Я покажу на примере своей дипломной работы, дракона. Все прям от Адама, с черновой формой из гипса.
1) Выбираем, что будем лепить, мне очень понравился дракон. распечатываем его в программе Paint в том размере, в каком будете лепить
Переводим картинку на фанеру, на которой будем лепить, не снимая бумагу ставим «точку отсчета». И обязательно сохраняем картинку, а на место точки на фанере можно поставить саморез.
Точку отсчета, я взяла между глазом и ухом, чтобы от нее отмерять все расстояния. Ибо, как только вы закроете рисунок, вам будет трудно увидеть, где надо наращивать высоту, а где снимать.
Работать в глине замечательно приятно, единственное — ее всегда надо закрывать мокрыми тряпками, чтобы она не высохла и не деформировалась. Альтернативно можно лепить из пластелина разной твердости.
Важно для черновой формы из гипса, чтобы не было отрицательных углов. Отрицательный -это такой угол, который будет потом «крючком» удерживать форму. При создании маски носорога, к примеру, его рог станет таким отрицательным углом и тогда придется лепить и отливать рог отдельно, а потом уже приделывать его готовому носорогу.
Готового дракона надо смазать, я это делаю обычным вазелином. Это чтобы гипс не прилипал к глине
Разводим немного гипса в чаше и наносим его такими «плесками», с небольшой силой бросаем его из ложки на форму. Усилие нужно, чтобы ушли оттуда пузырьки воздуха. Метод нанесения гипса так и называется «оплеск». Я даже обошлась без защиты границ дракона, для оплеска он не нужен.
Этой черновой форме нужно укрепление. Берем бинты, стекломат или тряпки, смачиваем в гипсе и выкладываем сверху. Лучше их удобно порезать, не огромными выкладывать.
Далее у нас все застывает и из формы мы вычерпываем всю глину. Жалко ужасно, столько трудиться над ней, но она свою службу сослужила.
Полученную форму чистим, тщательно смазываем изнутри и заливаем раствором гипса в пропорции 1 часть воды на 2 части гипса.
Достаем дракона из гипсовой черновой формы и делаем из него «мастер-модель» — красавца без пузырьков, у моего вот пара рогов отлетела, я их приклеила и отшкурила, всего дракона тоже мелкой шкуркой прошлась, тряпочкой вытерла.
Вот такой готовый, отшкуренный красавчик называется мастер-моделью, с него будем снимать форму, вокруг него и гипса я делаю защиту краев, чтобы не вытекала полиуретановая смесь.
Обязательно смазываем дракона, мастера пользуются смесью парафина ( свеча бытовая), растительного масло и немного уайтспирита. Перед нанесением смесь разогревают на водяной бане ( ставят банку со смесью в таз/кастрюлю с горячей водой)
Готовим смесь — я пользуюсь вот этими, 2 компонента надо тщательно ( не менее 7 минут) равными частями перемешать и залить. Мы делали загогулинку из толстой проволоки и вставляли ее в дрель. Состав прекрасен тем, что воздух выйдет сам, форма будет аккуратной, без дырочек.
Производитель отечественный, обратите внимание, что все надо использовать за полгода, реально высыхает даже в герметичной банке. Обращайте внимание на дату изготовления!
Ну и на практике, одного компонента придется класть чуть больше, это тот, который похож на медок. В остальном — прекрасная вещь. Буду рада встречным советам, кто что хорошее использует!
Вот также наносите на мастер-модель ( смазанную обязательно) смесь компонентов полиуретана и на сутки оставляете в покое. Лежать, конечно, должно ровно.
Секрет от мастера (моего учителя) — первый слой наносите просто, как на первой картинке, а со вторым притапливаете порезанные женские колготки. Форма будет вечной.
Сверху на форму надо сделать кожух, опять режем тряпки или стекломат, мочим в гипсе и выкладываем на застывшую форму. Важно — не вынимаем дракона, вначале поддержка форме, потом изъятие мастер-модели.
Можно сделать сколько угодно драконов, гипс к форме не прилипает, но можно и смазать перед залитием. Хрупкие места можно укреплять тем же стекломатом или проволокой, у моего дракоши хрупкими оказались рога.
Конечно, форму можно было бы снять и с глиняного дракона, но это все процессы профессионального изготовления формы. Наверное, сразу с глины будет шершавенько и тогда вам вышкуривать каждого нового дракона.
Полиуретан этот хорошо подходит для сравнительно больших форм. Для миниатюр я сниму другой цикл с другими материалами.
Источник
Снятие форм гипс пластилин
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Основа — урок одной из самых офигенных кукольников Лидии . Ну и я внесу свои полторы копейки) Пост, посвященный формовке, я разобью на 2 этапа: этот и «работа над ошибками», так как в процессе работы появились нюансы, которые я не учла сразу.
Итак, нам понадобится:
готовая мастер-модель ( у меня из проскульпта), много гипса, я взяла в передвижнике г-16 — отличный! (у меня вместе с ошибками и пробами ушло кило 2, и это на куколку 18 см), разделитель (я использовала крем с глицерином), пластилин (у меня был огромный кусок зеленого скульптурного из передвижника), резиновая чашка, шпатель, молоточек. А также понадобится мама, которая всю жизнь проработала стоматологом-ортодонтом, будет быстрее и веселее. И много времени, скажем, начать в пятницу вечером, чтобы никуда не спешить и работать с удовольствием. Это очень интересное и приятное занятие.
Думаю, принцип снятия форм всем понятен — стык формы идет по самому широкому обхвату детали. От этого стыка рельеф формы должен только сужаться, никакаих загогулин. Если деталь слишком сложна и одну такую линию провести невозможно (чтобы сделать 2 половинки и не париться), форма делается трехчастной, 4х-частной и так далее.
Литники и втулки для суставов. Сразу скажу — пожалела, что из пластилина. Надо было пластик и запечь. Помогло замораживание деталей в морозилке — буквально несколько минут, и посыпка тальком.
Чертим линии стыков (они почти везде сложно-изогнутые), облепляем пластилином по ним. Пластилин надо нарезать пластиками по полсантиметра и положить на что-нибудь теллое — очень легко работать, мягонький такой
Здесь тоже можно было сделать попроще — по некотороым деталям можно провести прямую линию стыка, необходимости в пластилине нет. Здесь это были руки (не кисти) и суставчики. Ладно, учтем на будущее.
Очень быстро и удобно с помощью паста-машины. Пластилин себя ведет в ней безобразно: липнет, расслаивается. Но помогает тальк и потом палкой круглой чуть прокатать, отрезать нужной высоты и длины и все ок.
Упс, затылок то еще на половинку, голова будет трехчастная, а то уши останутся в форме)
Впрочем, мои красивые и вылепленые уши все равно остались в форме). Еле отковыряла, но боюсь, флюмо там застрянет. Так что уши надо делать примерные, потом на готовой голове уже доводить.
Смазываем разделителем. Крем мне не понравился. Нет, снималось все легко, но кое-где остались разводы. Все это отпечаталось в форму. Не критично, так как все равно шкурить, но неприятно. Да и долго. Хочу что-нибудь спрееподобное. Стоматологи используют изокол или силикатный клей.
Гипс сыпем в воду, мешаем шпателем, он должен быть как жидкая сметана. Хитрости от стоматолога: стучим донышком, пузырьки всплывают. После заливки еще можно деталькой постучать.
Замочки делала дремелем, хотя можно чем угодно наковырять. Пока гипс относительно мягкий, срезаем острые края у формы, ну и вообще, делаем «красиво» — это очень важно!
Ту же самую можно опять налепить, главное примазать хорошо — пластилин не очень хорошо лепится к гипсу.
Смазываем разделителем — теперь особенно тщательно (гипс с гипсом схватится намертво, это не пластик) и снова заливаем
Когда подсохнет, снимаем опалубку, стучим молоточком по стыку аккуратненько. В какой-то момент меняется звук и появляется трещинка в стыке, аккуратно разнимам и любуемся:
Ну и в трех и четырех-частные формы доливаем все аналогично:
А, вот такие еще моменты: не выливать гипс в раковину и канализацию, а высохший — легко вынимается из резиновой чашки — и в мусор. Формы хранить в собранном виде.
Источник
Снятие гипсовых форм для отливки
В этом мастер классе я хочу рассказать как я снимаю гипсовые формы, используя минимум инструментов.
Так же этот метод позволяет экономить время.
Прошу учесть, что данный мастер-класс носит ознакомительный характер. Я рассказываю, как работаю именно я. Нюансы работы уточняйте в комментариях, потому как этот процесс нельзя описать «от и до».
Итак: сегодня мы будем снимать гипсовые формы. Гипсовые формы нужны при изготовлении небольшого тиража материалов, таких как фарфор, глина или флюмо.
Для работы понадобятся:
— мастер-модель (у меня это кукла из пластилина);
— синтетическая кисть — 2 шт.;
— пластиковая емкость 3-4 литра;
— лист двп или картон размером 50*50 см.
Я стараюсь снимать двучастные формы. Это значит, что форма состоит из двух частей. Можно снимать более сложную форму, но чем больше форм, тем больше швов на отливке, а следовательно все это вылазит при обжиге. Избавиться от швов трудно, поэтому чем меньше швов, тем лучше.
Для начала разместим на плоскости все детали, таким образом, чтобы осталось примерно 1,5-2 см с каждой стороны.
Принцип разделения детали должен быть следующим: форма должна легко сниматься не деформируя отливку. Значит берем деталь и погружаем ее в пластилин на половину. Чтобы было понятно, я взяла контрасный по цвету пластилин.
Теперь посмотрим на деталь сверху. Видно, что в районе груди будут зацепы. Гипс при отливке затечет за грудь и в последствии будет «сносить» эту часть отливки при выемке детали. Следовательно, в этом месте уровень пластилина нужно поднять дабы избежать такой ситуации. То есть говоря простым языком, вы должны видеть весь контур детали, при взгляде сверху, с которой будет сниматься форма.
Когда набран примерный уровень, каждая деталь оборачивается полоской картона. Для этого я использую коробки, имеющиеся дома, из-под сока, каш, чая.
Теперь приглядимся, по внутреннему краю формы я выкладываю полоску пластилина, чтобы получитьполностью закрытый контур. Гипс очень любит маленькие дырочки и с удовольствием убежит, если ему предоставить такую возможность.
Теперь, когда я уверена в том что дырочек для побега гипса нет, я смазываю всю поверхность самзкой для легкого отделения гипса от пластилина.
Смазка: мыло детское земляничное натираем на мелкой терке, или накромсываем ножиком в ведерко. Далее добавляем кипяточек, берем палочку и взбиваем до густой пены! Важно, чтобы в пене не было мелких кусочков мыла! Когда пена готова, добавляем ложки 3-4-5 столовых подсолнечного масла (у меня добавленно машинное, давно стоит огромная канистра, этого добра хватит на всю жизнь!) далее все это перемешиваем и получается густая сметанообразная смазка.
После этого берем кисть и тряпочку и снимаем все излишки.
Нужно снять всю смазку которая видна, должен остаться тонький слой на пластилине, практически незаметный. Он нужен еще для того чтобы пластилин при нагреве гипса (а гипс при застываниии достаточно сильно нагревается) не впитался в поры.
Набираем холодную воду, примерно половину емкости. Аккуратно засыпаем в воду гипс, сыпем быстро, но не бухаем. Обычно пишут что гипс нужен в пропорциях 1:1, но я скажу, что каждую марку нужно тестировать.
Далее для работы нам понадобится мягкая емкость, у меня банка из под клея ПВА (3л), гипс (у меня марка Г13), кисть, холодная вода, палка для размешивания.
Я сыплю до тех пор, пока над водой не образуется небольшая горочка сухого гипса. Даю ей промокнуть и хорошенько перемешиваю гипс. Должна получиться жижа, похожая на сливки. Заливаю ею все детали таким образом, чтобы гипс покрыл деталь, но она еще виднелась. Далее беру кисть и прохожу по всей детали, это нужно, чтобы убрать возможные пузырьки воздуха, которые будут в последствии портить отливку. После этой процедуры доливаю гипс еще на 2 см над уровнем детали.
Важно: лить нужно не на деталь, а в угол формы.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! После процедуры заливки гипс не выливают в канализацию, а дают засохнуть в емкости и потом его выколачивают. Для этого и нужна мягкая емкость. А кисточку сразу после работы промывают в холодной воде, в отдельном стакане, а не под краном.
Теперь гипсу нужно дать застынуть, час или два.
Далее нам понадобятся вот такие инструменты, это «полотно» для ручной пилы и некий инструмент, которым я делаю «замки» для состыковки форм. Можно делать концом круглого столового ножа.
Снимаем картон, и вынимаем все детали из пластилина. Детали вынимаем аккуратно, если сильно тянуть деталь деформируется. Для лучшего результата выполняйте мастер модель из пластиков.
Видно, что поверхность соприкосновения неровная.
Для выравнивания я использую «полотно». Работаю то одной стороной (с зубчиками), то другой (плоской).
Когда детали все готовы, делаю в них «замки». Они нужны для точной состыковки деталей при отливке.
Укладываю все детали обратно и делаю опалубку (это стеночки для формы).
Далее смазываю все смазкой, прохожу весь периметр пластилином, чтобы он не убежал и повторяю шаг с заливкй.
Итак, у нас готовые гипсовые формы.
Но это не вся работа. Помните, я смазывала гипс смазкой, так вот, ее нужно вымыть. Для этого беру небольшую емкость, наливаю в нее стакан теплой воды и бросаю столовую ложку пищевой соды. И этим раствором хорошо промываю формы, мелкие детали промываю кисточкой. И после этого формы идут в сушку.
Через 5-10 дней, в зависимости от влажности помещения формы высохнуть и в них можно будет заливать шликер.
Уточнение! В процессе сушки будет выделяться как будто снег на краях формы, это сода. Ее аккуратно смахивайте в раковину, не нужно ее оставлять, дышать, сдувать. Она не полезна для здоровья.
Надеюсь, мастер-класс будет полезным и интересным.