннего возраста «Яблони в цвету — весны творенье. » Так много сложено стихов и песен о яблоневом цвете. Сравнивают его и с белым кружевом, и с пеной оживших.
«Синички». Мастер-класс по изготовлению картины методом «тычка», аэрографии и бумагопластики Цель: изготовление картины нетрадиционными способами. Задачи. 1. Обучающие: -учить мять бумагу, скатывать из неё комочки и приклеивать.
«Сирень». Рисование методом тычка Период цветения в разгаре. Цветут яблони, черёмуха, рябина и, конечно же, сирень. Существует красивая старинная легенда. Однажды богиня.
Мастер-класс: нетрадиционная техника рисования «Рисование мятой бумагой» Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой. Задачи: развивать творческие способности, интерес.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования с детьми «Отпечаток». Рисование на тему «Встреча в лесу» Предлагаю педагогам использовать в работе с детьми нетрадиционную технику рисования «Отпечаток». Отпечатки листьев на бумаге – нетрадиционная.
«Красивые цветы». Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике отпечатками листьев и ватными палочками, методом «тычка» Мастер класс для детей дошкольного возраста, по рисованию в нетрадиционной технике отпечатками листьев и ватными палочками, методом «тычка».
Нетрадиционная техника рисования «Правополушарное рисование» Правополушарное рисование-способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования.
Источник