Рисунки по памяти, представлению и воображению
Творческая работа художника в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Создание произведений искусства немыслимо без творческой фантазии, без участия памяти. В практике художественного образования сложилась определенная терминология, которая различает некоторые виды работ над изображением, проводимые без непосредственного использования натуры. Это рисование по памяти, по представлению и по воображению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.
Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти. В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.
Рисунок по памяти
При рисовании по представлению изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется также на основе работы памяти, с использованием зрительных представлений, полученных ранее в результате наблюдений и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбинациях. Рисование по представлению является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти. Одним из наиболее часто практикуемых видов занятий рисованием по представлению являются задания по изображению сюжетов академических постановок или отдельных объектов, изучавшихся ранее при рисовании с натуры и передаваемых затем в рисунках по представлению в различных положениях, словно бы вы рассматриваете их с разных точек зрения.
Рисование по воображению, как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений. Такие представления в сочетании со знанием изображаемого материала и с творческим воображением, обогащенные и преобразованные фантазией, являются обязательным условием создания произведений искусства.
Рисунок по памяти и представлению
Работа по воображению требует определенной степени развития зрительной памяти и воображения у рисующих, наличия у них навыков работы без непосредственной зрительной опоры на натуру. Такие навыки и умения приобретаются в результате основательной и систематической работы над рисунками и набросками с натуры, по памяти и по представлению, над эскизами композиций.
В формировании представлений, в запоминании особенностей строения, внешнего облика того или иного объекта большую роль играет сознательный целенаправленный процесс рисования с натуры. При выполнении каждого рисунка происходит изучение изображаемого объекта, углубление познаний о нем, осуществляется процесс запоминания. Следовательно, тренировка зрительной памяти и ее развитие происходят фактически повседневно, на каждом этапе работы над рисунком с натуры.
При выполнении упражнений по памяти и по представлению, при выполнении эскизов композиций работа по памяти проходит еще более интенсивно и целеустремленно. В этих случаях активизируется мышление, внимание художника. При этом в памяти воспроизводятся главным образом наиболее существенные черты изображаемых объектов.
Рисунок по представлению
Одним из основных условий прочного запоминания является осмысленное изучение материала, его повторение. Процесс запоминания, прочность сохранения в памяти воспринятого материала связаны с процессом мышления (отбор главного, существенного в изображаемом, анализ зрительной информации). Желая нарисовать по памяти или по представлению какой-либо объект, сценку, рисующий должен сделать определенное волевое усилие, направить мышление, память по нужному руслу, чтобы вызвать необходимые зрительные ассоциации, четкие представления. Сосредоточившись и вспомнив очертания нужного объекта, его характерные особенности (внешний облик, пропорции, главные определяющие черты), рисующий может приступить к графическому воплощению образа, предмета или события, воссозданного в его памяти.
Систематичность и последовательность проведения занятий рисованием по памяти и по представлению может достигаться благодаря специальным упражнениям в этих видах рисования, а также за счет увязывания этих упражнений с выполнением длительных заданий с натуры. Поэтому по окончании работы над наиболее важными учебными постановками по рисунку ставьте перед собой задачу выполнить по памяти рисунок каждой из этих постановок, передав главные ее особенности, без подробной характеристики деталей. Основной задачей при выполнении такого рисунка является закрепление в памяти зрительных представлений, полученных при работе над постановкой по рисунку с натуры.
Рисунок по воображению
Работая над рисунком по памяти, вы должны, сосредоточив свою волю и внимание, вспомнить характерные особенности натурной постановки и передать их в рисунке, соблюдая последовательность его выполнения, добиваясь правильности передачи особенностей постановки, цельности и убедительности трактовки изображаемого.
Наряду с выполнением рисунков по памяти, связанных с работой над академическим постановками, вам следует также делать рисунки и наброски по памяти на основе проведенных перед этим натурных зарисовок и наблюдений. Полезно взять за правило следующий принцип: регулярно, по возможности ежедневно, зарисовывать по памяти часть натурных зарисовок и набросков, особенно в тех случаях, когда в набросках изучаются какие-либо новые, малознакомые объекты.
Источник
Виды рисунков
С детства мы привыкли воспринимать рисунок — как любую картинку, которую мы нарисовали. Но это не совсем так. Рисунок — это вид изображения созданного во время обучению академическому рисунку или по законам и принципам академизмом.
С рисунка начинается любое обучение рисованию. Даже перед обучению живописи мы советуем изучать основы рисунка, ведь рисунок даёт понимание предметности и основных правил изобразительного искусства.
Для того, чтобы понимать, насколько необходим рисунок любому новичку, поговорим об его видах.
Виды рисунка в зависимости от использованных изобразительных средств
Линейно-конструктивный рисунок – вид рисунка, при котором используют линии и её характеристики — толщину, тон и фактуру. Чаще всего такой вид рисунка используют архитекторы и дизайнеры, которым необходима четкость линий и понимания структуры предмета.
В начале обучения все строят линейно-конструктивный рисунок, чтобы понимать особенности строения предмета и научиться его анализировать.
Линейно-конструктивный с условной светотенью – такой вид рисунка даёт возможность передать свет и тень, положение предмета по отношению к источнику света. Занятия по такому рисунка необычайно важны, ведь они позволяют учитьс я передавать предмет в зависимости от окружения.
Свето-теневой – данный вид рисунка позволяет художнику передать свет и тень, при этом чаще всего фон имеет нейтральный подтон, либо вообще не поддается штриховке. Такой рисунок подходит для изображения фигуры или портрета человека, определенного предмета. При дальнейшей проработке мы можем добиться высокого уровня реалистичности.
Тональный – самый сложный вид рисунка, который занимает больше всего времени. На таком рисунке передаются все свето-теневые отношения, прорисовывается детально окружающее пространство. Такой рисунок всегда реалистичен, на нем уже передается материальность предмета, а не только его форма. Применяется воздушная перспектива.
Виды рисунка в зависимости от цели
Рисунок используется на разных стадиях образовательного процесса, также рисунок используют и уже опытные художники при создании больших полотен.
Учебные рисунки — тот вид рисунка, который выполнял любой художник. Часто такой рисунок представляет собой определенное упражнение для изучения и закрепления определенной темы.
Академический рисунок — рисунок, который выполнен профессионально и по всем законам рисунка.
Творческий рисунок может принадлежать как и опытному художнику, так и новичку. Главная цель — передать свое видение и ощущение.
Набросок — вид рисунка, который применяется для запечатления момента, или подготовительный перед большой работой. Такой рисунок не проработан, часто заканчивается на этапе линейного изображения.
Эскиз используют художники перед началом монументальной или детализированной картины. Эскизы позволяют не забывать о мелочах.
На этюдах подчеркивают основные характеристики изображаемого предмета.
Виды рисунков в зависимости от способа и метода рисования
В данном контексте мы рассматриваем рисунок в зависимости от того, с чего он был нарисован, как его воспринимал художник.
Если художник рисует с натуры (пейзаж, портрет или натюрмортная композиция), то такая работа будет рисунком по восприятию. Такой формат работы позволяет анализировать реальные предметы, учить передавать пространственность и объем реального предмета.
Рисунок по представлению — рисунок, при котором художник не имеет подспорья в виде натуры или картины для копирования. Такой вид развивает воображение и память, успех такого рисунка заключается в уровне “насмотренности”, а также умении анализировать предметы и понимать их структуру.
Последний вид — копирование. Копирование позволяет овладеть различными техниками, сформировать свою манеру письма, а также поучиться у самых великих мастеров.
Выразительные средства
Создавать рисунок можно с помощью различных выразительных средств. Основными являются линия и точка.
Рассмотрим внимательней линию. С помощью неё выполняется любое построение, также она является важной характеристикой любого предмета. Линии бывают простыми и сложными. Простые линии — обычные прямые, которые могут между собой пересекаться и находится в разном положении.
Сложные линии бывают волнистыми, спиральные и т.д. Чаще всего, такие линии являются очень специфичными, и используются для передачи материальности.
Важными элементами также являются тушевка и штриховка. Штриховка — процесс нанесения одиночных штрихов, плотность цвета достигается с помощью многократного нанесения штрихов.
Тушевка — процесс нанесения цвета с помощью широкой стороны грифеля, широкими движениями. Выглядит менее аккуратно, нежели штриховка, при этом с ее помощью можно быстрее покрыть большие пространства.
Всем этим приемам Вас могут обучить на занятиях в студии по академическому рисунку и основам рисунка.
Источник