- Рисуночный тест Сильвер
- Приложение 3 Стимульный материал графических тестов Сильвер
- Читайте также
- 16. Достоинства метода тестов
- 17. Недостатки метода тестов
- Выбор графических форм в качестве стимульного материала
- Основные отличия теста ТиГр от традиционных проективных и графических методик
- Приложение 1. НЕСКОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ БРАЧНЫХ ПАРТНЕРОВ
- Стимульный материал к методике Рене Жиля
- 4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков
- 4.3. Исследование юмора в рисунках ветеранов боевого стресса на основе применения теста Сильвер
- Приложение 1 Стимульный материал к методике визуализированных проблемных вопросов
- Приложение 2 Стимульный материал к методу мотивационной индукции
- Стимульный голод
- ЗАНЯТИЕ 13 61. Техника запоминания графических знаков и символов
- Примеры тестов
- Проведение рисуночных тестов
- Зависимость от тестов: как мы становимся «тестоманами»
- ТЕСТЫ СИЛЬВЕР КАК ИНСТРУМЕНТ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПЫТА ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Рисуночный тест Сильвер
Рисуночный тест Сильвер
Умение выбирать (содержание или идея рисунка и/или истории)
0 баллов Нет признаков сознательного выбора.
балл Перцептивный уровень восприятия. Изображены одиночные объекты, т. е. не связанные по смыслу, размеру и расположению на листе. балла Объекты могут быть связаны по размеру и расположению, но нет взаимодействия. балла Функциональный уровень. Рисунок отражает то, что персонажи или предметы делают или то, что с ними делают другие (конкретно). балла Скорее описательный, чем абстрактный стиль изображения. Активность воображения минимальна. баллов Концептуальный уровень. В рисунке проявлена активность воображения, хорошо проработана идея, подразумевается больше, чем можно увидеть, ясно видна способность к абстракции. Художественные навыки в этом случае непринципиальны.
Умение комбинировать (форма рисунка)
0 баллов Единственный предмет или персонаж, нет пространственной связи.
балл Персонажи и предметы «плавают» в пространстве и связаны скорее близостью, а не расположением на базисной линии. балла Попытки показать связь, например стрелками или пунктирными линиями. балла Нарисована или предполагается базисная линия (нижняя горизонтальная линия), все объекты расположены на ней. балла Попытки изобразить глубину, но по крайней мере половина территории рисунка пустая. баллов Полная взаимосвязь. Изображена глубина пространства или используется все пространство рисунка, либо изображена серия из двух и более рисунков.
Умение передавать историю (креативность, проявленная в форме и содержании рисунка и сочинении истории)
0 баллов История не представлена.
балл Имитация. Копирование стимульного материала, схематично изображенные фигуры и стереотипы. балла Больше, чем имитация, однако идея рисунка банальна. балла Реструктуризация. Изменение или усложнение стимульных рисунков или стереотипов. балла Больше, чем реструктуризация, рисунок умеренно оригинальный и выразительный. баллов Трансформация. Рисунок высоко оригинален, выразителен, проявлено игровое начало, содержится скрытый смысл, используются метафоры, игра слов, шутки, сатира, двоякий смысл.
Проекционная шкала для оценки эмоционального содержания в задании на воображение
баллов Темы с выраженным отрицательным содержанием, например одинокие персонажи, изображенные печальными, одинокими, беспомощными, пытающимися покончить жизнь самоубийством, мертвыми или находящимися в смертельной опасности. Деструктивное взаимодействие между фигурами, связанное с убийством или угрозой для жизни. балл Умеренно отрицательные темы, например одинокие персонажи, изображенные испуганными, злящимися, неудовлетворенными, нападающими, что-то разрушающими или несчастными. Взаимоотношения между персонажами или предметами напряженные, враждебные, неприятные. балла Нейтральные темы, например, амбивалентные, включающие как положительный, так и отрицательный смысл. Неэмоциональные, ни отрицательные, ни положительные. Темы с противоречивым или неясным смыслом. балла Умеренно отрицательные темы, например, одиночные персонажи или предметы, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые. Взаимоотношения дружественные или приятные. баллов Темы с выраженным положительным содержанием, например, одиночные персонажи или предметы, изображенные как успешные, счастливые или достигающие своих целей. Отношения заботы и любви.
Шкала оценки образа Я
Шкала оценки чувства юмора
балл Рисунок отражает «Чёрный», болезненный юмор, например, проявляющийся в насмешке над умирающим или находящимися в смертельной опасности персонажами. При этом персонаж испытывает страдания или страх, переданные в словах или изображении. В 1,5 балла можно оценить рисунок, который отражает «черный», но не болезненный юмор, проявляющийся в насмешках над несчастным, мёртвым или находящимся в смертельной опасности персонажем. При этом персонаж не испытывает страдания или страха, переданных в словах или изображении. балла Рисунок отражает уничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким главным персонажем, который отличается от испытуемого (например, по полу) и при этом представлен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности. В 2,5 балла можно оценить рисунок, который отражает самоуничижительный юмор, проявляющийся в насмешках над таким главным персонажем, который похож на испытуемого или представлен от первого лица и при этом представлен как непривлекательный, разочарованный, глупый, несчастный, но не находящийся в смертельной опасности. балла Рисунок отражает амбивалентный, противоречивый или нейтральный юмор. При этом перспективы развития ситуации для персонажа представляются как амбивалентные либо неясные. балла Рисунок отражает умеренно положительный, жизнеутверждающий юмор. При этом главный персонаж представлен как преодолевающий препятствия или финал ситуации для него благоприятен. балла Рисунок отражает положительный игривый юмор, проявляющийся в насмешке над абсурдом, игре слов, в частности в стихотворной форме.
Задание на воображение (вариант А)
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит, и что может произойти через некоторое время.
Задание на воображение (Вариант Б)
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит, и что может произойти через некоторое время.
Задание на воображение (Вариант Б, продолжение)
Источник
Приложение 3 Стимульный материал графических тестов Сильвер
Стимульный материал графических тестов Сильвер
Стимульные изображения задания на воображения Рисуночного теста Сильвер
Стимульные изображения теста «Нарисуй историю»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
16. Достоинства метода тестов
16. Достоинства метода тестов Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике.Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают
17. Недостатки метода тестов
17. Недостатки метода тестов Метод тестов обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию.1. Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Пользователь не должен подходить к
Выбор графических форм в качестве стимульного материала
Выбор графических форм в качестве стимульного материала При выборе стимульного материала мы основывались на следующих положениях:1. Многие исследователи, использующие техники рисования, применяли в качестве стимульного материала различные геометрические формы. Среди
Основные отличия теста ТиГр от традиционных проективных и графических методик
Основные отличия теста ТиГр от традиционных проективных и графических методик В качестве основных отличительных особенностей теста ТиГр по сравнению с традиционными проективными и графическими методами можно назвать следующие шесть признаков:во-первых, тест
Приложение 1. НЕСКОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ БРАЧНЫХ ПАРТНЕРОВ
Приложение 1. НЕСКОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ БРАЧНЫХ ПАРТНЕРОВ Насколько ты ревнива? Интересное чувство – ревность. В небольших дозах она, как оригинальный соус, способна вызвать интерес к любому (даже надоевшему) блюду. Но каждая хозяйка знает, как важно не
Стимульный материал к методике Рене Жиля
Стимульный материал к методике Рене Жиля 1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь 2. Обозначь крестиком, где ты сядешь. 3. Обозначь крестиком, где ты сядешь. 4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Об их родственные
4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков
4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер
4.3. Исследование юмора в рисунках ветеранов боевого стресса на основе применения теста Сильвер
4.3. Исследование юмора в рисунках ветеранов боевого стресса на основе применения теста Сильвер Используя разработанную Р. Сильвер шкалу для оценки юмора и руководствуясь гипотезами о его значимой роли в качестве одного из защитно-адаптационных факторов, а также его
Приложение 1 Стимульный материал к методике визуализированных проблемных вопросов
Приложение 1 Стимульный материал к методике визуализированных проблемных вопросов Инструкция испытуемому: «Дополните, пожалуйста, следующие начатые предложения по своему усмотрению. Всякое дополнение, которое Вам захочется внести в данные неоконченные фразы, ценно и
Приложение 2 Стимульный материал к методу мотивационной индукции
Приложение 2 Стимульный материал к методу мотивационной
Стимульный голод
Стимульный голод Многие научные исследования показали, что сенсорная стимуляция является одной из первых потребностей высших организмов. На основе этих открытий и клинических исследований Эрик Берн сформулировал понятия стимульного голода и
ЗАНЯТИЕ 13 61. Техника запоминания графических знаков и символов
ЗАНЯТИЕ 13 61. Техника запоминания графических знаков и символов Техника запоминания знаков не такая скоростная, как техника запоминания телефонных номеров. На запоминание знаков нового для вас языка вам понадобится больше времени. На занятии мы рассмотрим технику
Примеры тестов
Примеры тестов Многие тесты, как предполагается, измеряют интеллект; они отличаются по нескольким параметрам. Некоторые тесты дают один итоговый показатель как индекс глобального, или общего интеллекта. Наверное, наиболее известный тест общего интеллекта — это тест
Проведение рисуночных тестов
Проведение рисуночных тестов Как уже указывалось, существует много разнообразных рекомендаций по проведению рисуночных тестов. Подчас они противоречат друг другу. Обычно можно найти как свои достоинства, так и недостатки в каждом из предлагаемых вариантов. Например,
Зависимость от тестов: как мы становимся «тестоманами»
Зависимость от тестов: как мы становимся «тестоманами» Как известно, люди с постепенно усиливающейся зависимостью от наркотиков рано или поздно достигают точки, когда уже не могут представить себе жизни без наркотиков. И продолжают принимать их, причем не потому, что
Источник
ТЕСТЫ СИЛЬВЕР КАК ИНСТРУМЕНТ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ОПЫТА ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе — рисуночный тест Сильвер (Silver R 1996, 2002; Сильвер Р Копытин А. И 2001), тест «Нарисуй историю» (Silver R 2002> и технику стимульного рисования (Silver R 2002). За последние несколько лет две методики тестов — рисуночный тест Сильвер (далее — РТС) и тест «Нарисуй историю» были переведены на русский язык и стали применяться в нашей стране. Начиная с 1999 года нами была проведена значительная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).
РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный характер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоциональной сфер и образа «я» испытуемых. Как отмечает Р. Сильвер, РТС «тест позволяет решать четыре задачи: «обходить» язык в оценке способности решать познавательные задачи; обеспечивать большую точность в оценке когнитивных способностей и недостатков, которые могут остаться незамеченными в вербальных тестах; облегчить раннюю идентификацию подверженных депрессии детей и подростков и обеспечивать оценку динамики когнитивного развития и эффективности образовательных и терапевтических программ» (Копытин, 2001, с. 9). В данной главе будет представлен лишь тот аспект применения данных методик, который связан с диагностикой и коррекцией психологических последствий насилия.
В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений. Стимульные изображения активизируют у испытуемых фантазию, отражающуюся затем в их рисунках. Обсуждая использование РТС, Р. Сильвер отмечает, что «выполнение задания на воображение может обеспечить доступ к фантазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подростков с эмоциональными нарушениями» (Сильвер Р 2001, с. 24]. Диагностика эмоциональных и поведенческих нарушений с использованием задания на воображение РТС основана на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использованием двух шкал.
В 1980 — 1990-е годы в США неоднократно проверялась валидность тестов РТС и «Нарисуй историю» (Silver R 1988a, 1988b, 1993). Были, в частности, проведены три серии исследований, показавших значительно более частую встречаемость рисунков с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемых в 1 балл) среди депрессивных и агрессивных испытуемых. Было также обнаружено, что среди детей и подростков с эмоциональными и поведенческими нарушениями — как с депрессией, так и агрессией — имеется значительное количество тех, кто является жертвой сексуального и физического насилия. Некоторые авторы использовали тесты Сильвер для изучения опыта перенесенного насилия в процессе прохождения жертвами насилия терапевтических программ (Turner, 1993). Так, Турнер (1993) использовала тест «Нарисуй историю» с подростками, проходящими психиатрическое лечение, с целью изучения их опыта перенесенного насилия. Она стремилась определить частоту и продолжительность эпизодов, связанных с насилием, а также особенности психологических защит и копинг-реакций у испытуемых, их отношение к себе и другим людям. Полученные данные она затем использовала в своих рекомендациях психиатрам и психотерапевтам, проводившим работу с этими подростками. Наряду с тестом «Нарисуй историю» она также использовала такие графические методики, как свободный рисунок, рисование каракулей, кинетический рисунок семьи и технику рисуночного автопортрета. Тест «Нарисуй историю» в батарее этих тестов использовался последним.
Турнер обнаружила, что многие подростки при выполнении теста «Нарисуй историю» проявили большую искренность и свободу самовыражения, что она связывает с преимущественно метафорическим характером теста. По ее мнению, это также способствует конденсации сложных чувств и их более яркому проявлению в тесте «Нарисуй историю» по сравнению с другими рисуночными тестами.
Ниже описывается процедура тестирования и оценки рисунков в тестах Сильвер. После этого приводятся оригинальные авторские данные, связанные с изучением психологических последствий насилия путем применения тестов Сильвер.
Процедура тестирования с использованием задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю». Оценка рисунков
РТС включает три субтеста: задания на прогнозирование, рисование с натуры и задания на воображение. Для оценки эмоциональной сферы применяется лишь задание на воображение. Тест же «Нарисуй историю» предназначен в основном для диагностики и коррекции эмоциональных нарушений.
Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Индивидуальное тестирование рекомендуется в том случае, если испытуемые — дети или взрослые — недостаточно хорошо понимают инструкцию, если ребенку меньше семи лет, либо если исследование проводится в клинических условиях. Оба теста могут применяться для оценки состояния детей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрослых. Время выполнения задания не ограничивается. Большинство выполняют его не более чем за 10 минут. Испытуемому должны быть предоставлены изобразительные материалы — бумага формата А 4 и простой карандаш и резинка (хотя использование иных материалов может быть допустимым, в особенности, если тестирование проводится во время обычных арт-терапевтических занятий).
Рис. 1. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант А
Задание на воображение
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.
Рис. 1. Продолжение (вариант А) 37
Рис. 2. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант Б
Задание на воображение
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.
Рис. 2. Продолжение (вариант Б) 39
Рис. 3. Тест «Нарисуй историю». Стимульные рисунки, вариант А
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.
Рис. 3. Продолжение (вариант А) 41
Рис. 4. Тест «Нарисуй историю». Стинульные рисунки, вариант Б
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.
Рис. 4. Продолжение (вариант Б)
Помимо арт-терапевтов, РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться психологами и другими специалистами вобласти психического здоровья. При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.
Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании
Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шкалы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отражающие напряженные или неприятные отношения между персонажами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержанием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.
В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими баллами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». В таблице 1 приведены критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я».
Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания
1 балл
Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, например:
а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;
б) изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.
2 балла
Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием, например:
а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;
б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.
3 балла
Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, например:
а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристики или амбивалентное содержание;
б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;
в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.
Балла
Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием:
а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; |
б) изображение дружественных отношений между персонажами.
Баллов I
Рисунки с выраженным положительным содержанием, например:
а) изображение счастливых или успешных и предпринимающих активные действия персонажей;
б) изображение отношений любви или заботы.
Таблица 2. Критерии оценки рисунков /» согласно шкале образа «я»
Балл
Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем.
Балла
Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным фрустрированным, несчастным или страшным персонажем.
Балла
Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком.
Балла
Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.
Баллов
Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а также с тем, кого любят.
Поскольку объем наблюдений связанных с использованием РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты исследования имеют предварительный характер. В то же время, исходя из уже имеющегося материала, можно говорить о некоторых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-графических реакциях жертв насилия.
Источник