Рисование одним цветом гризайль

Гризайль.

Гризайль — это одноцветная живопись. Переходное звено между рисунком и живописью. Первое учебное задание по живописи для тех, кто только начинает обучаться рисованию, это гризайль. Почему так? Самое сложное для того, кто только начинает работать с краской — это передача тона с помощью цвета. Обычно, любой нормальный человек может легко назвать цвет предмета, хотя бы приближенно — красный, зеленый и так далее. Но с трудом может определить, как несколько предметов соотносятся между собой тонально — что темнее, что светлее, а если светлее, то насколько…

Скажу по секрету, это не всегда легко определить даже профессиональному художнику, поэтому часто используется простая логика, которая присутствует и в рисунке и в живописи: то, что ближе — светлее и контрастнее, дальше — более размыто и однородно по тону. Но, понятно, что решать задачи светотеневой моделировки намного проще используя только один цвет. Скажем, привычный цвет карандаша — тогда переход к краскам будет гораздо легче.

Кстати, само слово «grisaille» происходит от фр. gris — серый. И чаще всего, гризайль действительно можно встретить в черно-белом исполнении. Дело в том, что первоначально гризайль была призвана имитировать скульптуру, точнее, скульптурные рельефы на стенах, соответственно, это была интерьерная роспись.

Читайте также:  Все для рисования холст с картиной

Роспись Таврического дворца

Павильон «Миловида», Царицыно

Павильон «Миловида», Царицыно

Кстати, вот пример современного художника, создающего иллюзии скульптуры на фасадах:

Помимо скульптуры, живописцы создавали имитации архитектурных деталей — колонны, кессоны, арки, разнообразные бордюры и лепнину — все это в сочетании с многоцветной росписью.. Удивительно, насколько объемными кажутся иногда такие иллюзии, часто на глаз невозможно отличить, где живопись, а где скульптура.

Постепенно гризайль заняла свое место и в так называемой «станковой» живописи — вначале, как вспомогательный инструмент, для эскизов, а потом и как самостоятельный вид живописи. Соответственно, расширилась и палитра. Появилась «сепия» — краска, которую изготавливали из чернильного мешка морского моллюска каракатицы. Использовалась она европейскими художниками с середины 18 века при рисовании пером и кистью. Затем гризайль стала синей, красноватой.

Современные художники используют для гризайли любой цвет, который соответствует задумке работы. Вот яркий (во всех смыслах) пример учебной работы, выполненной в технике гризайль: смотреть.

Гризайль сейчас не слишком популярна, она кажется более простой, по сравнению с «настоящей» многоцветной живописью. А мне она напоминает черно-белую фотографию: та же лаконичная выразительность и очарование!

А это работы Игоря Жданова из курса «Живопись. Мастер Гризайли»:

На мой взгляд, гризайль — не только самый первый, но и самый важный шаг в живописи. Потому что чувство тона в конечном итоге переходит в чувство цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности и насыщенности тона.

Источник

Техника гризайль — это вид живописи. Гризайль в живописи: описание и особенности

Любителям живописи и уроков рисования наверняка знакомо такое понятие, как гризайль. Это одна из самых известных техник, позволяющая художникам как можно детальнее запечатлевать скульптурные и архитектурные элементы. Подробнее об этом виде искусства мы и расскажем далее.

Общие сведения о понятии

Гризайль – это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями. Изначально данная техника была задумана как некий инструмент, позволяющий детально отображать рельефные фигуры. Позднее ее стали использовать в качестве визуального изображения современного декора в интерьере. В особенности она незаменима была для проектировщиков, так как помогала сделать предполагаемые макеты объемными и реалистичными. Еще позже техника гризайль начала применяться при оформлении помещений. Например, картины с изображением различных предметов декора, созданные при использовании данного стиля, стали неотъемлемой частью любого интерьера.

На что похожа техника?

Используя данную технику, художники старались максимально точно перенести на бумагу объемные изображения. Поэтому картины получались весьма реалистичными. По словам экспертов, все детали настолько четко передавались, что их почти нереально было отличить от настоящих скульптур и рельефных фигур. Если сравнивать такие картины с современными веяниями в живописи, то они явно имеют много общего с рисунками в стиле 3D.

Где раньше использовалась?

Спустя некоторое время техника гризайль стала использоваться в так называемой станковой живописи. Но и здесь этот вид искусства вынужден был выполнять лишь второстепенную роль. В большинстве случаев он применялся как вспомогательный инструмент. Например, с его помощью создавались различные эскизы, макеты и даже делалось масштабирование зданий и сооружений.

И только спустя много лет было решено отделить гризайль от станковой живописи, перенести его в отдельную группу изобразительного искусства. Во время славной эпохи барокко, гризайль (техника рисования) играла важную роль при создании различных архитектурных барельефов. К примеру, некие элементы этой необычной техники попали на потолки и стены Эрмитажа. Есть они и на стене Иорданской лестницы. Актуальные элементы техники гризайль применялись при изготовлении человеческих изваяний под сводами, во время создания эффекта резной стены и атриума.

Примеры техники в живописи

Одним из ярких примеров картин, созданных в этой технике, является полотно «Проповедь Иоанна Крестителя», некогда написанное Рембрандтом. Ныне оно находится в Берлинском государственном музее. Использовал гризайль в живописи известный испанский художник и скульптор Пабло Пикассо. К примеру, именно эту технику он применил в своей «Гернике».

Напомним, что эта картина была создана автором по персональному заказу представителей власти Испанской Республики. Впервые она была представлена на Парижской Всемирной выставке. Полотно выполнено в черно-белой гамме с использованием элементов кубизма. На ней запечатлено одно из самых печальных событий, произошедших в период гражданской войны в Испании, – бомбардировка города.

Известные цветовые вариации

Как правило, гризайль — это всего один или два цвета, чаще всего бело-коричневый или черно-белый оттенок. Еще раньше, как вариант палитры данного вида искусства, использовалась так называемая сепия. Она представляла собой особое красящее вещество, которое можно было получить, применяя чернильный мешок морской каракатицы.

Сепия интересовала художников преимущественно до 18-го века. Со временем в палитре стали преобладать красноватые тона. Современные же мастера используют любой цвет и оттенок, способные передать изначальную авторскую идею художника. К примеру, это может быть работа с использованием сиреневого, серого или коричневого цвета. Помимо этого, во время применения техники гризайль разрешается пользоваться специальными художественными белилами.

Почему так важно освоить эту технику?

Поскольку гризайль – это живопись, основанная на передаче тона при помощи тени, света и цвета, ее рекомендуют досконально изучить начинающим художникам. Как говорят опытные живописцы, определять палитру предметов несложно. А вот четко видеть, насколько один объект светлее или темнее другого – это настоящее искусство.

Кроме того, использование данной удивительной техники дает возможность выстроить правильный тональный масштаб. Причем делается это при использовании особой тональной шкалы, состоящей примерно из 5, 7 или 9 полутонов. Все это можно освоить, научившись рисовать в стиле гризайль. И только лишь после изучения данной техники стоит переходить к применению многоцветной акварели.

Рисование (гризайль): разновидности

Данный вид техники условно можно разделить на две разновидности: художественную и учебную. В частности, первая позволяет создавать невероятные объемные картины при помощи разноцветных красок. А вот второй вариант выполняется либо жирным карандашом, либо угольком. К слову сказать, учебная техника используется при создании базовых эскизов, на которые со временем наносятся различные цветовые оттенки.

Считается, что при помощи гризайли можно разбивать условную форму (на бумаге) сразу на несколько видов поверхностей. Это может быть боковое, верхнее, подрезающее и фронтальное изображение. При этом некоторые мастера во время обучающих занятий художников-новичков предпочитают делать гризайль акварелью (одноцветной). Иные же, помимо нее, стараются использовать акрил, масло или темперу. Также рекомендуется применять чернила, жидкий раствор туши либо сепию.

Идеальным вариантом в данном случае будет и использование трех тонов красок, которые отбираются по своей цветовой интенсивности или насыщенности. Причем первый из них, как правило, используют при условном обозначении теней, исходящих от предметов, следующий – с целью освещения полутонов, а последний – для отображения ярких бликов и светлых областей изображаемых объектов.

С чего начинается обучение?

Обучение технике гризайль начинать стоит с традиционных и простых натюрмортных постановок. Примечательно, что при их составлении лучше всего использовать самые обычные модели и предметы. К примеру, это могут быть тарелки с фруктами, цветочные вазы или любые объекты из домашней утвари. И только потом можно переходить к боле сложным элементам, например к фигурам людей.

Как это работает?

Рисование в стиле гризайль выполняется по следующей схеме:

  1. Делается набросок карандашом.
  2. Наносится легкий слой краски — буквально несколько штрихов, исключая светлые места объектов.
  3. Работа сохнет.
  4. По мере высыхания ученик должен найти на рисунке тени. Он закрашивает их на тон темнее.
  5. После высыхания обозначаются места с полутонами.
  6. В заключительной стадии светлым тоном выделяются самые освещенные места и блики.

Считается, что после нескольких таких занятий у студентов разрабатывается чувство последовательности в работе. Одним словом, гризайль считается первой ступенью на величайшей лестнице современной живописи.

Источник

Техника гризайль в живописи

Гризайль переводится с французского как серый. Это описывает технику гризайля, так как сама техника представляет собой процесс создания картины с помощью использования одного цвета разных тонов. Ранее были популярными серые, коричневые или черные гризайли. Но сейчас в работе можно использовать любой оттенок, который Вам больше всего нравится.

История техники гризайль

Активное использования данной техники началось во времена Средневековья. Чаще всего гризайль использовался как обманка. Можно часто встретить упоминания о том, как с помощью данной техники имитировали камень в интерьере. Но особенным искусством было изображение гипсовых фигур — имитация барельефа. Особенно искусные мастера создавали такие шедевры, которые невозможно было отличить от объемного творчения.

В дальнейшем гризайль перекочевал и в станковую живопись, правда чаще всего применялся для создания эскизов. Но даже эти эскизы уже выглядели как законченные картины, с проработанными деталями и выверенной свето-теневой раскладкой.

В дальнейшем гризайль стали использовать и в популярным до нашего времени формате — как первый этап при создании живописных работ. После создания композиционного рисунка, художник выбирал основной цвет для картины и передавал рельефы, объемы, основные тени, белилами подчеркивались самые светлые участки.

Искусство в технике гризайль

Самыми большими мастерами гризайля стали французские художники, данная техника им особо полюбилась и стала очень популярной среди них. Они использовали гризайль в своей подготовительной работе к рисункам, миниатюрам, а также в живописи.

Известными мастерами гризайля стали такие художники как Андре Бове, Ян ван Эйк, Босх и Брейгель превратили данную технику в отдельный вид творчества.

Техника гризайль в живописи

Основной отличительной чертой работы в стиле гризайль является ее одноцветность. Традиция говорит нам использовать серое и белое или коричневое и белое сочетание цветов, но современный подход к искусству позволяет использовать любые цвета, которые важны для картины, и если это обусловлено необходимостью. Писать картины в стиле гризайль можно любыми материалами — можно использовать масло, темперу, акрил, гуашьЮ акварель и даже сепию.

Для того, чтобы понимать принцип работы в технике гризайль, мы советуем начать с простых предметов — ваза, яблоко, стакан. Последовательность работы следующая:

  1. Выполните карандашный рисунок, постройте свой предмет правильно.
  2. Нанесите слой краски на все темные участки, освещенные участки и белые пятна краской не покрываем.
  3. В зависимости от материала, дождаться полного высыхания первого слоя.
  4. Подчеркнуть полутона и углубить самые темные участки.
  5. После высыхания второго слоя, белилами подчеркиваем самые светлые участки предмета.

Для учеников гризайль — очень важная техника, она позволяет изучить тон, научится понимать градацию тона одного оттенка. Раскрывает диапазон стандартных цветов, что позволяет делать работы более живописными. И если Вам кажется такая работа сложной или даже невозможной, то наши преподаватели помогут Вам разрушить это убеждение.

Источник

Оцените статью