- Рисование векторных линий в Photoshop
- Правильный вектор: бесплатные инструменты для создания векторной графики
- ⇡#«Рисунки Google» — самый простой векторный редактор, который всегда под рукой
- ⇡#Autotracer — бесплатный конвертер растровых картинок в вектор
- ⇡#Vector Paint — векторный редактор в Chrome, который может работать и без браузера
- ⇡#SVG-Edit — онлайновый векторный редактор
- ⇡#Chittram — простой онлайновый редактор
- ⇡#Inkscape — полноценная альтернатива коммерческим пакетам
- ⇡#ZebraTRACE — бесплатное создание гильошей
- ⇡#Заключение
Рисование векторных линий в Photoshop
Два последних векторных инструмента, о которых мы пока не говорили, — это перья — обычное (Реп) и свободное (Freeform Pen). Оба вызываются клавишей Р.
Перья могут пригодиться как для рисования, так и для создания контуров выделения вручную. Очень не хочется ничего делать вручную, но иногда просто нет другого выхода. Представьте себе, что вам надо обработать или векторизовать (перевести в векторную форму) черно-белый рисунок с каким-нибудь хитро переплетенным орнаментом, элементы которого ну никак не удается выделить и превратить в контур автоматическими средствами. Вот и берете, помолясь, перышко и начинаете свой кропотливый труд.
Или вам надо изобразить очень мелкую детальку для анимированного баннера (баннеры, как известно, и сами маленькие, а уж детали на них и совсем крошечные). Естественное желание всякого нормального человека — нарисовать ее крупно, а потом уменьшить. Если вы сравните, что получится от такого уменьшения растрового рисунка и векторного (даже притом, что вектор в конце концов придется переводить в растр), вы поймете, насколько вектор лучше подходит для таких операций. (О разнице результатов увеличения я вообще молчу!)
Свободное перо Freeform Pen рисует так же, как карандаш или лассо. Сходство с лассо усугубляется настройкой Magnetic, которую вы обнаружите на панели настроек (см. рис. 1.107). Если в этом квадратике поставить галочку, то получится рисование в точности такое же, как выделение границы двух объектов магнитным лассо. А значит, при создании сложных контуров мы сможем привлекать в помощники искусственный интеллект программистов фирмы Adobe.
Рис. 1.107. Настройки свободного пера
Может показаться, что, в отличие от магнитного лассо, магнитный вариант свободного пера нельзя настроить (задать ширину зоны, в которой ищется граница двух объектов, контраст и частоту расстановки узелков). А если не торопиться, да вспомнить о дополнительном меню настройки, которое по обыкновению прячется под незаметным черным треугольничком, то мы увидим, что все прекрасненько настраивается (см. рис. 1.108).
Хочу обратить ваше внимание на пять кнопочек правее центра. Первая задает, что каждая векторная кривая рисуется на отдельном слое. Все остальные задают рисование кривой на том же слое: с добавлением ее к общему контуру (кнопка Add to shape area), с вычитанием новой кривой из общего контура (Subtract from shape area), с пересечением (Intersect shape areas) и исключением перекрывающихся частей (Exсlude overlapping areas).
Перья ведут себя по-разному, когда мы работаем в режиме создания векторных объектов (нажата кнопка Shape Layers) и когда рисуем контуры (нажата кнопка Paths)
Рис 1.108. Настройки магнитного пера
В первом случае, едва мы отпустим кнопку мыши, как кривая автоматически замыкается, и мы получаем залитую первым цветом фигуру. На самом деле, как мы понимаем, создается заливочный слой и к нему — векторная маска из нашей кривульки.
Во втором случае линия автоматически не замыкается, можете оставить ее разомкнутой (это не касается магнитного пера). Но можете и замкнуть: оказавшись снова вблизи той точки, откуда начинал свое путешествие, курсор меняется, в нем появится кружочек . Отпустите кнопку мыши, и контур замкнется.
При работе с магнитным пером завершить рисование можно также двойным щелчком в любом месте рисунка. Photoshop завершает контур не тупым соединением двух точек отрезком прямой, но старается провести его так же, как остальную часть кривой, — по линии с максимальным контрастом.
Обычное перо может рисовать кривые и ломаные линии. Если щелкнуть мышкой в одной точке, потом в другой, потом в третьей, то Photoshop будет соединять их отрезками прямой, точно так же, как это происходит при работе с многоугольным лассо. Если вы угодите мышкой в начальную точку своей линии, то она замкнется — получится уже не линия, а фигура или контур.
У ломаной линии как раз и будут узелки без касательных, которые можно таскать, но нельзя искривлять.
Если же вы, щелкнув мышкой в начале рисования, не отпустили кнопку мыши и потащили курсор в сторону, то будет рисоваться кривая — так называемая кривая Безье. Тут у каждого узелка будет по две касательных.
После первого нажатия мышиной кнопки Photoshop ставит начальную точку кривой. Когда вы тащите мышку, растягивается не сама кривая, а только касательная (см. рис. 1.109, а). Чтобы вести касательную строго вертикально, горизонтально или под 45°, держите нажатой клавишу Shift.
Рис. 1.109. Этапы рисования кривой Безье
Следующий щелчок: ставится вторая точка, и Photoshop соединяет ее с первой (рис. 1.109, б). Если кнопку не отпускать, снова потянуть мышку, то получится еще одна касательная (рис. 1.109, в).
И так далее, пока вы не переключите инструмент или не замкнете кривую (рис. 1.109, г). Отпустив кнопку мыши, вы превращаете линию в готовую фигуру произвольной формы (рис. 1.109, д).
Щелчок по любому узелку в процессе создания кривой удаляет этот узелок. Щелчок по линии, наоборот, добавляет узелок в этом месте. Но только при наличии галочки в строке Auto Add/Delete в настройках пера.
Источник
Правильный вектор: бесплатные инструменты для создания векторной графики
Компьютерная графика — очень широкое понятие. Кому-то при упоминании этого термина на ум придут трехмерные шедевры от студий Pixar и Dreamworks, другие подумают про цифровую фотографию, третьи решат, что речь идет об оформлении компьютерных игр. Но также обязательно найдется немало и тех, кто свяжет это словосочетание с векторной графикой. Несмотря на необычайную популярность векторной графики, многие пользователи совершенно незнакомы с особенностью векторных рисунков. Что же кроется за словами «векторная графика» и почему она так востребована?
Обычный растровый рисунок представляет собой некоторый массив точек. Этот массив может визуализироваться с максимальной точностью или приблизительной. В первом случае информация о точечном рисунке передается без потерь, но занимает много памяти. Во втором случае графическое изображение может быть передано с условной точностью. Напрашивается прямая аналогия со звуком, который сжимается «без ощутимых потерь» в формат MP3. Для графики схожий формат — JPG. При умеренной и не очень высокой степени сжатия исходный массив точек вполне угадывается. Алгоритмы визуализации растровой графики могут различаться, но суть их одинакова — картинка имеет жесткую привязку к пиксельной матрице.
Для визуализации векторного изображения используется совершенно иной подход. Каждый векторный рисунок создается при помощи геометрических фигур и кривых. Использование математики при описании рисунка дает огромное преимущество: при масштабировании векторных элементов исходная картинка нисколько не теряет в качестве. Растровый же рисунок при изменении размеров ведет себя иначе — линии объектов на изображении при увеличении обрастают заметной «гребенкой». Эти артефакты присутствуют на изображении изначально, поскольку растровый рисунок априори не может содержать непрерывных элементов — линий, геометрических форм и так далее. Все это в растре выглядит как матрица пикселей, которая тем заметнее, чем сильнее увеличен растровый рисунок.
Не лишены недостатков и векторные форматы. Необходимость использования простых элементов для построения рисунка часто становится серьезным препятствием для интерпретации сложной картинки. Например, перевести обычный пейзажный снимок в векторный формат крайне затруднительно, поскольку объектов на нем много и их геометрия очень сложна.
В промышленной полиграфии векторные форматы одинаково хорошо выглядят при печати изображений любых размеров — больших и маленьких. Растровые же картинки при увеличении не только превращаются в мозаику, но и могут содержать артефакты компрессии. Кроме этого, векторные форматы удобно использовать в программировании, поскольку они легко описываются математическими выражениями.
Профессиональные дизайнеры используют для создания векторной графики инструменты, проверенные годами, например Adobe Illustrator и CorelDraw. Но любителю, которому нужно быстро создать логотип для печати на футболке или техническую иллюстрацию, незачем прибегать к столь громоздким и дорогостоящим приложениям. Можно обойтись бесплатными, а иногда — даже онлайновыми инструментами. С их помощью можно перевести растровое изображение в векторное, сделать набросок несложного дизайна, сгенерировать узор гильоша и так далее.
⇡#«Рисунки Google» — самый простой векторный редактор, который всегда под рукой
Самый известный, простой и доступный онлайновый векторный редактор — это «Рисунки» в сервисе «Google Диск». Это веб-приложение входит в состав онлайнового офиса от Google и больше ориентировано на совместную работу и добавление графических элементов в офисные документы других типов, чем на создание векторной графики. Однако все же некоторые базовые средства для работы с ней тут имеются.
При помощи веб-приложения «Рисунки» можно создавать различные фигуры, стрелки, выноски, графические элементы формул, добавлять прямые линии, кривые, ломаные, стрелки и каракули. Также доступно добавление текстовых элементов, импорт растровых изображений. Векторные рисунки импортировать можно, но редактировать — нет (доступен только просмотр).
К любому элементу векторного рисунка можно добавлять комментарии, а готовым проектом можно поделиться с избранными пользователями либо сделать его общедоступным для просмотра или даже для редактирования.
⇡#Autotracer — бесплатный конвертер растровых картинок в вектор
Когда речь идет о сложных векторных рисунках, иногда бывает проще не создавать их с нуля, а векторизовать растровое изображение, то есть преобразовать его в векторный формат. Этот процесс также называют трассировкой.
Соответствующие средства есть практически в любом векторном редакторе, но векторизация может быть еще более простой благодаря онлайновым инструментам. Можно найти не один веб-сервис, который предлагает подобные услуги. Например, очень удобен в работе бесплатный ресурс Autotracer. С его помощью можно преобразовать файлы PNG, BMP, JPEG и GIF в векторный формат и сохранить в формат SVG, EPS, PDF, DXF.
Сервис полностью бесплатен, но есть одно ограничение: размер исходного файла не должен превышать один мегабайт. Перед преобразованием можно задать некоторые настройки: определиться с числом цветов, которые будут оставлены на растровом изображении перед векторизацией, а также избавиться от зашумленности, указать, в каких случаях линии будут приняты за кривые. Сам процесс происходит очень быстро, поэтому, если качество конечного рисунка неподходящее, всегда можно поэкспериментировать с настройками и попробовать снова.
⇡#Vector Paint — векторный редактор в Chrome, который может работать и без браузера
Vector Paint — это веб-приложение для Google Chrome, созданное на HTML5, однако работать оно может и без браузера. Оно относится к новому поколению приложений, представленных в начале сентября нынешнего года. Запускать такие приложения можно прямо с рабочего стола — открытый браузер, равно как и доступ к Интернету, для их использования не нужны.
Vector Paint содержит достаточно большую коллекцию различных предустановленных форм, которые можно использовать в проектах: тут и часы, и тучки, и стрелочки, и животные, и нотки, и многое другое. Формы можно создавать и вручную, используя прямые и ломаные линии, инструмент для рисования произвольных форм, прямоугольник, эллипс. Для каждого элемента есть возможность выбрать цвет, толщину и тип обводки, а также цвет заливки, сделать его частично прозрачным, добавить один из множества эффектов (искажения, тени, текстуры, псевдо-3D и прочее). Предусмотрены и инструменты для управления элементами в проекте: их можно перемещать на передний план или переносить назад. Для более точной расстановки элементов имеются многочисленные средства для выравнивания, также можно включить отображение линейки.
По умолчанию работа ведется на одном слое, но при необходимости можно добавить возможность работы с несколькими слоями. Эта возможность реализована в виде дополнения. Для его установки не нужно ничего скачивать, достаточно просто выбрать плагин в одноименном меню. Работа со слоями включает возможности объединения выбранных слоев, скрытия некоторых из них, переноса выбранных элементов на отдельный слой.
В Vector Paint предусмотрены и другие дополнения, которые могут быть с легкостью добавлены в приложение. Это расширенные возможности для работы с текстом (дополнительные шрифты, настройки интервалов, отдельных элементов надписей), добавление маркеров, использование изображений для создания повторяющихся рисунков на формах. Из меню Plugins также включаются дополнительные параметры обводки и заливки.
Готовые проекты сохраняются в формате SVG, а также могут быть экспортированы в PNG и JPEG.
⇡#SVG-Edit — онлайновый векторный редактор
SVG-Edit — это векторный редактор, созданный на основе JavaScript, который может работать в любом браузере. Его можно использовать в виде онлайнового сервиса (в этом случае для доступа используется демоадрес), а также как веб-приложение (в этом случае нужно загрузить архив с файлами SVG-Edit, распаковать его и запустить файл приложения в любом браузере).
SVG-Edit полноценно работает с файлами SVG, давая возможность как сохранять проекты в этом формате, так и открывать такие файлы и вносить в них изменения. Кроме этого, файл SVG может быть импортирован в проект как отдельный элемент.
Для создания элементов векторной графики в SVG-Edit могут использоваться ломаные линии, прямоугольники, квадраты, эллипсы, круги, многоугольники, контуры, текст. Есть возможность выполнять заливку элементов цветом, а также использовать градиенты, в том числе и радиальные. Поддерживается работа со слоями, показ сетки и отображение элементов в виде каркаса. Есть средства для изменения расположения элементов (выше, ниже), для быстрого клонирования выделенных векторных форм, для их группировки. Многие команды доступны из контекстного меню (как в обычных редакторах для рабочего стола). Достаточно много внимания уделено инструментам для выравнивания на холсте: можно ровнять элементы по отношению к выделенным объектам, к самому большому или к самому маленькому объекту.
В программе большая библиотека готовых форм (та же самая, которая используется в Vector Paint), но, кроме этого, реализован доступ к огромной бесплатной библиотеке элементов векторной графики IAN Image Library. Для работы с ней потребуется регистрация, но затем можно прямо из редактора просматривать коллекции образцов векторной графики и сразу же добавлять их в текущий или в новый проект.
⇡#Chittram — простой онлайновый редактор
Chittram — это еще один векторный редактор, который может работать как веб-приложение. В отличие от SVG-Edit, он реализован как полноценный онлайновый сервис с возможностью сохранения проектов на сервере. Для просмотра и редактирования созданных ранее проектов используется учетная запись Google.
Возможности Chittram скромнее, чем у SVG-Edit, зато этот редактор наверняка покажется более дружелюбным для начинающих пользователей. В приложении есть возможность использовать растровое изображение как подложку, но выбрать картинку с жесткого диска нельзя — только указать ссылку на файл. Импорта локальных векторных изображений тоже нет, зато можно добавлять в проект файлы из галереи пользователей веб-сервиса и редактировать их. На сайте реализован поиск в галерее по ключевым словам, а также по меткам.
Для создания собственных проектов можно использовать стандартный набор инструментов: прямые линии, кривые, кривые Безье, многоугольники, круги, овалы, прямоугольники и квадраты. Доступно также создание текста. Для каждого элемента есть возможность задать размер обводки, цвет заливки, цвет и направление градиента, процент прозрачности. Для более точного рисования можно использовать сетку, для которой настраивается величина клетки. Также можно управлять размером холста и его ориентацией.
Если в проекте используется несколько форм, удобно отобразить панель, на которой представлен список всех элементов. Она служит для переименования и быстрого выделения объектов. Такая же панель используется для работы со слоями.
⇡#Inkscape — полноценная альтернатива коммерческим пакетам
Векторный редактор Inkscape имеет массу достоинств. Во-первых, он кроссплатформенный (может запускаться в среде Windows, Linux, Mac). Во-вторых, он поддерживает большое число популярных векторных форматов, в числе которых SVG, SVGZ, EMF, DXF, EPS, PostScript, WMF и другие.
В редакторе есть и стандартные для любого векторного редактора средства для создания графики: формы, кривые, текст, заливка, полноценная поддержка слоев. Inkscape дает возможность выполнять различные действия с контурами, делать обводку, а также применять булевы операции (объединять, пересекать элементы, исключать один из другого и так далее). В распоряжении пользователя большая библиотека фильтров и специальный редактор, при помощи которого можно создавать собственные эффекты. В программе реализована поддержка графических планшетов, благодаря чему в ней можно вручную рисовать, управляя наклоном и силой нажатия пера.
Стоит обратить внимание на встроенные средства для векторизации растровых изображений. Чтобы при трассировке фотографий учитывались важные объекты на переднем плане, задействуется алгоритм SIOX (Simple Interactive Object Extraction), помогающий определить такие объекты автоматически.
⇡#ZebraTRACE — бесплатное создание гильошей
Любые денежные банкноты, а также документы государственной важности (дипломы, грамоты, удостоверения и так далее) легко узнать с первого взгляда. Эту «узнаваемость» дизайну документа придают тонкие повторяющиеся узоры, которые проходят по всему основному рисунку. Такие линии называются гильошем.
Гильоши можно рисовать вручную в векторном редакторе, однако без специальных дополнений и навыков создания подобных узоров, этот процесс может затянуться. Бесплатная утилита ZebraTRACE помогает в решении таких задач.
Эта программа трассирует изображения и совмещает их с узором гильоша. ZebraTRACE использует параметрическую генерацию гильоша. Каждый тип узора, который можно создать с помощью приложения, определяется математической формулой. Так что при наличии желания и свободного времени для экспериментов пользователь может получить уникальные рисунки.
Создавать новые гильоши очень просто. Попробуйте внести незначительные изменения в формулу генерации узора, например поменяв значение коэффициента с 2 на 3, и рисунок изменится. Для тех, кто не желает заниматься творчеством с ZebraTRACE, в программу включено полтора десятка предварительных настроек с формулами, позволяющих получить наиболее распространенные гильоши.
⇡#Заключение
Бесплатные инструменты для работы с векторной графикой встречаются не так часто, как того хотелось бы, тем не менее они есть. Радует и то, что с развитием стандарта HTML5 и прочих веб-технологий стало возможным использование браузера в качестве редактора векторной графики — раньше о таком можно было только мечтать. Для несложных проектов подобные инструменты экономят массу времени, а если взять на вооружение Inkscape, вообще можно отказаться от приобретения векторного редактора для нужд дизайна.
Источник