Творческие проекты и работы учащихся
Предложенная автором творческая работа в начальной школе «Школьная форма» будет интересна для учеников начальной школы, познакомит их с историей школьной формы и раскроет положительные стороны введения формы в родной школе. В проекте раскрывается история введения школьной формы в России, анализируется вид послевоенной и современной школьной формы, проводится сравнение.
- требует от человека соблюдения определенных норм в поведении;
- воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;
- формирует чувство сплочённости с классом, школой.
В нашей школе тоже введена школьная форма, поэтому я считаю эту тему актуальной для меня.
Цели и задачи моей работы:
- выяснить мнение учащихся о необходимости введения школьной формы.
- познакомиться с историей появления школьной формы в России;
- проанализировать мнение обучающихся и их родителей по вопросу введения формы;
- разработать собственную модель школьной формы.
Предмет исследования: школьная форма, история ее введения в России, отношение к ней родителей и обучающихся начальных классов.
Гипотеза: если обучающиеся и их родители получат больше информации по истории школьной формы в России, то удастся выработать единый подход на введение школьной формы.
Методы исследования:
1. Изучение литературы и Интернет-источников по теме.
2. Частично-поисковый (анкетирование, сравнение, анализ и выводы.)
3. Разработка собственной модели школьной формы.
История введения школьной формы в России
Впервые школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала — для гимназистов и студентов, причем только для мальчиков. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. До революции 1917 года мальчики-гимназисты одевались так: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец.
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки – черный в учебные дни и белый по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротничком и соломенной шляпкой.
После революции в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. В первые годы существования советского государства ношение школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной. Это время называют периодом «бесформенности».
Послевоенная школьная форма
С начала 1960-х годов форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной костюм – брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. Форма для девочек осталась прежней.
У мальчиков с 1975-1976 учебного года серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы, по конструкции напоминавшие военные.
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения. Обязательным дополнением к школьной форме были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) и комсомольский (в старших классах) значки.
Для пионеров-активистов значок был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу». Пионеры должны были также носить пионерский галстук. Для девочек форма осталась без изменений. Наши мамы и наша учительница тоже носили коричневые платья с черным или белым фартуками.
старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилет и пиджак из синей полушерстяной ткани.
В 1988 году в порядке эксперимента некоторым школам было разрешено отказаться от ношения формы, а весной 1994 года она была официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, согласно закону «Об образовании». Но до сих пор на праздник «Последнего звонка» выпускницы надевают коричневые платья и белые фартуки. Это стало традицией.
Современная школьная форма
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды. С 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но каждое образовательное учреждение само решает, как должна выглядеть форма.
Основные требования к школьной форме
1. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими.
- повседневная одежда;
- парадная одежда;
- спортивная одежда.
Парадная одежда используется в дни проведения праздников и торжественных линеек. Спортивная одежда используется на занятиях физической культурой и спортом.
3. Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.
4. Одежда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам.
5. Одежда должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
6. Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.
Результаты анкетирования о школьной форме
Среди обучающихся начальных классов и их родителей было проведено анкетирование по введению школьной формы. В процессе анкетирования высказывались аргументы, как за введение школьной формы, так и против нее.
1. Нужно ли вводить школьную форму?
2. Какой должна быть школьная форма?
Удобной, стильной, модной, практичной, недорогой. Для мальчиков – брюки, жилет, однотонная рубашка. Для девочек – брюки, жилет, юбка, сарафан, светлая блузка. Когда мы пришли в первый класс, в нашей школе был введен строгий стиль одежды и наши мамы решили пошить нам всем школьную форму, в которой ходили сами: коричневое платье и белый фартук, а мальчики ходили в костюмах: брюки, пиджак и светлая рубашка.
В ношении школьной формы есть свои плюсы: Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы «В чем пойти в школу». Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид. Школьная форма экономит деньги родителей.
Конечно, введение школьной формы имеет и свои минусы: Нежелание детей ее носить. “Потеря индивидуальности”. Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Неудовлетворяющее запросам родителей качество материалов и пошива школьной формы.
Два года мы с удовольствием ходили нарядными и красивыми. В этом учебном году была введена единая школьная форма, и нам пришлось отказаться от коричневых платьев и белых фартуков. Мы долго привыкали к новой форме, было не совсем удобно. Я решила сама попробовать сшить школьную форму и в качестве модели взяла свою куклу……… И вот что у меня получилось!
Заключение
В исследовательской работе я многое узнала о том, когда появилась школьная форма в России, в чем была необходимость её введения. Если серьезно подойти к вопросу выбора одежды для школы, учесть пожелания ребят, их родителей, администрации, ознакомиться с предложениями ведущих модельеров, то вполне возможно создание такой школьной формы, которая устроит всех, и будет приносить удовольствие, а не дополнительные проблемы.
Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной, и главное — она должна нравиться самим школьникам. Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.
Я думаю, что моя работа поможет увеличить количество сторонников введения школьной формы.
Источник
Школьники нарисовали форму, которую они действительно хотели бы носить
Нынешним школярам не угодишь: пиджаки надевать не хотят, брюки со стрелками им не нравятся, а белый верх, черный низ – это вообще прошлый век…
Существует ли наряд, который бы они носили с удовольствием? «Знаменка» провела эксперимент: мы предложили ученикам разных классов нарисовать эскиз идеального, на их взгляд, школьного костюма. А дизайнер Анастасия Фалькович прокомментировала то, что получилось.
Кроссовки – наше всё
Екатерина Омельченко перешла в 11-й класс Ставокской средней школы Пинского района. Катя изобразила сразу два комплекта формы. Юношам она предлагает носить темные брюки, похожие на джинсы, хлопковую рубашку и классические белые кроссовки. В качестве украшения – подтяжки, яркий галстук и манжеты в тон. Последнее – не только стильно, но и практично, уверена школьница:
– Цветные отвороты не так грязнятся, и на них не видны следы от ручки.
Старшеклассниц Катя переодела бы в юбку-сарафан и блузку с ярким бантом, дополнив образ «кроссами» и однотонными гольфами.
– Обычно я одеваюсь в школу по-другому, мой стандартный комплект – брюки плюс рубашка. А нарисованную форму носила бы с удовольствием. В ней было бы уютно и зимой, ведь блузку можно легко заменить шерстяной водолазкой, а гольфы – плотными черными колготками.
На вопрос, чего ей больше всего не хватает в школьном гардеробе, Катя отвечает:
– Кроссовок. У нас в школу в спортивной обуви приходить нельзя – получишь замечание. А жаль: в хороших «кроссах» и нежарко, да и на прогулке удобно.
– Пожалуй, самый жизненный комплект. Подтяжки – это всегда выигрышно: полноватых ребят вертикальная линия делает стройнее, а на худеньких они просто стильно смотрятся. Гольфы на девочке мне тоже понравились – это очень по-европейски. Так обычно ходят ученицы частных английских школ.
14-летнего Николая Рутича, который окончил 8-й класс Березовской средней школы № 1 имени В. Х. Головко, так увлекло творческое задание, что он нарисовал два варианта формы – в фиолетовой гамме и оранжево-голубой.
– Если честно, устал от темной одежды: серой, синей, черной, – комментирует школьник выбор цвета. – Хочется чего-то яркого.
Самой удачной, на Колин взгляд, вышла коллекция оттенка «сирень». Однотонное платье с воротником – для девочки. Футболка-поло с джинсами – для мальчика.
– Сам бы с радостью носил такой комплект. Очень жаль, что у нас джинсы под запретом: они классно смотрятся, не мнутся, и еще на них не остается затяжек.
Обычно Коля ходит на уроки в брюках и рубашках на кнопках – так удобнее: не приходится подолгу расстегивать пуговицы, чтобы переодеться на физкультуру. Но отказываться от формы совсем не хочет:
– Если мы будем в одном и том же ходить и в школу, и на кружок, и во двор – это неинтересно.
– Фиолетовый сейчас в моде – даже знаю частную минскую школу, где он считается корпоративным цветом. Но, как по мне, он достаточно депрессивный. Самый подходящий цвет для школьной формы – синий, голубой, черный, белый, темно-зеленый и темно-бордовый. Если и делать школьный костюм фиолетовым, то нужно выбрать другой оттенок, более мягкий.
Арлекин? Почему бы и нет!
Всю душу в рисунок идеальной школьной формы вложил второклассник витебской гимназии № 7 Артем Доморацкий. У него вышел смешной человечек в очках и берцах. Странно, для чего они школьнику? Как рассуждает сам мальчишка, чтобы играть с друзьями на переменке:
– Я нарисовал суперчеловека, который в перерыве между математикой и чтением может очень быстро бегать и далеко прыгать.
Конечно, мама Артема Галина в таком виде ребенка на занятия не отправила бы. Самое смелое, что есть в гардеробе сына, – темные чиносы, которые он носит вместо брюк:
– Артему было неудобно в классических брюках со стрелками, поэтому перешли на мягкие хлопковые штаны свободного кроя. То, что надо для первоклассника. Рубашки стараемся выбирать поярче, в мелкую клетку или полоску, а вот жилеты у всех в нашей гимназии одинаковые. Сын с удовольствием посещает торговые центры перед началом учебного года и не уходит из магазина, пока всю одежду не перемерит.
– Этот комплект напоминает мне образ Арлекино. Как этот комбинезон относится к школьной форме, могу только догадываться, но отчетливо вижу нестандартное, в чем-то даже дизайнерское мышление ребенка. Ценю работу Артема за искренность и детскую непосредственность. Когда смотришь на рисунок, понимаешь, что школьной форме все же нужны яркие цвета. Правда, не вся радуга в одном комплекте, а несколько акцентов.
Желтый вместо черного
Летящих тканей и ярких цветов в школьной форме не хватает восьмикласснице Докшицкой школы № 1 Валерии Гмырак. Фиолетовая юбка в комплекте с желтой блузкой, которую она изобразила, – мечта каждой старшеклассницы. Правда, если бы девочка пришла в таком виде на занятия, педагоги вряд ли бы одобрили. В школе с одеждой все строго, вздыхает Лера:
– Я не против формы, главное, чтобы это не был «привет из 1970-х» – мрачные темные платья. Хочется чего-то современного. Согласна, что шорты и мини-юбки из школьного гардероба лучше исключить, но никто не запрещает поиграть с цветами. Видите, как свежо смотрятся голубые брюки и желтая рубашка в мужском комплекте?
А пока модель Валерии не отшита, она выбирает из того, что есть в магазинах:
– К новому учебному году куплю платье, пару блузок и брюки. Мне нравятся укороченные модели длиной 7/8. Если ничего не подберу, остановлюсь на черных джинсах – за них не ругают. За лето накопила около 100 рублей – собирала ягоды. Родители обещали добавить, так что удастся выбрать не только красивую, но и качественную одежду. А это особенно важно, когда покупаешь вещи на целый год.
– В комплекте хорошо выдержаны цветовые сочетания. Правда, эти модели я бы вряд ли отнесла к деловому стилю – они, скорее, повседневные. В такой юбке можно пойти гулять после уроков, но не на занятия. Хотя если душа просит летних нарядов, то почему бы и нет?
Гольфы vs колготки
Третьеклассница 69-й минской школы Маша Зенькович уверена, что самое главное в школьной одежде – удобство:
– Не люблю блузки, в которых много пуговиц, и юбки на потайных молниях – у меня редко получается застегнуть их самостоятельно. А еще не люблю колготки.
Именно поэтому свою модель, длинноволосую блондинку, она нарядила в гольфы. Мама Марии Ольга с радостью купила бы такой комплект, найди она его в продаже:
– На одежде не экономим. Лучше купить одну качественную блузку, чем две синтетические, но дешевые. Хотя на одной мы, конечно, не останавливаемся. За этот учебный год купили около десяти «верхов». Предпочитаю пополнять гардероб дочери не одноразовым набегом перед 1 сентября, а равномерно, в течение года. Так получается более экономно и продуманно.
Единственное, что Ольга уже купила, так это гольфы – «накануне учебного года их днем с огнем не сыщешь».
– У Маши получился достаточно стандартный школьный комплект. Сразу видно, что художница серьезно подошла к рисунку, продумала все до мелочей, в том числе цветовое сочетание элементов – например, резинки для волос того же оттенка, что и юбка. Мне нравится, что она заменила скучные колготы веселыми синими гольфами. Они стали изюминкой этого наряда.
В поисках компромисса
Семену Чистякову, одиннадцатикласснику Специализированного лицея МВД, решать, в чем пойти на занятия, не приходится: у всех учащихся – одинаковые камуфлированные костюмы. Но пофантазировать на тему школьной формы он рад: ученика нарядил бы в брюки и рубашку, а ученицу – в блузку с рукавами-фонариками, жилетку и мини-юбку. Правда, в последнем элементе одежды Семен сомневается:
– Наверное, полноватым девушкам такая юбка не подойдет.
Одиннадцатиклассник уверен, что школьная форма должна быть компромиссом между официальным стилем и кэжуалом: чтобы одежда не смотрелась слишком домашней, но в то же время не стесняла движений.
Комментарий дизайнера:
– Наряд для парня хороший – придраться не к чему. А вот юбка у девушки слишком короткая. Оптимальная длина – десять сантиметров выше колена. Кстати, обратите внимание, что ни на одном из рисунков нет жакета или пиджака – видно, это не тот элемент одежды, который школьники действительно хотели бы носить.
Концерн «Беллегпром» обещает взять наши детские рисунки на заметку – показать на предприятиях. Это поможет дополнить представление производителей о том, как должны выглядеть школьные костюмы, чтобы дети действительно хотели их носить.
Источник