Психические процессы при рисовании

Изобразительное творчество — как средство психического развития дошкольников.

Жанна Тихонова
Изобразительное творчество — как средство психического развития дошкольников.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается в дошкольном детстве. Наиболее эффективным средством для этого является изобразительная художественно-творческая деятельность.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, которое он создал сам, приобретает знания и представления об окружающем, осмысливает качества предметов и воспроизводит их с учётом собственного воображения. Об этом свидетельствуют исследования известных педагогов и психологов.

Положительное влияние изобразительного творчества на психическое развитие детей отмечал К. Д. Ушинский. По его мнению, эта деятельность является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэтому он рекомендовал шире вводить рисование, лепку, аппликацию в совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей.

В. Г. Злотников указывает, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства[2].

В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение и память. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал, но и на основе взаимосвязи с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями, которые в процессе деятельности уточняются, обогащаются и применяются в новой ситуации для изображения знакомых предметов. Например, дети никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, жар-птицах, синей птице, рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы.

Читайте также:  Как сделать сухую пастель мягкой

Развитию воображения способствует выполнение творческих заданий и изобразительная деятельность по собственному замыслу. Например, после того как дети нарисовали (слепили, наклеили) фигуры разной формы (круглой, прямоугольной, предлагаю им самостоятельно закончить работу, изобразив какой-либо предмет. В старшем возрасте после знакомства с музыкальным и литературным произведением предлагаю создать (в рисунках, лепке, аппликации) иллюстрации к этим произведениям, представить образы понравившихся героев.

В процессе художественно – творческой деятельности дошкольник отражает предметы и явления реального мира. Прежде чем образы, задуманные ребёнком, появятся на бумаге,они складываются в его сознании и в процессе восприятия предметов фиксируются их свойства: форма, величина, пропорции, цвет, характерные детали. Сформировавшиеся при восприятии представления о предметах группируются по выделенным свойствам и воспроизводятся ребёнком на бумаге. Таким образом, продуктивная деятельность способствует развитиюмыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза и обобщения. Например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который дети затем будут изображать, предлагаю им подумать как лучше расположить изображение на листе, чтобы рисунок выглядел красиво. Для этого детям необходимо выделить и соотнести форму и пропорции предмета с формой листа бумаги. На занятии по аппликации дети вырезают и наклеивают грузовую машину. После чего предлагаю детям самостоятельно вырезать и наклеить груз, который везёт их машина. В ходе выполнения таких заданий у детей развивается не только творческое мышление, но и воображение.

Творческая изобразительная деятельность влияет на речевое развитие ребёнка. Дошкольники, особенно младшего возраста в процессе продуктивной деятельности дополняют свою работу речевым сопровождением. При этом речь ребёнка зачастую богаче самого рисунка, и позволяет дошкольнику преодолеть ограниченные возможности изображения предметов[3]. В процессе выполнения работы малыш даёт персонажам характеристики, которые трудно отразить на бумаге (например, нравственные качества)и преодолевает несовершенство собственной ручной умелости: неумение показать пропорции, перспективу, динамику события. Например, нарисовав птичку, ребёнок начинает рассказывать о том, какая она (цвет перьев, повадки, место обитая, чем питается и т. д.).

Таким образом, в процессе целенаправленной продуктивной творческой деятельности развиваются и совершенствуются психические процессы дошкольников, обогащается опыт творческой деятельности детей, формируются такие качества личности, как активность, инициатива и самостоятельность, которые лежат в основе детского изобразительного творчества, следовательно, происходит формирование визуальной и художественной культуры дошкольников.

Для успешной и результативной работы в данном направлении педагогам необходимо знать и учитывать те психические процессы, которые лежат в основе детского творчества, и, самое главное, систематически их развивать.

Источник

Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательных процессов ребенка на разных этапах его развития.
статья по теме

Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_izobrazitelnoy_deyatelnosti_na_razvitie_psihicheskih_protsessov_rebenka_na_raznyh_etapah_ego_razvitiya.docx 25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательных процессов ребенка на разных этапах его развития.

Ум ребенка — на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Все дети любят рисовать, рисование – естественная потребность ребёнка. Исключения крайне редки, ведь они – творцы от природы, даже когда размазывают краску прямо на обоях. Поэтому очень важно поддерживать интерес ребёнка к изобразительной деятельности, так как любые достижения детей всегда зависят от взрослых, и то, что будет упущено в развитии ребёнка, позже очень трудно сформировать. . . . . . Всмотритесь в рисунки детей, в них скрыто много информации о душевном и физическом состоянии ребёнка, его переживаниях, мечтах. Дети не могут всё выразить словами, поэтому им легче нарисовать. .. Почему детские рисунки привлекают внимание взрослых? Потому что ребёнок воспринимает окружающую его действительность по-своему и выражает к ней своё отношение в непосредственной форме. По словам искусствоведа Г. Игитяна детское рисование – это чистой воды искусство, не обременённое мыслями о материальной выгоде и вопросом «что нарисовать» и «как нарисовать». Профессиональными художниками станут не все из них, а вот качества, которые развивает рисование, останутся. Это – радость творчества, умение выразить себя, раскрасить мир в яркие цвета. . Рисование для детей не игра, а серьёзный труд, который требует одобрения со стороны взрослого, а не критики. От критики детское искусство гибнет или искажается. Если взрослые хвалят и одобряют ребёнка, у него возникает мысль: «Взрослые меня понимают, значит, я нужен в этом мире». Если взрослые критикуют, ругают и наказывают ребёнка, у него зарождается ощущение, что его никто не понимает и он никому не нужен. Дети чувствуют эмоциональную связь со своими рисунками, и им очень важно, где находятся их рисунки и какие люди на них смотрят. Не надо улучшать рисунки, дорисовывать, исправлять – ребёнок может потерять уверенность в себе.

Возрастные особенности изобразительной деятельности детей

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль.

Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет — один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.

В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, о том же рисунке станут расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.

Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.

Начиная с 2, 5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат. Однако, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.

В 3-4 года рисунки остаются на фазе каракулей. Но, по сравнению с предыдущим возрастом, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами. В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце — круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д. Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно — ноги, выходящие из головы. Эта стадия называется рисованием по схеме, как правило в рисунках людей у трехлетний ребенок рисует только голову и ноги. Из головы кроме ног отходят руки. Выготский Л. С. называет такой тип изображения «головоногами» (рис. 2 и 3 рисунки взяты из книги Выготского Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб. : СОЮЗ, 1997. – 96 с.) . На первой ступени ребенок рисует схематическое изображение предмета, очень далекие от реальной передачи его. В фигуре человека часто передается лишь голова, ноги, часто туловище и руки.

Существеннейшим отличием этой стадии является то, что ребенок рисует не с натуры, а по памяти. Ребенок, рисуя, часто предает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то что он видит. Рисунок на этой стадии является как бы перечислением, или, вернее графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете (Выготский Л. С.).

Когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он честно рисует у всадника обе ноги, хотя наблюдателю сбоку видна только одна. Когда он рисует человека в профиль, он делает на рисунке два глаза.

«Если он хочет нарисовать одетого человека, — говорит Бюлер, — то он действует как при одевании куклы: он рисует его сначала обнаженным, потом вешает на него одежду, так что все тело просвечивает, в кармане виден кошелек и в нем даже монеты».

Получается то, что правильно называется рентгеновским рисунком. Когда ребенок рисует человека в одежде, он рисует у него ноги под одеждой, которые ребенку не видны. Другим ясным доказательством того, что на этой ступени ребенок рисует по памяти, являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка. Такие большие части человеческого тела, как туловище, часто вовсе отсутствуют в рисунке ребенка, ноги растут прямо из головы, а иногда и руки; части соединены часто совершенно не в том порядке, в каком ребенок имеет случай их наблюдать на чужой человеческой фигуре.

Ребенок, рисуя, передает в рисунке то, что он знает о предмете, а не то, что он видит. Поэтому он часто на рисунке рисует лишнее, такое, чего он не видит; часто, наоборот, опускает в рисунке многое такое, что он, несомненно, видит, но что для него является несущественным в изображаемом предмете. Психологи приходят к согласному выводу, что на этой стадии рисунок ребенка является как бы перечислением, или, вернее, графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете.

Начиная с 3, 5 лет рисунок по-прежнему остается «головоногом», но те части тела, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, ребенок может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.

Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его «изделия». Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).

Вторая стадия — стадия возникающего чувства формы линии в рисунке сочетает в себе смесь формального и схематического изображения. Это рисунки-схемы , но с зачатками изображения похожего на действительность. Ребенок уже рисует большее число подробностей, более правдоподобно размещает отдельные части предмета. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа.

Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами. В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали. В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.

Начиная с 5-6 лет рисунки ребенка приближаются к реальности. И все же, они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания. Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая — справа. Они включают в рисунок множество маленьких «работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.

Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему), встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники.

Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами. Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс.

Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения.

Эта стадия не может быть, конечно, резко отграничена от предыдущей, однако она характеризуется гораздо большим числом подробностей, более правдоподобным размещением отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков, как пропуск туловища, не замечается больше, весь рисунок приближается уже к действительному виду предмета.

Третья стадия — правдоподобных изображений , у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным.

Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом.

У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности.

Значение изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов ребенка.

Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.

Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения.

Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез — все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.

Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение — это создание новых образов на материале прошлых восприятий.

Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом.

С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. В процессе изобразительной деятельности формируется наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.

Так же в процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.

В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным стимулом его психического развития и формирования его личности.

2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и эмоционально – личностному развитию ребенка.

3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в развернутой совместной деятельности «ребенок – взрослый». Формирование всех видов детской деятельности (в том числе изобразительной) происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.

Источник

Оцените статью