Бумага для акварели: лучшие варианты
Для маленьких детей, которые только учатся рисовать, родители обычно приобретают самые простые рисовальные принадлежности, однако любой художник подтвердит, что для полноценного овладения искусством важны даже мелкие детали. Значение имеет буквально все, не исключая и основу, то есть бумагу. Причиной средних оценок ребенка за изобразительное искусство может оказаться вовсе не низкий уровень старательности, а неудачно выбранный взрослыми альбом.
Обычно дети в школе рисуют акварельными красками, поэтому в первую очередь следует научиться выбирать для них альбомы.
Особенности
Чтобы правильно выбрать бумагу для рисования, нужно как можно лучше понимать, какие требования выдвигает используемый вид краски к основе. Например, акварель – это краска на водной основе, и хотя вес ее невелик, большое обилие воды, используемой в процессе рисования, требует от бумаги достаточной плотности, чтобы она не промокала насквозь, пропуская краску.
При этом высокая толщина и плотность каждого отдельного листа способна существенно утяжелить альбом, что становится серьезной проблемой для ученика младших классов. Родителям такого ребенка не нужна самая толстая бумага для акварели даже в пределах рекомендуемых параметров плотности.
Дело в том, что существует техника под названием «алла прима», когда основу предварительно обильно смачивают водой, чтобы добиться максимально плавного перетекания цветов. Для такого рисунка нужна очень толстая бумага, однако в школе дети данную технику не используют: шедевр не успеет высохнуть, и в портфель его не положишь.
Для родителей большим соблазном было бы купить альбом с самыми тонкими листами, потому что по цене он окажется более доступным, однако для школьных занятий он вряд ли подойдет.
Альбомы из тонкой бумаги изготавливаются преимущественно для карандашных рисунков, ведь карандаши не могут просочиться сквозь основу и запачкать следующий лист.
Тем не менее, в школе учат рисовать в основном красками – преимущество такой техники заключается в том, что она немного сложнее за счет возможности передачи переливистых оттенков. Кроме того, навык владения кистью поможет во взрослой жизни выполнять роспись керамики и бижутерии или другую похожую творческую работу.
Следует заметить, что хорошая бумага для акварели нередко предполагает даже рисование с обеих сторон листа, хотя это чаще касается отдельно выпускаемых пачек, а не цельных альбомов. У более дешевых разновидностей стороны считаются равноценными, тогда как дорогая продукция нередко имеет «лицо» и «изнанку».
Профессиональные художники указывают, что испорченная заготовка на одной стороне листа может быть успешно исправлена на второй странице.
Сразу нужно сказать, что не существует плохой или хорошей бумаги – бывает неправильно подобранная разновидность. Техника, избранная художником, определяет, какую именно бумагу брать, поэтому все существующие разновидности пригодятся разным творческим личностям.
Состав
В первую очередь следует обратить внимание на многообразие рецептов изготовления акварельной бумаги.
Хлопок
Например, образцовым продуктом для профессионалов считается 100% хлопковая бумага, которая по своему составу не сильно отличается от ткани, однако для ребенка такой вариант обычно не покупают, потому что бумага стоит слишком дорого, и продается она далеко не везде.
Изделие имеет массу преимуществ:
- высокую гигроскопичность (способность впитывать воду) при отсутствии проявления изгибов от намокания;
- хорошая скорость высыхания;
- яркая цветопередача.
Хотя 100% хлопок малышу пока не достанется, следует обращать внимание на состав альбома: хлопок, скорее всего, все равно входит в рецептуру, и чем выше его доля, тем лучше.
Льняная бумага похожа по своим свойствам на хлопковую, но встречается реже.
Целлюлоза
Более дешевым, но весьма достойным вариантом будет и бумага из целлюлозы. Отличие заключается в том, что целлюлоза не впитывает воду так же хорошо, но все же очень устойчива к нарушению своей формы, а потому прекрасно подходит для техники «алла прима», где требуется не промокание основы, а удержание воды на поверхности.
Хотя существует и стопроцентно целлюлозная бумага, подходящими вариантами считаются любые, в состав которых в разных пропорциях входят два или три ингредиента из уже перечисленных: хлопка, льна и целлюлозы.
Другие ингредиенты
Несколько непривычными для несведущего человека, но все же весьма типичными ингредиентами для недорогой акварельной бумаги являются различные наполнители — такие как шпат, гипс или водный глинозем. За счет наполнителей теряется первоначальная белизна материала, потому в состав попадают еще и каолин, мел и даже свинцовые белила, которых ни в коем случае не должно быть в товарах, предназначенных для детей.
Некоторые производители для отбеливания бумаги добавляют в состав краски синие оттенки – берлинскую лазурь или ультрамарин.
Существует и необычный сорт – яичная бумага. Она называется так, потому что изготавливается с использованием компонентов натуральных яиц, благодаря чему становится более вязкой. Существует также ароматическая разновидность с мятой.
Форматы
Разнообразие в ассортимент бумажной продукции вносят и различные форматы, определяющие размеры листа. Абсолютным стандартом для школьного обучения считается А4 – параметры такого листа составляют 210х297 мм. Встречаются листы и меньшего размера, однако они в большей степени актуальны для самостоятельного рисования, а не для школьных занятий.
Для профессионального обучения рисованию уместнее листы большого формата – А3, А2 и даже А1, где каждый последующий формат в списке вдвое крупнее предыдущего (тогда как А3, соответственно, вдвое больше, чем А4).
Поверхность
Значение имеет и тип поверхности листа.
- Так называемый чистый (гладкий) лист изготавливается методом горячего прессования. Его уместнее применять для небольших работ, включая прорисовку мелких сложных деталей. Он также прекрасно подходит для акварельных карандашей и их последующей размывки.
- Для новичков, в том числе и для детей, лучше подойдет рельефная бумага, которую также изготавливают путем прессования, но уже без нагрева. Она отличается несущественной шероховатостью, благодаря чему ее использование возможно во всех известных техниках акварели. Не факт, что она позволит достигнуть высот хотя бы в одной из техник, но зато молодой художник благодаря такому решению сможет попробовать себя во всех направлениях.
- Фактурная бумага не прессуется вовсе – ее просто сушат, что придает ей крайне необычные, хорошо видимые невооруженным глазом текстуры – шероховатости или крупные зерна. Текстурный лист шикарно подходит для моделирования пространства – непрокрашенные впадины придают особую глубину изображениям урбанистических и естественных пейзажей. Для миниатюр и других нерельефных объектов бумагу такого типа использовать не стоит.
Плотность
Плотность акварельной бумаги позволяет материалу не пропускать воду и не коробиться при намокании, неизбежном в процессе рисования акварелью. Чем выше плотность, тем более качественной считается бумага, однако новичкам не советуют начинать с самых толстых разновидностей, потому что и стоит такая продукция ощутимо дороже. Минимальной плотностью для акварельной бумаги считается 200 г/м2 – с нее и стоит начать.
Если продукт не представляет собой 100% хлопок, то при такой плотности он будет сильно коробиться, потому лист необходимо растянуть и закрепить на планшете.
Переходить на более дорогие разновидности следует постепенно – докупать 260 г/м2, потом 300 г/м2. При этом очевидно, что тонкая бумага из стопроцентного хлопка окажется более качественной, чем плотная, но она содержит огромный процент наполнителей в своем составе.
В случае со школьниками такой вопрос редко актуален, однако нужно еще и правильно выбирать цвета альбома. Школьные разновидности обычно выполняются из белой или другой бумаги похожего цвета – так повышается вероятность точной цветопередачи.
При этом нужно еще обратить внимание, каким образом достигается белизна – за счет качества ингредиентов или за счет добавления отбеливателей – гипса или красок.
Тем не менее, далеко не все профессионалы выбирают именно белые варианты. Для многих художников идеальной основой для акварели является собственноручно тонированная бумага, на которую они сами предварительно наносят тонкий слой белой краски. Цветная бумага для акварели также продается в специализированных магазинах, и хотя спрос на нее сравнительно невелик, она все же может пригодиться для реализации определенных творческих идей.
Как выбрать?
Вышеописанные характеристики акварельной бумаги хороши при выборе товара в специализированном художественном магазине, где ассортимент продукции такого плана довольно широк, однако в среднем канцелярском отделе супермаркета, где чаще всего приобретаются альбомы для школы, подобного разнообразия не найти. Следовательно, ориентироваться стоит на более простые характеристики, которые сразу же бросаются в глаза.
В первую очередь, нужно понять, как именно ребенок рисует. В условиях общеобразовательной школы рисованием обычно занимаются прямо на парте, и если урок достаточно продолжителен, чтобы краска успела высохнуть, следует купить надежно сшитый или склеенный альбом – это убережет его от детских шалостей.
Для начинающих художников, в том числе и учеников художественной школы, лучше приобрести альбом с отрывными листами (на спирали), поскольку там принято натягивать лист на планшет, чтобы он не коробился, потому он должен быть отдельным от альбома. Самая лучшая профессиональная бумага вовсе не продается альбомами, она выглядит как папка с изначально отдельными листами.
Стоит обратить внимание на предназначение бумаги. Хорошо, если производитель не поленился изобразить ожидаемую технику и инструменты для рисования на обложке альбом, но если такой информации нет, найдите указанную на нем плотность бумаги.
Если из картинки на обложке очевидно, что продукт предназначен для рисования карандашами или плотность, указанная производителем, не достигает даже 160 г/м3, такой альбом для акварели покупать нельзя.
При этом маленьким детям не нужна и очень плотная бумага – она весит довольно много и в сочетании с большим количеством учебников создаст малышу проблемы с переноской портфеля в школу и домой. По этой же причине маленьким детям не покупают и альбомы с большим количеством листов.
Для домашних занятий ребенку, который раньше никогда не пробовал рисовать кистью, хватит и 10 листов на пробу – если малышу не понравится, это сэкономит родительские деньги.
Учитывая частоту уроков рисования в обычной школе (в среднем, раз в неделю), такое решение при аккуратном обращении будет оптимальным, его хватит на целую четверть учебного года.
Если же ребенок часто портит рисунки и перерисовывает их заново или рисует значительно чаще, чем раз в неделю, следует выбирать альбомы объемом в 20 и более листов.
Погоня за брендами в случае с обыкновенным школьником вряд ли уместна, поэтому нет нужды искать в интернете отзывы других родителей о том или ином производителе. Всем известные российские гиганты творческой отрасли «Гамма» и «Луч», а также любые другие аналогичные марки акварельной бумаги вполне соответствуют потребностям ученика младших и средних классов, не увлекающегося рисованием и не достигающего заметных успехов в этом деле.
Многие импортные бренды, в том числе и довольно известная фирма Koh-I-Noor, обеспечивают приблизительно тот же уровень качества за более высокую цену. Искать товар конкретного производителя нужно только в том случае, если у ребенка явно есть талант и он рисует профессионально, но здесь нельзя дать конкретного совета для всех, поскольку выбор бумаги зависит от любимой техники.
Адекватный совет для каждого отдельного художника здесь может дать только учитель, занимающийся обучением юного мастера.
Полезные советы
Детальное описание всех критериев, по которым выбирается акварельная бумага, все равно не может передать всех тонкостей выбора продукции такого рода.
Если нужно купить бумагу для акварели, помочь могут следующие рекомендации:
- Выбирать бумагу (как разновидность и вид оформления – альбом или отдельные листы) следует в строгой привязке к особенностям рисования. Родителям маленького ребенка следует поинтересоваться у учителя, какая именно бумага нужна. Если для общеобразовательной школы подойдет любой альбом для акварели, то у преподавателей художественных школ требования наверняка будут более конкретизированными.
- Не стоит самостоятельно выбирать бумагу для акварели в подарок художнику, который разбирается в теме лучше дарителя, даже если такой подарок родители выбирают для своего ребенка.
- Определяющим фактором качества для большинства видов бумаги является даже не состав или точный оттенок поверхности, а способность не создавать катышков при намокании.
Дешевые разновидности бумаги, сильно разбавленные наполнителями, быстро скатываются от неаккуратных движений кистью, из-за чего потенциальный шедевр становится неаккуратным.
Определить такое свойство бумаги прямо в магазине довольно сложно, однако если продукция данного бренда уже показала себя с подобной стороны, в дальнейшем стоит попробовать другую.
- Творчество – это всегда поиск, особенно это касается оптимальной акварельной бумаги. Не стоит приобретать незнакомый продукт в большом количестве, поскольку его качество может разочаровать. Особенно это актуально в случае с дорогими разновидностями.
- Собственный опыт всегда дает намного больше информации, чем любые отзывы в интернете. Безусловно, если бумага конкретного вида и производителя всеми признается непригодной для профессионального творчества, то экспериментировать с ней не стоит. Но неоднозначные комментарии о продукте должны не отпугивать, а стать стимулом для самостоятельной проверки.
Не исключено, что люди, оставляющие негативные отзывы, просто выбрали неправильную технику для рисования по такой поверхности, а для вас именно эта бумага может оказаться оптимальным решением.
Небольшой обзор бюджетной бумаги для акварели смотрите в следующем видео.
Источник