- 10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности
- 1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите
- 2. Нарисуйте картину и создайте коллаж
- 3. Постройте алтарь любимого человека
- 4. Рисуйте в полной темноте
- 5. Раскрасьте своё физическое состояние
- 6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация
- 7. Позвольте себе
- 8. «Напишите» стихотворение-коллаж
- 9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования
- 10. Сделайте коробку прощения
- Статья «Рисование как способ восстановления двигательных функций руки при моторной афазии»
10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности
Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления. Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения. Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.
Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.
Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.
1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите
Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать. Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга. Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.
2. Нарисуйте картину и создайте коллаж
Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.
3. Постройте алтарь любимого человека
Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений. Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты. Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.
4. Рисуйте в полной темноте
Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу. Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.
5. Раскрасьте своё физическое состояние
Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете. Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии. Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.
6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация
Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех. Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную. Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».
Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила. Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется. Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.
7. Позвольте себе
Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки. Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей. Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.
8. «Напишите» стихотворение-коллаж
Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем. Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет. Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.
9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования
Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.
10. Сделайте коробку прощения
Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения. Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию. Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.
Источник
Статья «Рисование как способ восстановления двигательных функций руки при моторной афазии»
Рисование как способ восстановления двигательных функций руки при моторной афазии
Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка, например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. Кроме этого, у больных с афазией, возникшей в результате перенесенных инсульта или травмы мозга, отмечается нарушение движений (параличи и парезы) и как правило, с одной стороны — правой. Отсутствие или ограничение двигательных функций в правой руке и ноге носит название правостороннего гемипареза (или паралича). Методы восстановления гемипараличей и гемипарезов сложны и в значительной мере отличаются от методов, направленных на разработку движений вообще. В своей практике я столкнулась с этой проблемой. Ко мне поступил мальчик 8 лет после перенесенной черепно-мозговой травмы с моторной формой детской афазии. Как я в дальнейшем определила – эфферентной. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма и апраксия .
Если методы восстановления речи при афазии подробно описаны в пособиях Е.В. Исаевой, М.К. Шохор-Троцкой, Л.С. Цветковой, В.В. Оппель, И.С. Зайцева, В.М. Коган, А.Я. Кожевникова, А.Р. Лурия, В.М. Шкловского, В.М. Визель, то рекомендаций относительно восстановления двигательных функций правой руки очень мало. Зачастую они сводятся к перечню способов развития моторики больной руки, таких как, упражнения с мелкими предметами — кубиками, пирамидами, пластилином, игры в лото, рисование, перелистывание страниц, закручивание и раскручивание гаек из пластмассовых детских конструкторов, застегивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка и т.п.
Из специальной литературы я собрала все способы восстановления двигательной функции больной руки и попыталась определить их последовательность.
Этап 1. Как только больной начинает сидеть в постели с опущенными ногами, начинаем комплекс лечебной гимнастики, в которую включаются упражнения для укрепления мышц ног. В это же время начинают применять упражнения для больной руки. Надо учитывать, что нарушение активных движений в руке бывает обычно выражено сильнее, чем в ноге, а восстановление силы в руке протекает медленнее. При этом параличи могут сопровождаться нарушением мышечного тонуса (сохраняющегося в покое напряжения мышц). Мышечный тонус может быть снижен или повышен. В последнем случае возникает избыточное напряжение мышц пораженной руки и ноги. Такое повышение мышечного тонуса называют спастикой или спастичностью. Мышечный тонус повышается в разных мышцах в различной степени. Это приводит к тому, что рука при спастическом параличе приобретает устойчивую позу со сгибанием в локтевом суставе, в лучезапястном суставе и в пальцах кисти, при этом разогнуть ее становится трудно не только самому больному, но и помогающему ему человеку. Здесь используются так называемые общетонизирующие и дыхательные упражнения (способствующие улучшению общего состояния организма); упражнения для улучшения координации и равновесия; упражнения для восстановления силы парализованных мышц, а также упражнения и специальные приемы для уменьшения спастичности.
Этап 2. Вводятся лечебные упражнения для восстановления произвольных контролируемых движений. Здесь в первую очередь следует вернуть двигательную активность верхней части туловища и плеча, а также нижней части туловища и бедра. В конце программы занятия физическими упражнениями следует сосредоточить внимание на восстановлении контролируемых движений кисти. Ее точные движения можно воссоздать только после восстановления произвольных контролируемых движений в плечевом и локтевом суставах. Обязательным условием для восстановления полноценных произвольных движений в кисти является отсутствие в ней специфического хватательного движения. Все движения пострадавших конечностей следует выполнять в такой последовательности: пассивные движения, активные движения с посторонней помощью и просто активные движения. После этого пациент сможет сам перемещать свои руку и ногу и удерживать их в пространстве.
Этап 3. Если второй этап пройден успешно, можно приступать к упражнениям с сопротивлением. Постоянное внимание уделяется специальным упражнениям для спастически напряженных мышечных групп: медленное и плавное растягивание мышц, пассивные движения, элементы расслабляющего точечного массажа, волевое расслабление мышц.
Этап 4. Далее переходим на упражнения с крупными предметами — кубиками, пирамидами, пластилином. Рекомендуется собирать и разбирать пирамиды, детские конструкторы с крупными деталями, поднимать различные фигуры из кубиков, а затем опускать их. Если больной еще не может удержать в руках предметы, то можно предложить ему задание — тянуться рукой к какому-либо предмету, катать по столу мяч, попадать своей рукой по руке логопеда и т. д. Затем постепенно переходим к более мелким предметам: лото, домино, шашки, игры с прищепками, на пианино.
Этап 5. Наконец переходим к этапу проводится восстановления функциональной активности кисти и пальцев рук. Так в пособии Оппель В.В. «Восстановление речи при афазии» даны конкретные указания по восстановлению первым приемам письма с помощью карандаша, который закрепляется двойной петлей тонкой резины между большим и указательным пальцами. Там же приводится прием, описанный В. М. Смирновым — «штемпельная проба».
Я в своей практике применила способ для восстановления функциональной активности кисти руки и пальцев — рисование.
Во-первых, кисть и карандаш можно держать в рука по-разному.
Во-вторых, учитывая методические разработки В.В. Оппель, в которых автор выделяет четыре основных элемента письма — это характер движения: прямые и закругленные линии, его направление, амплитуда и ритм. В рисовании гуашью эти элементы можно отработать за более короткий срок и с большим удовольствием. Здесь, главное, подобрать правильную тематику для творческой работы.
Первую работу М. выполнял на тему «Море». Я эмоционально описала сюжет картины: «Ярко светит солнце, под его лучами играют волны. Одна волна набегает на другую, высоко поднимается вверх, плещутся, кувыркаются». Таким образом дала понять, что мазки, изображающие волны, могут быть разные: прямые и круглые, горизонтальные, вертикальные и наклонные, короткие и длинные. Как получится, все будет хорошо. Акцент был сделан на цвет. Предлагаю последовательность работы над этим сюжетом, которую выполнял М.
Вторую работу М. выполнял на тему «Плакучая ива». Набросок сюжета выполнила я. Перед М. поставила задачу: выполнять как вертикальные линии, так и горизонтальные. Уверенность в проведении линий у мальчика повысилась, он уже мог проводить конкретные линии, но иногда рука «срывалась».
Эту работу мы представили на Всероссийский конкурс рисунка для детей с ОВЗ и М. был награжден Дипломом Победителя (3 место). Его радости не было конца.
Третью работу выполняли на тему «Подводное царство». Здесь полностью доверила автору выбор техники исполнения своей работы.
Эту работу тоже представили на Международный конкурс детского рисунка, но среди здоровых детей. М. был награжден Дипломом — лауреата.
После этой работы М. доступна стала шнуровка, мозаика. Смог брать пальцами картинки, плоские геометрические фигуры, скрепки, пуговицы, фломастер, ручку и мы перешли к письму по тетради Останиной Е.В. «Буквы запоминаю сам….».
Считаю, что занятия рисованием для восстановления двигательных функций руки принесли положительный результат как в практическом, так и в эмоциональном плане.
Источник