Творческое развитие дошкольников в рисовании
консультация
Формирование фундамента личности и творческого начала – это главные особенности дошкольного периода, которые играют важную роль в процессе обучения.Важно в начале обучения выявить и оценить сформированость творчества ребёнка, и пути её развития. Основная цель развития детского творчества это формирование творческого подхода к изменению окружающей среды, индивидуальности и широты мысли.
Дошкольный возраст – это лучший период для начала развития творческих способностей, уверенны практикующие психологи и педагоги. В этом возрасте он наиболее чувствителен, пластичен и имеет нестандартное мышление. Поэтому занятие творчеством будет способствовать развитию не только его умений и навыков, но и наблюдательности и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_razvitie_doshkolnikov_v_risovanii.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое развитие дошкольников в рисовании
Рисование для каждого ребёнка, иногда даже и взрослого вызывает положительные эмоции, так как через рисунок можно передать свои мысли. Рисование представляет собой многоступенчатый процесс, так как нужно решить, что рисовать, чем рисовать и как, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества и умственных действий.
Психологи используют рисование в процессе диагностики детей, их психического и эмоционального состояния, например, методика в которой дети рисуют игрушку, которой не существует, то есть сами придумывают все её элементы.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Многие дети не знают как правильно пользоваться кисточками, краской, что их пугает в их использовании. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Чтобы увлечь ребёнка в рисовании важно показать, интересные моменты, которые могут быть в рисовании.
Развитие творческих способностей детей средствами рисования – один из самых простых способов формирования у ребёнка воображения, усидчивости и любознательности. Работу по формированию творчества у дошкольника можно проводить индивидуально и группами. Например, детям можно предложить создать общую картинку, чтобы каждый ребёнок нарисовал часть своей картины, а затем все части сложить, чтобы получился целый сюжет. Перед тем как начать рисовать дети придумывают, что будут рисовать, что каждый будет рисовать, важно проговорить историю, которая будет нарисована на листе бумаги. В процессе индивидуальной работыс дошкольнком его нужно направить, а затем дать свободу мыслей, или можно предложить элементы рисунка, а ребёнок фантазирует как их изобразить.
Многие исследователи говорят о том, что чем раньше ребёнок начинает рисовать, тем больше и быстрее он познаёт окружающий мир. В процессе рисования развиваются творческие способности ребенка, ведь создавая рисунок, дошкольник каждый раз создает свой собственный мир иэто чрезвычайно важно для него.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
- в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Роль рисования в развитии ребенка сложно переоценить. Это одно из любимейших занятий дошколят. Если на более ранних этапах развития рисунки носили схематический характер, то теперь они являются способом самовыражения ребенка.
В процессе рисования важно дать ребёнку «свободу мыслей». Воспитатели и родители не должны вмешиваться в этот процесс, но могут помогать. Учитывая роль рисования в развитии детей дошкольного возраста, в первую очередь родители должны организовать место и обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами: красками, кисточками, карандашами, фломастерами, гуашью, бумагой разной фактуры и цвета, кусочками поролона, баночкой для воды и так далее.
Для развития творчества можно проводить игры с детьми, например, игра «Четыре цвета», в которой дети выбирают любые 4 цвета и зарисовывают так лист, чтобы он был весь закрашен этими цветами. Игра «Волшебна клякса» ребёнок делает кляксу в центре листа бумаги, а затем слаживает лист в двое. Ребёнок раскрывает лист бумаги и рассказывает, как он думает, что получилось. Игра «Две феи» в процессе которой ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Существует большое количество игр, которые помогут воспитателю достичь больших результатов в формировании творческой личности дошкольника.
Используя игры, ребёнок учиться фантазировать, составлять сюжет картины, объяснять. Развивать творческое мышление возможно с использованием мультфильмов, сказок. Воспитатель включает мультфильм и на интересном моменте выключает, а затем предлагает детям придумать концовку мультфильма и нарисовать её. Так как дошкольники могут испытывать трудности в составлении последовательного рассказа, важна помощь со стороны воспитателя, которая далее будет переходить в пассивную помощь.
Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей .
На данный момент существует большое количество нетрадиционных техник рисования, которые всесторонне развивают дошкольника и показывают ему возможности рисования различными техниками. Каждая техника реализует большое количество задач, которые можно трансформировать на многие занятия.
На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). Дошкольник выступает в этой деятельности как экспериментатор, которые что-то делает, меняет, смешивает. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания .
2. Нетрадиционные техники рисования способствующие творческому развитию дошкольника
Организация работы с использованием нетрадиционных техник и приёмов является не трудоёмким в своей организации, так как могут использоваться все подручные средства.
В процессе рисования используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Эти формы организации работы помогают детям научится замечать особенности предметом, сюжетом, составлять свою картину, передавать свои мысли и идеи в картине [5].
«Рисование пальчиками, ладошкой»
Ребёнок опускает в гуашь пальчик (ладошку) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
Эта техника достаточно интересна детям, так как они могут порисовать своей частью тела, при этом «ощутить» рисование.
«Оттиск печатками из пробки или ластика «
Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Можно предложить ребёнку покрыть печатку двумя цветами и посмотреть какой цвет получится.
» Восковые мелки или свеча + акварель»
Ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов[7, с. 92].
» Печать по трафарету»
Ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.
Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. МВ результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
» Кляксография с трубочкой»
Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску (можно делать это кисть), выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, можно двигать листочек, чтобы нарисовать различные элементы. Недостающие детали ребёнок может дорисовать.
» Тычок жёсткой полусухой кистью»
Ребёнок пускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности[1].
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу открытости, непринуждённости на занятии, что стимулирует ребёнка к проявлению творчества, созданию чего-то нового.
Таким образом, процесс творческого развития дошкольника строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм, стараются найти что-то своё и добавить в неё свою идею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ведущая идея педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв.
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка.
Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус.
laquo;Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников: правополушарное рисование»Существует множество технологий для развития творческих способност.
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника». .
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Картотека дидактических игр по развитию творческого во.
Мастер-класс для родителей по использованию нетрадиционных способов рисования.
Источник
Значение художественного творчества, рисования в жизни ребенка
Валентина Забелина
Значение художественного творчества, рисования в жизни ребенка
Художественное творчество, рисование – один из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет ребенку показать в образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Нет сомнений в том, что родителям и педагогам необходимы знание специфики детского творчества, умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддерживать инициативу ребенка, самостоятельность в овладении навыками рисования.
Что же представляет собой художественное творчество ребенка-дошкольника? Создавая изображение, ребенок осмысливает качества предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные эмоции (радуется красивому изображению, любуется им, если что-то не получается, старается добиться результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься).
Каждый ребенок, создавая образ того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается художественное творчество ребенка дошкольного возраста. В своих рисунках дети отражают впечатления от окружающего их мира. Для того чтобы они смогли что-то нарисовать, необходимо разнообразие в этих впечатлениях.
Задача взрослого – целенаправленно формировать знания и представления об окружающем мире у детей путем специальных наблюдений, обогащая сенсорный опыт, постепенно и последовательно развивать восприятие, образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать, а не просто выделить его свойства – форму, строение, цвет. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл.
Обязательно нужно наблюдать за природой, обращая внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Можно дать детям пофантазировать, на что похожи тучки, гонимые ветром. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею – важный фундамент в развитии детского творчества.
Постепенно у детей накопится запас представлений, который и составит базу для работы воображения. Представления меняются, комбинируются, складываются в новые образы. И становятся богаче замыслы рисунков.
Не забудем о разнообразных играх, сказках, произведениях художественной литературы. Полезны специальные упражнения – словесные описания, придумывание окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, складывание разных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простых фигур. Все это способствует развитию воображения, без которого не может быть творчества. И помним, доброе, внимательное, заинтересованное отношение взрослых окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей.
Рисование важно включить в жизнь ребенка задолго до школы: с помощью изобразительного творчества развивается мелкая моторика. Если малыша не заинтересовали ручки и карандаши, на помощь придут нетрадиционные техники рисования: как правило, дети охотно берутся за новые художественные материалы и не боятся экспериментировать, к тому же если взрослый живо, эмоционально объяснит способы действий и покажет приемы изображения.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание, связанная речь.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание этому вопросу,решают сразу две задачи:
во-первых, благотворно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
во-вторых, готовят детей к овладению навыком письма, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения.
Художественное творчество, рисование развивает у дошкольников пространственное воображение, воспитывает стремление искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал художником, строителем, педагогом или физиком… Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.
(фото — НОД на тему «На яблоне поспели волшебные яблоки» (рисовали воспитанники 2-ой младшей группы по методу Макаревской «рисование по сырому» ; фото — конкурс «Лучшие постройки из снега» воспитанники подготовительной к школе группе из снега вылепили большую рыбу кит, черепаху, далее — назбрызгивали разноцветной водой из бутылки с пульверизатором, украшали их.
Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Развиваем творческие способности “Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника”. Роден Детское творчество – это мир ярких, удивительных.
Источник