Шаблон для рисования точками

Точечная роспись

Точечная роспись – это особый вид рисования, когда рисунок создаётся из точек. Точки собираются в фигуры и линии, и в результате всё выглядит очень интересно – как бисерное плетение или наклеенные по рисунку стразы.

Немного истории

Рисунки из точек выглядят очень красиво. И поэтому догадались рисовать точками люди сразу в нескольких местах мира. Однако историки считают, что раньше всех придумали точечные орнаменты австралийские аборигены – древнейшие образцы нашли именно в Австралии, и этим образцам около 40 000 лет! Тем не менее, точечная роспись известна и в других районах мирах – в Китае и Индии, в Индонезии и Африке, в Персии и Таиланде.

Австралийские росписи со времён открытия Зелёного континента очень заинтересовали европейских искусствоведов и художников. Поэтому точкам нашлось место и в серьёзной живописи. Точками писали свои картины Ж.-П. Сёра, П. Синьяк, Л. и К. Писарро.

Естественно, точки использовались и европейскими народами в традиционных ремёслах. Но мы их касаться не будем – ведь там это всего лишь элемент.

Точечная роспись для начинающих: я тоже так хочу!

Точечная живопись не сложнее, чем бисероплетение или вышивка. На первый взгляд кажется, что у вас никогда не получится, что это очень долгая и кропотливая работа, но это не так. Попробуйте для начала карандашом – вы увидите, что поверхность закрывается точечными орнаментами довольно быстро. Но карандаш – это ещё не точечная роспись. Здесь нужны другие материалы.

Читайте также:  Штампы для рисования своими руками для детского сада

Точечная роспись для начинающих не слишком обременительна, ведь никаких страшно дорогих инструментов и материалов не требуется. А что нужно?

  • Любая заготовка с ровной поверхностью – например, деревянная, керамическая, стеклянная, пластиковая.
  • Довольно густая краска – для начала можно взять любую акриловую, но если хотите, можно купить и специальные краски для точечной росписи, под названием «контур».
  • Заострённая палочка, твёрдый карандаш, старый непишущий фломастер для нанесения краски.
  • Бутылочка ацетона или любой спиртосодержащей жидкости для обезжиривания поверхности (хоть тот же одеколон или дешёвая жидкость для снятия лака).
  • И, конечно, подготовленное рабочее место – удобное, с хорошим светом.

Техника точечной росписи или «с чего начать?»

Техника точечной росписи одинакова для всех стилей. А стилей росписи также существует немало. Мы начнёт, пожалуй, с того, что может быть ближе большинству из наших рукодельниц: с мозаичных точек.

Что такое мозаичные точки? Это рисунок, проще говоря, выполненный по клеточкам. Только вместо клеточки точка. Припоминаете, где видели такое? Да-да – это схемы для вышивки крестиком и для жаккардовых узоров .

Другой способ – это радиальные орнаменты, то есть, такие, в которых рисунок идёт от центра или нескольких центров, располагаясь лучами вокруг. Кстати, для этого можно использовать даже схему салфетки крючком или для плетения кружева .

И есть ещё свободный способ, когда вы просто рисуете точками всевозможные фигуры. Это уже на ваше усмотрение – использовать ли какой либо шаблон или творить по наитию.

Но вернёмся к нашим пробам. Для начала мы выберем несложный рисунок, в котором задействован всего один цвет – и одна краска. Кроме краски нам понадобятся:

  • ватные палочки и диски;
  • ацетон или жидкость для снятия лака;
  • штопальная игла (карандаш, фломастер);
  • бумага для трафарета;
  • бумага для проб;
  • обойный нож или лезвие;
  • малярный скотч или скрепки;
  • листок акварельной бумаги или картона (для робких);
  • стеклянная баночка (для решительных).

Первый мастер-класс проведём на листке акварельной бумаги – так проще, а если не получится, то и выбросить не жалко. А если хотите, можно попробовать и на стеклянной баночке. Зато, если получится хорошо, будет приятно.

Обезжиривать бумагу не нужно, но если вы вдруг решили рискнуть и расписать стеклянную баночку, то ацетоном обработайте всю её поверхность, используя ватный диск.

Подготовьте схему для росписи. Можно придумать её самостоятельно, а можно найти что-то простое и милое в своих запасниках. Из схемы нужно сделать трафарет для росписи. Для этого нужно перевести картинку на плотную бумагу, а потом вырезать лезвием или обойным ножом по контуру.

Возьмите листок плотной бумаги, и потренируйтесь оставлять точечки с помощью иглы или карандаша. Точки должны быть аккуратными и одинаковыми. Если вы сразу используете краску-контур, никаких дополнительных приспособлений не нужно, их роль играет носик тюбика в виде конуса. Чтобы точки были круглыми, нужно ставить инструмент вертикально, как можно ближе к идеальной вертикали, либо с малым наклоном. Чем больше наклон, тем выше вероятность, что точки будут овальными или смажутся в запятую.

Чтобы точки получались одинаковыми, периодически нужно очищать инструмент. Более того, при использовании краски-контура нужно ещё и давить на тюбик с одинаковым усилием. Но попробуйте – вы увидите, что здесь нужен только навык, ничего более.

Итак, закрепите шаблон на расписываемой поверхности с помощью малярного скотча (если у вас баночка) или канцелярских скрепок (если лист картона). Аккуратно по контуру каждого элемента рисунка наносите точки, стараясь, чтобы они располагались равномерно. Начинаем с крупных элементов, заканчиваем мелкими.

Если рисунок предполагает, точки могут быть и разной величины. Например, контуры крупного листка можно выполнить большими точками, а внутри листок заполнить орнаментом из меленьких точек. Равномерность и круглый размер – вот, что важно.

Помните, что краска смазывается. Периодически давайте краске просохнуть. Можно поступить и хитро – развернуть орнамент. Пока одна часть подсыхает, трудитесь над другой. Если насмелитесь, можете даже взять не одну, а две или три краски. Только вначале не забывайте проверить её на ненужном листочке, и используйте после того, как первая подсохнет.

Нечаянно смазавшиеся точки, если их не очень много, и они не превратились в мешанину, можно подправлять с помощью ватной палочки.

Когда работа будет завершена, дайте ей часов 12 на просушку. Вот и всё. Ваша первая работа в технике точечной росписи готова!

Видеоуроки по росписи точками

Основы для начинающих: краски для росписи, обезжиривание различных поверхностей, техника нанесения точек

Точечная роспись тарелки

Точечная роспись кружки

Точечная роспись обложки паспорта

Роспись пластинки

Источник

Схемы и трафареты для точечной росписи контурами

Точечная роспись, или point to point, — вид декоративно-прикладного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Его элементы прослеживаются в наскальной живописи коренных австралийцев, сакральных масках Африки и Индонезии. Современные художники оставили в прошлом костяные палочки, краски из сока растений и используют для точечной росписи акриловые контуры, схемы, трафареты.

Что такое точечная роспись

Рисунок, созданный из собранных в линии и фигуры крапинок, называется точечной росписью. На первый взгляд может показаться, что это сложная техника, требующая в первую очередь терпения, усидчивости и неукоснительного соблюдения изначально заданного узора. На самом деле схемы служат больше для вдохновения или весьма приблизительной прорисовки контура будущего рисунка.

Эта техника скорее медитативная, чем кропотливая. Она требует твердой руки и способности отрешиться от внешнего мира, а не подсчета точек в узоре. Если в вышивке или при плетении бисером положить рядом готовое изделие и образец, бывает трудно отличить одно от другого. Орнаменты для росписи точками — не жесткая инструкция, а руководство к действию. Мастерицы, продающие свои работы через интернет, обязательно указывают под фотографией образца, что точно такого изделия они создать не смогут.

В технике point to point пишут картины, декорируют посуду, мебель, одежду, аксессуары. В последнее время дизайнеры интерьеров украшают целые стены узорами из круглых и каплеобразных пятнышек. Дерево, стекло, металл, пластик, искусственная и натуральная кожа, текстиль — это неполный перечень материалов, используемых для нанесения росписи точками.

Интересно, что часто в технике point to point начинают работать люди, не занимавшиеся раньше никакой живописью. Потом они переходят на масло, акварель или пастель.

Подготовка материалов и инструментов

Раньше в качестве инструмента использовали острую кость или деревянную палочку. Краски готовили из сока растений или глины.

Акриловые контуры

Сейчас в точечной росписи главным инструментом считается акриловый контур. Это металлический (редко — пластиковый) тюбик небольшого объема с длинным носиком. Им очень удобно ставить точки прямо на декорируемую поверхность.

Для контуров в акрил добавляют загуститель, чтобы краска не текла и при высыхании сохраняла объем. Используя различные присадки, выпускают такие разновидности:

  • универсальный, им расписывают любые поверхности, кроме текстильных и предназначенных под обжиг;
  • контур для ткани;
  • для стекла и керамики;
  • опухающий контур, значительно увеличивающийся в объеме при нагревании (например, сушке феном);
  • витражный;
  • контур, предназначенный под обжиг, — для посуды, которая будет использоваться по прямому назначению.

При покупке следует обращать внимание на назначение краски. Например, на стекле контур для ткани будет растекаться, а витражный непригоден для росписи текстильных изделий.

Роспись без контуров

При желании можно использовать обычную акриловую краску из баночек — стоит она гораздо дешевле. Тогда в качестве инструмента придется использовать:

  • зубочистку;
  • шило;
  • апельсиновую палочку для маникюра;
  • силиконовую или обычную тонкую кисточку;
  • стек.

Некоторые мастерицы вообще не пользуются контурами — собрать достойную коллекцию цветов непросто.

Подготовка поверхности

Дерево, а при необходимости и металл, перед работой ошкуривают. Любую поверхность, кроме ткани и бумаги, нужно тщательно обезжирить содержащей спирт жидкостью или салфеткой. Для стекла или керамики можно использовать ацетон.

Контуры наносят на предварительно загрунтованную или покрытую лаком поверхность. Стекло и керамику можно расписывать сразу. Грунт и лак продают в художественных магазинах, при покупке нужно внимательно читать этикетку и использовать только на поверхностях, для которых они предназначены.

Точечной росписью можно украсить декоративную посуду. Если вы собираетесь кухонной утварью пользоваться по прямому назначению, инкрустируйте только ее внешнюю часть. Хоть акрил считается экологически чистым материалом, неизвестно в какую реакцию он вступит с пищей.

Пищевым лаком нельзя покрывать посуду, используемую для принятия и приготовления еды. Некоторые его марки предназначены для покрытия труб, полов и стен в пищеблоках, другие же требуют длительной обработки высокими температурами и для использования в домашних условиях непригодны. Для кустарного использования существуют специальные краски под обжиг, расписанные ими изделия запекают в духовке.

Дополнительные материалы

У каждой рукодельницы для росписи есть свой набор вспомогательных средств. Обязательно потребуются:

  • губка или спонж для нанесения грунта и фона;
  • салфетка и иголка для прочистки носика контура;
  • фен для ускорения высыхания акрила;
  • карандаш для нанесения разметки;
  • линейка и сантиметровая лента.

Всевозможные огрехи исправляют с помощью ватной палочки. Свежую краску стирают обычной чистой водой, засохшую — ацетоном или жидкостью для снятия лака.

Шаблоны для росписи

В точечной росписи трафареты и схемы используются часто, но не являются обязательным атрибутом. Мастерицы могут рассматривать их часами в поисках подходящей идеи. Классификаций техник росписи относительно использования шаблонов не существует, условно можно разделить их на три группы:

  1. Чаще всего схемы и трафареты применяют для разметки будущего рисунка. Карандашом или кисточкой намечается контур, поверх которого прорисовывается узор.
  2. Роспись стараются сделать максимально близкой к исходному образцу. Сначала проводят разметку и прорисовывают крупные детали, затем переходят к мелким. Такой идентичности, как в бисероплетении или вышивке крестиком, достичь не удастся.
  3. Часть рукодельниц используют схемы или трафареты только для вдохновения или как образец. Картинку кладут перед собой или открывают на компьютере и весьма условно переносят на изделие.

Чем пользуется большинство мастеров росписи точками, так это шаблонами. Многие из них собирают в специальной коробочке или файлике разнокалиберные сделанные из плотного материала геометрические фигуры, полумесяцы или пейсли (индийский огурец). Неиссякаемыми источниками идей и схем для росписи (не только точечной) служат:

  • схемы для бисероплетения, вышивки крестом, вязания спицами или крючком;
  • декупажные карты или бумажные салфетки с рисунком;
  • цветастые платки и ткани с орнаментом;
  • интернет — подходящий узор или схему можно распечатать на принтере или вывести на монитор, приложить кальку и обвести карандашом или маркером;
  • альбомы с фотографиями мозаики, этнических узоров и изделиями народных промыслов;
  • интернет-магазины, предлагающие сотни трафаретов.

Работа по схемам

В point to point любой рисунок никогда не будет точно совпадать с исходником. При перенесении узора сначала намечают центр изделия (он не всегда совпадает с геометрическим), затем вычерчивают основные оси и контуры. Линии проводят мягким простым или предназначенным для стекла карандашом, тонкой кистью, акрилом. Если вы выбрали последний вариант, подумайте, какую роль эта линия будет играть в готовом изделии. Ее можно сделать:

  • незаметной, практически в тон основе;
  • контрастной, подчеркивающей точечный рисунок;
  • оттеняющей основной узор, использовав краску того же цвета, но другого тона.

Рекомендуемый порядок работы — от центра в стороны, сверху вниз. Это связано с особенностью работы контурами. Например, если вы начнете заполнять круг от внешнего края к центру, рискуете не угадать и испортить рисунок. Придется стирать ацетоном весь фрагмент, грунтовать, тонировать и начинать роспись заново. Сверху рисуют потому, что при работе изделие удобно придерживать за нижнюю часть. Впрочем, это все рекомендации, которые нужно приспосабливать под себя.

Подлаживание шаблонов к разным поверхностям

Причина, по которой схемы в point to point не заняли главенствующее положение, проста. Расписываемая поверхность редко бывает ровной. Даже обычная тарелка имеет сложную для наложения трафарета конфигурацию — у нее круглое донышко, затем идет бортик и поднятый край, часто выгнутый или рельефный. Для точного наложения схемы на обычную бутылку придется производить сложные вычисления и изменения масштаба. Такая работа требует определенных знаний, времени и терпения, что сильно усложняет работу, а некоторых лишает удовольствия от творчества.

Ровная поверхность

На прямых гладких поверхностях сложностей с нанесением узоров не возникнет даже у начинающих. Под прозрачное стекло или пластик кладут схему или трафарет, закрепляют скотчем и спокойно работают.

На тонированную поверхность помещают лист копирки контрастного цвета, затем шаблон и аккуратно прорисовывают. После окончания росписи обратную сторону прозрачной заготовки можно окрасить в любой цвет.

Роспись бокалов

Схемы для точечной росписи бокалов помещают внутрь так, чтобы рисунок можно было увидеть сквозь стекло. Затем набивают емкость туалетной бумагой или тканью. Для лучшего крепления кромку шаблона приклеивают к стеклянному краю скотчем.

Лучше всего выглядят бокалы, выполненные в смешанной технике, где обычной росписью дополняют точечную, или наоборот. Хороши будут дополнения из страз или бусин.

Декорирование тарелок

Сложнее с тарелкой — ее конфигурация только кажется простой. Любой орнамент исказится из-за изгиба.

Можно выйти из положения, используя или комбинируя такие варианты:

  • Намечают центр рисунка и основные оси. Коррекцию рисунка производят при прорисовке контуров.
  • Шаблон плотно прикладывают к тарелке. В тех местах, где образуются складочки, рисунок разрезают и корректируют.
  • Из схемы вырезают крупные детали. Их по отдельности переносят на тарелку, затем исправляют общий рисунок.

На прозрачную тарелку легко нанести фантазийный рисунок или орнамент с платка либо куска ткани. Для этого текстильное изделие можно «зажать» между двумя блюдами или положить на подушку, придавив сверху расписываемой поверхностью.

Шаблоны для бутылок

Здесь удобно использовать трафареты, лекала или любые рисунки вытянутой формы. Круговые орнаменты, особенно счетные, выглядят на цилиндрических предметах эффектно, но чтобы правильно разместить схему, придется потрудиться. Сложность заключается в соединении концов схемы. Но и здесь есть выход, можно:

  • тщательно просчитать каждый раппорт и подогнать размер к длине окружности бутылки;
  • взять орнаменты с короткими повторяющимися фрагментами, разметить цилиндр, при незначительном несовпадении рисунок скорректировать, изменяя расстояние между точками;
  • не соединять концы орнамента, декорировать свободную полоску в иной технике или другим узором.

Чтобы изделие получилось красивым, дайте высохнуть расписанному фрагменту, прежде чем приступить к следующему. Для ускорения процесса можно использовать фен.

Источник

Оцените статью