Рисование филимоновских элементов роспись бумажных силуэтов игрушек

Изучаем филимоновскую игрушку с детьми

Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.

История

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.

О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.

Особенности

В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.

Читайте также:  Каким может быть стиль рисования

Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.

Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.

Отличие от других промысловых игрушек

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:

  • орнамент с языческими мотивами;
  • простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
  • вытянутость и худоватость фигурок;
  • отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
  • использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.

Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.

Филимоновские узоры в картинках

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.

Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.

Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
  2. Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
  4. В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

    1. Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
    2. Детям выдают шаблоны игрушки.

  1. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  2. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  3. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Источник

«Роспись бумажных силуэтов филимоновской игрушки»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Роспись красками силуэта филимоновской игрушки. Закреплять умение подбирать необходимые цвета, развивать любознательность и эстетический вкус.

Скачать:

Вложение Размер
rospis_kraskami_filimonovskoy_igrushki.docx 42.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

142180, Московская обл., г. Подольск, мкр. Климовск, ул. Школьная, д.16, тел/факс.:8(4967)60-16-37

e-mail: klimovsk-mdou2@mail.ru, ОКПО 53908685, ОГРН 1025002690943, ИНН/КПП 5021011235/502101001

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства

« Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»

г.о. Подольск, мкр.Климовск 2016

Образовательная область «Познание»

— расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки. Закреплять знания и умения росписи филимоновской игрушки;

— показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Образовательная область «Коммуникация»

— продолжать развивать речь детей;

— обогащать лексический запас;

— развивать мелкую моторику рук.

— Образовательная область «Социализация»
— совершенствовать навыки действовать со сверстниками сообща, договариваясь друг с другом.

Образовательная область «Художественное творчество»

— закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки;

— продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора;

— обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах.

Материал: иллюстрации Ю. Васнецова «Пошла Маня на базар» и «Пошел котик на торжок». Игрушка дымковская и филимоновская. Пластилин белый и коричневый. Мягкие игрушки (покупатели). Игрушка «Дед Филимон». Карточки с изображением дымковской и филимоновской игрушек.

Материал раздаточный: гуашь, кисти, салфетки, вода в баночках, ½ альбомного листа с контурным изображением петуха, кота, барана.

На мольберте стоят иллюстрации Ю.Васнецова.

— Кто нарисовал иллюстрации? (Ю.Васнецов).

— Ребята, куда пошел котик? (На торжок).

— Куда пошла Маня? (На базар).

— Куда ходят ваши родители за покупками? (В магазин).

— А вы знаете, что народные мастера привозят свои поделки-игрушки на ярмарку. И люди из многих городов приезжают, чтобы на игрушки полюбоваться, да и купить их для своих детишек. (На столе дымковские и филимоновские игрушки).

— Есть у меня карточки с нарисованными игрушками, да вот беда, все они перепутались. Помогите, пожалуйста, их разобрать.

— Вот эта кукла, откуда к нам приехала? (Из Дымково).

— А лиса откуда? (Из Филимоново).

— Из какого материала делают такие игрушки? (Из глины).

— А по цвету, глина различается? (Да, филимоновская из белой глины, а дымковская из коричневой).

— Возьмите все по одной карточке и разложите филимоновские к лисе, а дымковские – к барышне.

Появляется дед Филимон (игрушка — бибабо)

Под музыкальное сопровождение

— Ох, сколько детишек! Здравствуйте! Хочу пригласить вас на ярмарку. Пойдемте со мной.

Дети переходят к другому столу, на нем листы с изображением филимоновских игрушек.

— Ох, беда, беда! Игрушки-то все белые, не раскрашенные. Один-то я не справлюсь, все раскрасить не смогу. Кто же мне поможет?

Дети вызываются помочь, выбирают самостоятельно лист с контуром.

Занимайте места в мастерской и давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому…»

В гости к пальчику большому показывают большие пальцы рук

Приходили прямо к дому соединяют пальцы рук — «Крыша»

Указательный и средний показывают указательные и средние

Безымянный показывают безымянные,

зажав остальные пальцы в кулак

И последний, показать мизинцы, зажав остальные сам мизинчик — малышок пальцы в кулак

Постучался на порог удары кулачками друг от друга

— Кисточку возьмите тремя пальчиками, сядьте удобно.

— Краской, какого цвета будем рисовать сначала? (Желтой).

(дети, опираясь на полученные знания, приступают к самостоятельному рисованию узора желтой краской)

— Ой, ой, ой. Посмотрите, что случилось! Дед Филимон испачкал краской фартук. Надо его постирать.

Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Выжимаем, выжимаем, выжимаем целый день.Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Вешаем, вешаем, вешаем целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Утюжим, утюжим, утюжим целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

— Вот и помогли деду Филимону. Пора нам в мастерскую возвращаться.

Дети продолжают работу.

— У кого игрушка готова, везите ее на ярмарку. Покупатели уже ждут.

Дети подходят к столу с мягкими игрушками.

Воспитатель: говорит за мягкую игрушку (ведет диалог).

Покупатель(игрушка ): хвалит рисунок, покупает его, объясняя, зачем нужен именно этот рисунок:

— Петух — будет меня будить; баран — буду с ним дружить;

кот – будет мышей пугать и т. д.

Молодцы мастера, хорошо потрудились. Все игрушки на ярмарке продали. Пора домой возвращаться.

Игра: «На чем поедем? »

— На чем поедем в группу?

Дети: на поезде (машине, лошадке…)

— Проверяем колеса (стучат кулачком по кулачку)

— Выпускаем пар! (ш-ш-ш)

— Даем сигнал (У-У-У…)

Каждый ребенок, выходя из кабинета, называет того, кого он везет в своем вагоне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД расчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, для закрепления знаний детей о дымковской игрушке и ее образах.

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.

Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусства нераздельно от народной музыки и у.

Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек.Словесные: указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, художественное слово, оценк.

ЦЕЛЬ:Знакомство с традиционным филимоновским промыслом России и изучение росписи филимоновской игрушки-свистульки. ЗАДАЧИ:познакомить с традиционной росписью филимоновской игрушки;научить правиль.

Источник

Оцените статью