Как рисовать руки? Анатомия для художника
Люди которые впервые пробуют нарисовать руки человека сталкиваются с рядом трудностей. Как понять форму рук? Как усвоить закономерности в их строении? В этих вопросах помогает разобраться пластическая анатомия для художников. В данной статье я сделал ряд анатомических рисунков, набросков и схем, которые помогут начинающим художникам понять основы и обратить внимание на ключевые аспекты. Я постарался изложить этот материал максимально просто и по существу. Не исключаю, что где-то мог допустить небольшие неточности, но суть от этого не меняется.
1. Основные названия
Руки состоят из трех основных частей:
Предплечье состоит из двух костей:
- локтевая кость (утолщение у локтя);
- лучевая кость (утолщение у запястья).
- дельтовидная мышца (поднимает всю руку);
- бицепс или двуглавая мышца плеча (сгибает руку в локте);
- трицепс или трехглавая мышца плеча (разгибает руку в локте);
- мышцы отвечающие за движение кисти, пальцев и вращение предплечья с кистью (пронацию-супинацию).
Две основные группы мышц предплечья:
- со стороны наружного надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (а), в состав которой входят разгибатели кисти и пальцев;
- со стороны внутреннего надмыщелка плечевой кости находится группа мышц (б), в состав которой входят сгибатели кисти и пальцев;
- эти две мышечные группы хорошо заметны и отчетливо разделены локтевой костью.
2. Анатомическое строение руки. Основные мышцы
Форма руки зависит от формы костей и мышц. Поэтому в процессе рисования человека нужно обращать внимание на анатомическое строение рук. Важно «видеть» какие мышцы где находятся. Для понимания пластической анатомии могут помочь следующие рисунки, на которых изображены скелет и мускулатура. На каждом таком рисунке я добавил схему, в которой выделил цветом ключевые, хорошо заметные мышцы. Эти мышцы ярко выражены, поэтому должны просматриваться в рисунке человека. Конечно, мускулатура женских рук будет более утонченной и миниатюрной, чем мужских. К тому же есть люди полные, а есть худощавые и «жилистые». Это значит, что и мышцы у них будут тоже разные. Но обозначенные в рисунках основные мускулы будут просматриваться в той или иной степени у каждого человека.
3. Пронация и супинация
Если остановиться и обратить внимание на то, как движется кисть руки, то можно заметить, что она способна вращаться. Т. е. мы можем повернуть руки ладонями кверху, а можем повернуть ладонями книзу. Если кверху — то это положение руки называется супинацией. А если книзу — то пронацией. При этом лучевая кость предплечья перемещается вокруг локтевой кости. Для наглядности я сделал условно-схематичный рисунок, показывающий как это происходит.
4. Самая широкая и самая узкая часть предплечья
В процессе рисования нужно постоянно сравнивать размеры. Это помогает правильно передавать пропорции. Рисунок руки — не исключение. Если говорить о предплечье — то в самой широкой его части сосредоточены брюшки мышц, а в самой узкой — сухожилия (хотя и некоторые мышцы там тоже есть). Зная эту особенность, рисовать руки человека будет проще.
5. Плечо и предплечье расположены под углом относительно друг друга
Когда человек держит руку прямой, то рука абсолютно прямой все равно не будет. Это объясняется тем, что плечо и предплечье расположены под углом друг ко другу.
6. Соединение плеча и предплечья похоже на соединение звеньев цепи
Пример с цепью очень помогает понять форму рук. Как повернута широкая часть плеча относительно самой широкой части предплечья? Это хорошо видно на схематичном рисунке. Если запомнить данную особенность строения руки, то дальнейшее рисование рук будет даваться намного проще.
7. Локтевой сустав
Локтевой сустав обеспечивает подвижное соединение плечевой кости, локтевой и лучевой. Принцип его работы хорошо виден на схематичном рисунке. Головка локтевой кости похожа на гаечный ключ. Соединение лучевой и плечевой кости напоминает шарик и чашечку, потому что лучевая кость вращается вокруг локтевой, а также двигается вверх-вниз, как и локтевая кость, обеспечивая сгибание руки в локте.
8. Три видимых точки в локтевом суставе
Некоторые начинающие художники могут спросить: «Зачем нужно знать строение сустава, если его все равно не видно?» Ответ прост — сустав влияет на форму руки, на её движения, а также видны три его элемента. Внутренний мыщелок, наружный мыщелок и головка локтевой кости. Если локоть и внутренний мыщелок видны в большей или меньшей степени при любом положении руки, то наружный мыщелок заметен при согнутой руке. Когда рука прямая — он прячется в ямке. Эти нюансы влияют на внешний вид руки, поэтому важен в рисунке.
9. Рисунки рук карандашом
После изучения анатомических особенностей, нужно уметь применить знания на практике. Поэтому в заключении данной статьи, я привожу в качестве примера рисунки карандашом, в которых руки человека изображены в различных положениях. Обратите внимание на штриховку. Она как бы повторяет форму мышц руки, огибая поверхность. Это важный момент в технической стороне рисунка. Если же говорить о светотени, то как на всей руке, так и на отдельных мышцах нужно научиться видеть свет, полутень, тень — также как в рисунке кувшина или геометрических фигур. Однако, чтобы рисунок стал уверенным и профессиональным, нужно много тренироваться. Необходимо время, чтобы обрести навыки в рисовании.
Источник
Рисование рук — советы и референсы
Советы по рисованию рук от художницы Qinni.
Туториал получился довольно большой, заранее извиняюсь. Я целую неделю наблюдала за людьми и рисовала их руки с натуры, и как раз из этих зарисовок данный туториал и составлен. Я не особенно заморачивалась со светотенью в примерах, но надеюсь, что с ней тоже всё будет более-менее ясно.
Ну и да, я не профессионал (пока что :D), так что в моих рисунках могут попасться ошибки. Но я очень старалась. Примечание переводчика: на момент написания туториала художница ещё была студенткой; сейчас она является дипломированным художником-аниматором.
Меня уже давно просили сделать какой-нибудь туториал, да и я сама уже давно хотела что-нибудь сделать… и вот, спустя кучу времени сделала. Я знаю, что уроков по рисованию рук и без меня тьма, но я очень люблю рисовать руки, так что почему бы и нет? Лично мне существующих туториалов по этой теме никогда не бывает достаточно. :Р
Общие пропорции
Длина ладони приблизительно равна длине среднего пальца. Кончик большого пальца достигает середины первой фаланги указательного пальца.
У разных людей встречаются различные виды пальцев. Из личных наблюдений: у мужчин пальцы более угловатые, и суставы в них крупнее.
Не забудьте про кость локтевого сустава! Да, вот про эту самую кость, один из округлых концов которой немножко выпирает из запястья со стороны мизинчика. Её даже у пухленьких людей видно.
Мужские руки vs женские руки
Как я уже говорила, у мужских рук более крупные суставы, а так же более квадратные кончики пальцев. Костяшки на тыльной стороне ладони тоже крупнее, да и в целом форма ладони куда более угловатая, в то время как у женщин руки имеют более мягкие контуры. Это не самое важное в рисовании рук, но помнить об этом тоже стоит.
Пояснение переводчика: переводчик пометил мужские и женские руки на картинке соответствующими значками.
Больше динамики в позах!
Честно признаться, я никогда не видела особой необходимости в рисовании «шариков» для построения суставов. По моему мнению, подобный подход слишком зациклен на структуре отдельных частей руки и не даёт рассмотреть руку как некий цельный объект, в котором всё взаимосвязано. Вам лучше научиться делать быстрые зарисовки рук, в этом будет гораздо больше пользы. Старайтесь тратить на набросок как можно меньше времени и быстро улавливать формы.
Время интересных фактов! У руки в расслабленной позе, опущенной ниже запястья, не все пальцы загнуты одинаково. Точнее – они вообще толком не загнуты. А чем больше вы поднимаете расслабленную ладонь, тем больше расслабленные пальцы скрючатся в подобие кулака. По этой причине сложнее выпрямить пальцы, если ваша ладонь находится под углом 90 градусов по отношению к остальной руке, как в третьем примере на картинке.
А вот референсы, которые вы все можете использовать, если вам будет необходимо. Предлагаю в целях практики попытаться нарисовать каждую из этих поз, а затем посмотреть, улучшились ли ваши навыки рисования рук или нет (у меня самой ощущение, что от одного только написания этого туториала мой навык здорово прокачался).
Надеюсь, что этот туториал вам хотя бы чем-то пригодится.
Небольшая заметка! НИКОГДА не пытайтесь спрятать руки героев ваших рисунков за их спинами или как-нибудь ещё увильнуть от их рисования. В конце концов, заставить себя изобразить сложную для себя вещь – идеальный способ научиться чему-то новому и выйти из зоны комфорта.
И последнее: никогда не бойтесь использовать референсы. Смотрите на свои собственные руки и учитесь по ним (если только ваши руки не такие, как мои – пухловатые и вообще не самые симпатичные…). Рисуйте по фотографиям рук других людей. Фотографируйте чужие руки сами. Память и воображение – это, конечно, хорошо, но этого мало. Нечто более наглядное тоже необходимо, пока вы не отточите свои навыки до такого уровня, при котором сможете свободно рисовать с нуля.
Переводчик от себя хочет добавить, что смотреть на свои собственные руки во время рисования действительно полезно. Моя левая рука это подтвердит. Она – хороший референс, который никуда от меня не денется и всегда выручит, если у меня вдруг возникли проблемы с рисованием рук, а фотографии с подходящей позой, на которой можно было бы подсмотреть анатомию и строение, найти не получилось. Во многих моих собственных рисунках руки персонажей срисованы с моей левой руки. 🙂
Источник