Проект «Сагаалган»
Светлана Шарапова
Проект «Сагаалган»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сэсэг»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сэсэг»
Проект
Во второй младшей группе «Одуванчики»
«Сагаалган»
Воспитатель: Шарапова С. Г.
Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.
Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.
Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность.
Совершенствовать творческие навыки детей через знакомство с творчеством бурятского народа.
Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее.
Участники проекта: Воспитатели, музыкальные руководители, дети, родители.
Сроки: с 04 по 15 февраля.
Актуальность проекта: Значима для детей дошкольного возраста, т. к. в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения, отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить детей, прежде всего, с ближайшим для них окружением – сложившимися традициями, обычаями культурой, бытом, духовностью родного края. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования, формирования компетентностей. Открытое информационно – образовательное пространство – особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплановое взаимодействие участников образовательного процесса (родителей – детей — педагогов). В результате взаимодействия возникает не только общность интересов и взглядов на традиции, но и создается единое образовательное пространство, в котором вся деятельность ДОУ направлена на изучение истории своего края, освоения общечеловеческих ценностей, уважения национальной культуры, развитию толерантности.
1. Подобрать художественную литературу, картины, иллюстрации, открытки, фотографии.
2. Разработать темы для бесед, подобрать материал, разработать конспекты занятии.
Работа с родителями:
1. Изготовить папку – передвижку на тему «Детям о празднике Сагаалган»
2. Беседя с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалгана.
Разработать системы занятий для детей дошкольного возраста по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа.
«Праздник Сагаалган»
Что мы знаем. Что мы хотим узнать. Как мы это сделали Продукт исследования.
Праздник, угощения, подарки,
едем в гости, кушаем позы, поем песни на бурятском языке. Традиции проведения праздника «Сагаалган» в Бурятии, хадак, национальный костюм, лунный календарь, ехор, национальные блюда, быт бурят, бурятские народные игры. Просмотр фотографий, картин, открыток.
Провели беседы по темам.
Просмотр лунного календаря и беседа.
Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.
Лепили из пластилина пиалу, рисовали узор на сапожках,
Изготовили из бумаги юрту.
Слушали бурятскую народную сказку и смотрели кукол кукольного театра сказки «Как собака нашла себе хозяина».
Познакомились с бурятскими народными играми. Название года по лунному календарю.
Название отдельных фрагментов бурятского костюма.
Мелодии бурятских песен, бурятских композиторов, просмотр ехора.
Сказки народов Бурятии.
Содержание проектной деятельности
Беседа «Сагаалган – праздник белого месяца»
Познавательная презентация «Лунный календарь»
Папка – передвижка для родителей на тему «Детям о празднике Сагаалган»
Прослушивание бурятских песен и мелодий бурятских композиторов.
Просмотр народного танца ехор на видеозаписи.
Беседа на тему «Бурятский национальный костюм»
Декоративное рисование «Укрась узором сапожки»
Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь»
Подвижная игра «Овцы и ягнята», «Бээлэй»
Показ кукольного театра бурятской сказки «Как собака нашла себе хозяина друга»
Выставка поделок «Символ нового года»
Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.
Пополнение патриотического уголка: Альбом «Животные Бурятии», «Мир природы», «Памятные места в Бурятии»
Просмотр мультфильма «Жадный Хасан»
Области развитие. Содержание работы. Дата проведения. Материал
(Нравственное воспитание, семья) Беседа на тему «Сагаалган – праздник белого месяца»
Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в гости» 04. 02. 2019год.
06. 02. 2019год. Фотографии, иллюстрации, картины с изображением празднования праздника Сагаалган в Бурятии.
Бурятские шапочки, хадак, подарки, угощенье, игрушечная посуда, аудиозапись с мелодией бурятских композиторов.
Познавательное. (Ознакомление с социальным миром, предметным миром) Беседа на тему
Презентация «Бурятский национальный костюм» 07.02.2019год.
08. 02. 2019год. Лунный календарь, картинки с изображением животных.
Видеозапись картин с изображением бурятских национальных костюмов.
Речевое. (Чтение художественной литературы
пополнение словарного запаса новыми словами, бурятская разговорная речь) Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь»
Показ кукольного театра, сказки «Как собака нашла себе хозяина» 07.02.2019. год.
14.02.2019 год. Сборник бурятских народных сказок, куклы кукольного театра.
(Лепка, рисование, аппликация, музыкальные занятия) Декоративное рисование «Украсим сапожки узором»
Прослушивание музыки бурятских композиторов.
Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе. 12.02.2019 год.
08.02.2019 год. Краски, гуашь, кисти для рисования, салфетки, образцы узоров, изображение сапожков на каждого ребенка, картинки с изображением частей бурятских национальных костюмов.
Физическое. Подвижная игра «Овцы и ягнята»
Подвижная игра «Бээлэй» 08.02.2019. год.
15.02.2019 год. Большие и маленькие мячи на каждого ребенка, палочки, варежка.
Самоанализ по работе проекта.
За время проведения проекта дети познакомились с традициями проведения праздника Сагаалган на Бурятской земле, узнали животных, символизирующих название года по лунному календарю, атрибуты национальной одежды бурятского народа, прослушали несколько песен на бурятском языке. С детьми украшали бурятский сапожок несложным узором, лепили пиалу новым приемом из разного по цвету пластилина, рисовать и лепить детям понравилось. Посмотрели и прослушали сказки бурятского народа, посетили праздник «Сагаалган» в старшей группе, разучили правила подвижной игры «Бэлэй», начали учить правила другой подвижной игры «Овцы и ягнята»
Для родителей изготовили папку – передвижку «Детям о празднике Сагаалган».
Педагогический проект: Праздник Белого месяца (Сагаалган) Руководитель проекта : Федотова Елена Анатольевна (воспитатель). Участники: воспитатель, дети, родители. Возраст детей: от 4 до 5 лет..
Проект «Космос» Проект «Космос».Тип и вид проекта — информационно-творческий, краткосрочный, групповой. Участники проекта — дети, воспитатели, родители.
Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.
Проект «Мир оригами» Актуальность проекта. В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Жизнь в эпоху научно-технического.
Проект «Моё творчество» Методический паспорт проектаРуководитель проекта: педагог МАДОУ «Ягодка» средней группы Лазарчук Т. Н. Вид проекта: информационно познавательный,.
Проект «Моя семья» Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения, до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет.
Проект «На стыке двух культур: Сагаалган и Масленица» в группе раннего возраста Продолжительность проекта: краткосрочный (с 26 февраля по 28 февраля) Вид проекта: познавательный, творческий. Участники проекта: дети,.
Проект «Птицы» К празднику Птиц мы с ребятами готовились с большим интересом. пересмотрели множество альбомов и открыток. Слушали голоса птиц на аудио.
Проект «Шаг навстречу» Взаимодействие с семьями воспитанников второй младшей группы «Гномики» в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».На РМО, я представляла.
Сценарий праздника в детском саду «Сагаалган» Цель: Помочь детям в освоении понятий бурятской национальной культуры. Познакомить с историей и смыслом праздника Сагаалган. Воспитывать.
Источник
Конспект НОД в подготовительной группе Сагаалган – Белый месяц.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
познакомить детей с бурятским национальным праздником – Сагаалган.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sagaalgan.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
Сагаалган – Белый месяц.
Воспитатель Некрасова Л. В.
Сагаалган – Белый месяц.
Цель: формирование у детей представления о национальном бурятском празднике – Сагаалган.
Задачи : познакомить детей с традициями бурятского народа; обогатить и расширить знания детей о мероприятиях, проводимых на празднике Сагаалган; развивать физическую активность, развивать речь и память; воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям бурятского народа, поддерживать интерес к истории бурят.
Предварительная работа: Просмотр мультипликационного фильма « Сагалган» Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, проживающих на территории Бурятии. Чтение бурятских сказаний, участие в бурятских играх.
Материалы к занятию: Презентация «Сагалган» , макет юрта, платки с национальным орнаментом
Здравствуйте! Вот и пришёл на землю Бурятии светлый, красивый праздник – Сагаалган. Весел и торжественен в этот день народ Бурятии.
Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей) Просмотр презинтации «Сагалган»
Сагаалган — это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц, один из самых популярных праздников бурят. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.
Это возрождение, духовных начал в каждом из нас, давних традиций и обычаев. Проходят годы, но буряты не утратили свои обычаи, они свято чтут традиции своих дедов и отцов. Они в праздничные дни Сагаалгана, веселятся, ходят, друг другу в гости, поздравляют с праздником «Белого месяца», желают друг другу счастья, удач, успехов и здоровья
Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. Ребята, а что такое белая пища? (молоко, сметана, творог, кефир И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.
Ещё за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребали весь мусор. Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды.
Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчёсывали им гриву, готовили новые сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.
Хозяйки готовили кушанья и начинали их выставлять во второй половине дня. Приготавливались подарки. Люди шли поздравлять своих старших родственников – бабушек и дедушек, мам и пап. Праздники сопровождали песни, танцы и игры. А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские загадки очень своеобразные – а какие – то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.
- Белое одеяло степь покрывало (снег).
- Палочка зверя победила. (Стрела)
- Этот дом переносной
В стороне стоит степной.
Тёплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша вверх уходит круто
Это войлочная … (юрта).
— Что такое юрта? юрта – это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные.( расмотреть макет юрты) :
Верно, юрта – жилище бурят – скотоводов. (выставляет макет юрты).
Что вы можете о ней рассказать?
(ответы детей). (круглая, без углов)
Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым А давай те поиграем?
Сейчас мы поиграем в игру про юрты
Проводится игра «Построй юрту Участвуют 12 человек – на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу. А теперь мы заселим эти юрты ребятами (Ребята садятся в юрте)
А какой же праздник без игр. Какие бурятские игры вы знаете? Давайте сыграем в бурятскую игру « Иголка , ниточка узелок»
По восточному календарю наступил Новый год – год Огненного Петуха он предвещает здоровье, благополучие в семье,. Давайте встретим его добрыми словами
Здоровья, мира и добра
Вам от души желаем
И с Сагаалганом всех друзей
По случаю праздника и для пожелания удачи,
Наш бурятский хоровод если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг
Дети, взявшись за руки, исполняют танец «Ёхор».
А теперь ребята, давайте поиграем в народную бурятскую игру «Табун»
Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось ? А напоследок я хочу сказать:
Белый месяц! Белый месяц!
Подари нам доброты,
Чтобы в мире и согласии
Лучше, крепче жили мы
А напоследок я хочу сказать:
Белый месяц! Белый месяц!
Подари нам доброты,
Чтобы в мире и согласии
Лучше, крепче жили мы
Источник