Работа с детьми аутистами рисование

Обучение рисованию детей с РАС

Людмила Белоусова
Обучение рисованию детей с РАС

Обучение рисованию детей с РАС

Часто взрослые сталкиваются с большими проблемами при обучении рисованию детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). Как правило, дети проявляют явное нежелание рисовать, как впрочем, при обучении любым другим ручным навыкам. На то есть множество причин.Но важно понять: учить рисовать стоит, так как эти навыки напрямую связаны с письмом, а детям с аутизмом, особенно неговорящим, навык письма жизненно необходим. Также письмо тесно связано с чтением.

Наращивание силы рук

Нейротипичные дети развивают силу рук,следуя инстинктам: они тянутся за игрушкой, исследуют ее, пытаются ее разобрать, снова собрать. Они многократно повторят одно и тоже действие, пока не научатся выполнять его точно. Они сами берут карандаши, глядя на взрослых, и начинают рисовать везде, где достанут. У детей с аутизмом все по-другому. Они не стремятся подражать окружающим. Некоторые из них никогда не захотят самостоятельно взять карандаш в руки для рисования, разве только попробовать на вкус, сломать или совершить еще какое-нибудь действие, совершенно на взгляд обычного человека нелогичное, но в любом случае использовать не по назначению. Мы, взрослые, должны показать им чудесные свойства карандаша, кисти и красок и помочь детям в освоении навыка рисования.

Для начала нужно помочь развить силу рук. Поскольку дети с РАС часто имеют слабую силу рук и низкий мышечный тонус (из-за избегания сложностей и их неврологического расстройства, особенно важно поощрять забавные игрушки и занятия, которые тренируют мелкую моторику.Рекомендуются следующие игрушки:

• Шары и другие предметы, скрипящие при сжатии

• Игры с песком, формочками (изготовление «куличиков»)

Читайте также:  Палитра mijello для акварели

Игры с водяными игрушками: брызгалки, водяные пистолеты, резиновые игрушки с дырочками

• Игры с мешочками, наполненными песком

Ползание также является очень важным видом деятельности, который укрепляет плечи, руки и кисти, так что дети могут сидеть прямо за столом, а не «сползать» со стула во время рисования. Это особенно важно для детей с РАС, потому что у них часто снижен мышечный тонус и плохое осознание своего тела, что влияет на осанку сидя. Ползание также способствует формированию координации между правой и левой сторонами тела, помогая детям использовать не доминирующую руку для удержания бумаги во время художественных занятий. Обязательно поощряйте ползание по игровым туннелям и полосам препятствий, даже если ваш ребенок давно умеет ходить.

Формирование правильного захвата

Дети на разных возрастных этапах проходят разные стадии формирования захвата карандаша. При правильном обучении формируется правильный трехпальцевый захват, который подразумевает, что карандаш держат тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Без должного контроля может сформироваться неправильный захват, что потом будет сложно исправить. Маленьким детям, в том числе с РАС, желательно использовать карандаши конической формы с большой луковицей сверху. Они позволяют формировать правильный захват.

К игрушкам и занятиям, которые особенно полезны для развития координации между указательным, средним пальцами и большим пальцем (для рисования,относятся:

• Нанизывание бисера, бус

• Складывание бумаги пополам

• завязывание и развязывание шнурков

• Использование игрушечных плоскогубцев, пинцетов, чтобы захватить предметы

Использование вертикальных поверхностей для удержания внимания, формирования правильного положения запястья

Развитие навыков рисования у аутичных дошкольников требует повышенного визуального внимания. Один из лучших способов добиться этого – предложить рисовать на вертикальной поверхности, такой как бумага, приклеенная к стене, мольберт или раскраска на гигантской картонной коробке. Ребенок меньше отвлекается, когда его работа находится прямо перед его глазами, а не отвлекается на окружающие его предметы. Использование ограждения, который закрывает обзор, также полезно. Тем не менее, у вертикальной поверхности есть свои преимущества., в том числе укрепление осанки и более эффективное позиционирование запястья для захвата карандаша. Маленьким детям должна быть предоставлена возможность играть с игрушками, расположенными в вертикальной плоскости,такими как:

рисование мелом на доске

• приклеивание наклеек на доску

• Монтажная доска Lego, прикрепленная к стене

Формирование навыков рисования

Дети с РАС часто демонстрирую тповышенную чувствительность к прикосновению, называемое «тактильная защита». Эти дети часто предпочитают глубокое давление (например, когда сжимают игрушки, а не легкое прикосновение (например, щекотание). Нужно определить подходящий инструмент для рисования, предложив их на выбор, чтобы определить лучший размер, форму, текстуру и вес. Например, утяжеленные карандаши обеспечивают дополнительную сенсорную обратную связь, которая может побудить ребенка рисовать.

Кроме того, можно перед началом рисования помять тесто или потереть руки, чтобы восполнить потребность детей к глубокому давлению. Сенсорные среды, такие как влажный песок, кукурузная мука или кукурузный крахмал, смешанный с водой, могут использоваться для проведения линий и различных фигур, используемых при рисовании. Я предлагаю эти упражнения, потому что потребуется некоторое усилие, чтобы провести пальцами по этим материалам, обеспечивая тип сенсорного опыта, которым наслаждаются многие дети с РAС. Такие сенсорные действия, которые не требуют захвата инструмента (например, рисование кистью или мелом, способствуют развитию творчества.

Развитие навыков восприятия при рисовании

Маленькие дети с РАС часто проявляю нежелание идти на зрительный контакт и имеют визуальные предпочтения (например, просмотр предметов с близкого расстояния, боковым зрением). Из-за особенностей восприятия детей дошкольного возраста нужно учить выделять главные объекты, чтобы понять, что именно рисовать на бумаге:

• Подсчет пальцев, чтобы правильно нарисовать руку

• размещение предметов в пространстве (облако находится над домом)

• Понимание границ и заполнение пробелов, например, при раскрашивании внутри контура фигуры.

Закреплять эти понятия родители и учителя могут, используя трафареты, шнуровки, разрезные картинки и др. Рамка для картины, вырезанная из листа картона и вставленные в нее художественных работы, рассказывает детям о границах.

Таким образом, чем раньше начать заниматься с ребенком, используя его сильные стороны, внимательно следя за его развитием, помогая ему, можно добиться определенных результатов в развитии навыков рисования.

1. Kuhaneck, HM & Watling, R.Аутизм: комплексный подход к трудотерапии. AOTA Press, 2010.

2. Снайдер, AW & Thomas, M. «Художник-аутист дает ключи к познанию», https://www.centreforthemind.com/publications/Autistic_artists.cfm

3. Грандин Т. «Мышление в картинках: аутизм и визуальная

«Раз, два, читаю я слова!» Обучение чтению детей 5–6 лет Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически.

Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад,Cветлячок, c.Большеустьикинское муниципального района Республика Башкортостан.

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе» Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе. Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по.

«Морские обитатели». Обучение правополушарному рисованию свободная деятельность с ребенком подготовительной группы. Правополушарное рисование. Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения.

Обучение детей наблюдательности на улице Обучение детей наблюдательности на улице составила воспитатель Фоменко О. Г. Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего,.

Обучение детей ориентировке в пространстве Обучение детей ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения.

Обучение детей пересказу литературных произведений Обучение детей пересказу литературных произведений Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейск МО Ейский район Новикова Оксана.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Обучение и воспитание одаренных детей Существует семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста: 1. Содержание.

Источник

Использование метода совместного рисования с детьми-аутистами

Наталья Самошкина
Использование метода совместного рисования с детьми-аутистами

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого педагог вместе с ребёнком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребёнка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребёнка.

Использование совместного рисования в образовательной деятельности возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребёнком и педагогом.

Совместное рисование взрослого с аутичным ребёнком требует поэтапного развития. Нецелесообразно начинать с развёрнутого сюжета. Сначала надо дать ребёнку время и возможность насладиться и насытиться простым предметным рисунком. Ведь чаще интерес аутичного ребёнка направлен именно на мир предметов. Только после этого следует приступать к постепенному разворачиванию сюжетов сначала из жизни самого ребёнка, а затем из жизни большого мира людей.

налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности.

рисование «по заказу» ребёнка.

постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения.

вовлечение ребёнка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.

дальнейшее развитие сюжета.

перенос полученных знаний в другие ситуации.

Стадии развития рисунка ребенка-аутиста:

Рассмотрим психологические новообразования, связанные с развитием изобразительной деятельности и обозначим соответствующие задачи психологической работы с рисунком на каждой стадии.

1) Ребенок начинает рисовать с хаотических каракулей, не ставя перед собой изобразительных задач. Его привлекает простая возможность манипулировать карандашом и оставлять с его помощью следы. При этом он делает важное психологическое открытие о том, что может целенаправленно оставлять видимые всем следы своей активности. В первую очередь ребенок начинает сознательно использоватьв своем рисунке цвет: еще не умея создавать изображение, он способен выбрать определенный цвет по собственному желанию. Такое произвольное использование цвета является важным шагом в организации экспрессивной деятельности ребенка. В процессе такого рисования развивается эмоционально позитивно окрашенное ощущение собственной активности, своего индивидуального присутствия. То есть побуждение ребенка к рисованию каракулей, к использованию этой простейшей графической деятельности может иметь значимый психотерапевтический эффект, способствовать поднятию психического тонуса, развитию мотивационной сферы.

2) Следующей задачей для ребенка является осознание того, что лист бумаги имеет края (Осорина, 2004). Ребенок начинает на них реагировать, рисовать в пределах листа. Далее он начинает воспринимать также и контуры, учится закрашивать, ориентируясь на контур изображения. В то же время ребенок учится контролировать размашистые движения своей руки. Таким образом, он начинает учитывать границы ситуации, в которой разворачиваются его действия. Это означает, что в соответствующей работе с рисунком развиваются навыки управления собственным поведением с учетом ситуации, развивается произвольный контроль деятельности.

3) Внимание ребенка постепенно переключается от своих действий с карандашом на их результаты, и, в конце концов, в рисунке появляются элементарные формы – овалы, круги, отрезки (Маланов, 2001). Изображение в начале обычно состоит из самостоятельных несвязанных частей, отдельных элементов изображаемого предмета.

Постепенно на данном этапе ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования, понимает, что его каракули могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Он начинает создавать первые изображения людей, животных, предметов. Развитие знаковой функции необходимо для формирования речевой коммуникации, для дальнейшей социализации и обучения аутичного ребенка.

После этого принципиального достижения ребенок может почувствовать себя творцом, создающим на рисунке кого-то или что-то по собственному желанию. Так он учится выражать свой субъективный опыт во внешней социализированной форме, становится возможным разделение этого опыта с другим человеком.

4) Ребенок учится выражать «свои представления одновременно с помощью речи и рисунка», причем «можно выделить два периода, характеризующиеся особенностью включения речи в процесс рисования» (Маланов, 2001). На предыдущем этапе ребенок изображает что-то и только потом пытается это интерпретировать и объяснять, что же у него получилось. Теперь же «ребенок все активнее начинает переходить к предварительному речевому проговариванию («планированию») того, что он будет изображать» (там же, 16, с. 125). Таким образом, ребенок учится строить изображение на основе замысла, что предполагает развитие очень важной способности к произвольной организации деятельности.Важнейшим следствием также является и развитие активной речи: в ходе создания изображения между ребенком и взрослым завязывается диалог, непосредственно отнесенный к актуальному опыту ребенка. Здесь возможно снятие искажений и патологических стереотипов в общении с ребенком, формирование полноценного ситуативно-делового общения.

В когнитивном развитии на этом этапе также решается важнейшая задача: для того чтобы создать изображение объекта необходимо научится выделять его признаки, существенные черты. Постепенно рисунок становится все более структурированным, в изображение включаются наиболее существенные части предмета. В дальнейшем в рисунках формируется композиция, выстраивается система пространственных координат, взаимное расположение персонажей и частей рисунка, соотношение размеров. Рисунки отражают все более усложняющиеся представления о мире. Так появляется сюжетный рисунок, включающий изображение определенных действий, событий. Рисование с созданием сюжета аналогично по своему психологическому смыслу сюжетной игре ребенка. Однако специфика средств создания сюжета в изобразительной деятельности требует от ребенка большей активности, большего включения его личности и индивидуального опыта, а также дает большую свободу самовыражения, нежели сюжетная игра с использованием готовых предметов-игрушек. Развитие сюжетного рисунка в работе с аутичными детьми может быть использовано по-разному в зависимости от характера нарушений у конкретного ребенка.

Описанный путь требует обязательного прохождения всех этапов и стадий при знакомстве ребёнка с методом совместного рисования. В дальнейшем, так как у этих детей клей, краска, мел, пластилин вызывают отрицательное отношение и брезгливость, в образовательную деятельность постепенно вводятся различные нетрадиционные способы рисования, лепки и аппликации.

К нетрадиционной технике рисования относятся: рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками; оттиск поролоном; оттиск печатками из картофеля и т. д.

В аппликации используются такие нетрадиционные методы,как:

готовые наклейки с различными изображениями; использование мятой бумаги, обрывание бумаги; использование круп (манка, рис, пшено); аппликация на основе разнофактурной ткани; выполнение аппликации из разноцветных шнурочков, поролона и т. д.

В лепке используется метод размазывания пластилина на ограниченной поверхности; выкладывание пластилиновых жгутиков на контурном изображении; полуобъёмное изображение предметов на горизонтальной поверхности и т. д.

Разнообразие способов изобразительной деятельности способствует развитию координации движений, развивает воображение, внимание, восприятие.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта, но и определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей. С помощью художественного творчества вносятся коррективы как в рисунок, лепку, аппликацию, так и в саму деятельность ребёнка. Рисунок, лепка, вырезание способствуют формированию у таких детей осмысленного дифференцированного восприятия предметов окружающего мира, умению различать их форму, цвет, пропорции, сходство и различия, развивают вкус, наблюдательность, пространственно-конструктивные возможности, способность анализировать предметы, а также расширяют представление об окружающей природе, мире.

При тяжелых нарушениях развития, глубоком аутизме создание предметного изображения, как правило, недоступно ребенку. Однако и в таких случаях использование рисования или даже свободной «игры» с изобразительными материалами ведет к положительным эффектам. Манипуляции ребенка с изобразительными материалами, даже не ведущие к созданию оформленных образов, могут быть основой для его коммуникации со специалистом и развития психотерапевтических отношений.

Использование метода проектов в ДОУ Видео В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания в системе образования на сегодня является — метод проектов. Метод проектов.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми к Международному Дню десерта «Мороженое-рожок» Для больших и малышей Не найти десерт вкусней. Вкусный, сладкий, ледяной Освежает в летний зной. Белый снег напоминает И во рту буквально.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего возраста «На катке» Усидеть сегодня дома Я, конечно же, не мог. Прихватив коньки с собою, Я примчался на каток. На коньках я словно птица Как стрела бегу.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительного возраста «Гроздь винограда» Коллеги, представляю вашему вниманию рисунок «Гроздь винограда», который мы выполнили с детьми подготовительного возраста в нетрадиционной.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческой личности. На мой взгляд, изобразительная деятельность.

Мастер-класс «Использование детьми нетрадиционных техник рисования» Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует. Известный педагог И. Дистервег считал:.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Источник

Оцените статью