- Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе
- Ход НОД
- Конспект занятия по рисованию в средней группе «Украшение фартука»
- Украшение фартука: декоративное рисование в средней группе ДОУ
- Что нужно учесть при подготовке к занятию
- Какие краски и основу можно использовать, размер заготовки
- Техники и приёмы рисования
- Дополнительные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация)
- Можно ли индивидуализировать задания по замыслу и по уровню сложности
- На каком этапе изучается тема украшения фартука
- Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия: рассматривание вещей, картинок, вопросы к беседе и прочее
- Конспект занятия по рисованию в средней группе: украшение фартука
- Образцы и поэтапное описание порядка выполнения работ
- Фотогалерея: примеры готовых работ
Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе
Людмила Золотарева
Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе
Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование) в средней группе
Золотарева Людмила Юрьевна,
Г. Москва, ГБОУ Школа №717, д/с №447
Программное содержание: учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента; закрепить приём примакивания,ритм: слева -справа — между ними; развивать цветное восприятие; воспитывать самостоятельное творчество;активизировать в речи детей: узор, элемент узора, примакивания, красный и зелёный цвет.
Оборудование: силуэт фартука, гуашь красного, зелёного цвета, банки для воды, салфетки, подставка для кисточек (на каждого ребенка, два образца украшенных фартучков, Карлесон, демонстративная доска, оборудование для показа приёмов изображения.
Ход НОД
— Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришел Карлесон. Но почему то он очень грустный?
— Карлесон, почему ты такой грустный, разве ты не рад снова встретиться с ребятами?
— Ну что вы, я очень люблю приходить к Вам в гости. А грустный я, потому что ко мне должны завтра прийти гости, я буду печь торт и очень боюсь испачкать свои новые штанишки.
— Не нужно расстраиваться.
— А давай, Карлесон спросим у ребят, что нужно сделать, чтобы не испачкаться?
— Правильно, ребята, надо одеть фартук.
— Посмотри Карлесон, а у нас есть фартуки и мы готовы тебе помочь.
— Вот, только они совсем не украшены.
— Мы с ребятами с удовольствием раскрасим их для тебя. Согласны ребята?
— У меня есть несколько фартуков с разными узорами. Давайте все вместе посмотрим на них.
— Чем украшен этот фартук?
— Правильно, полосками. Где на фартуке расположены полоски?
— Вверху и внизу фартука.
-Вы знаете как нарисовать полоску? Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и провести линию слева направо, не отрывая кисть от бумаги.
— А какой узор между полосками?
— Правильно, листочки и цветочки. Как они расположены на этом фартуке?
— Какие вы молодцы, конечно, один листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки?
— Правильно, на кружочки. Какого цвета листочки?
— Молодцы, конечно зелёные. А цветы?
— Великолепно, молодцы, цветы красного цвета.
-А как нам нарисовать листочки?
-Нужно приложить кисточку всем ворсом к бумаге и убрать – вот наш листочек и готов.
-А как нарисовать цветочек?
-Замечательно, молодцы, нарисуем кружочек и закрасим его.
— Давайте посмотрим на узор второго фартука. Он похож на первый?
— Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три цветочка в серединке а между ними по два листочка. Посмотрим ещё раз на оба фартучка, чем же они похожи?
— Правильно,элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски.
— Скажите, с чего вы начнете украшать свой фартучек?
— Правильно, конечно с полосок, а между полосками нарисуем узор из листочков и цветочков. Полоски рисуем слева – направо, одним движением кисти не останавливаемся и не отрываем кисть от листа бумаги. Полоски рисуйте дальше друг от друга. Не забудьте оставить место для узора.
— Подумайте, как будет расположен ваш узор, сколько цветочков и листочков вы будете рисовать.
А пока вы думаете над своим узором, немного передохнем.
Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Сладкий тортик испечем,
Серединку смажем джемом,
А верхушку сладким кремом (трем ладошка о ладошку)
И кокосовою стружкой,
Мы посыплем торт немножко (пальцы собираем в щепотку)
А потом заварим чай.
И пойдем гостей встречать (разводим руки в стороны).
— Кто уже придумал узор приступайте к рисованию. Держите спину прямо, кончики кисточек смотрят вверх.
2 часть. Самостоятельная деятельность детей.
— Мы с Карлесоном будем смотреть как Вы рисуете.
— Если нужно, помочь детям индивидуально. Напомнить, как купать кисточку, как наносить на кисточку краску, излишки краски снимать о край баночки.
3 часть. Анализ детских работ.
-А теперь давайте посмотрим на наши украшенные фартуки.
Ты тоже, Карлесон посмотри.
— Карлесон, тебе нравятся наши фартучки?
— Мы тебе дарим все эти фартучки, чтобы ты не испачкал свои новые штанишки, когда будешь печь для гостей торт.
— Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашем гостем.
— Ну а теперь надо убрать своё рабочее место.
Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились.
Дидактическая игра по закреплению знаний о татарском национальном костюме для детей 4 лет «Сложи узор» Программное содержание: Познакомить детей с татарскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках, сапогах, тюбетейках. Освоить.
Перспективное планирование по рисованию (средняя группа) Тема: Большие и маленькие морковки. Цель: Учить изображать предметы овальной формы, располагая их на всем листе и передавая основной цвет.
Источник
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Украшение фартука»
Елена Брагина
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Украшение фартука»
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Украшение фартука»
Программные задачи:-учить детей на полосе составлять простой узор из элементов народного орнамента; закрепить приём примакивания; ритм: слева- справа- между ними; упражнять в нетрадиционной техники изображения (рисование ватными палочками); развивать цветовое восприятие; воспитывать самостоятельное творчество; активизировать словарь детей такими словами как: узор, элемент узора, примакивание, красный, жёлтый и зелёный цвет.
Оборудование: силуэт фартука (на каждого ребёнка, гуашь красного, зелёного и жёлтого цвета, кисточки, подставка для кисточек, баночки с водой, ватные палочки, три образца украшенных фартучков, кукла Варя, демонстративная доска, оборудование для показа приёмов изображения.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам на наше занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся!
Сегодня, когда я пришла на работу, возле нашей группы на стульчике я увидела куклу, она мне сказала, что её зовут Варя, и то, что она очень огорчена и просит помощи у вас. А вы хотите узнать о какой помощи?
Дети: (ответы детей)
Кукла Варя: Дело в том, что завтра к нам приезжают в гости бабушка и дедушка, и мама хочет испечь для них торт. Но я тоже хочу помочь маме, а она говорит,что я могу испачкаться.
Воспитатель: Варечка, а давай спросим у ребят, что же нам нужно для того чтобы не испачкаться?
Воспитатель: Правильно ребята, для этого нужно одеть фартучек.
Кукла Варя: Но у меня нет фартучка!
Воспитатель: Посмотри Варенька как много у нас фартучков, такие беленькие все. Мы тебе их с удовольствием их подарим.
Кукла Варя: Вот у моей мамочки очень красивый фартучек. На нём цветочки, листочки.
Воспитатель: Ну разве это проблема, мы с ребятами сейчас их украсим. Правда ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть фартучки украшенные разным узором. Давайте посмотрим на них. Чем украшен этот фартук? (ответы детей)
Правильно, полосками. Где на фартуке расположены полоски?
Дети: Внизу фартука, и на верху.
Воспитатель: А вы знаете как нарисовать полоски? Нужно приложить кисточку к левому краю фартучка, и не отрывая вести кисточку до другого конца фартука.
А какой узор ещё мы видим на фартучках (ответы детей).
Правильно, листочки. А листочки мы рисуем так: набираем краску на наш хвостик кисточки и прикладываем (примакиваем) всем ворсом к фартуку и убираем – листочек готов.
Воспитатель: И что ещё есть на наших фартучках? (ответы детей)
Правильно ребята, ещё на наших фартучках есть цветы. А сегодня я вам расскажу и покажу как же ещё можно нарисовать цветы без помощи кисточки. Посмотрите ребята, что это у меня в руках? (ответы детей)
В руках у меня ватная палочка, Вот именно ей мы с вами будем рисовать наши цветочки. Берём ватную палочку и кончик где одета белая шапочка обмакиваем в краску, и тычком наносим на листок вначале серединку, а затем по кругу лепестки – и цветочек наш готов.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне где мы будем рисовать на фартуке цветок? (ответы детей)
Правильно, рисовать мы его будем по центру нашего фартука (в середине).
А где у нас на фартучке расположены листочки? (ответы детей).
Молодцы, конечно листочки расположены по обеим сторонам цветка, слева и справа. Сколько листочков на узоре, правильно два с одной стороны, и два с другой стороны цветка.
На что похожи цветочки? (на кружочки)
Какого цвета листочки? (зелёного)
Какого цвета цветы? (красного)
А какого цвета полоски? (жёлтого)
А теперь прежде чем приступить к украшению наших фартучков, давайте разомнём наши пальчики.
Физминутка «Наши нежные цветы».
Наши нежные цветы, распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Наши нежные цветы, закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Скажите, с чего вы начнёте украшать свой фартучек? Правильно с полосок, помним,полоски рисуем слева – направо одним движением кисти не останавливаемся. Не забываем оставить место для листочков и цветочков. Приступаем к рисованию.
Помним, что спину держим прямо. Кисточку держим тремя пальчиками в начале металлического фартука. Краску набираем только на мягкий хвостик кисточки, и хорошо промываем её в воде, только после этого мы набираем другой цвет.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Мы с Варей будем смотреть как вы рисуете.
Индивидуальная помощь, словесные указания, показ на своём силуэте, поощрение, Закрепление. (Какой элемент рисуешь? Какого цвета? Где расположены)
Воспитатель: Кто закончил работу несём свои фартучки на наш стол. Давайте посмотрим на ваши работы. Варя, а тебе нравятся работы ребят?
Кукла Варя: Очень нравятся!
Воспитатель: Мы тебе их дарим, чтобы ты не испачкала своё платье, когда будешь помогать маме. Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей. А теперь надо убрать своё рабочее место. Молодцы ребята, хорошо постарались. Давайте похлопаем друг другу.
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Веселый клоун» Цель: Овладение умениями отражать в рисунке фигуру человек. Совершенствовать умение детей в создании яркого художественного образа клоуна.
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Самолет» Цель: закрепить знания детей о воздушном транспорте (самолете, его частях, развивать умение рисовать самолет карандашом. Задачи: -Учить.
Конспект занятия по рисованию «Бабочки» в средней группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию: клясография и.
Конспект занятия по рисованию «Новогодняя ёлка» в средней группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в средней группе по рисованию. Цель: продолжить формирование.
Конспект занятия по рисованию «Разноцветные зонтики» в средней группе Тема: «Разноцветные зонтики» Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Задачи: закреплять и уточнять.
Конспект занятия по рисованию «Снегирь» в средней группе Тема: «Снегирь» Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Задачи: познакомить с названием птиц, их.
Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Украшение свитера» Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Украшение свитера»Задачи:Образовательные:Закреплять умение детей украшать предметы одежды.
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Разноцветные флажки» Тема: «Разноцветные флажки» Задачи: Продолжать учить детей рисовать предметы квадратной, треугольной, прямоугольной формы. Вызвать у.
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Чашка» Цели: -Закрепить у детей навык рисования прямых и наклонных линий. -Освоить приемы рисования непрерывной линии ватными палочками методом.
Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковских росписей «Украшение юбки» в средней группе ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Развивать культуру ребёнка как основу любви к Родине в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным.
Источник
Украшение фартука: декоративное рисование в средней группе ДОУ
Рисование занимает ключевое место в обучении детей художественному творчеству в детском саду. Как известно, эта деятельность включает в себя три сферы: изображение отдельных объектов или предметов и сюжетные композиции. Каждое направление отличается своими специфическими задачами. Декоративное рисование (связанное с созданием украшения на различных формах) развивает у дошкольников средней группы чувство композиции и цвета, совершенствует технические навыки владения кистью и карандашом, приобщает малышей к народному творчеству.
Содержание Свернуть
Что нужно учесть при подготовке к занятию
Какие краски и основу можно использовать, размер заготовки
В средней группе у дошкольников формируется умение создавать декоративные композиции по мотивом русских народных орнаментов (дымка, филимоновские узоры, городецкая роспись). Это, безусловно, развивает эстетические чувства детей. По образцу они начинают сами создавать узоры в стиле указанных росписей. Однако на занятиях необходимо поощрять также творческую самостоятельность воспитанников — они могут самостоятельно придумывать разнообразные узоры.
В качестве основы для подобных занятий могут использовать листы бумаги формата А4, на которых нарисован силуэт предмета, который нужно расписывать (в данном случае фартук). Второй вариант интереснее для детей — воспитатель предлагает им уже вырезанные шаблоны фартуков, которые необходимо украсить. Отметим, что шаблоны могут быть предварительно затонированы воспитателем или же детям предлагается вначале раскрасить их, а затем украшать.
В качестве материала для росписи лучше всего использовать гуашь — орнаменты в таком случае получаются яркие и сочные. Также декоративную композицию можно рисовать акварелью и цветными карандашами.
Техники и приёмы рисования
Декоративное рисование в средней группе призвано развивать чувство композиции, в этом отношении оно схоже с аппликацией (наклеиванием готовых форм в определенном порядке). Прежде всего, дошкольники учатся рисовать ровные линии, а затем наносить между ними точки либо мазки в определенном порядке. Элементы могут чередоваться по цвету и размеру.
Наиболее легкий прием — мазок: он не требует от ребенка слишком точных движений кистью и получается ее легким прикладыванием к бумаге. По этой причине мазки в композицию вносятся перед точками.
Точка — более сложный для воспитанников средней группы прием. Кисточка уже держится вертикально, и ребенок должен обладать уже довольно развитой координацией движений руки, чтобы слегка касаться кончиком кисти бумаги.
Еще более сложный композиционный прием — чередование, основанное на комбинации нескольких форм. В средней группе оно начинается с двух элементов, которые чередуются по форме либо цвету. Затем программный материал усложняется, и вводятся новые узоры — круги и кольца (которые дети осваивали еще в младшей группе). В декоративном рисовании круги и точки, как правило, маленького размера, они не связаны с образом предмета — это представляет некоторую трудность для ребенка 4–5 лет.
Что касается линий, они могут быть не только прямыми, но и волнистыми. Точки же можно расположить между волнами. Линии также могут различаться по толщине и цвету.
Ребенок может придумывать свой орнамент, включая туда дуги, цветочки, листики, которые выполняются и всей кистью, и кончиком ворса.
Воспитанники средней группы должны учиться симметрично располагать узор на предлагаемой форме (в данном случае фартуке). Кроме того, в ходе работы ребенок должен использовать всю бумажную заготовку — украшать не только низ фартука, но и его более маленькую верхнюю часть, бретельки.
Дополнительные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация)
Декоративное рисование открывает большие возможности для использования дополнительных видов деятельности — лепки и аппликации. Так, можно включать в композицию элементы пластилинографии — точки, дужки. Что касается аппликации, то с ее помощью можно создать очень оригинальную поделку — приклеив к расписанному красками фартуку карман и ленточки-завязки. Также необычная работа получится, если приклеить некоторые готовые формы — кружки или линии. Наклеенный кружок можно преобразовать в цветок, дорисовав к нему лепестки.
Можно ли индивидуализировать задания по замыслу и по уровню сложности
У некоторых воспитанников средней группы уже проявляются особые способности к художественному творчеству. Такие дети, как правило, быстро справляются с заданием, и чтобы заинтересовать их еще больше, педагог вполне может давать им дополнительные индивидуальные задания, например, дополнительно украсить композицию пластилином либо приклеить бумажные воланы по низу фартука (вырезать их поможет воспитатель).
На каком этапе изучается тема украшения фартука
Тема «Украшение фартука» предлагается дошкольникам средней группы в начале учебного года (примерно в октябре). Эта тема тесным образом связана с изучением темы «Одежда» (в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром) и со знакомством с русским народным творчеством (дымка, филимоновские узоры, городецкая роспись). Кстати, впоследствии в средней группе детям также предлагается украсить свитер, платьице для куклы (эти темы решают аналогичные задачи).
Также эту тему хорошо связать с историей русского национального костюма, тем самым придав занятию патриотическую направленность. Перед процессом рисования дети знакомятся с новыми понятиями, узнают названия традиционно русских элементов одежды понева, косоворотка и т.д.). Воспитатель кратко объясняет дошкольникам символику цветов и геометрических форм на костюме.
Интерес к народным традициям, в частности, к декоративно-прикладному искусству, воспитывает и занятие «Фартук для дымковской барышни». Воспитанники закрепляют знание основных элементов дымковского узора, его цветовую палитру (яркие сочные тона).
Отметим, в средней группе перед глазами детей постоянно должен быть образец рисунка, выполненный педагогом. На его основе дети знакомятся с принципом построения орнамента и элементами, которые его составляют. Ребенок должен понимать, что форма предмета определяет и характер украшающего его узора — отсюда же идет и осознание связи формы и содержания.
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия: рассматривание вещей, картинок, вопросы к беседе и прочее
Занятие декоративным рисованием, как и любым другим видом изобразительной деятельности, должно начинаться с мотивирующего момента. Поскольку ведущий вид деятельности у дошкольников — это игра, то игровые моменты должны постоянно включаться в образовательный процесс. Игра вносит радость в работу малышей, придает им оживления и энтузиазма. К ребятам в гости может прийти какая-то игрушка или сказочный персонаж (даже нарисованный) и попросить их нарисовать ей фартук.
Например, Неваляшка или какая-то другая кукла сообщает детям, что к ней скоро придут гости и нужно приготовить для них угощение. А проблема в том, что у нее нет для этого фартука. Воспитатель предлагает кукле белый шаблон из бумаги, однако он не нравится ей, так как некрасивый. Дети всегда с радостью соглашаются помочь гостю — раскрасить фартуки.
В начале занятия также можно побеседовать об одежде, загадать загадки на эту тему, попросить детей перечислить как можно больше предметов одежды, обязательно продемонстрировать картинки.
Интересный вариант — занятие, построенное на сюжете стихотворения Ивана Демьянова «Сорочий фартук»:
Черный фартук на груди!
Печку истопила, снять его забыла –
И теперь летит над садом.
«Накопилось столько дел!
Постирать бы фартук надо:
Весь у печки почернел!»
Иван Демьянов
К детям прилетает игрушка Сорока и демонстрирует свой черный «фартук» на грудке. Она переживает, что он грязный, так как почернел от работы. Педагог обсуждает с детьми, как можно исправить ситуацию — постирать фартук, купить новый, подарить его сороке. Малыши с удовольствием решают раскрасить шаблоны фартуков, чтобы подарить их сороке и ее подружкам.
Если тема будет связана с народно-прикладным искусствами, например, детям предлагается расписать фартук в дымковском стиле, то в начале занятия в гости к детям может прийти дымковская барышня (это может быть игрушка или переодетый воспитатель). Такая мотивация обязательно увлечет ребят, а последний вариант наверняка вызовет восторг.
Важно, что игрушка или сказочный персонаж в конце занятия оценивает вместе с воспитателем работы дошкольников.
Конспект занятия по рисованию в средней группе: украшение фартука
ФИО автора | Название конспекта |
Титаренко А.А. | «Украшение фартука» (декоративное рисование) Образовательные задачи: учить составлять простой узор из различных элементов (точки, линии, круги), закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции, ритма, учить самостоятельно выбирать цвет для узора. Развивающие задачи: развивать восприятие цвета, фантазию, активировать словарный запас дошкольников (узор, элемент узора), развивать пространственное воображение (закрепить понятия «слева», «справа», «над», «под»). Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность в творческой деятельности. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушка медвежонок, образцы украшенных фартуков. Раздаточный материал: вырезанные силуэты фартуков (на каждого ребенка), гуашь, кисточки, подставки для кисточек, баночки для воды. Предварительная работа: рассматривание красивых изделий: платочков, фартуков, шалей и пр. Ход Сюрпризный момент — появление Мишутки. Он грустный, потому что завтра ждет гостей и хочет приготовить для них угощение, однако очень боится испачкать свою красивую шубку. Отсюда возникает мотивация — Мишутке нужно помочь — изготовить для него красивый фартук. Конечно же, дети с энтузиазмом готовы выполнить просьбу персонажа. Рассматривание образцов украшенных фартуков на доске. Обсуждение различных вариантов узора. Внизу можно расположить полоски, листики оформить в виде простых мазков. Аналогично изображаются цветы — кружок, к которому добавляются мазки-лепестки. В ходе такой беседы дети закрепляют ориентировку в пространстве: листочки расположены на фартуке слева и справа, а между ними находится цветочек. Воспитатель проверяет у малышей знание цветов и геометрических форм. Перед непосредственно продуктивной деятельностью проводится физкульминутка либо пальчиковая гимнастика, которая по смыслу должна быть увязана с темой занятия. Например, «Наши нежные цветки» |
Наши нежные цветки Распускают лепестки Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши нежные цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. | Руки в вертикальном положении. Развести пальцы рук. Ритмичные движения пальцев рук. Соединить пальцы вместе. |
Далее дети работают самостоятельно, а воспитатель с Мишуткой наблюдает за процессом рисования, делает необходимые поправки, дает советы.
Анализ детских работ. Мишутка оценивает их вместе с педагогом. Причем, самим детям предлагается тоже оценить свои поделки, например, найти фартук с самым ровным узором, или выбрать самый яркий фартучек.
Мишутка остаётся очень доволен, малыши дарят ему фартуки и он прощается.
Данное занятие по декоративному рисованию имеет патриотическую направленность — связано с историей русского народного костюма (в данном случае его тамбовского варианта). Детям объясняется символика орнамента, расширяется словарный запас за счет знакомства с новыми понятиями (понева, косоворотка, порты, сорочка, кокошник).
В такую деятельность хорошо включить музыкальное сопровождение — русский народные песни и мелодии, показать соответствующие иллюстрации русских художников, слайды с изображением русских костюмов.
В начале занятия звучит стихотворение «Что мы Родиной зовем…». Дети с воспитателем обсуждают его содержание, повторяют название нашей страны и города, в котором они живут. Поднимается вопрос — кто такие наши предки?
во что они одевались? Где сейчас можно увидеть эту одежду (в музеях или сказках)?
Педагог рассказывает детям о символике цвета и геометрических фигур на узоре одежды: волнистая линия — это вода, круг — солнце, синий цвет — радость, красный — благополучие, желтый — тепло.
В качестве мотивирующего момента появляется кукла Матрена в русском национальном костюме и просит смастерить ей красивый фартук, что дети с удовольствием соглашаются сделать.
Отметим, что физкульминутка проводится также в русском народном духе — в форме хороводной игры «Заинька».
Интересна мотивация занятия. К ребятам прилетает игрушка-сорока. Звучит стихотворение Ивана Демьянова «Сорочий фартук». Педагог с детьми обсуждает, почему у сороки фартук на грудке стал черным (по сюжету стихотворения он стал таким, потому что она забыла его снять, когда топила печь). Чтобы помочь сороке и порадовать ее, малышам предлагается подарить птичке новые раскрашенные фартуки.
Рассматриваются образцы на доске. Педагог объясняет последовательность выполнения работы, вызыввет для показа одного более сильного ребенка.
Физкультминутка также связана с темой занятия «Прилетела к нам сорока…».
В конце занятия сорока обещает забрать с собой фартуки, когда они подсохнут, и подарить своим подружкам.
(декоративное рисование)
Задачей занятия является закрепление элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, черточки). Детям предлагается расписать силуэт фартука дымковской барышни. При этом используются характерные для Дымки яркие сочные цвета (красный и желтый, синий и зеленый).
Предварительная работа к такой деятельности включает в себя рассматривание альбома «Дымка», знакомство с выставкой дымковских глиняных игрушек, среди которых обязательно должна быть фигурка барышни.
В качестве сюрпризного момента под веселую музыкальную композицию к детям приходит, пританцовывая, дымковская барышня. Она просит угадать детей, откуда она и беседует с ними о народных мастерах.
Барышня демонстрирует на доске рисование кружочков, точек, колец и предлагает ребятам расписать для нее и подружек нарядный фартук.
Под русскую народную музыку дети с барышней танцуют хоровод «Сударушка», а затем принимаются за самостоятельную работу. Кстати, интересный момент — барышня сообщает им, что она умеет делать чудеса, произносит волшебные слова и превращает детей в народных умельцев
Образцы и поэтапное описание порядка выполнения работ
Простой шаблон фартука (фото 1) украшен только лишь ровными линиями. Все полоски имеют одинаковую ширину. Основная задача такой художественной деятельности — научить дошкольников чередовать элементы по цвету в определенном порядке.
Фартук на фото 2 имеет более затейливый силуэт — украшен внизу воланами. Воспитанникам средней группы было предложено украсить его дымковским узором, основанном изображении кругов, точек, колец и пересечении прямых линий. Цветовая гамма композиции соответствует дымковским традициям. Аналогичные детские работы предствлены на выставке на фото 3.
Занятие по рисованию «Фартук для куклы» (фото 4) включает в себя элементы математических представлений: украшая заготовку кружками и крестиками, в ходе рисования ребята средней группы закрепили пространственные понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «посередине».
Фото 5 демонстрирует фартуки, относящие к татарскому народному костюму. Данное занятие проходит в рмках проекта: помимо фартука ребята расписывали сапожки и платья с жилеткой.
Фотогалерея: примеры готовых работ
Украшение фартука, как и любое декоративное рисование, легко превратить для дошкольников в увлекательный волшебный процесс. Для этого педагог должен тщательно продумать мотивирующий момент занятия и направить его в особенном русле: приобщив к кому-то литературному произведению либо знакомству с народными промыслами.
Источник