Работа с пластилином филимоновская игрушка

Филимоновские игрушки — конь, козёл и баран

Статья из серии»Изучаем народные ремёсла и промыслы»

Особенности филимоновской игрушки

В этой статье рассматриваем с точки зрения формы – типические особенности филимоновской росписи будем подробно обсуждать когда разберёмся со способами лепки.

А сейчас рассмотрим одну из характерных моделей на наиболее типичном и распространённом варианте – филимоновская игрушка конь. На этой основе можно создать множество других животных – оленей, козлов, баранов, даже собак. Все они скроены по одной мерке — узкое в талии туловище, четыре одинаковых крепких конических ноги, очень длинная, широкая и крепкая шея. Морда уточкой (в отличие от дымковских игрушек, у которых в основном морда в форме валенка) уши у филимоновских зверей обычно не по бокам головы, а прямо на макушке. Ещё одна особенность – хвост. Эти игрушки ведь изготавливались традиционно в качестве свистулек, и именно в хвосте и находится свисток. Поэтому круп всех филимоновских игрушек обычно вздут и хвост торчит короткой трубкой. Таков типичный филимоновский конь(лошадка). Мы на такой основе слепим и козла.

Лепим скульптурным способом из одного куска. От себя скажу – настоящие глиняные игрушки, возможно, мастера и собирают по частям, но мне скульптурный способ лепки нравится несопоставимо больше, и, когда есть возможность, я обязательно пользуюсь именно им. А упираться в традиции не считаю так уж обязательным хотя бы потому, что уже материал для игрушки не глина, так что наши модели в любом случае не являются точной реконструкцией настоящей доподлинной народной игрушки.

Читайте также:  Результаты конкурса новогодних поделок

Как слепить из пластилина филимоновскую игрушку — коня

Берём кусок пластилина побольше и придаём ему яйцевидную или каплевидную форму, то есть – один конец уже, а другой намного массивнее.

Намечаем четыре ноги – пока просто в виде выступов. Начинаем вытягивать шею и, одновременно, удлиняем ноги и сразу придаём им характерную коническую форму.

А откуда это мы берём материал на создание таких крупных ног? А из туловища – пластилин с «талии» перегоняем в ноги, в шею и так же сразу обозначаем вздутый круп – сам свисток делать не станем, но форму соблюдём.

Теперь займёмся головой – шея уже достаточно длинна, придаём ей характерный гордый изгиб и на конце её формируем морду с цилиндрическим носом.

Стеком делаем разрез рта – нос слегка приподымается. Нарисуем ноздри и глаза. Филимоновская игрушка – конь готов. Теперь часть пластилина перегоняем на темя и формируем крутые рога — вот вам и козёл.

Полюбовавшись и дав козлу из пластилина побыть собой, переделаем его в барана. Рога слегка сплющиваем и завиваем в тугие рулоны – пожалуйста, филимоновская игрушка баран:

Как слепить из пластилина филимоновские игрушки — коня, козла и барана вам рассказала Марина Новикова.

Источник

Создание филимоновской игрушки из пластилина

Елена Федотовская
Создание филимоновской игрушки из пластилина

Он играет на гармошке,

А я рядышком сижу.

Про любовь поёт частушки,

Я в руках цветок держу.

Идея сделать из пластилина филимоновскую игрушку возникла сразу же после дымковских «пластилинчиков«.

Обычно филимоновская игрушка — это свистулька. Но я сделала обычные пластилиновые фигурки.

Вот парочка — козочка и козлик. Козочка лепилась на основе из пластиковой бутылки. Сжугики-колбаски из пластилина наклеивались на основу и размазывались. Картинки козочки и козлика подсмотрела на просторах интернета. И влюбилась в эту парочку.

Роспись — акриловыми красками. Вид сзади.

Милые голубки, не налюбуются собой!

К нашей парочке так и просится лошадка. Петушка слепила раньше, он скучал среди дымковских игрушек.

Вот такая получилась мини-коллекция, которая требует дальнейшего пополнения.

Ну и напоследок была сделана кисуня, которая теперь живёт вместе с ними. Конечно, это не филимоновская киска, так, случайно приблудилась)

Фототчёт «Роспись филимоновской игрушки» На прошлой неделе у ребят старших групп прошло развлечение «Колядки», и мы окунулись в атмосферу народных гуляний А какой же народный.

Фотоотчёт «Снежинка из пластилина» Оказывается, если рассматривать снежинки под микроскопом, то можно увидеть, что все они разные, в природе не встретишь две абсолютно идентичные.

Игрушки для детей. Как правильно выбирать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребёнка Дети учатся по-разному в течение разного времени их развития. Что было захватывающим и интересным для ребенка в два года, то это может стать.

Игрушки-самоделки, игрушки-заместители Игрушка самоделка, игрушки заместителиЦель: Формировать у детей социально – нравственные качества через игрушки самоделки. Овладенье детьми.

Я леплю из пластилина Чем таким полезным можно заняться с ребенком, что принесет не только удовольствие, но и поможет в развитии? Конечно же творчеством! Один.

Картина из пластилина «Сова» Название говорит само за себя, картина из пластилина. Лдя изготовления такой картины нам понадобились: пластилин, картон с черно-белым.

Конспект занятия «Знакомство детей с филимоновской народной игрушкой» Программное содержание. Задачи: Образовательные. Познакомить детей с филимоновской народной игрушкой, как видом декоративно-прикладного.

Конспект НОД «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» с использованием ИКТ и игровых технологий Цель: Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:.

Презентация «Чудеса из пластилина» Пластилинография-это одн из сравнительно недавно появившихся жанров в изобразительной деятельности. Понятие » пластилинография» имеет два.

Создание условий в рамках ФГОС для реализации проекта «Игрушки дворянских детей» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 110 комбинированного вида Центрального района Санкт — Петербурга.

Источник

Лепка. Филимоновская игрушка
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_filimonovskaya_igrushka.docx 17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы. Лепка «Филимоновская игрушка».

Автор: Жаманкулова Калима Ергалиевна

Организация: МДОАУ Детский сад «Золушка»

Населенный пункт: г. Ясный, Оренбургская область.

Цель: познакомить детей с историей возникновения филимоновской игрушки, особенностями и этапами изготовления игрушки.

-учить детей лепить филимоновскую игрушку из пластилина

-учить передавать колорит филимоновской росписи

-воспитывать эстетическое восприятие произведений народного творчества.

-беседа о народных промыслах

-рассматривание альбома «Филимоновская игрушка»

-рассматривание филимоновской игрушки

-знакомство детей с процессом изготовления филимоновской игрушки.

Демонстрационный: филимоновские игрушки, иллюстрации с изображением филимоновской игрушки, иллюстрации с элементами росписи

Раздаточный: клеенки для лепки, салфетки, пластилин, стека, мука, гуашь, кисти

Воспитатель загадывает загадку:

Всем по нраву глиняные забавы!

Наши курочки в окно –

А как Петя – петушок

Рано – рано поутру

Нам споет – ку-ка-ре-ку!

— что это за игрушки?

Дети: филимоновские игрушки

Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим иллюстрации с филимоновскими игрушками и вспомним как же появилась эта игрушка.

Говорят, когда-то давно в одну деревню пришел гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Глина очень подходит для лепки игрушек, она мягкая и для рук послушная. Глина бывает- белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Воспитатель: Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

Дети: собака, козел, кони, баран, филимоновские барыни, петушки, уточки.

— Все эти игрушки – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Дети свистят в свистульки

Воспитатель: Обратите внимание на форму игрушек. Игрушки вытянутые, с длинными шеями.

Вначале игрушки лепили, потом обжигали в печи до бела, а потом расписывали.

Воспитатель: Какие цвета, характерны для данного промысла?

Дети: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Какие элементы узора используются?

Дети: полоски, линии, точки, круги

Воспитатель: Линии рисуют в различных сочетаниях и рождаются солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

— Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Физминутка: Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленами коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на место побежали.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы свами будем мастерами. Будем лепить филимоновскую игрушку. Но не из глины, а из пластилина. Необычность нашей работы, будет заключаться в том, что мы будем использовать в своей работе муку.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы.

1 этап. Влепить игрушку из пластилина, указывая на характерные особенности формы (вытянутая, с длиной шеей).

2 этап. Необходимо обвалять готовую работу в муке, для обезжиривания пластилина.

3 этап. Покрыть игрушку белой гуашью.

4 этап. Расписать изделие, использую цвета и элементы, характерные для филимоновской игрушки.

В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

— что мы сегодня лепили?

— что далось легко, а в чем испытывали трудности?

Работы у всех получились замечательные и предлагаю сделать выставку филимоновских игрушек.

Источник

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»

Елена Елисеева
Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

развивать чувство цвета и формы;

воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

Ход НОД

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н. В. Денисова «Филимоновская игрушка» Дети подходят к воспитателю.

— Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ. Дети садятся.

II. Основная часть

— По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

— Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

— Какие эти игрушки?

— Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист. Дети свистят в свистульки

— Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

— Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?

— Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают.

— Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

— Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)

— Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

— Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Проводиться русская народная игра «Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое — один с колокольчиком, другой —

с завязанными глазами.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Дети лепят игрушки-свистульки, затем украшают их узорами.

III. Заключительная часть

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку.

— Что нового и интересного вы узнали?

— Какие моменты вам больше понравились и почему?

— Кто такие народные умельцы?

«О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Игрушки-соловьи!» Ответы детей.

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Конспект НОД по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки,.

Конспект занятия «Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе Конспект занятия на тему:«Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе. Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с творчеством.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе «Башкирский конь Акбузат». Задачи:1. — Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИ Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИЗ подготовил.

Лепка «Дымковская игрушка» Конспект занятий в средней группе по художественному творчеству «лепка» » дымковская игрушка». Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской.

Лепка в подготовительной группе. Учимся лепить зайцев Конспект образовательной деятельности по области «художественное творчество»: лепка в подготовительной группе Тема: Учимся лепить зайцев.

НОД «Лепка котика» в подготовительной группе Непосредственная образовательная деятельность. Тема: лепка котика Задачи: образовательные – закрепление навыка лепки по частям, из целого.

Рисование в младшей группе «Филимоновская игрушка» Тема: Филимоновская игрушка Цель:Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Сюжетная лепка в подготовительной группе «Наездницы и наездники на коне» Задачи:Учить детей составлять из вылепленных фигурок композицию. Закреплять способ лепки из цилиндра (валика,надрезанного с двух концов.

Источник

Оцените статью