- Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования для детей подготовительной группы. Рисование по трафарету
- Трафареты как средство развития творческих способностей детей статья по рисованию (младшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Использование трафаретов для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности
- Пособие «Помоги герою»
- Игра «Проведи дорожку»
- Пособие «Закончи картинку»
- «Дополни изображение»
- пособие «Укрась изделие росписью»
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования для детей подготовительной группы. Рисование по трафарету
Светлана Завражина
Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования для детей подготовительной группы. Рисование по трафарету
Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности для развития воображения, творческого мышления и творческой активности, через знакомство с техникой — рисование по трафарету.
Развивать творческие способности и экспериментирование в процессе самостоятельного изготовления трафаретов и использования их в художественной деятельности.
Дать возможность проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.
Листы А3 на каждого ребенка, гуашь черная, желтая, синяя, белая, губка, кисти, зубная щетка, баночки с водой, трафареты.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.»
В. А. Сухомлинский
Занятия творчеством приносят массу положительных эмоций детям. Принято считать, что трафарет — это шаблон и ни какой пользы от способа рисования по трафарету нет, поэтому многие негативно смотрят на использовании в рисовании этой техники. Считают, что она мешает раскрытию творческого потенциала ребёнка, гасит его фантазию. Но это заблуждение. Не стоит видеть в использовании трафаретов работу по образцу. Ребёнок, которому до этого не давались красивые и эффектные линии и фигуры, нарисовав яркую, интересную работу при помощи трафарета сможет поверить в свои силы и способности к рисованию. (показ детских рисунков)
Кроме этого знакомство с данной техникой расширит представление ребёнка об изобразительном искусстве. Рисование по трафарету — это простой и в то же время занимательный способ, который приучает ребёнка действовать по предлагаемому образцу, что развивает произвольность, столь необходимую для успешного обучения в школе.
Трафареты бывают внутренними и внешними. (показ трафаретов — графические, сюжетные, предметные, тематические, самодельные)
При рисовании по трафарету красками можно использовать такие необычные технические материалы как: губка, жесткая кисть или зубная щетка, смятая салфетка, ватная палочка. Трафареты так же помогают при создании собственных рисунков. Предложите нарисовать с помощью трафарета одно изображение, а другое, такое же, попробовать нарисовать самостоятельно.Можно затеять игру: ребенок обводит изображение частично, а потом дорисовывает его по своему представлению.
Ещё интереснее будет работать ребёнку с трафаретом, изготовленным собственноручно. Чтобы ребенок смог изготовить трафарет нужна небольшая предварительная работа. Поиграйте с ребёнком в игру «Дорисуй» — даётся часть изображения, а другую часть рисунка надо зеркально дорисовать. Начните с простых форм — геометрических фигур, затем постепенно усложняйте — домик, цветок, грибок, бабочка- коробочка, цыплёнок, снеговик, ёлочка, ваза, бабочка, медвежонок, зайчонок, т. е. любое изображение, которое можно нарисовать симметрично.
1. Тонируем лист черным цветом.
2. Располагаем трафарет слона, накрываем листом с круглым отверстием, с помощью зубной щётки разбрызгиваем желтую краску.
3. Убираем лист с отверстием, кладем трафарет травы, на область желтого круга кладем трафарет отдельного круга. Так же с помощью щетки разбрызгиваем голубую краску на всю поверхность. (слона не убираем)
4. Теперь убираем все трафареты. Картина готова.
«Осень» Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования Предлагаю Вашему вниманию вторую часть нетрадиционных занятий по рисованию. 1.«Осеннее дерево» (кляксография с трубочкой) Цель: познакомить.
«У жирафа пятнышки везде». Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования с детьми среднего дошкольного возраста Тепло приветствую вас, друзья и коллеги! Представляю вам сегодня очередной детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Цель:.
Детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования красками «Подсолнух» В показе мастер – класса использованы нетрадиционные техники рисования красками «Отпечаток листьев на бумаге» и «Рисование «тычком» –.
Долгосрочный проект в младшей группе по нетрадиционным техникам рисования Долгосрочный проект в младшей группе «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании». Вид.
Источник
Трафареты как средство развития творческих способностей детей
статья по рисованию (младшая группа) на тему
Развитие творческой личности начинается с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_anufrieva_m_m.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Трафареты как средство развития творческих способностей детей
Изобразительная деятельность является одной из эффективнейших средств развития всесторонней личности ребенка. Она является едва ли не самым интересным и красочным видом деятельности дошкольника. На протяжении жизни ребенок не только рисует, но и творит, фантазирует, благодаря полученным навыкам в детском саду. Поэтому задача воспитателя, который первый встает на пути обучения — дать ребенку как можно больше знаний и способов рисования, пусть самых простых.
Развитие творческой личности начинается с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
- в-третьих, развить творческий потенциал у подрастающего поколения.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Детям тяжело нарисовать то, о чем просит их воспитатель, т.к. навыка рисования нет, рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Поэтому на помощь им приходят трафареты, которые облегчает изодеятельность и дает возможность получить удовольствие от своей работы.
Трафареты помогают раскрыть творческие способности детей, развивают мелкую моторику рук и формируют умение ориентироваться на листе бумаги. С помощью них у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, они помогают сфокусировать внимание юного художника на форму и величину изображаемого объекта. Своей нехитрой техникой трафареты увлекают ребенка искусством рисования, дают возможность поверить в себя и по — настоящему начать рисовать. Они развивают эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, способствуют познанию окружающего мира.
Заняться глубже проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за детьми на занятиях по рисованию. Дети находились в информационном вакууме и не знали техники рисования. В связи с этим, я пришла к выводу, что надо менять подход подачи детям материала. Одной из основных проблем, встречающихся у детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики. Это мешает во многом на этапах рисования.
Моей целью стала работа «Трафарет – помощник для ребенка»
Целью, которой, стало создание условий для развития творческих способностей детей через использования трафаретов в рисовании.
Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
1.Формировать у детей творческие навыки и умения.
2. Изучение геометрических фигур в рисовании, их расположение в пространстве и масштабирование.
3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя трафаретов.
4.Развивать воображение, творческие способности через трафареты.
Вызывать эмоциональный фон
5.Формировать умение использовать накопленный опыт для достижения цели.
6.Развивать мышление, внимание и логическое конструирования в рисовании.
7.Развивать мелкую моторику рук посредством трафаретной деятельности.
На первом этапе работы, дети обводили заданные им фигуры, это был круг, квадрат, треугольник, трафареты в форме тучки, лепестка и т.д.
На втором этапе работы, дети стали самостоятельно работать с трафаретами, добиваясь четкой его формы, начали придумывать простейшие рисунки.
На третьем этапе, дети стали при помощи трафаретов фантазировать, рисунки стали приобретать четкие формы, творческие возможности у детей стали выше.
Я спланировала свою работу таким образом, чтобы мои занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной деятельности, сделали их свободными в техники рисования, расширили творческие возможности малышей.
Были проведены консультации для родителей на темы:
1. «Развития мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования»,
2. «Рисуем дома вместе с детьми при помощи трафаретов»
Сделана папка –передвижка «Трафарет, что это такое», ведутся индивидуальные беседы с родителями, трафареты постоянно пополняются, что дает возможность для постоянного роста творческой фантазии.
Создавая изображения, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета, явления. Творчество проявляется не только тогда, когда ребенок сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога. Детское изобразительное творчество построено на работе наблюдений, впечатлений ,воображений , полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.
.Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Этот процесс очень сложен, много ступенчат и монотонен. Интерес и положительные эмоции во многом определяются тем, как идет овладение рисованием, т.е успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к данной деятельности. Подтверждение тому – ответы самих детей:
«Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается» вместо того на«Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается».
Следовательно, моя цель руководить этой эмоциональной деятельностью так, чтобы она радовала детей, вызывала положительные эмоции, желание рисовать, творить, воображать и фантазировать. Каждый ребенок индивидуален, необходим тонкий подход к любому (как к личности) и поэтому важно быть педагогом тонко чувствующим ребенка, т.е быть психологом. Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знаний специфики детского творчества, умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддержать инициативу, самостоятельность способствовать овладению изодеятельностью и развитию творчества.
Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами изодеятельности очень полезны. Они помогают формировать творческую личность, учить мыслить смело, свободно, а это необходимо для ребенка в будущем, во взрослой жизни. Кроме того, ваш ребенок будет, любить и понимать искусство, эстетически развитый ребенок умеет делать правильные и красивые поступки.
Проведя диагностику у детей, было выявлено, что дети, которые не используют в своих рисунках трафаретами, есть чувство страха, которое преобладает над творческими способностями. Проведя свою работу с трафаретами, я сделала вывод, что место страха занимает приобретенные навыки и умения. Объем нарушений общей моторики и нарушений мелкой моторики с умениями графических навыков снизился. Творческое воображение и творческие способности превалируют и становятся основными звеньями в развитии творческих способностей при работе с трафаретами.
Наша главная задача уметь научить выражать чувства и эмоции ребенка, а если это будет через — рисование это прекрасный дар!
Источник
Использование трафаретов для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности
Антонина Гаврилова
Использование трафаретов для формирования у детей интереса к изобразительной деятельности
«Источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — так говорил В. А. Сухомлинский.
Любой ребенок должен очень много рисовать, потому что продуктивная деятельность для него – это своеобразная игра в творчестве. Это развитие его органов чувств, эмоций, сенсорных способностей, фантазии и интеллекта. И чем раньше мы предоставим малышу возможность развить себя в таком творчестве, тем лучше. Поэтому мы стараемся предложить детям максимальное количество изобразительных средств и материалов.
Я работаю над методической темой «Развитие художественно — творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности».
Выбор темы самообразования возник не случайно. Придя работать в группу, я заметила: дети проявляют интерес к изобразительным материалам и действиям педагога с ними, однако очень быстро переключаются с одного вида деятельности на другой и взрослому требуется приложить немало усилий, чтобы удержать внимание ребенка и заинтересовать его.
Основная задача в младшем дошкольном возрасте – развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.
Чтобы побуждать ребенка к изобразительному творчеству, необходимо мотивировать его.
Все мы знаем, что подготовка к продуктивным видам деятельности в младшем дошкольном возрасте занимает очень много времени: это тонирование бумаги, заготовка шаблонов, зарисовка сюжета, а также подготовка изобразительных материалов.
В своей работе я использовала дидактический альбом «Это может ваш малыш». Он представляет собой набор сюжетных картинок, которые ребенку необходимо дорисовать или долепить.
Использование альбома в работе способствовало развитию интереса, внимания, любознательности, эмоционального отклика. У детей формировалось умение рассматривать картинку, видеть такие средства выразительности, как цвет, цветовой ритм. Данное пособие помогло мне в формировании у детей основных формообразующих движений и приемов лепки, а также облегчило подготовку к непосредственно организованной деятельности. Для занятия достаточно было только распечатать картинки по количеству детей.
Знания, полученные на занятиях, мы закрепляли в совместной деятельности со взрослым, а также в самостоятельной деятельности детей. Для нас встал вопрос: как сделать данное пособие долговечным и многофункциональным. Мы заламинировали данный дидактический материал и стали его систематически использовать в работе.
Хочется отметить многофункциональность данных пособий:
• Их использование возможно на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка и в самостоятельной художественной деятельности;
• Пособия можно использовать в лепке, рисовании, в декоративном рисовании;
• Можно совмещать различные техники: рисование кистью (дорога) и пальчиками (снег);
• При работе с трафаретами педагог решает целый ряд задач из различных образовательных областей.
Практически после каждого занятия наша коллекция пополнялась новыми «трафаретами». Все трафареты находятся в уголке творчества и дети в любой момент могут взять их для работы.
А сейчас немного подробнее остановимся на каждом пособии.
Рисунки трехлетнего ребенка представляют собой набор хаотичных линий и мазков. Для того, чтобы заинтересовать ребенка заниматься продуктивной деятельностью, на начальном этапе работы, мы использовали рамки «паспарту», которые посредством наложения создают законченный образ.
Возможен еще один вариант выполнения работы: педагог предлагает ребенку закрасить птичку или платье с обратной стороны трафарета. Задания можно выполнять кистью, фломастером, а можно взять различные печатки или просто воспользоваться пальчиками. Такая работа формирует у ребенка умение владеть кистью, фломастером, доставляет ему массу положительных эмоций.
Пособие «Помоги герою»
представляет собой сюжетную картинку с заданием. Например: малыш должен пройти по дорожке, стараясь не выступать за ее края и покормить героя. Сюжет картинки помогает вызвать у ребенка интерес к продуктивной деятельности, а педагогу интегрировать несколько образовательных областей.
Игра «Проведи дорожку»
является продолжением предыдущего пособия. Она больше ориентирована на средний возраст. Принцип работы тот же, задача усложняется за счет того, что дорожка становится либо уже, либо вовсе превращается в тоненькую линию, также появляются зигзагообразные и ломаные линии, отсутствует сюжет. Ребенку требуется большое терпение, сосредоточенность и усидчивость, чтобы выполнить задание правильно, но желание помочь герою берет верх. Для детей, которые опережают своих сверстников в развитии, можно предложить провести дорожку всем ворсом кисти либо только ее кончиком
Пособие «Закончи картинку»
используется нами для закрепления умений не только рисовать, но и лепить. Педагог может менять задание, в зависимости от поставленных задач.
Работая с данными пособиями, мы развиваем мелкую моторику рук, речевую активность детей, формируем представления о живой и неживой природе, о предметном мире. Дети учатся выполнять работу последовательно: отщипнули кусочек пластилина, раскатали и наложили на основу.
Со средней группы наблюдается усложнение образовательных задач, усложняется и содержание пособий. Не во всех трафаретах наблюдается развернутый сюжет, они больше напоминают фон. Их содержание направлено в первую очередь, на формирование умения передавать внешние признаки изображаемых предметов и объектов, а также на то, чтобы ребенок стремился самостоятельно дополнять свою работу мелкими деталями: травка, кустики, облака.
Поэтому следующий материал так и называется:
«Дополни изображение»
. В среднем возрасте ребенок уже начинает планировать работу и с небольшой помощью взрослого может придумать сюжет, выбрать нужный для работы изобразительный материал. Например: здесь будет стоять новогодняя елка, которую я сделаю из пластилина, а может быть лучше нарисовать снеговика?
Пособие «Узнай и дорисуй» позволяет уточнить и закрепить представления детей, создать выразительный образ за счет прорисовывания мелких деталей.
Со средней группы мы начинаем знакомить детей с декоративными росписями. Для закрепления элементов росписи и умения составлять узор разработано
пособие «Укрась изделие росписью»
. На начальном этапе мы используем в работе готовые элементы росписи и из них создаем узор. В дальнейшем, дети начинают прорисовывать элементы узора кистью, и даже создают их из пластилина. С помощью данных трафаретов дети учатся ориентироваться на плоскости, отрабатывают приемы лепки, у них формируется представление о симметрии.
Применяя технологию работы с трафаретами, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Работа с ними благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно — моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка.
Освоив работу с трафаретами, дети переносят свои знания и умения на пустой лист картона, бумаги, а также используют в своей работе разнообразный бросовый материал для придания выразительности образу. В итоге получаются замечательные картины, которыми можно украсить интерьер группы, подарить родителям или друзьям.
Все пособия, уважаемые коллеги вы можете посмотреть в презентации, представленной ниже. Спасибо за внимание!
Источник