Рисование второго класса шурале

Я нарисовал Шураленка!

Большой раздел Культурного дневника посвящен творчеству Габдуллы Тукая.

На этой странице мы рисуем маленького Шурале.

В произведениях искусства — книгах, мультфильмах, танцах, спектаклях, картинах и скульптурах можно увидеть разные образы Шурале.

На награждении победителей республиканского культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника» в 2016 году мне вручили книгу Г. Тукая «Шурале» на 15 языках. Книга Габдуллы Тукая, которую листал президент России, стала одним из победителей конкурса на Московском фестивале «Книги России» в Год литературы, в котором участвовали 700 издательств страны.

Вот что у меня получилось.

Раньше я учился рисовать сказочных персонажей на мастер-классе. 17 декабря в Национальном музее РТ проводилась ярмарка новогодних подарков «Музейный базар-2016». Аниматоры студии «Татармультфильм» во главе с главным режиссером Сергеем Киатровым провели мастер-класс «Сочиняем и иллюстрируем новогодние истории». Я рисовал сказочных персонажей с помощью специальной заготовки — «скелета». Мне удалось почувствовать себя художником-мультипликатором.

Источник

«Рисуем по сказкам Г. Тукая». Авторская методическая разработка.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Закреплять знания детей о произведениях, написанных Г.Тукаем.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_risovaniya_g.tukay_.docx 161.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей

с аллергическими заболеваниями №77» НМР РТ

организованной образовательной деятельности

«Рисуем по сказкам Г.Тукая»

по изобразительной деятельности

Турдыева Руния Газизуллаевна

Воспитатель по ИЗО деятельности

Турдыева Руния Газизуллаевна

Подготовительная к школе группа.

«Рисуем по сказкам Г. Тукая»

Авторская методическая разработка

Основная образовательная область

Используемая образовательная программа

«От рождения до школы»

Интегрированные образовательные области

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование)

Совместная деятельность взрослого и детей. Самостоятельная деятельность детей.

Закреплять знания детей о произведениях, написанных Г.Тукаем .

-Воспитание у детей интереса к татарскому народному творчеству, приобщение к культуре родного края.

— Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус .

Учить передавать эпизоды из знакомых сказок Г.Тукая; передавать в рисунке определенное место действия и время суток: утро, день, вечер; изображать сказочных персонажей: Шурале или Водяную, придавать выразительность их образу через подбор красок и характерные особенности (у Шурале – рог, шерсть, хвост); выбирать один из предложенных вариантов композиции; упражнять в смешивании красок для получения оттенка для лица и рук Водяной.

Умение детей использовать навыки , способы и приемы рисования ,передача в рисунке образов сказочных героев.

Методы и приемы

Практичный: изобразительная деятельность детей

Материал и оборудование

Оборудование: иллюстрации к сказкам Г. Тукая.

Раздаточный : альбомные листы, акварель, цветные карандаши, салфетки, кисти, кисть с жесткой щетиной.

Дети сидят за столами по 2 человека.

Помогать советом и напоминанием в выборе способов приемов рисования, направлять деятельность детей на последовательность этапов работы.

Рассматривание иллюстраций по сказкам Г.Тукая.

1.Беседа с детьми – 10 мин.

3. Самостоятельная работа детей изобразительной деятельностью-15 мин.

Педагог помещает перед детьми знакомые им книги со сказками Г.Тукая «Шурале» и «Водяная», спрашивает, знакомы ли им они, предлагает назвать книги и сказать о том кто является героями этих произведений. Поясняет, что эти сказки волшебные, т.к. героями сказок являются сказочные существа, и загадывает загадки :

Я живу в лесной глуши,
Где не встретишь ни души.
Никого не пропускаю, щекочу,
В лес завлекаю .

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с изображением Шурале.

Воздух влажный и сырой.
Кто живет здесь под водой?
В озере вода струится.
Кто здесь может появиться ?

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением Водяной.

– Я знаю, что вы тоже придумали свои загадки и маленькие стихи об этих сказочных героях, кто хочет их рассказать?

(2-3 детей рассказывают стихи, загадывают загадки).
– Сейчас мы были в роли поэтов, а теперь я предлагаю вам стать художниками – иллюстраторами.
– Каким вы представляете себе Шурале?

Выслушав ответы детей, предлагает рассмотреть разнообразные иллюстрации с изображением Шурале. Подчеркивает корявость. Мохнатость лесного страшилища. Помогает увидеть набор красок для изображения Шурале. Также педагог выясняет у детей, какой они видят Водяную, спрашивает о колорите рисунков, объясняет, что краски – голубую, синюю, фиолетовую, зеленую – называют холодными, потому что они напоминают цвет холодной озерной воды, а Водяная живет в воде среди водорослей и когда она появляется на поверхность «…с головы её ручьями влага чистая бежит…» Выразительность Водяной придают большие глаза и волшебный золотой гребень, с которым она никогда не расстаётся.

– Сегодня я предлагаю вам нарисовать любого героя волшебных сказок Г.Тукая. Можно по-разному расположить фигуры Водяной и Шурале. Как вы думаете, кого мы поместим в центре рисунка? Конечно, главного героя. У одних это будет Шурале, у других – Водяная. Давайте Шурале поместим ближе к нижнему краю, а лесную чащу чуть подальше.
– Вот другой вариант. Шурале поместим в середине листа . В нижнем углу листа расположена фигура, он стоит лицом к Шурале, а нам виден со спины. Педагог предлагает детям выбрать тот или иной вариант композиции и начать рисунок с изображения главного персонажа Шурале (Водяная).

В процессе занятия воспитатель спрашивает детей о цвете красок для изображения персонажей. Спрашивает каким приемом рисовать шерсть у Шурале (вертикальными мазками полусухой жесткой кистью – выбиванием или легкими короткими штрихами концом легкой кисти). Предлагает внести в рисунок дополнения (ночное небо, луна, камыши, высокие деревья и т.д.)
В конце занятия педагог ставит один из рисунков на стенд, а детям дает задание расположить рядом рисунок с другой композицией, после чего делается вывод, что «про одно и то же можно нарисовать по-разному». Также вместе с детьми педагог отмечает интересные дополнения, которые воспитанники внесли в свои работы.

Источник

Конспект занятия по изобразительному творчеству «Шурале»

Конспект занятия по изобразительному творчеству

«Создание иллюстрации к сказке Г.Тукая «Шурале»

Возраст учащихся: 7-11 лет

Год обучения: первый

Цель занятия: создание яркого выразительного художественного образа по мотивам произведения Г.Тукая «Шурале»

1.Продолжение знакомства учащихся с творчеством татарского писателя и поэта Г.Тукая.

2.Знакомство с книжной графикой Ф.Аминова, обучение эстетическому восприятию книжных иллюстраций.

3.Формирование умения отражать впечатления в рисунке, поиск средств художественно-образной выразительности.

4. Развитие изобразительных способностей, творческих инициатив учащихся.

5. Воспитание чувства патриотизма, осознания себя как гражданина родного края, уважительно и с гордостью относящего к истории и культуре своего народа.

6. Приобщение к литературному и художественному наследию татрского народа.

Предварительная работа: Просмотр театральнорй постановки «И, кызык Шурале» («О, забавный Шурале») в Татарском государственном театре «Экият» , самостоятельное чтение учащимися литературного произведения.

Оборудование: книга с иллюстрациями Ф. Аминова «Шурале», другие книжные издания данного литературного произведения, мультимедиапроектор, подготовленная презентация, слайд-шоу, музыкальный диск с татарской инструментальной музыкой или музыкальными отрывками из балета Ф.Яруллина «Шурале».

Материалы и инструменты: листы бумаги ф.А3, акварель, гуашь, кисти, масляная пастель, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки, простой карандаш, стирательная резинка.

I . Актуализация материала:

Педагог предлагает учащимся отгадать загадку и узнать тему сегодняшнего занятия:

Я живу в лесной глуши,

Где не встретишь ни души.

Никого не пропускаю,

Щекочу, в лес завлекаю. (Шурале).

Педагог напоминает о просмотре театральнорй постановки «И, кызык Шурале» («О, забавный Шурале») в Татарском государственном театре «Экият» и просит детей поделиться впечатлениями. (ответы детей)

— Сказка Г.Тукая «Шурале» — очень яркое и известное произведение. Когда вы станем постарше, мы обязательно посмотрим прекрасный балет «Шурале» на музыку Ф.Яруллина. (демонстрирует фото или слайд – балетная сцена с участием главного героя)

Известный татарский художник Баки Урманче создал целую галерею образов «Шурале» из дерева на родине Г.Тукая в Кырлае. (демонстрирует фото или слайд).

Ребята, а кто видел в нашем городе эту скульптуру? Где она находится? (демонстрирует фото, слайд скульптурной композиции «Шурале и Батар» у театра им.Г.Камала).

Г.Тукай мечтал, что по его сказке будет нарисована красивая книга для детей: «. надо надеяться, что и среди нас появятся талантливые художники и нарисуют изогнутый нос, длинные пальцы, голову со страшными рогами, покажут, как прищемлялись пальцы шурале, напишут карти­ны лесов, где водились лешие. ». И такой талантливый художник появился!

II . Сообщение темы и постановка цели занятия

Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной книгой, в которой живет сказка Г.Тукая «Шурале», рассмотрим интересные красивые иллюстрации художника Ф.Аминова и даже попробуем создать собственную иллюстрацию к этой сказке!

Педагог демонстрирут учащимся книгу, (можно заранее подготовить и продемонстрировать слайд-шоу страниц книги), начиная с обложки. – посмотрите, ребята, на обложке книги художник Ф.Аминов нарисовал главного героя Шурале. Каким изобразил его художник? Педагог предлагает учащимся подобрать 10 слов – определений художественного образа героя (ответы детей).

— Ребята, а вам какие книги нравятся больше – с красивыми иллюстрациями или книги, в которых только текст? Почему? (ответы детей ). Иллюстрации помогают нам лучше понять произведение, представить его героев, рассмотреть каждую деталь в их образе, почувствовать настроение.

Долго и с увлечением работал художник Файзрахман Абдрахманович Аминов над ил­люстрациями к «Шурале», стремясь выразить в них художественное богатство и национальный характер сказки. Давайте рассмотрим его замечательные рисунки и совершим еще одно путешествие в эту замечательную сказку! Педагог начинает рассказ об иллюстративном содержании книги, периодически организуя беседу с учащимися для определения обратной связи.

Вот деревня Кырлай. Знающему человеку сразу видно, что она не простая и избушки там какие-то необычные, — они словно прячутся под деревьями, а от кого? Травы на око­лице буйные, высокие. В такой деревне всякое может быть, да и лес рядом. Так сразу же, с первого листа, мы попадаем в фантастический мир сказки…

Молодой джигит под вечер едет в лес, а он словно ждет его, сырая мгла поднимается навстречу, над юношей уже протягиваются узловатые ветви-руки, но он спокойно едет и дремлет…

Лес в иллюстрациях Аминова не просто лес, а именно та непроходимая, фантастиче­ская чаща, наделенная колдовской силой, где непременно должны водиться лешие. Посмотрите на деревья, что в них необычного? (ответы детей). Деревья то принимают очертания человека, то протягивают к путнику скрюченные ветви, усиливая впечатление небывальщины. Какие цвета помогли художнику передать страшный колдовской характер леса? (ответы детей)

Совершенно особое место в иллюстрациях занимают травы и цветы, таких в природе нет, они созданы фантазией художника. С какой бережностью сделан каждый цветок! В этой кропотли­вой работе автор раскрывает свою большую любовь к природе, свое личное, заветное отно­шение к ней. Посмотрите внимательно, какие знакомые лесные растения мы можем здесь видеть ? (ответы детей). А есть ли здесь незнакомые растения, придуманные фантазией художника? (ответы детей ).

От листа к листу нарастает напряженность; странный голос с дерева окликает джигита, и вот уже стоит перед ним, как древний изогнутый корень, поросший мхом, — шурале. Он сразу же заявляет, что пришел защекотать его до смерти своими страшными пальцами. Но человек перехитрил, и вот доверчивый шурале оглашает лес воплями о помощи .

Давайте рассмотрим Главного героя. Какие особенности внешнего вида передал художник ? (ответы детей).
И вот последний лист, в нем, безусловно, сказалась любовь художника к веселой шутке. С каким юмором изображен каждый шурале!
. Раннее утро, туман стирает очертания деревьев, но верхушки леса уже позолотило взошедшее солнце. На вопли шурале сбежался лесной народ и смеется над ним . Как художник передал сцену? Как расставил героев на листе? Какие движения им придал ? (ответы детей). Старый лесовик назидательно поднял свой изогнутый палец, двое других откровенно радуются чужой беде. За «постра­давшим» — шуралиха с шуралятами, шуралята еще маленькие, всего боятся, а посмотреть так интересно! А вот озорной лесовичок: чтобы лучше видеть, он подвесился на сук, — и сколько трогательной беспомощности в этом «страшном» шурале!

Какую технику, какие краски выбрал художник для иллюстраций? (акварель). Учащиеся называют цвета, определяют цветовую палитру.

— Ребята, а вам бы хотелось создать собственные иллюстрации к этой сказке?Я предлагаю вам выбрать сюжет, вспомнить наиболее интересный отрывок и изобразить его.

Педагог совместно с учащимися определяет алгоритм работы:

— создание предварительного эскиза

— выбор материалов и способов изображения.

Педагог предлагает использовать детям различные технические приемы, выбрать различные средства выразительности для создания яркого образа: — интеграция различных художественных материалов (акварель и гелевые ручки, акварель и пастель), использование цветового контраста, рисование полусухой кистью, детальная прорисовка контура фломастером, гелевыми ручками и пр.

(Музыкальный фон — татарская инструментальная музыка или музыкальные отрывки из балета Ф.Яруллина «Шурале»).

Дети создают эскизы на отдельном листе, педагог оказывает помощь затрудняющимся, корректирует эскизы, оказывает помощь в выборе материалов.

Дети выбирают художественные материалы, отвечающие их представлениям о создании образа и начинают работу. Педагог реализует дифференцированный подход, использует метод сотворчества в работе с детьми, испытывающими затруднения, создает проблемную ситуацию для выявления недоработок и и их устранения в работе с детьми, успешно справляющимися с заданием.

IV . Заключительная часть. Анализ творческих работ.

Учащиеся организовывают мини-выставку своих работ, делятся впечатлениями, рассказывают о сложностях на занятии. Педагог просит защитить свою работу , рассказать о выборе материалов, технических приемов и аргументировать свой выбор.

Источник

Читайте также:  Разные средства для рисования
Оцените статью