- Пётр I Великий в живописи — картины, изображения, рисунки и портреты императора
- 1. Рождение Петра Великого
- 2. Первый прижизненный портрет Петра
- 3. Цари Иван и Пётр Алексеевичи
- 4. Портрет цесаревича Петра Алексеевича
- 5. Портрет Петра I Великого в Лондоне
- 6. Пётр I в одежде голландского матроса
- 7. Пётр I впервые в Голландии
- 8. «Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта. «
- 9. «Пётр I в иноземном наряде перед матерью. «
- 10. Картина «На берегу пустынных волн…»
- 11. Пётр I на картине Валентина Серова
- 12. Пётр I Великий в живописи и сюжетах
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Прижизненные портреты Петра I
Пётр I Великий в живописи — картины, изображения, рисунки и портреты императора
Пётр I Великий — основатель Санкт-Петербурга и Российской империи занимает важное место в истории нашей страны. Воздаяние должного почитания царю как величайшему деятелю и реформатору, в то же время человеку в частной жизни весьма неприхотливому и довольствующемуся малым, началось сразу после его ухода в мир иной.
В дальнейшем к заслугам Петра Великого относились с большим пиететом и старались преумножать их почти все последующие правители России. Деяния царя, многочисленные и великие, отлично известны и перечислять их не будем. А рассмотрим полотна с Петром I и его портреты, созданные разными художниками в разное время.
1. Рождение Петра Великого
В XIX веке петербургский издатель Андрей Прево выступил с инициативой выпуска в живописных картинах «Истории государства Российского», которую написал Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Карамзин явил миру один из первых обобщающих трудов по истории России.
По предложению А. Прево создателем живописных работ стал художник Б. А. Чориков, составителем текста — В. М. Строев. «Живописный Карамзин», изданный в 1830-1840-х годах, быстро получил широкую популярность. Труд был переиздан в XXI веке.
Основанный не только на исторических событиях, но и на народных преданиях, «Живописный Карамзин», безусловно, интересен современному читателю, а нам в разрезе нашей темы — благодаря гравюре «Рождение Петра Великого», выполненной художником Борисом Артемьевичем Чориковым.
2. Первый прижизненный портрет Петра
Первый из известных прижизненных портретов Петра I находится в так называемом «Царском Титулярнике» или «Корне российских государей». Это богато иллюстрированная рукопись, служившая в качестве справочника по истории, дипломатии и геральдике. Здесь содержится множество акварельных портретов. Пётр изображён ребёнком, приблизительно в конце 1670-х — начале 1680-х годов.
«Царский титулярник» был создан Посольским приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею Михайловичу. Совместно с авторами — дипломатом Николаем Милеску-Спафарией и подъячим Петром Долгим — над созданием титулярника работали ведущие художники своего времени, писавшие портреты русских и иностранных правителей — Иван Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Митин-Потапов. Однако, кто из них стал автором портрета Петра, доподлинно неизвестно.
3. Цари Иван и Пётр Алексеевичи
Гравюра с неизвестного оригинала, созданная 1685 году в Париже Лармессеном, изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал был привезён из Москвы послами: князьями Я. Ф. Долгоруким и Мышецким. Это самое известное достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана.
В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Пётр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.
4. Портрет цесаревича Петра Алексеевича
Погрудный потрет цесаревича Петра Алексеевича в детском возрасте выполнен в конце XVII — начало XVIII века неизвестным художником. Торс изображён почти в фас, голова — в трёхчетвертном повороте влево. На Петре тёмная нижняя одежда с украшенной драгоценными запонами и жемчужной обнизью горловиной. Сверху надет подбитый мехом вишнёвый плащ, скрепленный на груди усыпанной драгоценными камнями застежкой овальной формы. Коротко остриженные волосы маленького Петра русого цвета.
5. Портрет Петра I Великого в Лондоне
На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет кисти Годфри Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III. Он был написан в том же году, когда в период с 11 января по 21 апреля Пётр Великий находился в Лондоне.
Пребывание в столице Туманного Альбиона было частью его знаменитого «Великого посольства» в 1697-1698 годах. Дипломатическая миссия Петра стала ознакомительным туром по более развитым странам Западной Европы. Царь был особенно заинтересован в кораблестроении голландцев и англичан.
Пётр I здесь изображён в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая; его корона покоится на подушке в нише; в окне можно увидеть корабли.
6. Пётр I в одежде голландского матроса
Комбинированные гравюры Маркуса «Великое посольство» Петра I в Европе в 1697 и 1698 годах. Справа — портрет Петра в одежде моряка во время его пребывания в голландском городе Зандам (Саардам).
7. Пётр I впервые в Голландии
Портрет Петра Великого работы Питера ван дер Верфа, написанный примерно в 1697 году. Он был куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесён в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Поездка по Голландии, Англии и другим странам принесла неожиданные плоды — Пётр вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.
8. «Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта. «
Картина называется «Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском Кремле 15 мая 1682 года». Автор Октавия Россиньон написал картину в 1839 году. На ней изображены стрельцы, подступающие с оружием в руках к крыльцу, на котором стоит патриарх, а рядом с ним юный Пётр Алексеевич — будущий император Пётр Великий. За мальчиком — его мать, Наталья Кирилловна, со страхом смотрит на стрельцов.
Восставшие ворвались в Кремль, чтобы убить саму Наталью Кирилловну. А она, выйдя на Красное крыльцо, показала всем Ивана и Петра, живых и здоровых. Поняли стрельцы, что были обмануты. Тогда и поставили царями сразу двух наследников — Ивана и Петра. А пока они были малы, чтобы принимать государственные решения, правительницей России стала их сестра Софья.
9. «Пётр I в иноземном наряде перед матерью. «
Картина Николая Неврева называется «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». На картине молодой Пётр I в европейском костюме. Наталья Кирилловна в ужасе всплеснула руками — неужели её сын покажется на людях в столь нелепом виде?
Священник пытается объяснить Петру, что русский царь должен и одеваться по-русски. Но Пётр только смеялся над советами старших: он всю жизнь будет поступать по-своему, как считает нужным. На стене — портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что и отец смотрит на сына с укором.
Потом Пётр переоденет в европейскую одежду всю страну. В 17-ти указах царь точно опишет, что должны носить военные чины, гражданские лица, даже женщины и дети. По его велению на улицах выставят что-то вроде манекенов, чтобы все видели, как надо носить новую одежду.
Картина, посвящённая Петру I, была написана 73-летним мастером незадолго до его трагической кончины, но она полна внутренней энергии. Верный принципам критического реализма, автор создал драматическую коллизию, построенную на психологическом взаимодействии лиц.
Пётр демонстрирует домашним иноземный наряд. Его поступок вызывает различную реакцию. Вся сцена тщательно продумана автором. Он стремится к социально-бытовой характерности, напоминая о настороженном отношении допетровской Руси к новым веяниям, ко всему западному.
Красноречива каждая подробность: выражения лиц, взгляды, позы, жесты, костюмы, интерьер. Даже такая деталь, как портрет Алексея Михайловича с атрибутами царской власти, характеризует вековые устои. Им противостоит фигура Петра, дерзновенно бросающего вызов патриархальной старине.
У Неврева юному царю 18-20 лет. Он частый гость Немецкой слободы, не был за границей, и ещё далеко до царских указов, сменивших боярские платья на одежду западного образца. Но, демонстрируя европейский костюм, Пётр уже заявляет свою реформаторскую деятельность.
10. Картина «На берегу пустынных волн…»
Лев Феликсович Лагорио написал картину в 1897 году, которую назвал строчкой из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». На ней изображён молодой царь Пётр I. По замыслу художника, он стоит на том самом месте, где вскоре возникнет новый город, названный в честь апостола Петра, — Санкт-Петербургом.
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
11. Пётр I на картине Валентина Серова
Валентин Александрович Серов написал картину в 1907 году. Подставив грудь холодным ветрам Балтийского моря, Пётр I осматривает строящийся город — будущую столицу России. Особое внимание царь уделял строительству военного флота. Вслед за Петром спешат его учителя, советники, соратники. Они с трудом противостоят ураганному ветру.
По зыбкой насыпи широко, уверенно и твёрдо шагает великий реформатор. Его целеустремлённость, напор, энергия привели в оживленной движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.
Действие картины разворачивается на фоне строящейся новой столицы Великой империи. На противоположном берегу золотом сверкает игла Петропавловского собора. Видны первые каменные строения, признаки города налицо. Здесь же всё только начинается. Вместо будущей набережной — земляная насыпь, вместо дворцов — основы построек в строительных лесах.
К государю приковано внимание зрителя. Всё в нем символизирует силу и решимость. Сами вельможи зябко кутаются в плащи, сгибаются перед встречным ветром. Интересна фигура царёва денщика, бережно несущего государеву треуголку. Кто этот человек с неславянской внешностью? Доподлинно неизвестно. Понятно лишь то, что в новой России не происхождение влияет на карьеру, а способности и преданность державе.
Совсем рядом стоят первые корабли русского флота. Ещё не готово Адмиралтейство, нет пристаней, портов, но есть главное — боевые и торговые корабли. Корова, пьющая воду из Невы — важнейшая деталь. Таким образом, автор даёт нам понять, что, одновременно с новыми постройками, постепенно налаживается и жизнь людей, которые пришли на эти берега всерьёз и надолго.
В облачном небе парят три чайки, символизирующие близость моря, к которому так стремительно продвигается новая Россия. Цветовая гамма картины лаконична. Схематично и просто Серов передаёт атмосферу великой стройки. Но благодаря этой сдержанности, возникает возможность сконцентрироваться на главной мысли художника: перемены, начатые великим государем необратимы.
Существует предание о том, как царь взял у солдата ружьё со штыком, вырезал из дёрна две полоски и уложил их крестом. Указав рукой на зелёный крест, он сказал: «Здесь городу быть». Через 9 лет после закладки Санкт-Петербурга царь приказал чиновникам переезжать туда из Москвы. В следующем, 1713 году, в городе начал работу Правительствующий Сенат — главное государственное учреждение России.
12. Пётр I Великий в живописи и сюжетах
Пётр I вошёл в русскую историю как первый российский император, одержавший ряд военных побед и прорубивший «окно в Европу». Царь лично руководил созданием русского флота и регулярной армии, возглавлял русское войско в походах и сражениях. Пётр провёл реформы государственного управления. Государь создавал заводы и мануфактуры, строил верфи и пристани, открывал учебные заведения и воспитывал молодых дворян. Им была создана Академия наук.
Одним из главных достижений Петра I стало решение поставленной в XVII веке задачи: возвращение родных территорий и победа в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора, а России стать империей. Безусловно, самой важной заслугой Петра I Великого является строительство великого города на Неве — Санкт-Петербурга.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Первоначально кажется, что это крыса царапае.
Иерусалим. Золотые ворота и Гефсиманский сад. Несколько фото с.
Иерусалим. Гробница Богородицы Гробница Богородицы — христианская святыня.
—Метки
—Рубрики
- МУЗЕИ МИРА (562)
- НАПИТКИ (44)
- ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ (155)
- ПОЛЕЗНОЕ (16)
- РЕТРО (1828)
- Каталоги, альбомы (362)
- СПОРТ (28)
- CCCP (433)
- АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО (575)
- ДЕТСКОЕ (925)
- ДЛЯ МЕНЯ (67)
- ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК (2710)
- ЖИВОТНЫЙ МИР (325)
- ИСТОРИЯ (1208)
- ИСТОРИЯ РОССИИ (1957)
- КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО (927)
- МОДА (226)
- МОСКВА (467)
- ОДЕЖДА, ОБУВЬ и пр., и пр. (215)
- ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА (23)
- ПЕРСОНЫ (1551)
- ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА (952)
- ПОЗИТИВ (98)
- ПРО ЕДУ (136)
- РАЗНОЕ (1054)
- РЕЛИГИЯ (435)
- РОМАНОВЫ (390)
- СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ (48)
- СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ (381)
- ТЕХНИКА (32)
- ФОТОГРАФИЯ (2672)
- «LiFE» — фотоархив (180)
- Библиотека Конгресса США (180)
- Редкие фото известных людей. (118)
- ФОТОХУДОЖНИКИ (311)
- ШЛЯПОМАНИЯ (147)
- Звезды в шляпах (53)
- ЭКСКУРСИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ (2)
- ЮНЕСКО (11)
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Прижизненные портреты Петра I
Петр I Великий (1672-1725), основатель Российской империи, занимает уникальное место в истории страны. Деяния его и великие, и ужасные хорошо известны и перечислять их нет смысла. Мне хотелось написать о прижизненных изображениях первого императора, и о том какие из них могут считаться достоверными.
Первый из известных портретов Петра I помещен в т.н. «Царском Титулярнике» или «Корне российских государей», богато иллюстрированной рукописи, созданной посольским приказом, как справочник по истории, дипломатии и геральдике и содержащий множество акварельных портретов. Петр изображен ребенком, еще до вступления на престол, видимо, в кон. 1670-х — нач. 1680-х г.. История создания этого портрета и его достоверность неизвестны.
Портреты Петра I работы западноевропейских мастеров:
1685 г. — гравюра с неизвестного оригинала; создана в Париже Лармессеном и изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей. Оригинал привезен из Москвы послами — кн. Я.Ф. Долгоруким и кн. Мышецким. Единственное известное достоверное изображение Петра I до переворота 1689 г.
1697 г. — Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648-1723), придворного живописца английского короля, несомненно писан с натуры. Портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт. В каталоге сделана приписка, что фон картины писан Вильгельмом ван де Вельде, морским живописцем. По отзывам современников, портрет отлитчался большим сходством, с него были сняты несколько копий; самая известная, работы А. Белли, находится в Эрмитаже. Этот портрет послужил основой для создания огромного количества самых разных изображений царя (иногда слабо похожих на оригинал).
ок. 1697г. — Портрет работы Питера ван дер Верфа (1665-1718), история его написания неизвестна, но скорее всего, это произошло во время первого пребывания Петра в Голландии. Куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесен в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас в Государственном Эрмитаже.
ок. 1700-1704г. гравюра Адриана Шхонебека с портрета работы неизвестного художника. Оригинал неизвестен.
1711г. — Портрет работы Иоганна Купецкого (1667-1740), писан с натуры в Карлсбаде. По утверждению Д. Ровинского, оригинал находился в Брауншвейгском музее. Васильчиков пишет, что местонахождение оригинала неизвестно. Воспроизвожу Известную гравюра с этого портрета — работы Бернарда Фогеля 1737 г.
Переделанный вариант портрета этого типа изображал царя в полный рост и находился в зале Общего собрания Правительствующего сената. Сейчас находится в Михайловском замке в Санкт-Петербурге.
1716 г. — портрет работы Бенедикта Кофра, придворного живописца датского короля. Написан, скорее всего, летом или осенью 1716 года, когда царь находился с длительным визитом в Копенгагене. Петр изображен в Андреевсой ленте и датском ордене Слона на шее. До 1917 г находился во дворце Петра в Летнем саду, сейчас в Петергофском дворце.
1717 г. — портрет работы Карла Моора, который писал царя во время его пребывания в Гааге, куда тот прибыл на лечение. Из переписки Петра и его супруги Екатерины известно, что портрет Моора очень понравился царю, был куплен кн. Б. Куракиным и отправлен из Франции в Петербург. Воспроизвожу самую известную гравюру — работы Якоба Хубракена. По некоторым сведениям, оригинал Моора сейчас находится в частном собрании во Франции.
1717 г. — портрет работы Арнольда де Гельдера (1685-1727), голландского художника, ученика Рембранта. Написан во время пребывания Петра в Голландии, однако нет никаких сведений, о том, что он написан с натуры. Оригинал находится в Амстердамском музее.
1717 г. — Портрет работы Жан-Марка Наттье (1686-1766), известного французского художника, написан во время визита Петра в Париж, несомненно с натуры. Был куплен и отправлен в Петербург, позднее висел в Царскосельском дворце. Сейчас находится в Эрмитаже, однако, нет полной уверенности, что это оригинальная картина, а не копия.
Тогда же (в 1717 году в Париже) Петра писал знаменитый портретист Гиацинт Риго, но этот портрет пропал бесследно.
Портреты Петра, написанные его придворными художниками:
Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-ок1737), саксонец, учился живописи в Венеции, придворный художник с 1711 г. По записям в «Юрнале» известно, что Петр позировал ему в 1714 и 1722 гг.
1714 г. (?) — Оригинал не сохранился, существует только гравюра, сделанная Вортманном.
Очень похожий портрет был сравнительно недавно обнаружен в немецком городе Бад-Пирмонте.
Л. Маркина пишет: «Автор этих строк ввел в научный оборот изображение Петра из собрания дворца в Бад Пирмонте (Германия), которое напоминает о посещении этого курортного местечка русским императором. Парадный портрет, который нес в себе черты натурного изображения, считался работой неизвестного художника XVIII века. В тоже время экспрессия образа, трактовка деталей, барочный пафос выдавали руку умелого мастера.
Петр I провел июнь 1716 года на водолечении в Бад Пирмонте, которое благотворно отразилось на его здоровье. В знак признательности русский царь подарил князю Антону Ульриху Вальдек-Пирмонт свой портрет, который долгое время находился в частном владении. Поэтому произведение не было известно российским специалистам. Документальные свидетельства, подробно фиксирующие все важные встречи во время лечения Петра I в Бад Пирмонте, не упоминали о факте его позировании для какого-либо местного или приезжего живописца. Свита русского царя насчитывала 23 человека и была достаточно представительной. Однако в списке сопровождавших Петра лиц, где были указаны духовник и кухмейстер, гофмалер не значился. Логично предположить, что Петр привез с собой готовое изображение, которое ему нравилось и отражало его представление об идеале монарха. Сравнение гравюры Х.А. Вортмана, в основу которой был положен оригинал кисти И.Г. Таннауэра 1714года, позволил нам приписать портрет из Бад Пирмонта этому немецкому художнику. Наша атрибуция была принята немецкими коллегами, и портрет Петра Великого как работа И. Г. Таннауэра вошла в каталог выставки.»
1716 г. — История создания неизвестна. По повелению Николая I прислан из Петербурга в Москву в 1835 г. , долгое время хранился в свернутом виде. Сохранился фрагмент подписи Таннауэра. Находится в музее «Московский Кремль».
1710-е гг. Профильный портрет, ранее ошибочно считавшийся работой Купецкого. Портрет попорчен неудачной попыткой подновления глаз. Находится в Государственном Эрмитаже.
1724 г.(?), Конный портрет, называемый «Петр I в Полтавской битве», купленный в 1860-х годах кн. А.Б. Лобановым-Ростовским у семейства умершего камер-фурьера в запущенном виде. После очистки обнаружилась подпись Таннауэра. Сейчас находится в Государственном Русском музее.
Луи Каравакк (1684-1754), француз, учился живописи в Марселе, стал придворным живописцем с 1716 г. По отзывам современников, его портреты отличались большим сходством. По записям в «Юрнале», писал Петра с натуры в 1716 и в 1723 г. К сожалению, бесспорных оригинальных портретов Петра, написанных Каравакком не сохранилось, до нас дошли лишь копии и гравюры с его работ.
1716 г. — По некоторым сведениям, написан во время пребывания Петра в Пруссии. Оригинал не сохранился, существует гравюра Афанасьева, с рисунка работы Ф. Кинеля.
Не очень удачная (дополненная кораблями союзного флота) копия с этого портета, созданная неизв. художником, находится ныне в собрании Центрального военно-морского музея Спб. (Д. Ровинский считал эту картину оригинальной).
Вариант этого же портрета, поступивший в Эрмитаж в 1880 г. из монастыря «Великая Ремета» в Хорватии, созданный, вероятно, неизвестным немецким художником. Лицо царя очень похоже на написанное Каравакком, однако костюм и поза отличаются. Происхождение этого портрета неизвестно.
1723 г. — оригинал не сохранился, существует только гравюра Субейрана. По «Юрнале», написан во время пребывания Петра I в Астрахани. Последний прижизненный портрет царя.
Этот портрет Каравакка послужил основой для картины Джакопо Амикони (1675-1758), написанной ок.1733 г. для кн. Антиоха Кантемира, которая находится в Петровской тронной зале Зимнего дворца.
Иван Никитич Никитин (1680-1742), первый русский портретист, учился во Флоренции, стал придворным художником царя примерно с 1715 г. До сих пор нет полной уверенности в том, какие именно портреты Петра написаны Никитиным. Из «Юрнале» известно, что царь позировал Никитину по крайней мере дважды — в 1715 и 1721 годах.
С. Моисеева пишет: «Существовало специальное распоряжение Петра, предписывавшее лицам из царского окружения иметь в доме его портрет работы Ивана Никитина, а художнику брать за исполнение портрета по сто рублей. Тем не менее, царских портретов, которые можно было бы сопоставить с творческим почерком И. Никитина, почти не сохранилось. 30 апреля 1715 года в «Юрнале Петра» записано следующее: «Его Величества половинную персону писал Иван Никитин». Исходя из этого, искусствоведы искали поясной портрет Петра I. В конце концов было высказано предположение, что этим портретом следует считать «Портрет Петра на фоне морского сражения» (Музей-заповедник «Царское Село»). Долгое время это произведение приписывалось либо Караваку, либо Таннауеру. При исследовании портрета А. М. Кучумовым выяснилось, что полотно имеет три более поздние подшивки – две сверху и одну снизу, благодаря чему портрет и стал поколенным. А. М. Кучумов привел сохранившийся счет живописца И. Я. Вишнякова о прибавке к портрету Его Императорского Величества «против портрета Ея Императорского Величества». По-видимому, в середине XVIII века возникла необходимость перевески портретов, и И.Я. Вишнякову было дано задание увеличить размеры портрета Петра I в соответствии с размерами портрета Екатерины. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» стилистически очень близок – здесь уже можно говорить об иконографическом типе И. Н. Никитина – обнаруженному сравнительно недавно портрету Петра из флорентийского частного собрания, написанному в 1717 году. Петр изображен в одинаковой позе, обращает на себя внимание схожесть написания складок и пейзажного фона.».
К сожалению, я не смог найти хорошей репродукции «Петра на фоне морского сражения» из Царского Села (до 1917 в Романовской галерее Зимнего дворца). Воспроизвожу то, что удалось добыть. Васильчиков считал этот портрет работой Таннауэра.
1717 г. — Портрет приписываемый И. Никитину и находящийся в собрании Финансового департамента Флоренции, Италия.
Портреты авторство и время создания которых неизвестно:
Портрет, подаренный императору Николаю I гр. С. С. Уваровым, которому он достался от тестя -гр. А. К. Разумовского. Васильчиков пишет: «Предание семьи Разумовских гласило, что Петр во время пребывания в Париже зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери — Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому». Некоторыми исследователями этот портрет считается работой И. Никитина. До 1917 г. хранился в Романовской галерее Зимнего дворца; сейчас в Русском музее.
Поступил из собрания Строгоновых. В каталогах Эрмитажа, составленных в середине 19 века, авторство этого портрета приписано А.М.Матвееву (1701-1739), однако, он вернулся в Россию только в 1727 г. и, писать Петра с натуры не мог и ,скорее всего,лишь сделал копию с оригинала Моора для бар.С.Г. Строганова. Васильчиков же считал этот портрет оригиналом Моора. Этому противоречит то, что по всем сохранившимся гравюрам с Моора, Петр изображен в доспехах. Ровинский же считал этот портрет пропавшей работой Риго.
В. Стасов «Галерея Петра Великого» Спб 1903 г.
Д. Ровинский «Подробный словарь русских гравированных портретов» т.3 СПб 1888 г.
Д. Ровинский «Материалы для русской иконографии» т.1.
А. Васильчиков «О портретах Петра Великого» М 1872 г.
С. Моисеева «К истории иконографии Петра I» (статья).
Л. Маркина «РОССИКА Петровского времени» (статья)
Рубрики: | РОМАНОВЫ ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК |
Метки: романовы петр первый портрет 18 век
Процитировано 14 раз
Понравилось: 16 пользователям
Источник