Рисование и наука
Рисование можно использовать как метод исследования.
“В основе метода лежит проективная методика. Назначение подобных методик – исследование внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют любые исследования, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто.
Например,проективные методики широко применяются в исследованиях рынка, так как производителям и рекламным агентствам важно ответить на вопросы:
– Почему потребителям нравятся или не нравятся те или иные товары?
– Что влияет на их решение о выборе того или иного продукта?
– Какой имидж марки сложился в глазах потребителей?
– Какие моменты в рекламе могли бы оказать влияние на желание потребителей купить продукт? и т.д.
На первый взгляд, ответы на эти вопросы можно получить, спросив потребителей «в лоб», но в этом случае велика вероятность ложной информации. Часто реальное положение вещей не осознается человеком, так как скрывается от его сознания с помощью психологической защиты.
Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту. То есть, таким образом, мы можем узнать реальное отношение потребителей к исследуемому предмету.
Наш исследовательский опыт показывает, что рисование ситуации, будь то прошлое, настоящее или будущее весьма полезное занятие. Интерпретация рисунков коллегами дает возможность по-новому посмотреть на ситуацию, увидеть все со стороны, получить экспертную оценку, найти новые грани своей работы и новые возможности. Конечно, рисование требует от художника напряжения фантазии, творчества, но еще оно дарит улыбки, удовольствие и хорошее настроение.”
Автор: Медиа-консультант Ольга Карпова
“Недавно под руководством Марины Алексеевны Венчатовой были проведены исследования «творчества» человекообразных обезьян, целью которых было выяснить, могут ли человекообразные обезьяны при помощи различных пишущих инструментов рисовать, как люди. Доклад о результатах исследования Марина Алексеевна недавно представила в Государственном Дарвиновском музее в Москве.”
“Какова практическая польза человечеству от исследований в области этологии, кроме чисто познавательной?
(Игорь Евгеньевич)
Этология приносит много практических результатов. Например, в области охраны редких и исчезающих видов: мы не можем охранять то, что не знаем, но благодаря этологии меры по сохранению редких видов становятся более эффективными. Знания по поведению животных практически могут помочь в создании соответствующих условий и продлить жизнь животных в зоопарках. Ведь только опираясь на знания, можно снижать стресс животных (например, формируя группы животных с учетом их социальной организации, и т.д.). В Чехии, например, этологи обнаружили, что от способа и времени содержания рогатого скота на скотобойнях зависит качество мяса – это звучит довольно жестоко, но хорошо иллюстрирует, что фундаментальные исследования приносят пользу, которую можно подсчитать в рублях и копейках. С другой стороны, даже если человечество не получит ни рублей, ни копеек, но сохранит хотя бы часть того, что его окружает, оно будет намного богаче.
Могут ли приматы, обученные рисовать, передавать свои мысли и желания через рисунки? Способны ли приматы понимать условные рисунки? Например, увидев круг с исходящими от него отрезками прямых линий, человек довольно быстро и уверенно ассоциирует этот рисунок с солнцем даже если оно не выполнено желтым цветом на голубом фоне. Человек легко распознает животных и предметы повседневного быта по их достаточно грубым контурным изображениям. Способны ли приматы на это? Если научить обезьяну ассоциировать рисунок тарелки с тарелкой и рисунок ложки с ложкой, то надо ли ее специально обучать подобной ассоциации в случае с вилкой или кружкой? Или она способна сама экстраполировать такие ассоциации на новые предметы?
(Руслан)
Приматы посредством рисунков передают свои эмоции, но не наши (человеческие). Мы можем только по их внешним проявлениям и схожести с проявлением человеческих эмоций предполагать, что они, может быть, думают. Но это все еще на уровне предположений. Единственные приматы, которые рисуют и комментируют свои рисунки (что они нарисовали), – это те, которые используют языки-посредники, например, язык жестов. Самец гориллы Майкл говорил, что он нарисовал. Но таких приматов меньше, чем пальцев на одной руке. Приматы способны узнавать предметы по изображениям. Например, в эксперименте с шимпанзе им предлагали составить пирамиду из предметов (цилиндры, кубики) по схематическому рисунку, и они это делали. Более того, если приматы знали как звучит название предмета, они были способны по звуку найти соответствующую карточку с рисунком или фотографией. Например, бонобо Канзи слышал в наушниках слово “банан” или “лук” и находил фотографию с этим предметом. Экстраполировать способны не только человекообразные обезьяны, но и другие животные, например, серые вороны.”
Автор: Профессор Марина Ванчатова читает лекции в нескольких европейских университетах — во Флоренции, Портсмуте, Дархэме и Вене. Она— автор трех монографий и более чем 60 научных работ. Марина Алексеевна – выпускница Пермского государственного университета, в Чехию переехала в 1982 году.
Другие интересные факты можно прочитать по ссылке
Рисунок может также рассматриваться как способ исправления эмоциональных проблем.
Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет
Автор(ы): Бахурина Елена
“Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста.(1) Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой — такие, как рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов и т. д. (2).
Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке. Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.) (1,4). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы.
Последний фактор оказывается немаловажным: обустройство помещения для игротерапии, например, требует значительных организационных и финансовых затрат. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:
детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.
Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.
В основу методики легли следующие принципы (3,4):
рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;
рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;
любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка ;
рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;
главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке — метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок.
принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;
терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов;
присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;
каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.
Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:
умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего;
ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы. В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.”
Источник
Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»
Елена Никитина
Рисование с детьми «21 способ рисования нетрадиционными техниками»
Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. У ребенка появляется интерес к рисованию, как следствие желание творить.
Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать, не используя кисточку.
1. Рисование ватными палочками. Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).
2. Рисование ладошками. Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь).
3. Рисование ватными дисками. Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).
4. Рисование отпечатками. Простой способ рисования: на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют: цветы, ракушки, фрукты, овощи).
5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.
6. Рисование вилкой. На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.
7. Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.
8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.
9. Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.
10. Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.
11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.
12. Рисование расческой. Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.
13. Рисование восковыми мелками. Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды, цветы).
14. Граттаж (воскография). Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.
15. Рисование марлей. К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)
16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.
17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить.
18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег. На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.
19. Рисование солью. На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.
20. Рисование манкой. Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.
21. Рисование свечой. На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные).
Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования: рисование перышком, рисование пальцем, рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, рисование листьями.
Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности 1.«Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности» 2. слайд Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.
Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.
Фотоотчет «Как мы знакомились с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности» Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.
Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Возрастная группа: 2-младшая Тип: продуктивная деятельность Форма организации:.
Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №33»Малинка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Знакомим детей дошкольного.
МО для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования Задачи: — познакомить педагогов с нетрадиционными.
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. Страхова О. С. Воспитатель.
Занятие по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с нетрадиционными техниками рисования «Корабль» Тема: Корабль. Цель: познакомить с методом рисования пейзажа — руками; развивать чувство композиции, цвета. Нетрадиционные техники: рисование.
Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования «Деревья в снегу» Тема: Деревья в снегу Цели:Формировать умения создавать выразительный образ заснеженных деревьев, используя ватные палочки; развивать чувство.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста Каждый ребёнок по своей природе — творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью.
Источник