Рисование по инструкции упражнение для тренинга

Упражнение «Рисование по инструкции»

Упражнение «Рисование по инструкции». Грецов А.Г. «Лучшие упражнения для для сплочения команды» Цель: развитие умений четко и однозначно излагать информацию, понимать, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы. Описание упражнения: участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача — инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение. Упражнение проводится в двух вариантах: • С обратной связью — рисующий участник может задавать уточняющие вопросы. • Без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя. Обсуждение: какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

Слайд 17 из презентации «Обзор программ по профилактике употребления ПАВ»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Обзор программ по профилактике употребления ПАВ.ppt» можно в zip-архиве размером 353 КБ.

Похожие презентации

«Шаблоны для рисования» — Верно, зайчик. Правда, похожи? Мороз не велик ,а стоять не велит. Коллективное обсуждение детских работ. П л а н б е с е д ы. ТЕМА: «Веселый снеговик». Мы будем учиться, как из снеговика сделать… медвежонка. Мягонькие лапки, На лапках – царапки, На печке лежит, “Мяу” говорит. План. Медведь. Беседа «Зимние забавы».

Читайте также:  Уроки рисования простым карандашом с нуля

«Рисование человека» — Работа с цветом. Винная гризайль. Что берется за модуль? Пропорции человеческого тела. Масляная гризайль. Портрет. А.Иванов «Явление Христа народу». Какой способ рисования фигуры человека мы изучили на прошлом уроке? При рисовании человека в движении на что надо обратить внимание? Из истории техники «Гризайль».

«Рисование бабочки» — Как нарисовать бабочку? 1 вариант 2 вариант. Возьмите лист бумаги или альбом, карандаш и ластик. Из яиц появляются личинки, которые у бабочек называются гусеницами. Составила: учитель начальных классов Попова Т.В. 2012 год. Махаон. Т. Нестерова. Здесь мы поэтапно прорисовываем каждую деталь. Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка.

«Рисование пластилином» — Главное, чтобы дети научились основным приемам и навыкам. Допускается индивидуальная работа и работа в парах, группах. 2.5 Анализ проведенной работы. Изготовление с участниками мастер — класса картины из пластилина. Использование приемов работы с пластилином на занятиях. Прогнозируемый результат мастер — класса.

«Курсы рисования» — Уверенность в себе»: 1. Мое настоящее. Время прохождения курса: Измерение пропорций лица на себе, на портретах различных людей. Автопортрет, анфас. Рисование лица в анфас. Рисуйте больше! Знакомство с композицией. Занятие 7. Синица в руках. Моя живопись (масло, холст): Особенности восприятия пространства в л-режиме и п-режиме.

«Рисование слона» — Итак, приступим к обучению поэтапного рисования. Возьмите в руки карандаш. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Евсино» Искитимский район Новосибирская область. Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии.

Источник

Родительское собрание «Учимся общаться»

Цель: выведение формулы общения с ребенком

Оборудование: доска, 2 “мостика” из пленки, образцы фигур для рисования, чистые альбомные листы, фломастеры, 1/4 чистого ватманского листа.

Предварительная работа: анкетирование среди учащихся 7–9-х классов.

I. Вступительное слово ведущего.

1. Определение темы,

2. Результаты анкетирования:

Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми? (85% — да)

Чувствовал ли ты, что тебе легче обсуждать проблемы с друзьями, чем с родителями? (66% — да)

Чье внимание для тебя важнее всего? (50% на 50%)

С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации? (88% — со сверстниками)

Хотел бы ты быть таким, как твои родители? (50% на 50%)

3. Тест “Какой Вы родитель?” (см. Приложение 1)

4. Постановка цели, настрой на активное участие.

II. Родительский тренинг

1. Упражнение “Передай по кругу” (хлопки и ритмичные движения руками).

Сколько времени Вы уделяете ребенку в течение дня?

  • 1-2 мин.
  • 5-20 мин.
  • Около часа.
  • Более часа.

О чем вы говорите с ним больше

  • О его проблемах.
  • О своих проблемах.
  • Требуете выполнения чего-либо.
  • Ругаете.

3. Упражнение “Рисунок по инструкции”.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением рисунка (Приложение 2). Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводиться в двух вариантах:

  • С обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
  • Без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.

Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Обсуждение: Как было легче? В первом случае или во втором?

Вывод: эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.

Примечание: после вывода рисуется контур рожицы и рот в улыбке

4. Упражнение “Слушание в разных позах”.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один — говорящий, другой — слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:

  • Сидя друг напротив друга.
  • Говорящий стоит, слушающий – сидит.
  • Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.

Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”.

Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.

5. Упражнение “Встреча на узком мостике”.

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2–3 метра.

Инструкция: “Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик – это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами – тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов.”

Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2–3 “мостика”.

Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие “в воду” пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.

Примечание: после вывода рисуются волосы (приглаженные).

III. Подведение итогов:

  • Общий вывод с опорой на получившийся рисунок.
  • Заповеди для родителей (Приложение 3).
  • Упражнение “Подари улыбку”.
  • Тест “Какой Вы родитель?”

    Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми 9честно, не для обсуждения):

    1. Сколько раз тебе повторять!
    2. Посоветуй мне, пожалуйста.
    3. Не знаю, что бы я без тебя делала?!
    4. И в кого ты такой уродился?!
    5. Какие у тебя замечательные друзья!
    6. Ну, на кого ты похожа?!
    7. Я в твое время!
    8. Ты моя опора и помощница (к)!
    9. Ну, что за друзья у тебя?!
    10. О чем ты только думаешь?!
    11. Какая ты у меня умница!
    12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
    13. У всех дети как дети, а ты?
    14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

    После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:

    Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.

    Сообщаются оценочные суждения:

    5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.

    Ваши отношения способствуют становлению его личности.

    9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.

    11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее.

    Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

    13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути.

    Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

    Карточка – образец к упражнению “Рисунок по инструкции”

    Заповеди для родителей

    1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
    2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
    3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
    5. Не унижай, не обзывай.
    6. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
    7. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым.
    8. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
    9. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

    Источник

    Текст книги «Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание»

    Автор книги: Андрей Грецов

    Жанр: Детская психология, Книги по психологии

    Текущая страница: 10 (всего у книги 34 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

    Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением, подобным приведенным на рис. 3. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести изображение.

    Упражнение проводится в двух вариантах:

    ♦ с обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

    ♦ без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.

    Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

    Психологический смысл упражнения. Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

    Обсуждение. Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?

    Анкета «Умеете ли вы слушать?»

    Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

    1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

    2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

    3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

    4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

    5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

    6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

    7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

    8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

    9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

    10. Перебиваете ли вы собеседника?

    11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

    12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы? Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количество ответов «нет».

    10–12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

    8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника, чтобы вставить свое «веское слово».

    Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

    Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача – продемонстрировать подросткам 12 признаков плохих слушателей. Ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

    Упражнение «Слушание в разных позах»

    Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

    Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

    Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

    Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 4–5 человек, предлагается небольшое описание какой-либо допускающей возможность неоднозначной трактовки ситуации межличностного взаимодействия, конфликта или происшествия, после чего их просят описать эту ситуацию глазами различных персонажей, например таких:

    1. Каждого из непосредственно задействованных в ней героев.

    2. Случайного наблюдателя, оказавшегося поблизости.

    3. Газетного репортера.

    В зависимости от того, какая ситуация приведена в качестве примера, перечень этих персонажей может расширяться (так, добавляются роли учителя, священника, сотрудника правоохранительных органов и т. п.).

    Примеры ситуаций для выполнения этого упражнения:

    ♦ Подросток, желая произвести впечатление на одноклассницу, закурил на перемене прямо в классе. Та, увидев это, дала ему подзатыльник. Он от неожиданности уронил непотушенную сигарету и не обратил внимания на это. В результате возник пожар, выгорело классное помещение. Опишите ситуацию с позиции ученика, его родителя, одноклассницы, учителя, пожарного инспектора, случайно оказавшегося в это время в классе другого ученика, директора школы.

    ♦ Прыгун с шестом, преодолевая планку, отталкивает шест назад. Высота преодолена успешно, но шест падает прямо на зазевавшегося судью, ударив его со всего размаху в лоб. Судья на несколько секунд теряет дар речи от боли, а потом, придя в себя, принимает решение дисквалифицировать этого спортсмена за «неспортивное поведение». Опишите ситуацию с позиции спортсмена, его тренера, судьи, спортивного корреспондента, зрителя на трибуне. Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает способу поиска альтернативного взгляда на события и явления путем мысленной постановки себя на место его различных участников, способствует развитию навыков эмпатии (интуитивного понимания состояния других людей, «вчувствования» в него).

    Кроме того, при выполнении данного упражнения обычно проявляется чрезвычайно распространенная ошибка межличностного восприятия, состоящая в том, что при объяснении причин поведения другого человека мы переоцениваем значимость его личностных качеств, но недооцениваем влияние ситуации, в которой он оказался. Целесообразно обратить внимание участников на этот факт и напомнить, что реально, как показывают результаты психологических исследований, поведение человека предопределяется качествами его личности в среднем лишь на 30 %, а на оставшиеся 70 % – особенностями ситуации, в которой он находится.

    Обсуждение. Какие варианты трактовки событий представляются самыми необычными, оригинальными? В каких жизненных ситуациях важны умения посмотреть на события в новом ракурсе, мысленно поставив себя на место других участников? На что обращалось больше внимания при трактовке событий – на особенности личности того, кто в них попал, или на влияние ситуации, в которой он оказался? А чем мы склонны объяснять причины поведения других людей в реальных жизненных ситуациях?

    6. Учимся взаимопониманию

    Задачи занятия: развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.

    Упражнение-разминка «Копирование движений»

    Описание упражнения. Вариант 1. Участники встают в круг. Выбирается водящий, который временно выходит за дверь. Без него группа определяет участника, чьи движения будут копироваться. Тот начинает делать какое-то несложное упражнение (наклоны, движения руками, вращения головой и т. п.), группа копирует это движение. Водящий возвращается и внимательно наблюдает за действиями группы. Каждые 10–15 секунд участник, упражнение которого копируется, меняет выполняемое движение, и вслед за ним новое движение начинают воспроизводить остальные участники. Задача водящего – понять, за кем группа повторяет упражнения.

    Вариант 2. Участники стоят в кругу. По условному сигналу ведущего каждый из них начинает выполнять какое-нибудь несложное физическое упражнение по своему выбору. Через 5-10 секунд ведущий подает очередной условный сигнал, по которому каждый участник начинает выполнять то упражнение, которое до того выполнял сосед слева. Игра продолжается, пока каждое упражнение не пройдет полный круг и не вернется к своему автору (скорее всего, в сильно искаженном виде).

    Психологический смысл упражнения. Эта игра вносит оживление и позволяет подключить к работе всех участников. Кроме того, развивается наблюдательность, возрастает степень группового сплочения.

    Обсуждение. На какие признаки ориентировался водящий, выполняя задание (вариант 1)? Что приводило к искажениям при передаче движений от участника к участнику (вариант 2)?

    Упражнение «Бип» («Чужие коленки»)

    Описание упражнения. Участники садятся в плотный круг, чтобы между соседями не оставалось свободного места. Водящий встает в центр с завязанными глазами, несколько раз поворачивается вокруг своей оси (чтобы сбить ориентацию в пространстве), после чего приближается к сидящим в кругу участникам и «вслепую» садится кому-нибудь из них на колени. Обладатель коленок, на которые сел водящий, произносит измененным голосом короткое слово: «Бип». Задача водящего – угадать по голосу, на чьих коленях он сидит.

    Существуют два варианта организации игры: либо водящий после первого удачного угадывания садится в круг, а «разоблаченный» им игрок становится водящим, либо он поочередно присаживается на колени всех окружающих и пытается отгадать каждого. В последнем случае можно устроить небольшое соревнование между несколькими водящими. Это упражнение не следует затягивать. Целесообразно прекратить его в тот момент, когда интерес к нему еще не успеет угаснуть, и – при желании участников – возобновить на следующем занятии.

    Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки социальной перцепции и тактильного контакта. Кроме того, упражнение служит хорошей разминкой и обычно оставляет яркий положительный эмоциональный след.

    Обсуждение. Кого было легко узнать, кого – не очень? На что еще ориентировались водящие помимо голоса? Чувствовали ли они разницу между коленками разных людей, в чем она заключалась?

    Упражнение «Вавилонская башня»

    Описание упражнения. Упражнение выполняется в подгруппах по 4–6 человек. Каждой из подгрупп выдается примерно по 100–150 листов бумаги (возможно, предназначенной в макулатуру) или пачка газет и дается задание: построить из этих листов максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов (см. фото ниже). Для выполнения этого упражнения обычно достаточно 10–15 минут, хотя, если работа идет очень активно и запас бумаги у подгрупп не закончился, время целесообразно увеличить до 25–30 минут. Можно сделать акцент на эстетической стороне работы (украшение построенной башни) или на максимально возможной высоте постройки и организовать соревнование между подгруппами.

    Психологический смысл упражнения. Упражнение приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вызывает у участников положительные эмоции.

    Обсуждение. Как распределилась работа между участниками в подгруппах? Кому принадлежали идеи по конструкции различных частей башни, какие психологические качества потребовались, чтобы воплотить эти идеи в жизнь?

    Описание упражнения. Участники делятся на две команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам, каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги, оставшейся от предыдущих упражнений,

    4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача которой – перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжительность тура 1 минута, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». Имеет смысл провести 2–3 тура игры. Дополнительное правило: одновременно держать в руках больше четырех «снежков» запрещается (иначе участники начнут прибегать к уловке: собирать много «снежков» в руках и перекидывать их на противоположную сторону в последнюю секунду игры).

    Психологический смысл упражнения. Легкая подвижная разминка, позволяющая разрядить обстановку после предыдущих упражнений.

    Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

    Упражнение «Глаза, рты, руки»

    Описание упражнения. Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «лего» или какие-либо похожие по размеру предметы, из которых можно построить небольшие сооружения (кубики, спичечные коробки и т. п.). За неимением таких предметов можно воспользоваться и подручными средствами. Например, предложить использовать в качестве деталей «конструктора» фломастеры и карандаши или создавать сооружения из бумаги.

    Участники делятся на мини-группы из трех человек каждая. Каждой тройке понадобится небольшое сооружение из деталей «конструктора», включающее порядка 10–15 деталей (домик, машинка и т. п.), и еще один комплект таких же деталей, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. Внутри каждой мини-группы между участниками распределяются следующие роли:

    «глаза» — способны видеть как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т. п.;

    «рты» — способны говорить и видеть то, что строится, но не видят, что копируется;

    «руки» — слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат от «рта».

    Задача каждой из троек – работая при таком распределении ролей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 минут).

    Психологический смысл упражнения. Упражнение развивает умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи, учит реконструировать позицию партнеров по общению на основе этих неполных данных. Кроме того, совершенствуются навыки вербального и невербального общения.

    Обсуждение. Первая стадия обсуждения проходит внутри троек: участники сравнивают оригинальное сооружение и его копию, делятся возникшими в ходе упражнения эмоциями и чувствами, анализируют, что способствовало адекватной передаче информации в таких условиях, а что ей препятствовало (5 минут). На второй стадии участники объединяются в три группы: «глаза», «рты» и «руки», и обсуждают, какие затруднения возникли у них и каким жизненным проблемам можно уподобить ситуацию, в которой они оказались в этой игре (5 минут). На третьей стадии представитель от каждой из этих подгрупп рассказывает аудитории, к каким выводам пришла их подгруппа (2–3 минуты на подгруппу).

    Описание упражнения. Выбираются 2–3 водящих, которым дается такая инструкция: «Сейчас мы загадаем какого-то участника группы. Вам нужно будет угадать, кто имеется в виду, задавая присутствующим вопросы об этом человеке. На ваши вопросы будет всего три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». После этого водящие выходят за дверь и ведущий инструктирует группу: «МПС расшифровывается как Мой Правый Сосед. На все вопросы водящих вы будете отвечать от лица человека, который сидит справа от вас! Помните, что в вашем распоряжении всего три варианта ответов». Обычно подросткам довольно сложно сразу освоиться с таким правилом ответов, поэтому сначала имеет смысл попрактиковаться, задав каждому подростку вопрос и попросив его ответить, соблюдая установленное ограничение. Потом зовут первого водящего, он начинает задавать вопросы. Когда он поймет, что под загаданным членом группы имеется в виду находящийся справа сосед каждого участника, зовут и вводят в игру следующего водящего.

    Если эта игра подросткам понравилась, ее можно применять неоднократно, но, естественно, при условии, что каждый раз меняются правила генерации ответов. Например, они могут быть такими:

    ♦ юноши отвечают всегда правду, а девушки всегда врут (или наоборот);

    ♦ если вопрос задан с улыбкой – на него, вне зависимости от содержания, дается ответ «да», если с хмурой мимикой – «нет», если выражение лица нейтральное – «не знаю». Это правило отгадать довольно сложно, лучше пригласить для этого сразу 3–4 водящих, которые будут работать командой.

    Психологический смысл игры. Развитие социальной наблюдательности.

    Обсуждение. Что помогало отгадать загадку, а что препятствовало?

    7. Средства общения

    Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.

    Упражнение-разминка «Пишущая машинка»

    Описание упражнения. Участники изображают клавиатуру «пишущей машинки». Так как количество ребят в группе обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий (при желании и кто-то из участников) диктует фразы, остальные участники «печатают» их – когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши.

    «Печать» может происходить непосредственно во время медленного произнесения фразы, но упражнение проходит интереснее, если сначала фраза произносится быстро, а потом участники «печатают» ее по памяти.

    Психологический смысл упражнения. Развитие внимательности и навыков группового взаимодействия.

    Обсуждение. Длительное обсуждение не требуется, достаточно обмена впечатлениями.

    Описание упражнения. Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перебрасывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перебрасывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например так:

    ♦ тот, кто бросает мячик, называет любой предмет, а ловящий должен быстро назвать два возможных способа использования этого предмета;

    ♦ тот, кто бросает мяч, говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись туда;

    ♦ тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного;

    ♦ тот, кто бросает, мяч называет цвет, а ловящий – три объекта этого цвета;

    ♦ тот, кто бросает мяч, называет любой праздник (как реальный, так и вымышленный), а тот, кто ловит, – трех человек, которых он бы пригласил на такой праздник.

    Психологический смысл упражнения. Тренировка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы (это одно из частных проявлений более общего умения быстро ориентироваться в ситуациях неожиданности и неопределенности). Упражнение служит неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

    Обсуждение. Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

    Упражнение «Испорченный телевизор»

    Описание упражнения. Участники сидят в кругу. Доброволец, желающий начать игру, изображает на лице какое-либо необычное выражение и показывает его только своему ближайшему соседу, прикрывшись от остальных участников. Сосед передает увиденное выражение дальше и т. д., пока оно не пройдет полный круг. Участник, находящийся непосредственно перед начавшим игру, показывает то, что до него дошло, уже всему кругу. После этого начавший игру демонстрирует всему кругу то выражение лица, с которого игра началась.

    При повторении упражнения целесообразно передавать выражение лица по кругу в другую сторону. Следует приготовить какой-либо предмет, которым участники смогут отгораживаться от круга при передаче выражения. Для этой цели хорошо подойдет настенная таблица или лист бумаги формата не меньше АЗ.

    Психологический смысл упражнения. Основная цель упражнения – развитие невербальной экспрессии. Оно служит хорошим введением к беседе о невербальной коммуникации и/или о внешнем выражении эмоций. Как и «Испорченный телефон», упражнение позволяет продемонстрировать искажения информации в общении. Кроме того, обычно оно проходит очень весело, может служить хорошей разминкой.

    Обсуждение. Выражения лица, которые вы передавали друг другу, доставляли какую-либо информацию. Как вы думаете, какую именно? А под действием каких факторов эта информация так сильно исказилась?

    По окончании разминки ведущий рассказывает подросткам о том, какие средства используются в общении и в чем их специфика.

    Информационный блок «Средства общения»:

    1. Речь как средство общения. Как речь нельзя свести к общению (существует и внутренняя речь – инструмент мышления), так и общение не сводится к речи.

    2. «Околоречевые» (паралингвистические) средства общения. Интонации, качество голоса (голос уверенный – неуверенный, расслабленный – напряженный и т. п.).

    3. Практическое задание: попробовать несколько раз повторить фразу так, чтобы она поменяла свое значение. Примеры фраз: «Мне нравится, как ты себя ведешь», «Какой он друг», «Короче, дело к ночи».

    4. Намеренные искажения речи как средство общения (например, подростковый сленг как инструмент разделения на «своих» и «чужих»).

    5. «Надречевые» (экстралингвистические) средства общения. Паузы в высказываниях, покашливание, смех, плач и т. п. Возможность использования этих средств как для передачи информации (например, покашливание часто означает, что разговор пора завершать), так и для привлечения внимания к себе.

    6. Движения как средство общения. Жесты – движения, за которыми закреплено определенное значение: кивок головой, сжатый кулак и т. п. Культурная обусловленность жестов (в России кивок – знак согласия, в Болгарии – знак отказа). Мимика – движения лицевых мышц, обычно выражающие чувства и эмоции. Пантомимика – движения частей тела, которые несут определенную информацию, но в отличие от жестов не имеют жестко закрепленного за собой значения. Прочие средства общения: общая манера поведения, особенности одежды и т. д.

    7. Пространственно-временные характеристики общения. Тактильные контакты. Время, место, ситуация общения. Дистанция между партнерами как отражение степени близости: а) интимная —

    0-45 см; б) личная – 45-120 см; в) социальная – 120–400 см; г) публичная – 4–7,5 м. В следующем упражнении подростки имеют возможность попрактиковаться в определении комфортной для себя дистанции общения.

    Источник

    Оцените статью