ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ
Иванова Елена Петровна
педагог дополнительного образования
Детский сад № 201 ОАО «РЖД»
г. Абакан, Республика Хакасия
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ
На современном этапе развития детского творчества процесс обучения дошкольников сюжетному рисованию занимает важное место, так как он позволяет не только с формировать их художественное восприятие, но и во многом способствует воспитанию способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по сюжетному рисованию создают благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребенка. Через создаваемый рисунок дошкольник способен выразить свое мироощущение, вызвать эмоциональную реакцию зрителей благодаря его выразительности – главного существенного признака художественного образа.
Главными средствами выразительности в детском рисунке принято считать цвет, форму и композицию, однако, процесс создания образов немыслим без помощи воображения и фантазии. Наиболее выразительные рисунки присущи тому ребенку, который не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему домысливает содержание своего рисунка, придерживается индивидуальной манеры исполнения композиции.
Многие дошкольники пытаются добиться выразительности образа через изображение определенных поз, жестов, определенное расположение фигур. Особое богатство воображения мы встречаем в творческих рисунках на сказочные сюжеты, где частым приемом является намеренное изменение реального цвета для придания образу таинственности и фантастичности.
Организуя работу по развитию сюжетного рисования в ДОУ, педагогам, кроме ее технической стороны, следует обращать особое внимание на то, что главным все же является обогащение детского опыта новыми знаниями и впечатлениями, так как творчество проявляется в полной мере только тогда, когда душа ребенка полна впечатлений и эмоций. Поэтому необходимо делать такие занятия более интересными для детей. С этой целью возможно использование разнообразных игровых приемов и дидактических игр.
Так, например, для развития творческого воображения, являющимся особо важным для сюжетного рисования, может быть предложено задание «Чего на свете не бывает?». Оно позволит ребенку не только свободно реализовать свой творческий замысел, но и прокомментировать содержание рисунка в итоге работы, что окажет благотворное влияние на развитие его связной речи. Для развития у дошкольников чувства композиции хорошо подойдет дидактическая игра «Дом паука», преимущество которой заключается в том, что ребенок может использовать в работе разные изобразительные материалы, что делает работу более захватывающей и необычной. Использование задания «Рисуем море» будет способствовать развитию цветовидения, закреплению знаний о названиях и способах получения холодных оттенков. Также применяют игры с цветом: «Нарисуй свое настроение», «Цветные сказки», «Самый красивый цвет», «Радость и грусть», «Нарисуй теплую картинку». С помощью популярного задания «Неоконченный рисунок» педагог сможет не только исследовать детскую фантазию, но и предоставить своим воспитанникам возможность для развития образного мышления. Особо интересными для старших дошкольников будет рисование-экспериментирование («Краски весны», «Чудесные превращения кляксы»), в том числе рисование- фантазирование с элементами детского дизайна («Чем пахнет лето?», «Чудо-птицы», «Вверх по радуге» и др.).
Систематическое использование данных игр в процессе сюжетного рисования будет способствовать повышению уровня творческой активности детей, р азвитию основных характеристик творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности.
1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 2004. – 327 с.
2. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. – Дошкольное воспитание. – 1996. — № 5. – С.21-27
3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
4. Халезова Н.Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников. – Дошкольное воспитание. – 1997. — № 9. – С.15-16
Источник
Основные выразительные средства рисунка
Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.
Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна (рисунок научно-вспомогательного, прикладного, технического характера); художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином «рисунок» обозначается также совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм. Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным её видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики — гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные выразительные средства рисунка | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные выразительные средства рисунка
Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.
Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна (рисунок научно-вспомогательного, прикладного, технического характера); художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином «рисунок» обозначается также совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм. Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным её видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики — гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.
Линия в рисунке — основное изобразительное средство, причем имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изображение данного предмета.
П.П. Чистяков, известный педагог в области изобразительного искусства XIX века, требовал «рисовать не изгибы линий, а формы, которые они образуют между собою. Всякий, кто не видит форму, и линии верно не нарисует. Линия и верная сама по себе, но проведенная не в соответствии с другими, служит только ошибкой». Линия может носить различный характер.
Линия однородная и не меняющаяся по своей толщине в процессе всего изображения передает форму предмета, прорисовывает детали. Как более выразительное средство линия выступает в качестве штриха, который на одном и том же рисунке может быть толще, тоньше, короче, длиннее, идти не сплошной линией, а прерываться или, наоборот, ложиться близко друг к другу, создавая впечатление тени. Например, художник Е.И. Чарушин интересно изображает своеобразную пушистую фактуру меха, перьев у животных и птиц.
При помощи линий художник передает положение предмета в пространстве и изменение его формы в разных ракурсах.
Интересна трактовка понятия линии великого итальянского живописца Леонардо да Винчи. По его словам, ни один самый сильный взгляд, даже в непосредственной близости, не может видеть очертаний предметов в их подлинности. Ибо очертания тел являются границами поверхности формы предмета. Границы поверхностей предметов описываются линиями. Сами по себе эти контурные линии не составляют ни части, ни количества этих поверхностей (то есть линии контура не принадлежат и не входят в состав поверхности формы предмета), и поэтому то, что не составляет часть какой-либо вещи, — невидимо.
В окружающей нас жизни, действительно, линии, прорисовывающие форму тела, не существуют. И это является самой большой тайной для начинающего художника — как передать на холсте очертания наблюдаемых предметов.
Видимые границы формы предметов живописец условно изображает на холсте линиями.
Иногда линии очертаний форм предметов в рисунках бывают волнообразными, иногда прямыми. С помощью все тех же линий изображаются предметы порой достаточно реалистично, иной раз вещь превращается в картине в нечто сказочно-фантазийное.
Линия помогает ярко выделить одну часть предмета, а другую его часть словно растворить, сделать малозаметной и т. д.
Таким образом, линия в искусстве рисунка одновременно передает:
различное положение предмета в пространстве;
пластическую красоту движения формы;
перспективное сокращение предмета;
погруженность вещи в воздушную среду.
Возможно, поэтому так сложно уловить эту невидимую линию очертаний, линию границы формы тела.
Сплошная толстая линия применяется для изображения видимых контуров предмета, расположенных на первом плане объемной формы предмета. Кроме этого, данная линия используется для изображения предметов, находящихся на первом плане картины.
Сплошной тонкой линией выполняется первоначальное построение предмета, намечается общий рисунок картины в целом.
Она используется для изображения второго, третьего и дальнего планов картины рисунка и удаляющихся планов объемной формы отдельно взятого предмета или невидимых плоскостей формы тела.
Далее следует отметить одно из основных требований, предъявляемых к линии рисунка.
Прорисованные форма и очертания предмета не должны состоять из множества вариантов линий, ибо такое «лохматое» исполнение рисунка свидетельствует о не вполне уверенном и ясном понимании художником строения формы данного предмета.
Линия, очерчивающая форму предмета, должна быть одна, она должна конкретно выражать ваше понимание и видение формы предмета.
Другим важным средством выразительности рисунка является тональное пятно. Это часть листа бумаги, покрытая штрихом. Штрих, дающий тональное пятно, сам может быть средством выразительности, так как способен давать различные фактуры. Тональное пятно может восприниматься как фронтальное к изобразительной плоскости или находящееся к ней под любым углом.
Система тональных пятен, взятых с определенной насыщенностью в соответствии с натурой, называется тональными отношениями. Тональные отношения в натуре всегда богаче тональных отношений в рисунке и передаются с помощью тонального масштаба. Его размер определяется, с одной стороны, белой бумагой (в натуре это самый яркий свет), с другой стороны, тем самым темным пятном в работе, силу которого выбрал сам художник, исходя из материала и своего решения. При этом совсем не обязательно самое темное в работе брать во всю силу карандаша. Если художник не пользуется правильно тональным масштабом, то ему будет не хватать темного тона.
Велика роль в рисунке тонального контраста, своеобразного взаимного подчеркивания света и тени в местах их взаимодействия. Тональный контраст усиливает активность восприятия формы. Кроме тональных отношений, внутри работы существует общий тон, ей присущий. Рисунки, изображающие солнечный день и сумерки, будут иметь различный общий тон.
Особенно важен тональный рисунок для живописца. Научившись чувствовать светотеневые отношения в рисунке, он с большей точностью найдет цвето-тональные отношения в живописи.
Для построения пространства в рисунке отдельные объекты объединяются в пространственные планы. Для подчеркивания глубины в рисунке эти планы противопоставляются друг другу. Активность графического исполнения первого плана чаще всего выделяется относительно вялыми контрастами линий и пятен последующих планов.
Различные свойства поверхностей в рисунке могут выражаться различными средствами, в том числе и фактурой самой бумаги, графического материала (карандаш, уголь, сангина и т.д.) — все это придает изобразительной поверхности визуальное богатство. Фактура может получаться и в результате различного способа нанесения штрихов.
Итак, выразительными средствами искусства рисунка являются: тон (то есть тоновые градации светотени), тоновые пятна, разные виды линий, штрихов, контуров.
Тоном называется некая степень светлости или темности какого-либо цвета. Тон — это физическая характеристика света, это количество и качество света на поверхности предмета.
Освещение предмета может быть разным, например свет солнечный, лунный, искусственный (электрическая лампа, свеча, костер).
Передача освещения раскрывает значение тона для рисунка. Сила тона, сила освещенности натуры зависит от:
степени приближенности источника света к данной поверхности предмета;
цвета, тона и яркости освещения;
угла падения света на эту поверхность;
окраски данного предмета;
положения предмета в пространстве по отношению к источнику света, где каждая плоскость предмета освещена по-разному.
Значение тона для рисунка универсально.
Разница в светлости или темности, которая наблюдается в окраске предметов в окружающей нас жизни и в предметах, изображенных на картине, называют тоновой разницей.
Общая обрисовка всего контура предмета никогда не производится на первых этапах работы. Обведение всего контура может стать завершающей стадией рисунка, когда основной задачей является четкое выделение формы и ее частей (например, рисунки в альбомах для раскрашивания).
Рисунки, в которых решаются цветовые задачи (передача разнообразия оттенков, определенного колорита и т.д.), а также рисунки объемные с обозначением светотени контурной линией не обводятся, иначе теряется выразительность.
Во время работы на каждом этапе изображения следует помнить основной принцип — идти от общего к частному, все время держать в поле зрения весь предмет, а не только ту его часть, которая изображается в данный момент.
В условно-плоскостном рисунке предмет изображается в двух измерениях, без передачи объема светотеневыми средствами. При таком типе изображения важно выбрать точку зрения, с которой лучше выявляется характерная форма предмета, его частей (например, при изображении человека — положение фас, животных — профиль и т.д.).
Объемное изображение связано с передачей светотеней и перспективных сокращений.
Изображение предметов в различных ракурсах без использования светотени иногда применяется художниками, но для такого рисунка надо в совершенстве владеть способами линейного изображения. Примером могут служить многие рисунки и картины японского живописца, рисовальщика Кацусика Хокусая.
Светотень. Художник, изображая на рисунке соотношение света и тени, может лучше передать объем и особенности формы. В зависимости от освещения одни части предмета выявляются лучше, другие менее заметны, так как поглощаются тенью. Предмет по-разному воспринимается при ярком, рассеянном и слабом освещении.
Световые и теневые пятна располагаются по форме предмета. На закругляющихся частях переход от света к тени постепенный, незаметный, через полутона. На предметах, ограниченных плоскостями под углом, границы между светом и тенью резкие.
Иногда на затемненной части предмета появляется более светлое пятно как результат отражения световых лучей, падающих от близлежащих предметов. Цвет предмета в этом месте может приобрести другой оттенок. Это явление носит название рефлекс.
Степень освещенности предмета и резкости перехода от света к тени зависит от расстояния между источником света и предметом, силы света, угла падения светового луча, цвета и фактуры предмета.
Предметы могут отражать и поглощать световые лучи. Матовые поверхности поглощают большее количество света, зеркальные поверхности отражают почти все лучи, образуя блики.
Таким образом, в понятие светотени входят: свет — наиболее освещенная часть предмета; блик — самое светлое пятно на освещенной части; тень — самая затемненная часть; полутень — место перехода от света к тени. Особенно постепенен переход на округлых частях; падающая тень — тень от предмета на той поверхности, где он расположен; рефлекс — оттенки в теневой части предмета под влиянием цветовых и световых лучей от окружающих предметов.
Фон. Своеобразие графического изображения состоит в том, что рисунок может не заполнять всей плоскости листа. Очень часто дается изображение одного предмета без окружающей его обстановки, т.е. рисунок окружает тот фон, который присущ данной бумаге. Фон не всегда безразличен для рисунка. Он является одним из средств, помогающим придать рисунку выразительность.
Чаще всего рисунок наносится на белую бумагу, но в зависимости от стоящих изобразительных задач может быть использована и цветная бумага спокойных тонов: серая, зеленоватая, желтоватая и т. п.
Для рисунка акварелью может быть взята только белая бумага, так как краска прозрачна. Для кроющих материалов (гуашь, пастель, сангина, мел) можно использовать цветной фон. Чаще всего он применяется при выполнении декоративных рисунков. В сюжетных рисунках художник создает фон, так как он тесно связан с содержанием и часто включает множество оттенков. Поэтому такие рисунки лучше выполнять на белой бумаге.
Фон создает дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефнымым, выпуклым, выразительным. Благодаря фону можно получить большой эффект в создании определенного колорита: на темном фоне хорошо выделяются светлые цветы, ярко освещенные части предмета. Часто использует цветовые контрасты, что придает образу большую выразительность. Рисунок может заполнять весь лист бумаги и передавать широкую картину какого-либо события, но и здесь всю композицию; не обязательно заключать в ограничивающую ее рамку.
Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.
Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные (например, в картинах В.Г. Перова «Тройка», «Проводы покойника», И.Н. Крамского «Неутешное горе», К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» и др.)
В картинах с радостным, оптимистическим настроением цвета подбираются яркие, сочные (например, к картине И.Е. Репина «Запорожцы», А.И. Лактионова «Письмо с фронта»).
Такое различное воздействие цвета объясняется тем, что цвет воспринимается и осознается человеком не сам по себе, а в связи с тем событием, которое изображено. В этом мы видим одно из проявлений единства формы и содержания в художественном произведении.
Цвет используется художником и с целью вычленения главного. Например, в картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» фигура боярыни выделяется черным пятном на белом снегу. В «Сватовстве майора» П.А. Федотова также применяются контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главных персонажей: светлое платье невесты — на темном фоне комнаты и темная фигура жениха — на светлом фоне передней; второстепенные лица (мать, сваха и прислуга) не выделены цветом, и при первоначальном просмотре картины эти фигуры не воспринимаются, хотя расположены в центре.
Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины. Художник С.А. Чуйков светлыми, радостными мажорными красками передает наступление нового в жизни женщины в картине «Дочь Советской Киргизии».
Важное значение цвет имеет в живописи как основное изобразительное средство. В графике цвет делает рисунок ярким, красочным, но не является основным выразительным средством. У В.А. Серова очень интересные акварельные рисунки (например, к сказке Мамина-Сибиряка «Ворона и канарейка»). Но именно этого художника мы можем назвать мастером карандашного (черного) рисунка. В этой технике В.А. Серов достиг непревзойденного совершенства, передавая сходство с оригиналом несколькими характерными штрихами. Он создал серию портретов (карандашом) знаменитых русских актеров Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой, Г.Н. Федотовой, К.С. Станиславского, В.И. Качалова, И.М. Москвина и других, передавая в простом линейном рисунке подлинные черты каждого. В.А. Серов создавал впечатление объемности, пластичности изображения при помощи небольшой растушевки.
Не меньшим мастером рисунка карандашом был И.Е. Репин. Портреты, выполненные им, не менее выразительны, чем живописные (например, портреты В.М. Васнецова, Н.С. Лескова и других). И.Е. Репин создал карандашом и сложные композиции («Невский проспект», «Горький читает пьесу «Дети солнца»), особенно выразительные своей легкостью наброска, на фоне которого ярко выделяются и тщательно отработаны основные действующие лица.
Для овладения правильными графическими умениями необходимо знать основные свойства цвета, их взаимовлияния, правила использования. Этим занимается специальная наука — цветоведение. Она учит художника анализировать цвета и использовать их в своих целях.
Цвета делятся на хроматические и ахроматические (хрома — по-гречески означает — «цвет»).
Ахроматические цвета — белый, серый, черный. Они, по существу, бесцветны и отличаются друг от друга только по светлоте.
Хроматические цвета отличаются друг от друга по светлоте и по цветовому тону. Например, желтый цвет гораздо светлее синего или красного и совершенно отличается от них цветовым тоном. Хроматические цвета, расположенные в определенном порядке по цветовым тонам, образуют спектр.
В спектре различают две группы цветов — теплые и холодные. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня: желтый, красный, оранжевый. Холодные цвета напоминают цвет голубого неба, льда, воды: синий и его оттенки. Это деление связано с нашими ощущениями. Все цвета, кроме основных, могут иметь теплый или холодный оттенок: желто-зеленый или сине-зеленый; красно-лиловый или сине-лиловый и т.п.
Дополнительные цвета. При одновременном восприятии всех цветов спектра в момент быстрого вращения спектрального круга (оптическое соединение) мы видим белый цвет. В спектральном круге при оптическом соединении два цвета, расположенные примерно друг против друга, также могут дать белый цвет. Такие цвета называют дополнительными: красный и голубовато-зеленый, фиолетовый и желто-зеленый, желтый и синий, оранжевый и голубой.
Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга. Художник должен использовать эти свойства для придания выразительности создаваемому образу.
Хроматические цвета делятся также на основные и производные. Основные — красный, синий, желтый. Они самостоятельны, их нельзя получить, смешивая несколько красок. Все остальные цвета — производные. Они получаются путем соединения двух или несколько цветов. Например, желтый и синий дают зеленый цвет; соединение красного и синего — лиловый; зеленого и красного — коричневый и т. д.
В спектральном круге производные цвета хорошо просматриваются при переходе от данного цвета к другому, например, все оттенки оранжевого цвета видны при переходе от красного к желтому.
Различные оттенки одного цвета зависят от степени его светлоты, насыщенности тона, красочных контрастов и рефлексов.
Насыщенным тоном называется такой, в котором ярче всего выражены цветовые качества данного цвета, т.е. наиболее интенсивный тон.
Красочный контраст — взаимодействие близко расположенных цветов, влияющих на оттенки.
Понятие красочного контраста включает несколько положений.
1. Светлые цвета на темном фоне кажутся еще светлее, а на светлом темнее.
2. Холодные цвета делают соседние более теплыми, а теплые более холодными.
3. Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга.
4. Нейтральный цвет принимает оттенок дополнительного цвета к окраске того предмета, который рядом с ним расположен. Например, серый цвет рядом с зеленым будет казаться розоватым.
Красочный рефлекс — оттенок в теневой части предмета или на падающей тени вследствие освещения его отраженным светом от окружающих предметов. Например, у белой вазы, стоящей на красной скатерти, тень на боковой поверхности будет слегка розоватой, у темной вазы на белой скатерти тень на стороне, обращенной к скатерти, станет светлее.
Зная все особенности цветовых сочетаний, художник может создать рисунок в определенном колорите.
Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими. Иногда термин «колорит» употребляют в смысле цветовой гаммы рисунка, общей его тональности, когда все цвета подчиняются одному, передавая его оттенки, например: голубой колорит, розовый и т. п.
Композиция — это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами.
Слово композиция происходит от латинского compositio, что означает — «составление, соединение».
Композиция в живописи и графике означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию.
Художник уделяет большое внимание композиции. В предварительной работе над раскрытием содержания картины он делает ряд эскизов, набросков в поисках такого построения произведения, которое бы наиболее совершенно отвечало задуманному.
Разнообразны примеры решения композиции. Наиболее простой композицией отличается фризовое построение, характерное для древнего египетского, ассирийского искусства, где расположение предметов подвигалось строгому порядку одной линии. Такая композиция давала возможность художнику графически выразить торжественность процессий, выделялся каждый изображенный персонаж. Но это маложизненное построение, так как основу его составляет ритм и симметрия в их чистом виде. Здесь нет таких положений предметов, которые, как правило, существуют в жизни. Это заслонение одного предмета другим, удаление или приближение отдельных предметов и в связи с этим изменение их размеров и четкости очертаний.
Мастера эпохи Возрождения ставили задачу воспроизведения предметов на плоскости в тех отношениях, в каких они воспринимаются художником определенной точки зрения. Образцами считаются работы Леонардо да Винчи и Рафаэля. У Рафаэля композиция помогала передать идею гармонического восприятия мира; красота — в гармонии, стройном соответствии всех частей. Отсюда и симметричное расположение: главное в центре, правая и левая стороны уравновешены, например расположение фигур в «Сикстинской мадонне».
Это построение для выделения главного используется художниками и в дальнейшем (например, В.И. Суриков в «Боярыне Морозовой», В.Г. Перов в «Тройке» и др.). Расположение фигур и предметов должно диктоваться прежде всего задачами создания художественного образа.
Большое значение имеет выбор точки зрения, с какой художник как бы смотрит на картину. От этого зависит и правильность передачи содержания. Например, богатыри в одноименной картине В.М. Васнецова производят такое величественное впечатление не только благодаря своему могучему телосложению, но и потому, что они расположены выше линии горизонта, мы смотрим на них как бы снизу, и они кажутся еще выше. Или у М.В. Нестерова в картине «Пустынник» мы видим фигуру сверху, этим подчеркивается еще большая кротость всего облика старика.
Композиция помогает передать движение, динамику. Конечно, это трудная задача, так как специфика изобразительного искусства в том, что можно передать только один момент движения, как бы остановить его на мгновение, чтобы запечатлеть в картине. Напряженность движений, динамичность борющихся фигур ярко показана в картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя».
В иллюстрациях художника И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» хорошо видно перспективное построение шеренги тридцати трех витязей, выходящих из вод морских. На другой иллюстрации к этой же сказке на переднем плане изображены царевич Гвидон и его мать, а вдали виднеется город с дворцами и златоглавыми церквами соответственно меньших размеров.
Таким образом, проблема композиции может быть правильно решена только в зависимости от поставленных содержанием задач, только с позиций реалистического отношения к изображаемому.
Все окружающие предметы в зависимости от расстояния, выбора точки зрения рисующим кажутся иными, чем в действительности, больше или меньше, могут выделяться ярче или быть в тени, казаться частично заслоненными и т.д.
Правильно изобразить предмет помогает перспектива. Это вспомогательная наука, изучающая изменения формы и цвета предмета, расположение его в пространстве при изображении с определенной точки зрения.
Перспективное изображение включает два понятия: линейную перспективу и воздушную. Линейная перспектива — построение кажущихся изменений предмета в связи с его положением (фас, сбоку, три четверти поворота и т. п.) и уменьшение размеров с удалением предмета, расположение его в разных планах на листе. Воздушная перспектива — изменение в связи с удалением четкости очертаний, видимости деталей, яркости цвета. Это хорошо можно понять по картине И.И. Шишкина «Лесные дали». Протяженность пространства хорошо передана К.Ф. Юоном в картине «Утро индустриальной Москвы».
Для правильного перспективного построения рисунка необходимо учитывать следующие моменты: горизонт, точку зрения, точку схода, угол зрения.
Горизонт как термин, применяемый в искусстве,— это условная линия уровня глаз рисующего, пересекающая воспринимаемый объект или идущая поверх него или снизу.
Точка зрения — отношение между направлением взора рисующего и положением предмета. Может быть высокая точка зрения и низкая.
Точка схода — место на горизонте, где сходятся при построении рисунка все прямые линии.
Угол зрения образуется воображаемыми линиями, идущими от вершины и основания предмета и пересекающимися при восприятии в глазу. От угла зрения зависит видимость частей предмета, передача его положения в пространстве, размеры.
Основные положения линейной перспективы:
1. Все предметы по мере удаления кажутся меньше. Это зависит от угла зрения, который меньше для далеко стоящих предметов, чем для близкостоящих.
Леонардо да Винчи установил основные закономерности уменьшения изображения. Вот одно из его положений о двух одинаковых предметах, расположенных на разном расстоянии от рисующего: «Второй предмет, удаленный от первого, как первый от глаза, будет казаться вдвое меньше первого, хотя бы оба были одинаковой величины».
Все удаляющиеся от нас параллельные линии сходятся в одной точке на линии горизонта. Перспективный горизонт служит основой для правильного построения — линии, идущие от предметов, расположенных выше горизонта, будут опускаться к нему, а расположенных ниже горизонта — подниматься и пересекаться в точке схода на горизонте. В зависимости от положения предмета к глазу рисующего меняется форма предмета.
Рисунок — действенное средство познания и изучения предметного мира. Выполняя рисунки с натуры, художник вырабатывает в себе умение четко выделять главное в явлении, отбрасывая или, наоборот, акцентируя отдельные детали. Он выявляет верные соотношения различных частей предмета, прослеживает распределение света и тени на его поверхности, влияние световоздушной среды и т.д. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессионального обучения художника- дизайнера.
Источник