Как правильно подбирать и сочетать цвета.
Это наше колесо цветов. Я понимаю, что оно выглядит немного непривычно, но это потому, что мы также будем говорить о насыщенности и оттенках цвета. Если вы имеете опыт работы в Adobe Photoshop или PaintTool SAI, тогда вам знакомо это колесо. (Точно такое же используется в SAI).
Внешнее кольцо колеса цветов – это так называемые оттенки. Квадрат, расположенный внутри, соответствует конкретному оттенку (в данном случае, розовому), а также показывает степень осветления/затемнения/насыщенности определенного цвета.
Вспомогательные цвета: Они включают остальные цвета, созданные при помощи Первичных и Вторичных цветов. Существует бесконечное множество оттенков, поэтому я не собираюсь демонстрировать их всех. Некоторые из них включают Мадженту, Сине-зеленый, Золотой, Бирюзовый. ну вы понимаете.
Теперь давайте более детально рассмотрим внутренний квадрат. Область в верхней части квадрата — самая светлая, область внизу квадрата – самая темная. Теперь будьте осторожны. Чем ближе цвет находится к правому верхнему углу, тем он будет БОЛЕЕ насыщенным. Чем ближе цвет находится к левому нижнему углу, тем он будет МЕНЕЕ насыщенным. Давайте взглянем на несколько примеров:
Это важно потому, что многие молодые художники делают эту ошибку (эй, я тоже ее делала), когда выбирают только в темной — светлой шкале, они забывают изменить насыщенность И оттенки. Изменение всех трех параметров вашей палетки делает вашу цветовую схему более интересной. Это основа — МИНИМУМ тех вещей, которые вы должны знать о теории цвета. Давайте продолжим.
Теперь поговорим о дополнительных цветах. Дополнительные цвета – это цвета, которые располагаются друг против друга на цветовом колесе. Обратите внимание на то, что цветовое колесо, которое вы видели до этого, в этом плане было не совсем правильным. Это цветовое колесо — классический вариант, знакомый многим. В большинстве программ по ряду причин цветовые колеса нестандартные. поэтому, если хотите выбрать дополнительные цвета, используйте это.
Дополнительные цвета «дополняют» друг друга — они выделяются, когда располагаются друг против друга — так как они противопоставлены друг другу. Дополнительные цвета на колесе связаны линиями.
Также учтите, что цветовое колесо показывает Первичные (большие кружочки), вторичные (средние кружочки) и вспомогательные цвета (маленькие кружочки).
Аналогичные цвета — это те цвета, которые находятся рядом друг с другом на цветовом колесе. Например, Оранжевый — Красный, Красный и Красный — Розовый в соответствии с колесом считаются аналогичными, так как это цвета одного оттенка, они очень приятны взгляду.
Цвета: Активные против Пассивных.
Теплые цвета (красные, желтые, розовые) относятся к АКТИВНЫМ. Холодные цвета (голубые, зеленые, фиолетовые) относятся к ПАССИВНЫМ. В большинстве случаев (но не всегда) свет на рисунке будет относиться к активному ряду, в то время как тени — к пассивному. Это как минимум то, чего придерживается большинство людей — но это не факт. И мы переходим к следующей теме. АТМОСФЕРА.
Атмосфера: многие художники про нее либо совсем забывают, либо не могут прийти к общему решению по данному вопросу. Вы, конечно, можете предполагать, что всё светлое — «активное», а темное — «пассивное» и даже в этом случае, ваш рисунок получится хорошим. НО вопрос не в простом принятии этого факта. У цветов есть «вес» или атмосферное качество. Например:
Поэтому, когда будете выбирать цветовую палетку, помните об атмосфере. Если ваша картина изображает влажное подземелье, то вам, возможно, понадобится больше голубых/фиолетовых/розовых/красных оттенков в палетке. Если вы изображаете поле, залитое солнечным светом, вы, возможно, выберете больше зеленых, желтых и оранжевых оттенков. Температура также влияет на палетку. Если ваша «глубокая илистая пещера» не влажная и теплая, а холодная и мокрая, то вы, скорее всего, захотите добавить светло-голубой свет вместо живого красного. Если ваше поле залито ярким светом утреннего солнца, то вы, наверняка, выберете светло-желтый свет вместо глубокого оранжевого, который обычно используется для изображения раннего вечера. Не стоит очень переживать из-за атмосферы и температуры — но нужно их учитывать при выборе цветовой схемы.
Теперь, позвольте дать вам очень полезный совет по выбору вашей цветовой палетки. НАСЫЩЕННОСТЬ — ВАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ. Знание всех теорий цвета, существующих в мире, не поможет вам, если ваша палетка слишком насыщенная или слишком тусклая. Трюк заключается в том, чтобы использовать и насыщенные, и ненасыщенные цвета. Самый простой способ сделать это — выбрать разные уровни насыщенности для ваших света и теней.
Вот несколько примеров палеток:
Обратите внимание на то, что они придают палетке совсем другой вид. Неважно, что вы решите использовать, главное, чтобы вы применили эту цветовую палетку ко всему рисунку. Я имею в виду то, что, если свет у вас насыщенный, то тени должны быть ненасыщенными или наоборот. Не делайте так, что одна часть рисунка у вас будет выполнена в одной гамме, а другая – в противоположной, так как в итоге у вас может получиться довольно странный рисунок.
Тем не менее, это не ЕДИНСТВЕННЫЙ способ сочетания разных уровней насыщенности в одной палетке – и на самом деле, этот способ мне не очень нравится. Далее я покажу вам почему.
НО КОГДА ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ РАССКАЗАТЬ НАМ КАК ВЫБИРАТЬ ПАЛЕТКУ. Сейчас.
Предположим, я поняла и запомнила все, что было написано выше о теории цвета (это то, что вы должны сделать) и выбрала цветовую схему для всего рисунка. Хвала мне. Я выбрала множество оттенков синего, фиолетового и зеленого, также немного оранжевого цвета для выделения.. БЛА БЛА БЛА. И это был один из моих цветов:
Не забудьте, что цвет показан только по шкале насыщенности.
Самый светлый – Светлее и менее насыщенный, чем ваш «Более светлый» цвет.
Светлее- Светлее и менее насыщенный, чем ваш «Светлый» цвет.
Светлый – Светлее и БОЛЕЕ насыщенный, чем ваш базовый цвет.
Базовый цвет – Ваш Базовый цвет.
Темный – Темнее и БОЛЕЕ насыщенный, чем ваш базовый цвет.
Темнее – Темнее и менее насыщенный, чем ваш «Темный» цвет.
Самый темный – Темнее и менее насыщенный, чем ваш «Более темный» цвет.
Сейчас вы, наверное, задаетесь вопросом, почему это кажется неупорядоченным. Позвольте мне показать разницу между палетками, которые мы видели раньше и этой палеткой насыщенности.
Ладно – на будущее, никогда не используйте №3. Смотрится отвратительно. Вам, наверное, кажется, что №2 – гораздо лучше. Я с вами согласна. Но проблема в том, что если вы будете рисовать этим цветом, то рисунок у вас получится ненатуральный, неживой, как будто все сделано из пластика. В моей палетке цвета варьируются по насыщенности, что придает рисунку более естественный вид. Важный момент здесь заключается в том, что средние тона в палетке очень насыщенные, в то время как тени и блики – очень тусклые. Это также придает реалистичности.
Но мы еще не закончили. Я показала вам правильную схему расположения насыщенности в вашей цветовой палетке. Теперь давайте взглянем на оттенки.
Вы видите разницу между этими двумя палетками? Первая палетка – это палетка насыщенности, которую я показывала раньше. Вторая – это то, что случается, если вы играете с оттенками. Я окрасила цвета «света» зеленым, а тени – фиолетовым. В результате у меня получилась палетка, где тени – «холоднее», а свет – немного «теплее». Разница едва уловима, но в итоге она очень сильно влияет на палетку. Фишка состоит в том, чтобы таким же образом изменить оттенки. Давайте я вам покажу:
Как вы видите, несмотря на то, что моя палетка осталась аналогичной, я сдвинула блики в «легкую/холодную» часть спектра, а тени – в «тяжелую/холодную» часть спектра. Звучит легко? Так оно и есть. Об оттенках нужно запомнить следующее: всегда располагайте блики вблизи желтого/оранжевого, а тени – вблизи синего/фиолетового.
Я советую вам создавать большинство своих палеток в аналогичном направлении, с дополнительным цветом для выделения определенных объектов. Но, если вы вынуждены рисовать абсолютно разными цветами по всей площади рисунка (возможно, этого требует изображаемый вами персонаж), то лучший способ по сохранению целостности всей цветовой схемы заключается в использовании аналогичных оттенков для света и теней на изображении. Например, вы можете сделать все самые светлые блики теплого желтого или красного цвета, а все самые «темные» тени нарисовать глубоким синим, голубым или фиолетовым. ИЛИ, добавьте подсветку сзади или отражающий свет одного оттенка.
Позвольте показать пример:
«Подсветка сзади» – это второй (более слабый) источник света на вашем рисунке, который объединяет ваш рисунок. В этом случае, я использовала зеленый цвет, так как ее кофта и часть фона также зеленые – это лишь связывает объекты в единое целое. Обычно этот свет находится в противоположном направлении от основного источника света. Как правило, он очень насыщенный, живой и ярко выражен лишь на границах объекта.
«Отражающий свет» – это очень тусклый свет, который перемещается на ближайшие объекты. Он может появиться где угодно, но обычно его рисуют в затененных участках. На рисунке, который вы можете увидеть выше, это свечи рядом с ней, сияние цветка в руках и оранжево-голубое свечение ее кожи.
Вот несколько примеров, с которыми вы уже знакомы:
Розовый «мячик» имеет розовую подсветку предположительно от другого источника света. Голубой «мячик» отражает фиолетовый свет, который создается расположенным рядом розовым мячиком.
Ну, вот и все пока что) Продолжайте следить за выходом новых уроков! Надеюсь, он оказался вам полезен 😀
Источник
Как смешивать цвета? Теория цвета для художников
Добро пожаловать на блог «Научиться рисовать за 30 дней!«, начинающие художники!
Сегодня я хочу немного поговорить об основах теории цвета и о том как смешивать первичные цвета для получения богатой палитры.
Основы теории цвета
Возможно, вы помните из школьной физики, что сначала Исаак Ньютон, а затем Томас Юнг вывели принцип, который и поныне признается всеми художниками неоспоримым фактом: свет есть цвет. Ньютон пришел к такому заключению в закрытой темной комнате, когда он, приоткрыв окно, пустил маленькую полоску света. Затем, поместив треугольную стеклянную призму по ходу лучика света, он увидел, что стекло разбило белую полоску света на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда падали на прилегающую стену.
Несколько лет спустя Юнг, английский физик, провел от обратного тот же эксперимент. Своими исследованиями он установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным цветам: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучики света через фильтры этих трех цветов, сфокусировав их на одной точке; зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Другими словами Юнг воссоздал свет.
Таким образом, окружающий нас свет состоит из света шести различных цветов; когда же они попадают на какой-нибудь объект, то этот объект поглощает некоторые из этих цветов и отражает другие.
Давайте выделим этот тезис: все непрозрачные объекты отражают весь или часть света, направленного на них.
Практически, чтобы лучше понять данное явление, давайте представим, что, например, красный помидор поглощает зеленый и голубой цвета и отражает красный; а желтый банан поглощает голубой и отражает красный и зеленый цвета, которые при наложении друг на друга позволяют нам воспринимать цвет желтым.
Мы собираемся посвятить изучению теории цвета немного времени, но мы будем делать это как настоящие художники; то есть мы не будем рисовать с помощью света (световых красок), а будем рисовать свет с помощью цветного вещества, называемого пигментом (красителем). Взяв такой известный материал как цветные карандаши, мы покажем как надо изучать широкий спектр цветов, базируясь на теориях Ньютона и Юнга, но подходя к этим теориям с точки зрения художника.
Цветовая гамма и пигмент
В хроматическом круге или таблице цветов (см. рисунок ниже) первичные цвета обозначены П, а вторичные В. На основе всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:
- Художники рисуют красками, с помощью которых они могут воспроизводить составляющие свет цвета, или цвета спектра.
- В случае совпадения цветов спектра и палитры художника, последнему легко имитировать эффект падения света на предметы и тем самым точно воссоздавать природные цвета.
- Теории света и цвета показывают нам, что художник может рисовать все природные цвета, используя лишь три первичных цвета, которые, как краски, являются желтой, зеленовато-голубой и фуксином.
- Однако понимание того, как надо использовать дополнительные цвета, значительно расширяет выразительный потенциал палитры художника, который схватывает оттенки и качество света и цвета и, как мы увидим позднее, приводит к достижению гармонии и совершенства в картине.
Кстати, вы когда-нибудь пробовали рисовать картины по номерам? Довольно увлекательное занятие, при котором риск неверного подбора цветов минимален. Приглядитесь к этим https://art-market.kiev.ua.
Дополнительные цвета
Как мы видим из хроматического круга, дополнительные цвета представляют собой друг против друга расположенные пары цветов. Руководствуясь этим принципом, мы создаем дополнительные пары из третичных цветов. Например:
Оранжевый | Ярко-голубой |
Пунцовый | Изумрудно-зеленый |
Светло-зеленый | Фиолетовый |
Легко продемонстрировать тот факт, что дополнительные цвета больше всего контрастируют (см.рисунок). Пунцовый и изумрудно-зеленый, например, расположенные рядом на картине, создают удивительный эффект… и обратите внимание на желтый рядом с темно-синим!
Как только художник освоил теорию и практику использования дополнительных цветов, ему не составит никакого труда передавать тени и оттенки. В тени, создаваемой предметом или спроецированной на нем самом, всегда легко усмотреть цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Этот тезис легко продемонстрировать на примере: в тени, отбрасываемой зеленой дыней, — темно-зеленый как третичный изумрудно-зеленый – появится дополнительный пунцовый цвет.
Великие художники постимпрессионизма, такие как Матисс, Дерэн, Вламинг, Дюфи, Брак и Фриз, возвели использование дополнительных цветов в стиль живописи, названный фовизмом. Исследование палитры этих мастеров даст самый плодотворный урок; на их полотнах цвет превращается в настоящий взрыв света, насыщенности и контраста. Примеры, приведенные ниже, сделаны с помощью цветных карандашей, но с таким же успехом можно использовать любое другое средство, в частности, масло. Теория цвета подразумевает все средства.
Создание цвета путем смешения первичных цветов
Вы сами откроете секрет получения любого цвета путем использования только лишь синего, желтого и фуксина – то есть первичных цветов. Потребуются лишь три цветных карандаша (соответствующих каждому первичному цвету) и хорошего качества шероховатая бумага для акварели, превосходно подходящая для нашей задачи создания ряда в 36 цветов, для чего мы будем соединять воедино два или три первичных цвета. Но давайте пойдем шаг за шагом. Начнем с поочередного закрашивания каждого квадратика, из которых складывается весь набор цветов. На небольших листочках бумаги с помощью хороших карандашей сделайте следующее:
Создание зеленой цветовой гаммы
Зеленый создается смешением синего и желтого. Причем сначала накладываем синий, а уж затем желтый. Попытайтесь постепенно увеличивать степень насыщенности цвета, идя от самых бледных тонов к самым темным.
Синий ряд
Обратите внимание на то, что темно-синий получается смешением фуксина и синего, причем фуксин накладывается первым.
Будьте осторожны с фуксином. Это очень насыщенный цвет и накладывать его надо легким слоем.
Чтобы получить темно-синий, синий накладывается на фуксин. Однако можно экспериментировать, изменяя порядок наложения цветов, и начать с синего, покрывая фуксином. Это может пригодиться в том случае, если нужно углубить синий цвет; обратите внимание на правый нижний квадратик внизу рисунка, на интенсивность цвета.
Оранжево-красный ряд
Если нанести желтый на темный фуксин (верхний образец), то получится темно-красный. Однако если необходимо построить оранжево-красную шкалу, нужно внимательно следить за количеством фуксина и желтого цветов. На этом образце мы закрашивали фуксин желтым с различной степенью интенсивности того или другого. Слева направо, от белизны бумаги доходя до красного самых темных оттенков, минуя оранжево-красные цвета различной степени насыщенности.Ряд охры и землистых тонов
Используя средний тон фиолетового, составленный из фуксина и синего (см. верхнюю полосу), можно создать обширный ряд цветов, начиная от желтой охры, затем сиены (охры) до жженой охры (красновато-коричневой). Чтобы достигнуть этого, необходимо добавить желтый к различным фиолетовым тонам, образованным двумя другими первичными цветами. Как и в предыдущих случаях, нужно строго следить за интенсивностью накладываемых цветов, в зависимости от результата, который необходим. Можно заметить, что в первых трех квадратиках значительно меньше синего, чем в нижнем ряду, в котором над желтым преобладают фуксин и синий.«Нейтральный» зеленый ряд
Это зеленый цвет, нарастающий по интенсивности, в котором присутствует элемент фуксина. Ряд можно описать как нейтральный, потому что он приглушен присутствием третьего цвета, изменяющего чисто зеленый, составленный лишь из синего и желтого цветов. Этот зеленый ряд можно считать составленным из желтого, добавленного к фиолетовой основе, в противовес зеленому с синей основой. Определите для себя количество каждого цвета, необходимое вам для получения оттенков, представленных на шести наших образцах.Сине-серый ряд
На этом практическом примере можно определить, как большее или меньшее количество первичного цвета в смеси влияет на конечный оттенок. Мы будем создавать сине-серый ряд. Как и в предыдущем параграфе, смешение синего с фуксином даст нам приблизительно такие же фиолетовые тона в синей гамме, которые в предыдущем случае привели к созданию нейтральных зеленых тонов. К этому сочетанию добавим некоторое количество желтого цвета, которое, однако, не приведет к сильному изменению цвета. Вся разница тонов в предыдущем и данном случае, то есть различие зеленого и сине-серого рядов, состоит в большем или меньшем объеме добавляемого желтого цвета. (Прошу прощение за качество картинки):А теперь воссоединим всю информацию, собранную при изучении каждого цвета в отдельности, в единый ряд, состоящий из 36 цветов. Примем к сведению следующее:
- Бумага должна быть акварельной, шероховатой, хорошего качества.
- Если в вашей коробке карандашей два синих или два красных карандаша, используйте лишь ярко-синий (зеленовато-голубой) и фуксин или пунцовый и, конечно, желтый карандаши.
- Подложите под рисующую руку защитную бумагу.
- Карандаш держите обычным путем, чуть выше, чем при письме.
- Сначала потренируйтесь на черновых листках бумаги того же типа, что будете применять на чистовиках.
- Техника создания первых цветовых рядов заключается в рисовании слева направо (или справа налево, если вы левша), нажимать на карандаш не надо, грифель лучше держать под острым углом к бумаге. Штрихи должны идти вертикально при передвижении руки вправо, становясь постепенно гуще и интенсивнее, для того, чтобы цветовой ряд изменился постепенно и равномерно.
- Под конец цветовую шкалу можно будет слегка подчистить; обязательно сделайте это, только постоянно следите за равномерностью перехода тонов в цветовом ряду в целом.
Таким образом у нас появилась палитра из 36 цветов:
Источник: Основы живописи, перевод текста и издательская подготовка О. Вартанова, 1994.
Источник