«Волшебный песок и развитие речи»
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игра, рисованием песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pesok.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебный песок и развитие речи»
«Часто руки знают, как распутать то, над чем бьётся разум».
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игра, рисованием песком.
Рисование песком в последние годы приобретает все большую популярность не только среди взрослых, но и у детей. И это совсем неудивительно – рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация, обладает целым рядом положительных моментов.
Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.
Главное достоинство рисования песком в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность рисовать свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе», — именно так переводится термин «психотерапия».
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно.
Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Положение о тесном взаимодействии развитии речи и ручной моторики (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, М.М.Кольцова), определяет необходимость включения упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Уже давно было доказано, что не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить по физическим возможностям пальчиков рук, как у него развита речь. Около трети двигательной области в головном мозге занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко от речевой моторной зоны. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться трудно.
В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравственные формы поведения, обогащается опыт общения. Ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и используют эту информацию в речи, что стимулирует их речевую активность.
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для детей наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Речь и мышление тесно связаны между собой. Уровень развития этих психических функций взаимодополняют друг друга. Развивая речь, формируется и развивается мышление. Ребенок сам придумывает, о чем говорят выбранные им фигурки или что делают; иногда он может пригласить взрослого присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Рисование на песке особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают игру рисованием песком и переключают на это свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких людей или разлуки с ними.
В какие же игры можно поиграть с детьми?
Конечно, же все начинается с ритуалов. приветствия и прощания с песком.
- Знакомство с песком ритуал приветствия:
Здравствуй, солнце красное,
Здравствуй, утро ясное.
Здравствуй наш песочек,
• Для развития изолированных движений указательного пальца .
Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в песке издающие звук;
• Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план комнаты, построим песчаный город, «Секреты».
• Для развития зрительно- моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь сказочного персонажа («Колобок»).
• Для формирования кинетической основы двигательного акта.
Положить кисти рук на поверхность песка ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности песка и затем кулак или ладонь кладутся на песок.
Положить правую кисть на песок ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с пересыпанием песка.
• Упражнения для кончиков пальцев.
Ударять подушечками пальцев по песку последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по песку подушечками всех пальцев одновременно.
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над поверхностью песка и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о песок, как будто играют на пианино.
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
По песку он клювом бьет
Будто бы пшено клюет.
Дети постукивают по песку подушечкой безымянного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
Вот потек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?
Дети постукивают по поверхности песка подушечкой среднего пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по песку подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей предметов: дорисовывание незаконченных рисунков, предметов; создание собственной картины. Рисование букв, недостающих элементов букв.
Графическая символика. Рисование узоров.
Задания по формированию словоизменения.
«Найди пару». Перед детьми разложены картинки с изображением предметов в единственном числе. В песке спрятаны аналогичные игрушки; предлагается найти пару (кот-коты, кукла-куклы, дерево -деревья)
Цель — развитие психических функций; развитие мелкой моторики рук, развитие устойчивого интереса к творческой игровой деятельности; расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков.
Проблемные вопросы: Кто бывает храбрый, проворный (в каких случаях)? Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный?
Объяснить значение выражений: сделать из мухи слона, волк в овечьей шкуре.
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»
К нам приехал зоопарк, занял он ближайший парк.
Очень много там зверей – приходи смотреть скорей! Тихо ходит черепашка – костяная неваляшка.
Всем легко ее догнать – раз, два, три, четыре, пять.
Слон такой большой и важный, словно дом многоэтажный.
Тяжко топает ногами, как бетонными столбами.
Косуля длинноногая вышагивает строгая.
Грациозна и красива, все зовут ее Камила.
Быстро скачет кенгуру, ну, затеяла игру!
Я догнать ее хочу, и за нею поскачу.
В зоопарк мы поиграли, наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут, место язычку дадут.
Развитие графических навыков: обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов, рисование на песке.
Очень многие родители не обращают особого внимания на рисование песком для детей, ошибочно полагая, что это занятие предназначено для детей более старшего возраста. На самом деле это вовсе не так – рисовать песком могут даже годовалые крохи. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками или лепка из пластилина. А вот беспорядка и лишних хлопот с уборкой будет гораздо меньше.
Рисунки, выполненные песком, очень красивы и позволяют ребенку проявить всю свою фантазию. Да и родителям наверняка может быть интересным подобное рисование, а совместное творчество, как известно, самым благоприятным образом влияет на отношения родителей с ребенком.
Немаловажным нюансом является пластичность материала. Для того чтобы изменить изображение, ребенку не нужен ластик – достаточно просто провести пальцем по стеклу. На одной и той же поверхности можно создавать рисунки бесконечное количество раз.
Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его кроха может размазывать по стеклу.
Да и на развитие детей более старшего возраста рисование оказывает самое благоприятное действие. Педагоги отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Объясняют психологи этот феномен тем фактором, что происходит изменение образного мышления ребенка: перестройка образно – логического мышления происходит колоссальная.
Кроме того, дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Подобные дети намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны.
Источник
Рисование песком для речи
Песок удивительный материал! Он легок в использовании. Игра с песком носит терапевтический эффект: успокаивает, завораживает, стабилизирует нервную систему. Именно поэтому с ним приятно заниматься и детям, и взрослым.
Всё это позволяет проводить в вашей домашней песочнице и на световом столе необыкновенно эффективные игры, способствующие психоречевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Для домашней песочницы нужна большая плоская коробка или небольшой надувной бассейн. Для светового стола — прозрачная пластиковая коробка с крышкой: внутрь положите ёлочную гирлянду, проделав сбоку небольшое отверстие для шнура. Всё просто! Покупной песок можно использовать сразу, уличный — сначала прокалите.
Вот 5 направлений работы по развитию речи, которыми можно заниматься в домашних условиях.
Учимся самоконтролю
Суть — в изучении правил игры с песком, а именно:
- игра проводится только в песочницы;
- песок нельзя есть, кидать, рассыпать вне рабочего пространства;
- нельзя ломать чужие работы;
- необходимо мыть руки по завершению игр в песочнице.
Эти правила важно повторять перед каждым использованием песочного стола. Для этого используется «ритуал входа», во время которого мы можем знакомиться с персонажами будущих игр. Например:
«Королева-ящерица». К вам в гости приходит волшебная ящерица. Она приветствует юных путников и предлагает посетить её в песчаную долину! «Но, чтобы в неё попасть, нужно правила узнать!» — и здесь вы объясняете ребёнку правила.
«День-ночь». Отправляйтесь в путешествие в волшебную страну! Наступает день, когда песочница открыта, а на ночь она закрывается. Поздоровайтесь с песком: погладьте его сначала одним пальчиком, затем всей ладонью. Обсудите с ребёнком, приятен ли песок. Напомните, что в стране нужно быть очень осторожным, чтобы не наступила вечная ночь! Какие для этого надо соблюдать правила?
При несоблюдении правил, описанных выше, волшебная страна «закрывается на замок», «прячется», «исчезает в песках», — взрослый закрывает её крышкой.
Это помогает сформировать у ребёнка самоконтроль, что способствует образованию новых нейронных связей в лобных долях головного мозга ребёнка. И это косвенно способствует и улучшению регуляции речемыслительной деятельности.
Любые игры в песочнице советую и завершать, используя «ритуал выхода», когда ребёнку предлагается попрощаться с героем, с волшебной страной — погладить песок и закрыть крышку.
Развиваем мелкую моторику
Это полезно для более успешного освоения устной речи. Какая связь между речевой функцией и развитием моторных функций пальцев рук? Двигательная и речевая зоны головного мозга близко расположены: стимулирование одной ведёт к развитию другой.
Занятия с песком уже задействуют нужные зоны, а направленное обучение детей разным способам рисования по песку (или песком) повышает эффективность. Получить изображение можно, рисуя кулаком, ладонью, ребром большого пальца, мизинцами, одновременно несколькими пальцами или симметрично двумя руками, и высыпая песок из кулака. Рисование может сопровождаться музыкой.
«Минутка свободного рисования». Позволяйте в конце любой игры в песочнице просто порисовать, как захочется.
«Буквы». Изучайте буквы, изображая их на песке. Используйте различные приемы для рисования, выкладывайте их из камушков или ракушек на песке.
«Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. Следите, чтобы ребёнок вел линию безотрывно. Вот как можно играть с дорожками:
- Помогите герою пересечь пустыню. Проведите прямую дорожку от бортика к бортику.
- Зыбучие пески! Чтобы героя не затянуло, оправьте его на самолёте в полёт! Проведите волнообразную дорожку от центра к бортику.
- Для игры около одного бортика выставите 2−3 игрушки животных, а у другого еду (фрукты/овощи). Накормите животных, проведя дорожку к еде. Каждое животное бежит по своей дорожке: кто-то по прямой, а кто-то по волнистой.
«Три дороги — три транспорта». Для игры понадобятся машина, корабль, самолёт и три героя. Они потерялись на острове. Помогите им добраться до суши! Постройте мост, высыпая песок на световой стол. Нарисуйте ребром большого пальца симметричные линии дугообразной формы — море. Симметрично двумя руками изобразите облака, и отправляйтесь в путь. Обсудите с ребёнком, кто поплывет, кто полетит, а кто поедет.
Расширяем представления об окружающем мире
Сами по себе любые игры с песком обогащают кругозор: когда вы вводите нового персонажа или рисуете, например, дождик, то вкратце рассказываете о герое или о природном явлении.
Но можно выделить игры, которые направлены на закрепление конкретного материала, помогают «разбудить» любознательность у детей.
«Тайны жизни песка». Практические опыты с песком и сравнение его с другими материалами: глиной, манкой. Залейте песок водой, слепите куличики и сравните их с куличиками из глины. Порисуйте сначала песком, а затем манкой. Сравните ощущения, рисуя изображения солнца или цветка одновременно двумя руками с разными материалами в каждой!
«Знакомство с природными материалами». Откапывание камней, ракушек, палочек в песке с их последующим описанием.
«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.
«Сбор урожая». В песочнице заранее рисуются изображения садовых деревьев и грядок. Выкладываются фрукты и овощи. Ребенок собирает «урожай», проговаривая со взрослым названия предметов, обозначая их обобщающим понятием «фрукт/овощ», и рассказывает, откуда сорвал/выкопал этот предмет. Более трудный вариант — «Что напутал художник?», когда фрукты и овощи раскладываются хаотично, и ребёнку нужно сначала правильно разместить игровой материал, а затем его собрать.
Обогащаем словарный запас
Прежде всего ребёнок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней. Какие?
Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня, засуха, ливень, дюны, барханы, караваны, ландшафт, оазис, путник, странник, светило.
Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, лить, мочить, сыпать и др., а так же их производные.
Aтpибyтивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий, золотистый, влажный, мокрый, золотистый, зыбучий, таинственный, неизведанный, горячий, пылающий и многие другие.
Рисуя с ребёнком, ставя опыты, обыгрывая приключения героев используйте разнообразную лексику, проговаривайте и задавайте «правильные» вопросы (используя слова, которые вы хотите, чтобы ребенок повторил). Всё это обогатит речь малыша.
Ещё одно направление — игры и задания по лексическим темам.
«Поиск сокровищ!» Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища!
«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.
«Что забыл нарисовать художник?» Нарисуйте на песке животных, птиц, посуду, мебель. В каждом изображении чего-то не хватает (ручки у чашки, клюва у птицы, хвоста у собаки). Пускай ребёнок назовет каждое изображение и скажет, чего не хватает. Затем дорисуйте часть предмета, используя прием рисования пальцем «по песку».
Учимся говорить связно
Главный показатель речевого развития — возможность составлять развернутые предложения и тексты. При нормотипичном развитии ребёнок старше трёх лет уже способен рассказать небольшую историю, произошедшую с ним, используя фразу из 4−5 слов.
Работа на световом столе или песочнице эффективно способствует формированию связной речи. Очень полезны проигрывания (драматизации) русских народных сказок, таких как «Колобок», «Репка», «Три медведя» и др. При этом дети на начальном этапе могут быть пассивными слушателями, могут рисовать декорации.
Со временем взрослый может начинать историю, а ребёнок её заканчивает. Лучший вариант заключительного этапа этой работы —самостоятельное повторение рассказа взрослого ребёнком, с использованием готовых декораций.
Источник