Рисование такие разные звуки

Конспект занятий по рисованию в подготовительной группе на тему «Рисуем музыку»

Коновалова Наталья
Конспект занятий по рисованию в подготовительной группе на тему «Рисуем музыку»

РИСОВАНИЕ МУЗЫКИ

Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков — определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри.

Тема: «Музыкальный рисунок»

Цели занятия:

1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)

3. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

4. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.

Материал для занятия:

• набор гуашевых красок;

• стаканчик с водой.

Предварительная работа: прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы на аудиокассете из серии «Волшебные голоса природы. Малыш на острове», ЗАО «СБС-рекордз», 2005.

Ход занятия

1. Организационная часть

Педагог предлагает вниманию детей звукозапись с пением птиц, шумом воды.

Педагог. Ребята, что вы себе представляете, слушая звуки природы?

Дети. Прогулку по лесу, по парку, по берегу реки, моря.

Педагог. Если бы вы попали рано утром в лес,то услышали мно-гообразие звуков: шелест листвы, перекликание и посвистывание птиц, кукование кукушки, журчание лесного ручья. Все это человек слышал еще в глубокой древности. Сначала он начал подражать услышанным звукам, а потом сам стал сочинять разные мелодии. Однажды человек срезал тростник и подул в него, получился необычный красивый звук. Так стали появляться первые музыкальные инструменты, которые помогли человеку исполнять придуманные им мелодии. И родилось прекрасное искусство — музыка.

Педагог предлагает вниманию детей аудиозапись соловьиной трели в сочетании с классической мелодией Ф. Шуберта «Серенада».

Педагог. Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?

Дети. Петь, танцевать, веселиться.

Педагог. А если мелодия медленная, грустная?

Дети. Тихо посидеть, подумать, погрустить.

Педагог. Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать ее, но и слышать. Вот сейчас мы и проверим, как вы слышите музыку.

Музыкально-подвижная игра «Музыкальные змейки»11

Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. У каждой колонны (змейки) своя мелодия (марш, вальс, полька). Каждой команде дают возможность прослушать свою мелодию, затем включается любая из них. Змейка, чья мелодия звучит, идет под музыку в разных направлениях по свободному пространству группы. После прекращения музыки останавливается в том положении, в котором ее застала последняя музыкальная фраза. То же происходит и с двумя другими змейками. Игра может повторяться. При включении незнакомой мелодии, ранее не слышанной и не имеющей отношения ни к одной из змеек, команды быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.

Педагог. Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета, они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий — прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музык / красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению. Как вы уже догадались, мы сегодня с вами будем рисовать музыку.

2. Практическая часть

1Прослушивание музыкального произведения.

2Предложение высказаться, какие цветовые ассоциации вызывает прослушанная музыка.

3Работа детей, сопровождаемая звучанием музыкального произведения.

4Пожелание детям по ходу работы: заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.

3. Итог занятия

Педагог. Ребята, посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.

В конце занятия проводится хороводная игра «Шире круг»11.

Участники игры встают в круг и берутся за руки, поют песни и выполняют

Фотоотчёт «Мы рисуем музыку» Фотоотчёт на тему: «Мы рисуем музыку» Добрый день! Хочу поделиться с вами своим фотоотчётом на тему: «Мы рисуем музыку». Данную форму.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в средней группе «Ёжик. Рисуем вилкой» Цель: знакомство с техникой нетрадиционного рисования (вилками). Задачи: обучение детей методам и приёмам нетрадиционной технике рисования;.

Конспект НОД по рисованию мятой бумагой в подготовительной группе на тему «Букет сирени» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе на тему: «Букет сирени» (нетрадиционное рисование мятой бумагой) Тема: «Букет сирени».

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе на тему «Дорожные знаки» Цели: закрепление представление о различных дорожных знаках и их назначении; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;.

Источник

Звуки карандаша скачать и слушать онлайн

[73,67 Kb] (cкачиваний: 543). Тип файла: mp3.

Звук точилки для карандаша, которым точат карандаш

[45,92 Kb] (cкачиваний: 462). Тип файла: mp3.

Звук быстрого разукрашивания карандашом

[135,42 Kb] (cкачиваний: 5699). Тип файла: mp3.

Звук закрашивания рисунка с помощью цветного карандаша

[212,75 Kb] (cкачиваний: 1060). Тип файла: mp3.

Звук раскраски карандашом

[182,49 Kb] (cкачиваний: 1231). Тип файла: mp3.

Звук: коробку с карандашами взяли в руку

[65,11 Kb] (cкачиваний: 349). Тип файла: mp3.

Звук подчеркиваний с помощью карандаша (создаем линии)

[131,14 Kb] (cкачиваний: 3021). Тип файла: mp3.

Звук работы электронной точилки для карандаша

[80,7 Kb] (cкачиваний: 62). Тип файла: mp3.

Звук: карандаш положили на стол

[13,1 Kb] (cкачиваний: 516). Тип файла: mp3.

Звук: карандашом написали какое-то слово

[21,61 Kb] (cкачиваний: 2059). Тип файла: mp3.

Звук написания букв на листке бумаге с помощью карандаша

[39,94 Kb] (cкачиваний: 1770). Тип файла: mp3.

Звук: зачеркнули карандашом неправильную букву

[16,66 Kb] (cкачиваний: 260). Тип файла: mp3.

Звук: закрасили карандашом все слово

[31,33 Kb] (cкачиваний: 435). Тип файла: mp3.

Звук сломанного карандаша (откололся графитовый стержень)

[12,16 Kb] (cкачиваний: 208). Тип файла: mp3.

Раздражающий звук карандаша

[39,89 Kb] (cкачиваний: 142). Тип файла: mp3.

Звук, где карандаш сломался на 2 части

[20,73 Kb] (cкачиваний: 203). Тип файла: mp3.

Продолжительный звук написания карандашом письма

[172,86 Kb] (cкачиваний: 1087). Тип файла: mp3.

Звук: берем из школьного пенала карандаш

[7,14 Kb] (cкачиваний: 77). Тип файла: mp3.

Звук: кладем обратно в пенал карандаш

[8,37 Kb] (cкачиваний: 133). Тип файла: mp3.

Звук карандаша делающего линию (подчеркнули)

[12,24 Kb] (cкачиваний: 1446). Тип файла: mp3.

Звук стирания карандаша с помощью стёрки на обратной стороне

[11,83 Kb] (cкачиваний: 297). Тип файла: mp3.

Звук катящегося карандаша по столу

[17,14 Kb] (cкачиваний: 264). Тип файла: mp3.

Звук пишущего карандаша по бумаге

[1,28 Mb] (cкачиваний: 1276). Тип файла: mp3.

Звук рисования углем или цветным карандашом

[597,86 Kb] (cкачиваний: 236). Тип файла: mp3.

Звук бросания карандаша

[91,74 Kb] (cкачиваний: 147). Тип файла: mp3.

В поисках нужного цвета среди всех карандашей в коробке

[57,45 Kb] (cкачиваний: 76). Тип файла: mp3.

Звук: стружку и грифельную крошку от карандаша сминают в руке (кто-то может назвать их опилками)

[24,08 Kb] (cкачиваний: 72). Тип файла: mp3.

Делаем несколько линий карандашом

[41,22 Kb] (cкачиваний: 682). Тип файла: mp3.

Звук написания карандашом на газете, когда разгадываешь сканворды

Источник

Рисованный звук: из прошлого в будущее

Содержание статьи

Творческому человеку всегда интересны смелые эксперименты, открывающие новые горизонты и возможности. Фантастическая идея — рисовать музыку, создавать неповторимые картины, воплощающие графику и звук, уходит корнями в начало XX века. В этой статье я расскажу об истории вопроса, а также о двух своих разработках, позволяющих делать удивительное — записывать и воспроизводить звуки в графическом виде.

Предыстория

В 1904 году французский изобретатель Юджин Августин Ласт представил прототип системы оптической записи звука на кинопленку, а в 1911 устроил, возможно, первый в истории показ фильма с использованием новой техники. Началась эра заката немого кино и революционных открытий в области синтетического звука — впервые удалось получить простой, удобный и очень наглядный способ управления аудиоинформацией.

Хакер #185. Докажи баг!

В конце 1920-х годов при работе над одним из первых советских звуковых фильмов преимущества подобной техники отметили композитор Арсений Авраамов, конструктор Евгений Шолпо и режиссер-аниматор Михаил Цехановский. Логическая цепочка выстраивалась следующая: если мы ясно видим дорожку с записанной звуковой волной — значит, мы можем эту же волну создать искусственно, просто нарисовав ее от руки. А что, если поместить туда орнамент, сложное сочетание узоров или примитивов евклидовой геометрии? Насколько фантастичным будет результат? Ведь таким образом можно нарисовать совершенно уникальный, не существующий в природе звук, а музыку можно писать без реальных инструментов, микрофонов и исполнителей.

Несколько лабораторий вскоре занялись изучением этих вопросов. И в результате появились синтезаторы оптической фонограммы: «Вариофон» Евгения Шолпо, «Виброэкспонатор» Бориса Янковского, машина Николая Воинова для разметки «гребенок» из бумаги — базовых фрагментов синтезируемого звука. На слух все это очень напоминало современную 8-битную музыку, но с большей степенью свободы: любые формы колебаний, неограниченная полифония, самые невообразимые ритмические рисунки. Вы только вдумайтесь — оптический синтезатор, музыкальный компьютер в тридцатые годы прошлого столетия! Но это только цветочки. Мысль советских инженеров пошла дальше.

Евгений Шолпо. Вариофон. 1933

В отличие от своих коллег акустик Борис Янковский одним из первых осознал, что для создания сложных, приближенных к живым звуков недостаточно описания одной только формы колебаний. Важнейшая часть акустической информации — это спектр, четко определяющий частотный состав звука, его окраску, по которой мы даем такие субъективные определения, как яркий, теплый, металлический, похожий на человеческий голос и так далее.

Янковский начал структурировать базовые графики спектра в своего рода «таблицу Менделеева» звуковых элементов, параллельно разрабатывая алгоритмы их обработки и гибридизации для получения новых звуков на базе «спектростандартов». К сожалению, перемены в стране и война не дали Янковскому довести работу до логического завершения.

Тему продолжил его знакомый, молодой изобретатель Евгений Мурзин, впечатленный наработками в области «графического звука» и задумавший грандиозный проект — универсальную фотоэлектронную машину, способную синтезировать любой звук, любой музыкальный строй методом рисования спектрограммы (зависимость спектра от времени) на специальном холсте без отвлекающих операций вроде проявки и сушки пленки. Это упростило бы кропотливую работу композитора, предоставив небывалую свободу для творчества.

Буквально на коленке, трудясь вечерами в комнате двухэтажного барака, Мурзин закончил рабочую модель аппарата в 1958 году. Аппарат весил больше тонны и внешне имел мало общего с музыкальным инструментом в классическом понимании. Изобретение было названо «АНС» в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Несмотря на внешний вид, АНС стал мировой сенсацией, опередив свое время на десятилетия и очень удачно вписавшись в период космической эйфории со своим неповторимым атмосферным звучанием.

АНС Евгений Мурзин показывает свое детище. ВДНХ. 1962 АНС, скан из журнала «Техника — молодежи» 1960 АНС, скан из журнала «Техника — молодежи» 1960 Оптико-механический генератор чистых тонов синтезатора АНС

АНС чем-то напоминает современный сканер, только двигается в нем не сканирующая полоска, а сама поверхность с изображением — большая стеклянная пластина (партитура), покрытая непрозрачной краской. Краска в нужных местах снимается тонким резцом, образуя рисунок спектрограммы музыкального произведения. Партитура плавно передвигается, проходя над отверстием, из которого идет прерывистый «модулированный» луч света от оптико-механического генератора чистых звуковых тонов на базе пяти специальных дисков оптической фонограммы. Часть света проходит через прозрачные области партитуры, после чего фокусируется на набор фотоэлементов, с которых выходит готовый к воспроизведению звук в форме колебаний электрического тока.

Сердце АНСа — это упомянутый диск с рисунком из 144 дорожек (как на грампластинке), прозрачность которых изменяется по синусоиде с определенной частотой. Разница по частоте между соседними дорожками — 1/72 октавы. Таким образом, один диск содержит две октавы, а октава делится на 72 чистых тона — Мурзин считал классическую 12-тоновую темперацию существенным ограничением. По сути, каждый диск — это оптическая реализация алгоритма преобразования Фурье, лежащего в основе многих современных программных синтезаторов и эффектов. Это в порядке вещей сейчас, во времена гигагерц и гигабайт, но 50 лет назад было просто невероятно — спектральный синтезатор, способный играть 720 чистых тонов одновременно! Недаром АНС считается первым в мире многоголосным музыкальным синтезатором.

Если ты думаешь, что никогда не слышал звуки АНСа раньше, то, скорее всего, ошибаешься. Вспомни хотя бы фильмы Андрея Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», завораживающие волшебной музыкой Эдуарда Артемьева. Или сцену ночного кошмара из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Стоит отметить, что карьера самого Артемьева как композитора-электронщика началась именно со знакомства с АНСом и его создателем в 1960 году. Кроме Артемьева, с инструментом успели поработать Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Станислав Крейчи, а звуки АНСа в разное время использовали в своей музыке такие группы, как Coil и Bad Sector.

К сожалению, до наших дней дошел лишь один экземпляр синтезатора АНС, изготовленный промышленно в конце 1963 года. Находится он в Москве в Государственном музее музыкальной культуры имени Глинки. Несмотря на непростую судьбу, аппарат по сей день в рабочем состоянии и время от времени играет для посетителей музея под чутким присмотром Станислава Крейчи. Для тех же, кто далеко от Москвы или просто хотел бы поэкспериментировать со звучанием АНСа у себя дома, существует программный симулятор под названием Virtual ANS.

Virtual ANS: графический редактор

Разработка Virtual ANS ведется автором данной статьи с 2007 года. Цель программы — максимально воссоздать ключевые особенности, атмосферу железного АНСа, расширив при этом оригинальную идею с учетом богатых возможностей современных компьютеров. Из основных отличий:

  • программа кросс-платформенная (Windows, Linux, OS X, iOS, Android), что позволяет наслаждаться работой с инструментом где угодно и на чем угодно: начиная от дешевого телефона и заканчивая мощным студийным компьютером;
  • количество базовых генераторов чистых тонов теперь ограничено лишь фантазией пользователя и скоростью центрального процессора;
  • появилась возможность обратного преобразования из звука в спектр.

Virtual ANS — графический редактор с классическим набором инструментов: примитивы, кисти, слои, эффекты, загрузка/сохранение PNG, GIF, JPEG. Но картина, которую ты увидишь на экране, есть на самом деле партитура музыкального произведения (она же сонограмма или спектрограмма), которую в любой момент можно послушать или слушать и рисовать одновременно. Партитура раскладывает композицию на «звуковые атомы» — неделимые кусочки чистых тонов (синусоидальных колебаний). По горизонтали — ось времени X (слева направо). По вертикали — высота тона Y (снизу вверх от басов к высоким частотам). Яркость отдельного пикселя — это громкость чистого тона с частотой Y в момент времени X. Изображение спектра по вертикали делится на октавы, октава — на 12 полутонов, полутон — на еще более маленькие еле уловимые на слух микротоны, для точного описания любого музыкального строя, любого самого немыслимого тембра. Если на партитуре АНС провести горизонтальную линию толщиной в один пиксель, то мы услышим единственную синусоиду с постоянной частотой. Чем толще линия — тем больше чистых тонов будет входить в ее состав, тем сложнее будет звук, и тем сильнее звучание будет приближаться к белому шуму, насыщенному обертонами всех частот слышимого диапазона. Сочетание таких линий с другими фигурами разной яркости дает неожиданные и интересные звуковые вариации.

В процессе работы над Virtual ANS появилась любопытная мысль. Фрагмент аудиофайла или, скажем, запись голоса с микрофона можно преобразовать в партитуру АНС, то есть в спектрограмму — картинку с закодированным в ней звуком. И звук этот можно с легкостью воспроизвести обратно при помощи той же самой программы. Возникает естественное желание распечатать картинку спектра на принтере и получить бумажную копию своего голоса или музыки.

Именно для этих целей был задуман PhonoPaper — еще один проект, наследующий идеи звуковых революционеров прошлого столетия. Что же такое PhonoPaper?

  1. Формат изображения, в котором закодирован звук. От спектрограммы АНС этот код отличается только тем, что сверху и снизу появились специальные маркеры, по которым считывающее устройство точно определяет границы блока со спектром.
  2. Приложение-сканер для чтения PhonoPaper-кодов в реальном времени при помощи камеры.
  3. Приложение-рекордер для конвертации 10 секунд звука в PhonoPaper-код. Хотя для более точного управления преобразованием лучше всего использовать описанный выше Virtual ANS.

PhonoPaper-код можно назвать аналоговым, так как в его составе нет цифровой информации, а сам он может быть записан на любой доступной поверхности (бумага, пластик, дерево). По этой причине для него некритичны разного рода искажения: при плохом освещении и измятой бумаге ты как минимум услышишь «очертания» оригинального послания. Для прослушивания кода не требуется выход в сеть — вся необходимая информация хранится непосредственно на картинке, а проигрывание начинается мгновенно после попадания в поле зрения камеры. При этом, как и в синтезаторе АНС Мурзина, пользователь сам контролирует скорость и направление игры, сканируя звуковой код вручную (хотя имеется и автоматический режим).

Есть ли практический смысл? Представь себе: звуковые подсказки в детских книжках или учебниках; кусок новой песни на диске или рекламном плакате группы; аудиометки на товарах; секретные послания на стенах зданий; звуковые открытки и разного рода арт-эксперименты. Это имело бы смысл при наличии очень простого способа чтения таких изображений. Ведь его нужно сфотографировать, загрузить в программу и безошибочно указать границы спектра, базовую частоту и количество октав.

Virtual ANS. Рисуем музыку на iPad

Инструкция по применению

  1. Установи приложение PhonoPaper на iPhone или Android-смартфон.

Версия для iOS

Версия для Android

Версия для Android, отдельный APK-файл

  1. Запусти приложение.
  2. Наведи на каждую фонограмму.

Источник

Читайте также:  Рисование одной кистью двумя красками
Оцените статью