Проект нетрадиционные техники рисования как средство

Проект: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
proekt_risovanie.docx 749.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Проект в старшей группе:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Автор: воспитатель СП – 10

Герасимова Валентина Аркадьевна

Проект в старшей группе

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками.

1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.

3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.

4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

5.Совершенствать навыки свободного эксперементированния с изобразительными материалами.

1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.

2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.

3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.

4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.

1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через папки-передвижки.

Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации: 01.09.2017-29.12.2017.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник: ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.

2. Выставки детских работ по каждой технике.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.

С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

1. Листы бумаги. 2. Гуашь. 3. Трафареты. 4. Кисточки с коротким ворсом (тычки) . 5. Тампоны. 6. Нитки. 7. Щетки и стеки. 8. Крупа. 9. Ватные палочки. 10. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья) .

Работа с детьми по проекту

I этап — подготовительный

Цель : создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

II этап — основной

Цель : развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

Ill этап — творческий

Цель : выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

4. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

5. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисованиясначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

9. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

10. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

13. Отпечаток листьями. Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Рисование по мокрому.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чис¬той водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы раз¬мытое под дождем или в тумане.

Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз

Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотопия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу

1. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003» , 2007.

2. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть II. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003» , 2007. 3. Аьченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ : Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание) .

5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера» , 2008.

6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.

8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН « Нетрадиционное рисование в старшей группе»

группа №13 «Чебурашки» Воспитатель: Герасимова В.А.

Источник

Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
проект по рисованию (младшая группа) по теме

Воспитатели Самодин Анастасия Николаевна,

Новикова Елена Анатольевна.

МАДОУ «Сказка», г. Когалым

Пояснительная записка

«Раздвиньте свои границы! Я всегда делаю то, чего я не умею, чтобы этому научиться.»

испанский художник и скульптор (1881—1973)

В начале учебного года, после проведения педагогического мониторинга, наше внимание привлек процесс самостоятельного рисования детей, что и стало «толчком» при выборе темы проекта.

Ведь, у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Ведь не стоит забывать, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому во время работы важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами стало разнообразие материалов и техник, которые мы использовали.

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно — продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Тема проекта: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Тип проекта: групповой (работа с детьми и их родителями);

Вид проекта: творческий.

Сроки реализации проекта: октябрь 2016г. – апрель 2017г.

Участники проекта: Новикова Елена Анатольевна, Самодин Анастасия Николаевна – воспитатели, дети – второй младшей группы, родители воспитанников.

Целевая группа: дети дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

Цель проекта: Развитие интереса и творческих способностей у детей дошкольного возраста к художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

• Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой и т. д.) .

• Привлечь внимание родителей к образовательному процессу и содействовать знакомству с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать совместное творчество с детьми.

• Способствовать развитию навыков взаимодействия со взрослым и доброжелательных отношений со сверстниками;

• Развитие воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления, концентрации внимания;

• Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности, познавательно-коммуникативных навыков, обогащение и активизация словаря.

• Расширение и обогащение художественного опыта;

• Формирование коммуникативных навыков, поддержание у детей самостоятельности;

• Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Новизна проекта заключается в совместном использование традиционных и нетрадиционных техник рисования, разнообразии материалов.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (информационно-накопительный)

Подготовка к работе педагога:

-анализ методической литературы;

-подготовка необходимого оборудование и материала для дальнейшей работы с детьми;

-подборка иллюстраций по теме;

-разработка перспективно-тематического плана работы с детьми, конспектов.

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности педагога и детей в ходе режимных моментов. Занятия проводятся во второй половине дня на протяжении 10-15 минут, что никак не повлияло на программное содержание «Художественно-эстетического развития» согласно рабочей программы для детей второй младшей группы.

В реализуемом проекте используется сюрпризный момент, сюжетная линия и введение персонажа, что обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы и усиливает их интерес к процессу рисования. Главный персонаж – Матрена-искусница, которая познакомила детей с материалом для их дальнейшей работы и подарила волшебный сундучок. Ребята постепенно доставали из сундука предметы, изучая новые техники рисования, используя этот материал. Отношения, что складываются между педагогом и детьми на протяжении всего проекта, можно назвать партнерскими. Именно позиция «на равных» делает детей более ответственными и самостоятельными. Совместно с педагогом дети изучали новый материал для работы, делились предположениями и догадками как его использовать

Очень важно, до начала работы с красками, напомнить детям с правила поведения:

— работать следует неспеша и аккуратно, чтобы не испачкаться;

— по окончанию работы кисточку следует вымыть, и вытереть об салфетку;

— не следует брызгаться водой и красками;

— после окончания занятий обязательно вымыть руки с мылом.

-овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами

-использование воспитанниками нетрадиционных форм рисования в свободной художественной деятельности;

-проявление активного интереса к художественной деятельности;

-разнообразить художественный опыт родителей для совместного использования с детьми в домашних условиях;

-установление дружеских отношений между детьми.

Проектная деятельность развивает не только способности детей, но и помогает педагогу развиваться как творческой личности.

Ожидаемый результат для педагога:

-внедрение новых форм работы;

-повышение теоретического и профессионального уровня через овладение метода проекта в работе с детьми;

-установление тесных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Перспективный план работы

Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; Развивать интерес к рисованию с помощью различных материалов.

Формировать социально-коммуникативные навыки при пользовании красками.

Сундук с художественными материалами с помощью которых дети будут знакомиться с нетрадиционными техниками рисования.

Техники тычка (ватными палочками)

Познакомить детей с рисованием ватной палочкой (техника тычка); Развивать творческое воображение; Формировать умение передавать свои наблюдения в рисунке.

Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Тонированный лист бумаги с изображением дерева, краска- желтая, красная, ватные палочки.

Формировать умение детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками); Воспитывать аккуратность при работе с красками; Развивать чувство композиции.

Тонированный лист бумаги с изображением кустика, краски, ватные палочки.

Познакомить с изобразительной техникой – раздувание;

Развивать цветовосприятие, воображение, творческие способности;

Воспитывать желание создавать интересные, оригинальные рисунки.

Развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц

Краски, бумага, трубочка для коктейля, кисти, непроливайки.

Развивать интерес к рисованию;

Познакомить с техникой рисования пальчиками;

Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Развивать тактильную чувствительность.

Бумага с изображением волнистой линии, краски, салфетки, кисти, непроливайки.

Совершенствовать умение рисовать пальчиком; Развивать художественное Восприятие, чувство композиции и цветовосприятие.

Бумага с изображением велосипеда, краски, салфетки, кисти, непроливайки.

Томпонирование (поролоновый тампон).

«Облака, белокрылые лошадки..»

Познакомить детей с новой техникой;

Упражнять детей в рисовании поролоновым тампоном;

Развивать чувство композиции, творческое воображениее.

Губки, тонированные листы бумаги, палитра с белой краской, салфетки.

Закрепить умение детей рисовать поролоновым тампоном;

Формировать умение создавать художественный образ цыпленка с помощью техники томпонирования;

Продолжать формировать умение детей правильно пользоваться кистью, дополняя рисунок деталями.

Губки, тонированные листы бумаги с изображением травы, палитра с желтой краской, салфетки, кисточки, краски, непроливайки.

Формировать умение делать отпечатки ладони;

Воспитывать аккуратность при работе с красками;

Развивать творческое воображение.

Формировать умение правильно пользоваться кисточкой.

Краски, кисточка, бумага, салфетки, непроливайка.

Развивать координацию движений рук, мелкую моторику;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство соопереживания;

Формировать умение пользоваться печатками для изображения форм на рисунке.

Варежка, самодельные печати-звездочки, палитра с белой краской, салфетки.

Совершенствовать умение пользоваться печатями;

Развивать творческое воображение, чувство композиции, мелкую моторику;

Продолжать формировать умение изображать на бумаге собственные наблюдения;

Бумага с изображением дерева, самодельные печати, палитра с зеленой краской, салфетки.

«Весна пришла» (продолжение)

Закрепить умение рисовать ватными палочками, работать аккуратно с красками;

Формировать творческие способности детей.

Развивать координацию движений рук и пальцев.

Бумага с изображением дерева, ватные палочки, краски, салфетки.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаем акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. Для родителей были проведены мастер-классы по рисованию ватными палочками, губками, и мастер-класс, с использованием соли и муки. По окончанию проекта была организована выставка совместных работ родителей и детей с использованием наиболее понравившейся техники рисования.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята овладели многими нетрадиционными техниками (рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками, рисование ватными палочками, губками, кляксография), у них сформировался четкий интерес к изобразительному искусству, что проявляется в самостоятельной деятельности, а родители стали проявлять более активный интерес к образовательному процессу и совместным работам с детьми. А самое главное- детские работы стали более интересными, разнообразными, что соответствует основной цели проекта.

Дети — это наше будущее! Важно помнить, что детские годы являются очень важными. То так, как они пройдут, зависит от родителей и педагогов. Именно мы должны помочь малышам развиваться активными, самостоятельными и творческими личностями.

Источник

Читайте также:  Самые сложные уроки рисования
Оцените статью