Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию
материал по рисованию по теме
1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» — М.: «Карапуз», 2009.
8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендуемая литературадля чтения, рассказывания и разучиванияКруг чтения у детей 5—6 лет продолжает расширяться и усложняться. В него входят уже не только произведения детской литературы, но .
После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширение детского жизненного опыта. Совершенствуется и обогащается читательс.
Список литературы.1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.А. Артёмова — М., 1992.2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко — М., 1985.3.
Список литературы будет полезен для родителей, дети которых посещают подготовительную группу.
Список рекомендуемой литературы для детей 6-7 лет по программе » Детство».
Список литературы для детей средней группы по разделам.
Рекомендуемая литература по нетрадиционному рисованию.
Источник
Проект на тему: «Обучение дошкольников сюжетному рисованию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1 Проект учебного пособия для молодых воспитателей на тему «Обучение дошкольников сюжетному рисованию ..………………3-4
2 Методика обучения сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………5-8
3 Сравнительный анализ программных задач по обучению сюжетному рисованию …………………………………………………………….9-13
4 Анализ конспектов занимательных дел по обучению сюжетному рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных техник рисования …………………………………………………………….14-16
5Конспект НОД по сюжетному рисованию, в том числе интегрированная форма проведения, с учетом ФГТ …………………………………………………………….. ………….17-20
1
Основная цель сюжетного рисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Для этого необходимо:
разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);
развивать композиционные умения — научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких — внизу листа и удаленных — вверху (без изменения размеров);
развивать чувство цвета — учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.
Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.
Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.
Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо — при дожде, ярко-голубое — в солнечный день, красное — при восходе или заходе солнца.
Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста — фрукты, овощи, в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними, — форма круглая, удлиненная или сплющенная и т.д. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру — комнатные растения с крупными листьями и несложным строением. Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя) и т.д.
Еще сложнее натура — игрушки, изображающие разные предметы.
Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей — конкретное сходство с натурой.
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества, несмотря на то что скопированные рисунки могут быть выполнены аккуратнее. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни.
Некоторые сказочные образы представлены в игрушках — Буратино, доктор Айболит и др. Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение.
Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.
Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла.
Литературное произведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Воспитатель в начале занятия разбирает с ними, какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Воспитатель может сам предложить тему какого-либо эпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов.
Подготовительная группа. Метод обучения детей рисование с натуры — ведущий метод обучения в школе. Методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.
В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.
В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска — положения всего предмета, его частей, их пропорций.
В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования. Под влиянием произведений искусства у детей развивается способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т.е. сам процесс работы над ним. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов. Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощью педагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать и передать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет, выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.
Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т.е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.
Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие (наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Творчество ребёнка — важный элемент становления его собственного самосознания и само понимания. Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя.
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции), художественного вкуса.
К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А. Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т.И. Даронова) и др. 27
Если все вышеперечисленные программы занимаются общим развитием ребенка, то существуют и программы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такие как: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и т.д.
В современных образовательных учреждениях педагогом предоставляется право выбора образовательной программы. Практика показывает: педагогу, как правило, непросто разобраться в многообразии предлагаемых программ, осмыслить их содержание и познакомиться с методическим обеспечением. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет». Авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.
Органической частью программы «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет», является программа ознакомления детей с цветом, как одним из средств, выразительного решения образа в рисунках, также с развитием восприятия цвета, использования цвета в изобразительной деятельности для передачи одного из важнейших признаков предмета и явлений. Комарова Т. С., Антонова А.В., Зацепина М. Б. считают, что в детском саду развитие чувства цвета на основе развития цветового восприятия должно осуществляться последовательно, планомерно и систематично с учетом индивидуального опыта ребенка. Для каждой возрастной группы дошкольного учреждения определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоения или умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой изобразительной деятельности.
В данной программе авторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей. Для этого используются различные сказки о цвете: «Сказка о красной краске» (И. Полякова), «Разноцветное царство» (М. Мацук), «Желтая сказка» (И. Зиедониес), «Жили-были на свете две сестричку: черная и белая» (Н. Горяев), «Сказка про краски теплые и холодные» (О. Нерсесово). Также используют игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Самый красивый цвет», «Радость и грусть».
Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет» очень эффективна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условия формирования чувства цвета у детей, используются на занятиях различные формы работы.
Охарактеризуем, какие задачи стоят перед обучением старших дошкольников сюжетному рисунку?
Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи.
Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
Задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.
Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.
Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строится в двух направлениях. Первое. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания. Второе. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения
Л.А. Раева рекомендует проводить перед сюжетным, тематическим рисованием большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п. Это создает благоприятные условия для закрепления вновь образованных связей, их синтезирования со старыми. Приобретение конкретных знаний, формирование представлений об изображаемых явлениях в процессе предварительной работы непременно должны быть связаны с чувствами. Побуждение детей к неравнодушному восприятию, познанию — залог инициативного, творческого создания и воплощения замысла.
Таким образом, после определения темы изображения педагогом (желательно вместе с детьми) идет этап специальной подготовки к занятию. По видам и формам работы с детьми, она может быть та же, что была в системе общевоспитательной работы, но, по сути, она более узкая и целенаправленная. Ведущее место занимает наблюдение.
Специально проводимые для занятия по изобразительной деятельности наблюдения должны быть не однократными, последнее максимально приближено к моменту изображения. Через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечет за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления.
Наряду с наблюдениями, общими для всех, следует широко практиковать наблюдения с небольшими подгруппами детей и индивидуальные для того, чтобы разнообразить детские впечатления, уточнить и обогатить по возможности индивидуальные замыслы. В зависимости от характера наблюдаемых объектов необходимо фиксировать внимание в большей степени или на их эстетической стороне (красота природы) и вызывать соответствующие чувства, или на нравственной.
Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облако); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины.
В старших группах целесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок. В рисунке изображения следует располагать на листе бумаги таким образом, чтобы смотрящему было ясно, какое это событие или какая картина природы.
На плоском листе бумаги надо найти место для персонажей и предметов, объединенных каким – либо сюжетом. Малыши не в состоянии решить эти задачи. Они рисуют предметы по всему листу, зачеркивают или повторяют изображения, когда надо, чтобы персонаж переместился. Получается нечто вроде игры, при этом содержание Рисунка остается непонятным. Однако на первых порах такой рисунок удовлетворяет малыша. Детей подводят к передаче глубины пространства в рисунке. Освоение различных способов расположения изображений в пространстве создает новые возможности для передачи сюжета.
Согласовывать изображения в одной картине необходимо по величине предметов. Сами дети часто оказываются к этому безразличны: их не смущает, что цветок такой же высоты, как дерево. Обучая детей передаче величинных отношений, обращая их внимание на реальное соотношение предметов по величине, воспитатель добивается того, что они понимают и передают в рисунке относительную величину предметов – вначале значительные различия, затем более тонкие, приближающиеся к действительным.
В сюжетном рисовании кроме передачи пространственных отношений и соотношения предметов по величине требуется решение и еще одной существенной задачи, а именно — выделение главного в теме и по возможности выразительная его передача в рисунке.
Как воспитатель подготовительной группы я с детьми провела и проанализировала занимательные дела по обучению сюжетному рисованию, с использованием нетрадиционных техник рисования
Начала я работу в этом направлении с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение
пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Проведя занимательные дела делаю определенные выводы: Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование мыльными пузырями;
кляксография с трубочкой ;
печать по трафарету ;
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующих этапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать объект, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение. Так, усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы в рисунке.
С детьми серьезное внимание следует уделять:
— началу занятия; — правильному определению момента указаний;
— содержанию указаний; — форме указаний
Начало занятий. Не может быть единообразного начала к занятиям разного характера. Почти всегда здесь необходим образец. Занятия творческого порядка. Помимо четкого объяснения, требуются воздействие на воображения ребенка, привлечь его внимания к творческому замыслу, возбуждения желания творчески работать. В развитии детского творчества наблюдается три характерных момента:
1. ребенок сам или с помощью воспитателя ставит перед собой технические или творческие задачи и работает над их преодолением.
2. ребёнок с интересом и удовольствием повторяет своё новое достижение в различных вариантах, тем самым закрепляя свои навыки.
3. Ребёнок постоянно требует помощи и указаний
Есть дети, которые недостаточно самостоятельны, постоянно обращаются за помощью. Им следует внушить что они «сами сумеют», нужно поощрять их малейшую самостоятельность, хвалить за достижения, отучать от привычки с каждым пустяком обращаться за помощью.
5 «Дымковская игрушка»
Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
— закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
— учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
— закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;
— совершенствовать речь как средство общения;
— обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.
— продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;
-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки; овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.
— развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;
— развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
-способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
— Практические: физминутка «Ярмарочный хоровод», дидактическая игра «Дымковское лото», рисование.
— Наглядные: просмотр презентации «Русская ярмарка», рассматривание экспонатов музея дымковской игрушки,
— Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, презентация «Русская ярмарка», проигрыватель с записями русских народных мелодий. Атрибуты к дидактической игре «Найди пару», барельефы дымковских игрушек, краски гуашь, кисточки, ушные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Ход деятельности воспитателя с детьми:
Введение в ситуацию:
Дети входят в группу, где тихо играет народная музыка, а на столе расставлены дымковские игрушки.
Веселая, белая глина
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну назовите меня!
Педагог: Ребята, а что необычного вы видите у нас на столе?
— А как называются эти игрушки?
— Почему игрушки называются дымковскими?
— Почему дымковцы лепили людей и животных?
— Какое настроение создают эти игрушки?
— Как мастерицы передали нам свое хорошее настроение?
— Ребята, как вы думаете, где продавали свои игрушки мастера Дымкова?
— Ребята, а знаете что такое ярмарка?
— Кто и что нам может помочь больше узнать о ярмарке?
Я предлагаю посмотреть и послушать, как Юрий Васнецов написал о ярмарке дымковских игрушек которую он посетил в детстве?
Просмотр презентации «Русская ярмарка»
Педагог: Становитесь — ка, ребята, поскорее в хоровод
Ярмарка раздольная в гости нас зовет.
Физминутка: хоровод под русскую народную музыку.
Педагог: Ярмарка не даст скучать, вы хотите поиграть? Дидактическая игра «Найди пару» — закрепить знания детей об элементах дымковской росписи. Воспитывать умение играть сообща.
Педагог: Не хотите ли вы стать Дымковскими мастерами и расписать игрушки для ярмарки?
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:
— Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, голубые)
— Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)
— Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)
— Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)
Дети выбирают фигурку, и рассаживаются.
— Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою глиняную фигурку, представьте, что должно получиться.
(Включаю в этот момент спокойную народную музыку)
— Приступайте к работе.
Дети самостоятельно выбирают понравившуюся фигурку и преступают к росписи. (педагог помогает только в случае просьбы о помощи, в случае серьезного затруднения показ приемов росписи проводится на отдельном, принадлежащем педагогу листе бумаги)
Работы детей выставляются на всеобщее обозрение.
Педагог: Саша, почему ты выбрал именно эту игрушку?
— Даша, какие элементы ты использовала для росписи своей игрушки? — Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим? Скажите, что нового вы, узнали сегодня?
Что еще вы бы хотели узнать в следующий раз?
Дети и творчество – понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе – созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности дети развивают зрительное восприятие (наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания.
Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. В рисунке или пластическом материале ребенок может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Важность детского рисунка в том, что он порождает у детей творческие эстетические эмоции. Особенностью художественного творчества старших дошкольников является то, что рисунки ребенка становятся все ближе к реальности. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов.
Основная цель сюжетного рисования — научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержание рисования всегда является некий сюжет. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа — это то главное, что определяет содержания образа. При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано.
Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы. При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие:
— научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
— развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
— развивать чувство цвета.
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка, научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете, развивать композиционные умения, развивать чувство цвета. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру. Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры — ведущему методу обучения в школе.
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей. К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А. Венгера и т.д.), «Детства» (под рук. Т.И. Бабаевой, И.А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т.И. Даронова) и др. существуют и программы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такие как: «Какого цвета мир?» (С.А. Золочевский), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и т.д. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов. Одна из таких программ «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет». Авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. В данной программе авторы рекомендуют насыщать занятия разнообразными формами работы, делать занятия более интересными для детей.
Берсенева Научите детей рисовать \\ дошкольное воспитание.- 2004.- №2.
Григорьева Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности- М., 1999.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность- М., 2004.
Казаков Г. Мир природы и детское творчество \\ Дошкольное воспитание.- 2006. — №7.
Коконева Т., Дмитриева В. Рисуем сказки \\ Дошкольное воспитание.- 2002.- №2.
Курочкина Н. Дети и пейзажная живопись- М., 2003.
Лыкова И. Образ зимы \\ Дошкольное воспитание.- 2008.- №2.
Лыкова И. Праздничные дни календаря \\ Дошкольное воспитание.- 2007.-№2.
Сакулина Н. Правильные приемы рисования \\Дошкольное воспитание.- 2009.- №3.
Чарушин Е. Мой метод рисования с детьми \\ Дошкольное воспитание.- 2009.- №4.
Ястребова С. Путешествие в страну ИЗО \\Дошкольное воспитание.- 2002.- №2.
Источник