- Нетрадиционное рисование с дошкольниками с нарушением зрения консультация (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект занятия по рисованию для детей с нарушением зрения в первой младшей группе «Как Бусинка искала друзей»
- Ход занятия:
Нетрадиционное рисование с дошкольниками с нарушением зрения
консультация (старшая группа) по теме
Использование нетрадиционных техник рисования с дошкольниками с ослабленным зрением способствует повышению уровня развития зрительно — моторной координации, корекции мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnoe_risovanie.docx | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное рисование в работе с дошкольниками с нарушением зрения
«Детство – это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». ( В. А. Сухомлинский)
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Работая в коррекционной группе, с дошкольниками с нарушением зрения постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности. Наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико – синтетическая деятельность. У детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Отмечается неравномерная работоспособность.
Из-за быстрого наступления утомления дошкольники не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Воспитанники не могут слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако приступив к деятельности, они не знают с чего начать. Все перечисленные нарушения негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании.
Поэтому использование нетрадиционных техник рисования приобретают высокую коррекционную значимость.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным клейстером, пеной для бритья, а также можно рисовать на молоке.
Дети пробуют рисовать предметы руками,(ладонью, пальцами, кулаком), получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и оттенками.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Развивается познавательный интерес, начинают задавать вопросы педагогу и друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
В своей работе с детьми с нарушением зрения считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:
Рисование цветным клейстером
Ребенок с помощью широкой кисти наносит на бумагу подкрашенный клейстер, затем палочкой «процарапывает» выразительные детали. Это могут быть морозные узоры, волны на море, узор на посуде, домике.
Рисование мыльной пеной
Совместно с детьми приготовить цветной мыльный раствор. С помощью соломинки сделать мыльные пузыри, сверху стакана приложить чистый лист бумаги. На листке остается отпечаток, дать подсохнуть и можно фломастерами, цветными карандашами дорисовать рисунок.
Рисование свечой или восковыми мелками
Ребенок рисует свечой или мелками на белой бумаге, затем закрашивает весь лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, сделанный свечой, или мелками остается не закрашенным. Если детям трудно рисовать белым на белой бумаге, можно обводить контур карандашом или использовать трафарет.
Рисование воздушными фломастерами
Похожая техника только брызги получаются более мелкими, и требует меньше подготовки. Ребенок берет фломастер, готовит его к работе, дует в него длительно, заполняя мелкими брызгами трафарет или весь лист. Можно использовать сочетание нескольких цветов, создавая сюжет или узор.
Рисование с использованием пены для бритья и гуашь
На тарелочке смешивается пена для бритья и гуашь. Берется целлофан, его необходимо смять. Целлофан обмакиваем в полученную краску и наносим на контур.( крона деревьев, облака и т.д.).
Рисование на молоке
Ребенок наливает в тарелочку молоко. С помощью пипетки набирает гуашь и опускает ее в центр тарелки, можно брать сразу несколько цветов. Потом берется палочка опускает ее в моющее средства и рисует на молоке. Краска расходится по тарелке, получаются необычные узоры.
Рисование с помощью листьев: деревьев, петрушки, салата.
Ребенок покрывает лист краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. С помощью листьев можно изображать деревья и кустарники, а ствол необходимо дорисовать кистью.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей
В своей работе, часто применяю нетрадиционную изобразительную методику «Пластилинография» — рисование пластилином. Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса детей любого дошкольного возраста. Пластилиновые картины способствуют развитию мелкой моторики, так как, создавая работу надо пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Совокупность этих фактов позволяет использовать в моей работе эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную. Практика показала целесообразность использования этой методики в работе с детьми с нарушением зрения. Сама техника универсальна и используется в младшем и старшем дошкольном возрасте. Необходимо помнить и о сложности выполнения пластилинографии, цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребёнка. Например: можно выполнить пластилиновую картину «яблоко». В младшей группе – дается изображение дерева и предлагается «вырастить» на нём яблоки, дети отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляют к листу картона. А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черешок, лист яблока или воспользоваться шаблоном, заполнить его цветом. Дети двух – трёх лет, могут начинать выполнять пластилиновую картину с того, что начнут «Кормить цыплят» или красиво украшать «Осенние деревья», а для детей 5-7 лет, уже не интересно, им хочется выполнять работы сложнее, например: по сюжету сказки.
Хочется рассказать о материале и инструментах, необходимые при работе в этой технике изображения и дать некоторые рекомендации.
Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.
Пластилин – благодатнейший материал для художественной деятельности, но, кажется, еще недостаточно оцененный.
Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина.
Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.
Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».
Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе даёт широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается. При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков. Но и это еще не все секреты пластилина.
Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони – главный инструмент при рисовании пластилином. Однако, помимо чисто ручной работы, для рисования пластилином: можно использовать разнообразные стеки, да и любые подручные средства. Но главный инструмент – всё равно руки. Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание .
Пластилин должен быть средней мягкости, чтобы пальцы рук сильно не уставали при выполнении работ; твёрдая основа (лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок); доска; стеки; простой карандаш; книги-раскраски; копировальная бумага; салфетки; дополнительный материал. Материалы и инструменты для продуктивной деятельности используются одинаковые, а вот дополнительный материал может быть разнообразным (пайетки в виде звёзд, цветов; бисер; декоративные глаза и перья). Работы с дополнительным материалом получаются ещё интереснее.
Выполнение основного изображение может занять много времени, для этого продумываются и планируются заранее все этапы работы, распределяя время, рассчитывать на возможности своих воспитанников.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография :
-во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
-предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
-устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
-покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:
-надо при помощи пластилиновых «жгутиков» выделить контур рисунка;
-научить надавливать на пластилин;
-затем размазывать его от центра к краям контура или от краёв к центру;
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Работа в коррекционной группе позволила организовать кружок «Волшебные краски». В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дошкольники осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Сколько дома ненужных и интересных вещей: (зубная щетка, расческа, поролон, пробки, пенопласт, катушки ниток, свеча и т.д.). В детском саду вышли на прогулку, присмотрелись, а сколько можно увидеть интересного: палочки, шишки, листочки, камушки. Всеми этими предметами дополнили зону художественной деятельности. Необходимые материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, а можно придумать и свою технику. Дошкольники получают положительные эмоции
Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем нестрашно, если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получать удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориенти.
дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж.
Применение нетрадиционной техники – пластилинографии, в изобразительной деятельности детей с нарушением зрения.
Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну.
Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.
В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять .
О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения.
Источник
Конспект занятия по рисованию для детей с нарушением зрения в первой младшей группе «Как Бусинка искала друзей»
Юлия Гусева
Конспект занятия по рисованию для детей с нарушением зрения в первой младшей группе «Как Бусинка искала друзей»
Конспект коррекционного занятия по рисованию для детей с нарушением зрения в первой младшей группе
Тема: «Как Бусинка искала друзей»
(образовательная область: художественно-эстетическое развитие)
Цель: развитие зрительного восприятия.
1. Обобщить знания детей о сенсорных эталонах,учить использовать имеющиеся знания на практике: цвет, форма (круглая, величина.
2. Формировать у детей зрительные и тактильные способы обследования предметов, развивать систему «глаз-рука», зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию.
Развивающие задачи: Развивать зрительное внимание, связную речь, мелкую моторику рук, фантазию, творческие способности.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей партнёрские, дружеские отношения.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, релаксация.
Материал: Бусинка на ниточке, трафареты круга, цветные карандаши, аудиозаписи
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте попутешествуем на паровозе (Проводится игра «Паровозик со станциями» (аудиозапись).
Воспитатель: Ой, ребята, что это мы нашли? (Ответы детей)
Воспитатель: Это бусинка. Она так одинока! У нее нет друзей. Ребята, давайте подарим бусинке свои улыбки, покажем ей, что мы рады ее видеть! (тренинг эмоций).
Воспитатель берет за ниточку бусинку.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим бусинку. (Дети рассматривают бусинку, играют с ней, подставляя свои ладошки, закрывают глаза, бусинка приветствует каждого. Дети наощупь определяют, что она холодная, гладкая, круглая по форме. Открывают глаза и с помощью остаточного зрения называют цвет, блеск и т. д.)
Воспитатель: Ребята, бусинка рада, что встретилась с вами. Я думаю, что мы сможем ей помочь обрести много новых друзей. Давайте нарисуем их, таких же кругленьких, но разных по цвету. Ведь она об этом так мечтает!
Дети садятся за столы, делают пальчиковую гимнастику «Шарик»
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щёчки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
(Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)
Дети с помощь внутренних трафаретов, обводят круг. Для штриховки предлагаются карандаши разного цвета, дети самостоятельно выбирают тот, который им больше нравится.
Воспитатель: Какого цвета друга вы подарите бусинке? (Ответы детей)
Воспитатель напоминает правила работы с карандашами и дети приступают к работе.
Воспитатель: Ребята, совсем недавно у вас были одинаковые кружки, но с помощью ваших умелых ручек, они превратились в разноцветные кружки, по форме очень похожие на нашу бусинку.
Мы старались, мы трудились, глазки наши утомились.
Пальчики гулять пойдут — наши глазки отдохнут!
Далее проводится зрительная гимнастика:
«Солнечный зайчик» (в соответствии с методикой йогов).
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Щечки теплыми лучами
(Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.)
Воспитатель: Ребята, смотрите, какие чудесные получились друзья для нашей Бусинки. И как она рада своим новым друзьям! (Бусинка начинает качаться на ниточке). А теперь нам пора прощаться с бусинкой и ее друзьями и возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с ними. (Дети прощаются с бусинкой и ее друзьями. Бусинка благодарит детей за помощь.)
Воспитатель: А теперь пора в дорогу (Проводится игра «Паровозик со станциями» (аудиозапись).
Конспект занятия «Как кукла Акань друзей искала» Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей» Непосредственно-образовательная область «Познание» (НОД для детей.
Конспект интегрированного занятия по рисованию для детей с нарушением зрения в средней группе «Как хорошо гулять по зебре» Цель: дать детям первоначальное знание о «зебре» — пешеходном переходе. Задачи: Коррекционно-обучающие: -продолжать знакомить детей с техникой.
Конспект НОД в первой младшей группе для детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов. Дидактическая тема: «Домашние животные». Программное содержание: • Учить детей соотносить.
Конспект подгруппового коррекционного занятия в первой младшей группе для детей с нарушением зрения по теме «Семья» Конспект подгруппового коррекционного занятия в первой младшей группе для детей с нарушением зрения по теме «Семья». Тип занятия: Формирование.
Конспект развлечения «В гости к бабушке» в первой младшей группе для детей с нарушением зрения Тип НОД: Комплексное. Дидактическая тема: «Дикие животные». Программное содержание: • Учить детей соотносить и называть предметы по величине.
Конспект занятия для детей с ЗПР с нарушением зрения «Наземный транспорт» Новгородская область г. Боровичи КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Воспитатель ГОБУ «Боровичского.
Коррекционное занятие по зрительному восприятию для детей младшей группы с нарушением зрения «Как Бусинка искала друзей» Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения: «Как Бусинка искала друзей». Предлагаю вашему.
НОД Художественное творчество (рисование) в младшей коррекционной группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Петушок и его семья» Воспитатель: Ярош Н. В. Кемерово 2017 Художественное творчество (Рисование восковыми карандашами) Тема: «Петушок.
Самоанализ занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения Непосредственно – образовательная деятельность осуществлялась в подготовительной группе по теме «Путешествие в осенний лес», образовательная.
Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением зрения «Как Карандаш и Самоделкин мебель делали» Задачи по развитию зрительного восприятия: 1. Закрепить умение зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (цвет,.
Источник