Рисование сказочный герой для 2 класса

Конспект урока изобразительного искусства на тему «Образ сказочного героя» 2 класс

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока изобразительного искусства на тему «Образ сказочного героя»

Выполнила: студентка 23 группы

Методист: Исаева Е.В_______

Учитель: Коваленко Е.Е_______

МОУ «СОШ №67 им. Янковского

Цель урока: создание условий для закрепления умения детей передавать в рисунке изображение медведя из сказки «Маша и медведь» с помощью работы с гуашью.

• Образовательные: закреплять умение рисовать медведя, навык раскрашивания гуашью; уточнять и обогащать представления обучающихся о медведях.

• Развивающие: развивать мышление, внимание; развивать моторику рук, зрительную память, творческие способности; развивать интерес к творчеству ведущих художников детской книги (Ю. Васнецов, Е. Рачев).

• Воспитательные: воспитывать положительное отношение к обучению, стремление к успеху; воспитывать эстетическое восприятие мира, позитивное отношение к урокам изобразительного искусства.

Формы работы на уроке: фронтальная.

Оборудование: презентация, пример готовой работы, фотографии работ детей, иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачева к русской сказке, схемы поэтапного рисования, звукозапись, материалы для рисования, материалы для рефлексии настроения (солнышко, тучки).

Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Юрьевна, сегодня я буду вести у вас урок изобразительного искусства.

Подравнялись, улыбнулись друг другу, а теперь девочки тихонько сели и ещё тише мальчики.

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

— Дети, какие качества нам помогут в работе на уроке? (Внимательность, аккуратность, точность, умение договориться).
— Желаю успеха и хочу, чтобы урок был интересным и полезным.

— Ребята, вы уже не раз знакомились со сказками. Можете сказать, что такое «сказка»? (Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях. Всё, что происходит в сказке – это вымысел автора)
— Какие виды сказок вам известны? (о животных, бытовые, волшебные)
— Нет на земле такого человека, который в детстве не любил бы слушать волшебные сказки, где с удивительной легкостью стираются грани между обыденным и необыденным – и вещи, и животные, и растения начинают говорить с нами на понятном языке. («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси- лебеди», «Царевна-лягушка»)

— Назовите названия сказок, отрывки из которых вы сейчас услышите.

1) «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянуть не могут». («Репка»)

2) «Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел». («Волк и семеро козлят»)

3) «- Я от бабушки ушел,
И от дедушки ушел,
А от тебя, заяц
И подавно уйду». («Колобок»)

4) «-Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» («Маши и медведь»)

Постановка учебной задачи и ее решение.

— Дети, представьте себе, что из книг исчезли все рисунки. Как скучно, уныло будут выглядеть книги.

— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.

— Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказки, вы должны будете назвать сказку, представить этот сюжет и нарисовать словами. («Маша и медведь»)

1) «Шел- шел, устал и говорит:
-Сяду на пенек,
Съем пирожок!»

2) «Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь- дверь и открылась».

3) «А дедушка поднял крышку, смотрит — и глазам не верит, в коробе Машенька сидит, живехонька и здоровехонька».

4) « А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался».

— Сейчас вы попробуете себя в качестве художника и проиллюстрируете медведя из сказки «Маша и медведь».

— Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники.

— Внимательно рассмотрите и сравните их между собой. Каждый из художников по-своему передает содержание сказки и его героев.

— Можно ли одного и того же героя изобразить по-разному?

— Молодцы! Кто мне напомнит правила техники безопасности?
— Рабочее место во время работы должно быть в чистоте и порядке; нужно быть внимательными, не разговаривать, не отвлекаться; у кого длинные рукава, заверните их, чтобы не испачкаться, не трясите кисточкой, выполняйте всё аккуратно!

— Теперь приступим к изображению медведя. Опишите, как он выглядит?
— Медведь – крупный хищный зверь. У него мощное тело, сильные лапы с большими когтями, короткий хвост, массивная голова с маленькими глазами и ушами. Шерсть его может быть окрашена в самые разные оттенки коричневого — от рыжеватого до темно-бурого, почти черного. Более того, к старости — 20-25 лет — кончики волос седеют, и медведь становится серым.

-Встаньте, пожалуйста, повторяйте движения за мной.
Физминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)

Пальчиковая гимнастика.
Сидели три медведя (сжимать пальцы в кулак и разжимать).
В избушке за столом (показ ладошками «крыши», «стола»).
Муку они мололи (круговые движения кулачком по ладошке).
Чтоб печь пирог потом («печь» пирожки).
Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе (показать указательный палец на левой руке, затем на правой).
Все испачкались в муке (отряхнуть ладошки).
Нос в муке, хвост в муке (потереть нос, показать хвост).
Уши в кислом молоке (потереть уши).

— Теперь мы можем приступить к рисованию. Готовы? Тогда возьмите простой карандаш. Помните, рисовать нужно плавно, легкими штрихами, едва касаясь бумаги, так как часть линий у нас будет вспомогательными, и в конце работы нам придется их стереть. Итак, приступим.

Этап 1. Рисуем овал – это туловище. Добавьте круг для головы.
Этап 2. Добавьте круги для носа и ушей.

Этап 3. Сейчас рисуем ноги, и далее за ними овалы для лап.

Этап 4. Здесь мы поэтапно прорисовываем каждую деталь. Сначала дорисуем глаза. Затем двумя округлыми плавными дугами дорисовываем линию рта. Рисуем нос, шею, хвост и шерсть.

Этап 4. Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Теперь можно обвести медведя поярче и красиво разукрасить.

— Какие цвета мы будем использовать?

Рефлексия. Подведение итога урока

— Итак, ребята, работа завершена!
— Сейчас, я прошу вас выйти к доске, и показать ваши работы.
— Чему мы сегодня научились и что нового узнали?
— За что ты можешь себя похвалить?

«Солнышко и тучки»
Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:
Доволен своей работой на уроке.
Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.

— Урок подходит к концу, приберитесь на своих рабочих местах
— Спасибо за работу! Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.

Источник

Презентация к уроку ИЗО «Рисуем героев сказок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рисуем героев любимых сказок

Что такое сказка? Сказка — это чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа.

Давайте посмотрим на картины известных художников и отметим для себя самое главное.

Виктор Васнецов «Кощей Бессмертный» (1926г.)

Врубель Михаил Алек­санд­ро­вич Царевна-Лебедь (1900)

Виктор Васнецов Иван Царевич на сером волке(1889)

Виктор Васнецов «Аленушка» (1881)

Виктор Васнецов «Богатыри» (1898)

Баба — Яга – героиня русских народных сказок. Определяем геометрические фигуры, с помощью которых можно построить рисунок. Добавляем дополнительные линии, с помощью которых прорисовываем недостающие детали. Прорабатываем мелкие детали. 1. Определяем геометрические фигуры, с помощью которых можно построить рисунок. 2. 3. Добавляем дополнительные линии, с помощью которых прорисовываем недостающие детали. 4. Прорабатываем мелкие детали.

Спасибо за внимание!

Номер материала: ДБ-906036

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по ИЗО 2 класс на тему «Образ сказочного героя»(2 класс школа 21 века)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема «Образ сказочного героя.» Подготовила учитель начальных классов: Архипова В.П.

Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался.

Всех любил он неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадался? Это Гена, Это Гена.

Наряд мой пёстрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех! (Петрушка)

Как зовут того царя, Кому родить богатыря, Мечтала юная девица, За пряжей с сестрами в светлице

Знают взрослые и дети, Нет его сильней на свете. Одного напомню я — Это Муромец Илья.

В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

Какими качествами наделены богатыри?

добрый красивый чернобровый сильный духом храбрый мужественный

В.М. Васнецов «Богатыри»

Что можно сказать о характере воинов? Отважный, непоколебимый, сильный духом. Какая у них внешность? Крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода. В. М. Васнецов. Богатырский скок

Номер материала: ДБ-188551

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Рисуем иллюстрацию к сказке – пошаговые фото

Посмотрите, как нарисовать иллюстрацию к сказке «Серебряное копытце», «Колобок», «Коза-дереза», «Золотой ключик» и к другим. Узнайте, как рисовать Деда Мороза, Снегурочку, Бабу Ягу.

Благодаря родителям, воспитателям, сказки становятся первыми книгами малышей. Ребятишкам будет интересно научиться самим изображать персонажей любимой сказки или сцены из волшебной истории.

Как нарисовать иллюстрацию к сказке «Серебряное копытце»?

Если вам нужны зимние сказки, то идеально подойдет «Серебряное копытце». Посмотрите, как нарисовать сцену из этой интересной истории Бажова.

Сначала изобразите домик. Начертите две параллельные вертикальные линии, которые вскоре станут углами дома. Сверху нарисуйте две линии, которые превратятся в крышу.

Так как сказка «Серебряное копытце» зимняя, нарисуйте крышу и на ней снег. Затем изобразите стены, окошки. Одно будет со ставнями. Объясните детям, зачем нужны эти элементы.

Чтобы показать наличие снега, в районе нижней части дома проведите волнистую линию.

На крыше дома будет расположен козлик серебряное копытце. Сначала его нужно изобразить схематично. Для этого начертите три немного неровных круга. Верхний скоро станет головой, второй превратится в переднюю, а третий в заднюю часть животного. Соедините детали, а затем очертите вокруг этой схемы, чтобы обозначить персонажа более чётко.

Дорисуйте недостающие детали. Сотрите вспомогательные линии. Не забудьте изобразить одно из передних копыт так, чтобы оно было приподнятым. Нарисуйте рожки, глаза, уши, нос, ноги с копытами. Обозначьте несколько точек на крыше дома. Вскоре они превратятся в драгоценные камни.

Теперь нужно нарисовать ёлки. Ведь домик находится в лесу. Изобразите несколько черточек, чтобы показать, какой пушистый снег. Нарисуйте звёзды и месяц на небе.

Вот как нарисовать сказку «Серебряное копытце» карандашом. Если вы желаете, то раскрасьте свой шедевр. Сугробы и снег на елях изобразите при помощи белой, синей, серой краски. Тогда будет видно, где тень. За одним из сугробов вы можете нарисовать девочку, которая наблюдает за таким чудом. Сделайте домик и персонажей более яркими, а также добавьте цвета окружающей обстановке. Картина завершена.

Иллюстрации к сказке «Колобок» поэтапно

Покажите ребенку, как рисовать персонажей этой истории.

  1. Сначала нужно в левом нижнем углу начертить круг. Внутри него нарисуйте брови, глаза, рот и нос. Это главный герой сказки «Колобок».
  2. Справа нарисуйте зайца, но сначала — его схематическое изображение. Для этого начертите овал большого размера, который станет туловищем.
  3. Голова грушевидной формы, так как она расположена в профиль. Уши, задние лапы, хвост овальные. А передняя лапы состоит из двух небольших овалов, поэтому видно, что она согнута.
  4. На следующем этапе удаляются лишние линии. Затем несите на зайца штрихи, чтобы показать, какая у него шубка. В некоторых местах оставляйте более светлые пятнышки, чтобы было видно, здесь тени падает меньше.
  5. Колобок жёлтого цвета. Раскрасьте его таким образом, рот сделайте красным, а румянец обозначьте оранжевым цветом. Можно нарисовать травку и пейзаж леса.
  6. Для следующей иллюстрации к сказке «Колобок» вам нужно будет сначала изобразить две детали. Верхняя — грушевидной формы с курносым носом, а нижняя — овальная.
  7. Теперь наверху нарисуйте два круглых уха, а ниже четыре лапы. На третьем этапе обозначьте черты мордочки, когти, сотрите лишнее. В конце нарисуйте Мишку коричневым карандашом, а его животик и внутреннюю часть уха — жёлтым.

Следующая иллюстрация к сказке «Колобок» видна на картинке.

Изображение начинается с рисования геометрических фигур. Это овал, который скоро станет телом. Расположите его горизонтально. Чуть выше и левее нарисуйте немного вытянутый круг, который превратите в мордочку. Для этого дорисуйте острый нос и два треугольных уха.

Затем нарисуйте хвост и лапы. На третьем этапе обозначьте грудку, животик, глаза и кончик хвоста. Не забудьте стереть лишние чёрточки. Затем останется раскрасить лису в рыжий цвет, оставив немного белого в районе грудки, живота и кончика хвоста. А низ некоторых лап сделайте более тёмным.

«Серая шейка» — иллюстрации к сказке

Ознакомьте детей с этой сказкой. Ведь эта история пробуждает лучшие чувства, воспитывает в ребятишках доброту. Рисовать утку несложно тем более, что этот навык наверняка пригодится малышам в будущем. Ведь иногда им нужно будет изображать эту птицу.

Рисовать поэтапно несложно. Сначала нужно начертить небольшой кружочек и фигуру, похожую на горизонтально расположенную каплю. Теперь добавьте к голове клюв, который изображён левее. Крылышко почти повторяет форму тела. Изобразите на нём ажурный край, как и на хвостике, чтобы показать, это перышки. Затем нарисуйте ноздри, глаза, сделайте пёрышки на грудке более рифлеными.

На следующем этапе это позволит раскрасить данную часть, чтобы было видно, это уточка Серая шейка. Такого же цвета грудка и крыло. Нарисуйте оранжевым клюв и лапы, а светло-коричневым — голову и тело птицы.

Иллюстрация к сказке «Коза дереза»

Этот навык пригодится и тогда, когда нужно будет нарисовать маму из волшебной истории « Семеро козлят». Как вы видите, голова у этого персонажа овальная и чуть повернутая вниз. Из неё выходит вытянутый треугольник со скошенным верхом.

Так как руки лежат на груди, на этом этапе нужно сделать их овальными. На следующем вы добавите кисти и обозначите рукава. Нарисуйте нижнюю и верхнюю юбку, передник. Затем изобразите рога, уши и основу головного убора. Не забудьте нарисовать копыта.

Дальше эта иллюстрация к сказке приобретает цвет. Пусть ребёнок пофантазирует и нарядит козочку так, как он этого хочет, но вы покажете ему, как нарисовать венок, бусы, раскрасить элементы одежды.

Как нарисовать Русалочку — поэтапные иллюстрации к сказке

Этот навык обязательно пригодится, когда вы станете читать ребёнку одноименную сказку. Чтобы нарисовать Русалочку, воспользуйтесь представленными пошаговыми фото.

Сначала изобразите округлую голову. Чтобы затем соблюдать симметричность, рисуя черты лица, проведите вертикальную полосу, но не до конца. На этом этапе нарисуйте шею и тело до талии. На следующем — при помощи ранее проведенной черты изобразите симметричные глаза, а внизу — нос и рот. Дорисуйте хвост. Затем уберите лишние черточки и сделайте лицо более выразительным. Нарисуйте волосы и чешую на хвосте. Покажите ребенку, как раскрасить русалку, чтобы она получилась такой яркой.

Как нарисовать сказку «Золотой ключик»?

Это сделать тоже несложно. Нарисуйте круглую голову, на месте, где будет располагаться плечо — небольшой кружочек. Обозначьте и линию тела. Этот изгиб поможет создать спину и ногу, которая находится чуть сзади. Вторую изобразите на небольшом расстоянии.

Нарисуйте колпачок этого персонажа. Чтобы нарисовать Буратино дальше, изобразите его глаз и ухо. Нарисуйте волосы, которые похожи на стружку. Оденьте и этого персонажа в шорты и курточку. Дайте ему в руки золотой ключик. Останется добавить красок, после чего картина завершена.

Второй персонаж сказки Золотой ключик — Карабас Барабас. Чтобы его нарисовать, сначала изобразите круглую голову, чуть ниже находится мощное тело. Шею не рисуем, тогда фигура Карабаса Барабаса будет казаться ещё массивнее.

В районе живота проведите полукруглую черту, чтобы было видно, где заканчивается рубашка и начинаются брюки.

Нарисуйте руки, ноги, затем бороду и лицо этого отрицательного персонажа. Останется разукрасить его.

Вот как нарисовать сказку « Золотой ключик».

Как поэтапно нарисовать Деда Мороза и Снегурочку?

В преддверии новогодних праздников этот навык будет очень актуальным. Ведь детям в школе наверняка зададут такое задание. Они могут изобразить Деда Мороза и Снегурочку, чтобы сделать открытку и подарить родителям или друзьям.

  1. Начнём с Деда Мороза. Нарисуйте узкий треугольник, который вскоре превратится в его шубу.
  2. Наверху вместо острия начертите полукруг, который вскоре станет лицом. Посередине него проведите вертикальную линию, чтобы черты лица были симметричными. Сверху нарисуйте опушку шапки и ее саму. Изобразите воротник, рукава, посох и бороду.
  3. Чтобы нарисовать Деда Мороза дальше, на втором этапе добавьте ему черты лица, варежки, сделайте бороду более пушистой. Наметьте места, где будут валенки, пояс.
  4. На третьем рисунке этот персонаж становится всё более реалистичным. Покажите, что опушка шубки пушистая. Для этого нужно сделать в этих местах линии более прерывистыми. Таким же образом видоизмените и бороду. Останется покрасить одеяние Деда Мороза, нарисовать ему розовые щеки. Теперь переходим к изображению его внучки.
  5. Чтобы нарисовать Снегурочку, сначала также начертите треугольник, но наверху вместо острого угла нарисуйте шею, голову и схематически изобразите шапку. Так как лицо внучки Деда Мороза повернуто в левую сторону, сдвиньте сюда и вертикальную линию, которая поможет сделать его более симметричным.
  6. Затем проведите горизонтальную, чтобы понять, где будут расположены глаза. Ниже нарисуйте нос и рот. Изобразите руки и муфту девушки. Сделайте этот аксессуар более пушистым, а также опушку на шубе и шапке.
  7. Нарисуйте причёску, черты лица. Чтобы нарисовать Снегурочку дальше, останется только разукрасить ее. Обычно эта девушка щеголяет в шубе и шапке голубого цвета.

Как нарисовать Бабу Ягу?

Когда ребёнок будет рисовать иллюстрацию к сказке, может понадобиться изобразить и этого персонажа.

  1. Сначала схематически изобразите эту бабулю. Круг станет головой, овал — сгорбленной спиной. Чуть ниже его нарисуйте длинную юбку, а наверху изобразите крючковатый нос.
  2. Подбородок у бабушки вытянутый. Это будет видно на втором рисунке. Нарисуйте ее руку, тапочки, глаза, это нужно будет сделать на втором этапе.
  3. На третьем нарисуйте волосы, платок с завязками наверху. Обозначьте, где находится передник и рукава. На следующем этапе нарисуйте нижний зуб Бабе-яге, нанесите рисунок на тапочки, обозначьте пальцы руки.
  4. Останется разукрасить этого персонажа. Вы можете нарисовать ступу с метлой, а также клюку и деревянную тарелку.

Как нарисовать рыцаря, принцессу — поэтапные иллюстрации к сказке

  • Есть волшебные истории, где фигурируют эти персонажи. Чтобы нарисовать сказку с их участием, начнём с изображения девушки.
  • Начертите ее круглую голову, тонкую шею, тело и юбку, похожую на колокольчик. Чтобы изобразить черты лица, сначала проведите вспомогательные линии.
  • Изобразите руки и волосы. На следующем этапе добавьте платью рисунка. Можете украсть его бантиками. Сделайте волосы пышными, а глаза более выразительными.

Останется изобразить корону, веер и можно начинать рисовать рыцаря.

Нарисуйте две фигуры, которые станут его амуницией. Верхний прямоугольник — это шлем. На следующей картинке видно, что нужно дорисовать руку и ноги. Постепенно добавляйте всё новые штрихи. Нарисуйте защиту для коленей и локтей. Останется разукрасить этого героя и порадоваться, как быстро вы смогли нарисовать рыцаря.

Часто на основе сказок снимают мультипликационные фильмы. Это касается и следующего героя.

Как поэтапно нарисовать Винни Пуха?

Нарисуйте овал. Он будет повторять фигуру этого персонажа. Разделите его пополам горизонтальной чертой. Наверху изобразите полукруг, прямо под ним обозначьте два глаза и нос. Также изобразите здесь характерный рисунок, которым вы затем обозначите места вокруг глаз. Нарисуйте уши, лапы.

Вот так рисовать карандашом поэтапно иллюстрацию к этой сказке. Вы видите, что нужно выделить простым карандашом, а какие участки оставить белыми.

Очень интересно заниматься такой творческой работой. Вы можете добавить рисункам других черт, нарисовать героев волшебных историй на фоне леса, дворца.

Посмотрите, как нарисовать иллюстрацию к сказке «Царевна-лягушка».

А если вам нужно нарисовать героев сказки «Репка», тогда посмотрите второй мастер-класс.

  • Статья по теме: Простые рисунки для новичков

Источник

Читайте также:  Техника рисования клода моне
Оцените статью