Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
1.продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии.
2.Выполнять отдельные элементы росписи(цветы, купавки, листья),использовать для украшения оживки; развивать умение рисовать кистью, а также нетрадиционными средствами-трафареты, ватные палочки.
3.Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Развивать творческие способности.
4. Формировать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Городецкая роспись. Основные элементы росписи».
1. продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии .
2.Выполнять отдельные элементы росписи(цветы , купавки , листья ), использовать для украшения оживки; развивать умение рисовать кистью, а также нетрадиционными средствами-трафареты, ватные палочки.
3.Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного . Развивать творческие способности.
4. Формировать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
- модель для раскрашивания «Кухонная доска»
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- трафареты узоров
- ватные палочки
- салфетки влажные
- баночки с красками голубого и розового цвета
- поролоновые квочи
Оборудование для воспитателя:
- образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
- плакаты «Городецкая роспись»
- презентации «Городецкая роспись»
- дидактическая игра «Собери целое»
- дидактическая игра «Городецкие узоры»
Дети заходят .Воспитатель говорит о том что у нас сегодня гости. Просит поприветствовать .Дети приветствуют.
Воспитатель –Ребята, а для чего люди приветствуют друг друга?(чтобы показать: я тебя вижу ,выразить радость от встречи, пожелать здоровья, добра) «Здравствуй» означает «будь здоров, живи долго». Давайте покажем на пальчиках добрые посылы этого приветствия: резко разжимая кулачки, направлять пальцы сначала влево, затем вправо, приговаривая: «Будь здоров! Живи долго.» Посмотрите скольким людям вы пожелали сегодня здоровья. Вам было не трудно? Так держать.
Ребята, сегодня у нас занятие по декоративному рисованию. Декоративное рисование – это украшение различными орнаментами предметов быта, т. е. украшение посуды, шкатулок, предметов мебели. Орнаменты, которые мастера используют для росписи своих изделий, бывают самые разные.
— Ребята, вспомните и назовите, какие росписи вы знаете. (хохломская, гжельская, городецкая)
Сюрпризный момент: (звук вертолета, в окне на воздушных шарах посылка, коробка расписана городецкой росписью)Воспитатель читает адрес.
Ребята ,это посылка из города Городец, Нижегородского края. Посмотрите вся коробка расписана красивыми узорами. Эти узоры называются –городецкая роспись. Сегодня мы поближе познакомимся с городецкой росписью.
Городецкая роспись — как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
Нам прислали видеописьмо(просмотр презентации)под музыку(русск. народн. песню Ах, не лист осенний)
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. И название роспись получила от города Городец. Городецкие мастера изготовляли из дерева различные предметы: солонки, коробки, шкатулки, разделочные доски, другие предметы быта. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. Напоминающих купавки, бутоны, ромашки. В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития. Очень нравилось городецким мастерам рисовать различных птиц (фазанов, петухов, кукушек, голубей)
Воспитатель читает стихотворение :
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Столько радости для глаз.
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Смотрим что в посылке(игра, предложить детям поиграть)
Дидактическая игра «Собери целое» (музыка «Я на горку шла»)
Задачи: закреплять знания детей о декоративном рисовании; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Составить городецкий узор из отдельных элементов (перед каждым ребёнком лежит конверт с элементами городецкой росписи) .Дети называют элементы, из которых составили узор.
Ребята, а мы с вами сегодня научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться
Задание. Украсить городецкой росписью разделочные доски. Роспись выполняется в несколько этапов.
Украсим доску купавками. Вначале рисуем цветовые пятна с помощью трафаретов.
Каким цветом изображены цветы на рисунке(розовые и голубые), середине узора крупное круглое цветовое пятно розового цвета – купавка, слева и справа тоже такие круглые крупные пятна голубого цвета – это будут бутоны.
Теперь украшаем основной цветок. Рисуем точку. Далее рисуем лепестки купавки в форме дуг. Купавка готова. Рисуем зелёной краской веточки слева и справа. Примакиванием кисточки рисуем вдоль веточек листочки.
Пока подсыхает краска, поиграем
Воспитатель: Дети, мы сейчас поиграем в русскую народную подвижную игру «Ручеек для малышей»(под музыку «Во саду ли в огороде»)
Встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Я буду водящим, Мне нужно выбрать себе пару. Водящий, выбрав себе пару. произносит такие слова: «А я Сашеньку люблю и с собой ее возьму», Затем воспитатель и ребенок берутся за руки и держат их высоко над головой.
Из сцепленных рук получаются «ворота», через которые, взявшись за руки хороводным шагом, не наталкиваясь друг на друга, проходят остальные играющие дети со словами:
В ворота ручей бежит
И тихонько так журчит.
Ты, дружок, остановись, (дети останавливаются)
И друг другу поклонись. (дети поворачиваются лицом в круг и кланяются)
После этого, кто был водящим, становится в хоровод, а оставшийся выбирает себе пару, произнося слова: «А я Катеньку люблю и с собой ее возьму) и так же, взявшись за руки, из сцепленных рук делают «ворота». (игра продолжается) .
В конце игры, дети, повернувшись лицом в круг и поклонившись, произносят такие слова:
Хорошо мы поиграли
Все друзей своих назвали.
Итак, краска подсохла, можно нанести оживку.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Источник
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Расписные стульчики»
черкасова вера
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Расписные стульчики»
Цель:учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям.Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на спинке стульчика; плакат с элементами городецкой росписи, отдельные элементы узора.
выставка иллюстраций работ городецких мастеров;
краски, кисточка, бумажная заготовка спинки стульчика.
Для детей – бумажные заготовки спинок стульчиков;краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.
Ход занятия.
В. Ребята а вы помните какие у нас в музыкальном зале стоят стульчики?
Правильно красивые, расписные! А в группе? Да, простые. А какие вам больше нравятся показываю расписной из музыкального зала и обычный. (ответы)
Конечно, расписной красивее. А вы хотели бы и наши стульчики украсить?
А кто нам может в этом помочь, кто знает обо всех промыслах народных и нам может рассказать и научить? Конечно, это наша уточка-Марфуточка! Давайте ее попросим. В. Берет свистульку и просит: — расскажи нам уточка Марфуточка как нам лучше стульчики наши украсить. В. Свистит. Включает презентацию о городетской росписи.
В. Вам понравилась Городетская роспись? А кто запомнил, как цветы называются в этой росписи?
А какие цвета используют мастера?
А вы хотели бы такими яркими цветами украсить наши стульчики?
Давайте посмотрим как из этих элементов можно составить узор, на наших стульчиках.
Предлагаю детям составить узор из элементов.
Наши алые цветы, показывают руками фонарики
Распускают лепестки. Разводят ладони в стороны
Ветерок чуть дышит. Показать руками ветер
Лепестки колышет. Наклоны в стороны
В. А сейчас давайте пройдем в мастерскую к уточке -Марфуточке.
Садятся за столы, воспитатель проводит показ.последовательное выполнение элементов росписи: розаны и листья, и выполнение оживки и теневки.
Самостоятельная работа детей.
Дети рисуют под музыку. спокойная русская народная музыка.
В. Ребята с какой росписью вы сегодня познакомились? как называются цветы в этой росписи? А чтобы эти розаны стали яркими, выразительными, какой прием используют мастера?
А что вы рисовали?
Теперь наши стульчики будут нарядными и красивыми, а давайте мы и родителям покажем какие у вас теперь красивые спинки для стульчиков есть, повешаем ваши рисунки на выставку, пусть и мамы и папы полюбуются. А вы их еще и дома научите розанами городетскими узоры рисовать.
Фотоотчёт «Рисование в старшей группе «Расписные ткани» С целью формирования умения детей рисовать узоры, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань», совершенствования технических.
Конспект НОД по рисованию «Яблоневый сад» в средней группе Конспект НОД По художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Яблоневый сад» Средняя группа. Автор. Воспитатель высшей квалификационной.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Празднично украшенный дом» НОД в средней группе. Рисование. Рисование «Празднично украшенный дом» Подготовила воспитатель Ларичева Ю. В. Цель. Приобщать детей к традиционным.
Конспект ООД по рисованию «Воробьишка» в средней группе Конспект ООД по рисованию «Воробьишка» в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно эстетического.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Расписные ткани» Конспект занятия по рисованию Тема: «Расписные ткани» Программное содержание: • Познакомить с новой техникой в рисовании батик. • Учить.
Конспект занятия для раннего возраста «Построим стульчики для зайчика и мишки» Конспект занятия для первой группы раннего возраста: «Построим стульчики для зайчика и мишки» Цель:1. Продолжать учить детей создавать.
Мастер-класс «Стульчики для куклы из деревянных шпателей» Известно с глубокой древности что стул изобрели древние египтяне примерно пять тысяч лет назад. К скамейкам и табуретам они догадались.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Листопад» Доминирующая образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие,.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Дом» 1. Ход НОД: Воспитатель: — Дети, вы знаете, что наш мир состоит из множества красок? Всё вокруг яркое. Наше настроение тоже бывает разным,.
«Ложки расписные». Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы «Ложки расписные» Взаимодействие музыкального руководителя.
Источник