- Изучаем филимоновскую игрушку с детьми
- История
- Особенности
- Отличие от других промысловых игрушек
- Филимоновские узоры в картинках
- Первое знакомство и занятия для детей
- Как нарисовать филимоновскую игрушку?
- «Роспись бумажных силуэтов филимоновской игрушки» план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучаем филимоновскую игрушку с детьми
Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.
История
Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.
О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.
Особенности
В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.
Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.
Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.
Отличие от других промысловых игрушек
Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:
- орнамент с языческими мотивами;
- простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
- вытянутость и худоватость фигурок;
- отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
- использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.
Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.
Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.
Филимоновские узоры в картинках
Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.
Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.
Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.
Первое знакомство и занятия для детей
Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.
Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.
- Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
- Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
- Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
- В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.
Как нарисовать филимоновскую игрушку?
Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.
Как нарисовать филимоновского петушка?
-
- Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
- Детям выдают шаблоны игрушки.
- Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
- Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
- Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.
А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:
Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.
Источник
«Роспись бумажных силуэтов филимоновской игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему
Роспись красками силуэта филимоновской игрушки. Закреплять умение подбирать необходимые цвета, развивать любознательность и эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_kraskami_filimonovskoy_igrushki.docx | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
142180, Московская обл., г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Школьная, д.16, тел/факс.:8(4967)60-16-37
e-mail: klimovsk-mdou2@mail.ru, ОКПО 53908685, ОГРН 1025002690943, ИНН/КПП 5021011235/502101001
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства
« Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»
г.о. Подольск, мкр.Климовск 2016
Образовательная область «Познание»
— расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки. Закреплять знания и умения росписи филимоновской игрушки;
— показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.
Образовательная область «Коммуникация»
— продолжать развивать речь детей;
— обогащать лексический запас;
— развивать мелкую моторику рук.
— Образовательная область «Социализация»
— совершенствовать навыки действовать со сверстниками сообща, договариваясь друг с другом.
Образовательная область «Художественное творчество»
— закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки;
— продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора;
— обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах.
Материал: иллюстрации Ю. Васнецова «Пошла Маня на базар» и «Пошел котик на торжок». Игрушка дымковская и филимоновская. Пластилин белый и коричневый. Мягкие игрушки (покупатели). Игрушка «Дед Филимон». Карточки с изображением дымковской и филимоновской игрушек.
Материал раздаточный: гуашь, кисти, салфетки, вода в баночках, ½ альбомного листа с контурным изображением петуха, кота, барана.
На мольберте стоят иллюстрации Ю.Васнецова.
— Кто нарисовал иллюстрации? (Ю.Васнецов).
— Ребята, куда пошел котик? (На торжок).
— Куда пошла Маня? (На базар).
— Куда ходят ваши родители за покупками? (В магазин).
— А вы знаете, что народные мастера привозят свои поделки-игрушки на ярмарку. И люди из многих городов приезжают, чтобы на игрушки полюбоваться, да и купить их для своих детишек. (На столе дымковские и филимоновские игрушки).
— Есть у меня карточки с нарисованными игрушками, да вот беда, все они перепутались. Помогите, пожалуйста, их разобрать.
— Вот эта кукла, откуда к нам приехала? (Из Дымково).
— А лиса откуда? (Из Филимоново).
— Из какого материала делают такие игрушки? (Из глины).
— А по цвету, глина различается? (Да, филимоновская из белой глины, а дымковская из коричневой).
— Возьмите все по одной карточке и разложите филимоновские к лисе, а дымковские – к барышне.
Появляется дед Филимон (игрушка — бибабо)
Под музыкальное сопровождение
— Ох, сколько детишек! Здравствуйте! Хочу пригласить вас на ярмарку. Пойдемте со мной.
Дети переходят к другому столу, на нем листы с изображением филимоновских игрушек.
— Ох, беда, беда! Игрушки-то все белые, не раскрашенные. Один-то я не справлюсь, все раскрасить не смогу. Кто же мне поможет?
Дети вызываются помочь, выбирают самостоятельно лист с контуром.
Занимайте места в мастерской и давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому…»
В гости к пальчику большому показывают большие пальцы рук
Приходили прямо к дому соединяют пальцы рук — «Крыша»
Указательный и средний показывают указательные и средние
Безымянный показывают безымянные,
зажав остальные пальцы в кулак
И последний, показать мизинцы, зажав остальные сам мизинчик — малышок пальцы в кулак
Постучался на порог удары кулачками друг от друга
— Кисточку возьмите тремя пальчиками, сядьте удобно.
— Краской, какого цвета будем рисовать сначала? (Желтой).
(дети, опираясь на полученные знания, приступают к самостоятельному рисованию узора желтой краской)
— Ой, ой, ой. Посмотрите, что случилось! Дед Филимон испачкал краской фартук. Надо его постирать.
Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки.
Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки.
Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Выжимаем, выжимаем, выжимаем целый день.Смотрите, ручки, ножки.
Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Вешаем, вешаем, вешаем целый день. Смотрите, ручки, ножки.
Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Утюжим, утюжим, утюжим целый день. Смотрите, ручки, ножки.
Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
— Вот и помогли деду Филимону. Пора нам в мастерскую возвращаться.
Дети продолжают работу.
— У кого игрушка готова, везите ее на ярмарку. Покупатели уже ждут.
Дети подходят к столу с мягкими игрушками.
Воспитатель: говорит за мягкую игрушку (ведет диалог).
Покупатель(игрушка ): хвалит рисунок, покупает его, объясняя, зачем нужен именно этот рисунок:
— Петух — будет меня будить; баран — буду с ним дружить;
кот – будет мышей пугать и т. д.
Молодцы мастера, хорошо потрудились. Все игрушки на ярмарке продали. Пора домой возвращаться.
Игра: «На чем поедем? »
— На чем поедем в группу?
Дети: на поезде (машине, лошадке…)
— Проверяем колеса (стучат кулачком по кулачку)
— Выпускаем пар! (ш-ш-ш)
— Даем сигнал (У-У-У…)
Каждый ребенок, выходя из кабинета, называет того, кого он везет в своем вагоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД расчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, для закрепления знаний детей о дымковской игрушке и ее образах.
Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.
Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.
Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусства нераздельно от народной музыки и у.
Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек.Словесные: указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, художественное слово, оценк.
ЦЕЛЬ:Знакомство с традиционным филимоновским промыслом России и изучение росписи филимоновской игрушки-свистульки. ЗАДАЧИ:познакомить с традиционной росписью филимоновской игрушки;научить правиль.
Источник