Развитие речи детей в процессе рисования
Алла Мокрецова
Развитие речи детей в процессе рисования
Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память.
Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Рисование способствует воспитанию правильного движения, расширяет графические возможности детей. В этом виде деятельности задействованы различные группы мышц кисти руки.
Всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Вспомним такие детские игры как «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и другие, ведь в них не только развлекательное, а и развивающее воздействие. Дети выполняют движения руками и запоминают потешку.
Основной задачей обучения изобразительному искусству является воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, развитии изобразительных навыков, основанных на использовании различных способов выразительности -цвета, линии, формы, композиции, разнообразных материалов. Рисование позволяет решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Первым шагом в развитии понимания речи в процессе рисования является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, получает название.
Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в осмыслении процессов изображения.
При подготовке любой деятельности педагог думает: как её организовать так, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?
Игровые упражнения, используемые в процессе рисования и тесно связанные с развитием речи.
Перед рисованием овощей и фруктов дети учатся различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая».
«Слово на ладошке» — Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.
Дети проходят лексическую тему «Осень». Перед тем, как рисовать дерево, дети могут «сложить на ладошку» красивые слова об осенних листьях: багряные, золотые, легкие, воздушные, разноцветные, листопадные.
Детям читается произведение, ведётся беседа по прочитанному, закрепляются цвета и оттенки, услышанные в тексте, а затем дети сами выбирают какую страничку какого цвета они будут рисовать.
Дети рисуют различных зверей. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, среда обитания.
Рассматривание жанровых картин и заучивание стихов с использованием схемы.
Дети разбирают картины по жанрам и должны составить описательные рассказы из чего состоит натюрморт (портрет, пейзаж).
«Узнай и назови сказку».
Перед рисованием по сказкам детям сначала читают сказку, проводят беседу по содержанию, загадываю загадки.
Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Картину можно «купить» в том случае, если сумели рассказать, как называется произведение, почему картина понравилась.
Как писала Н. К. Крупская «Ребёнок очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движениями, словами, мимикой. Надо только дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов».
Литература:С. А. Миронова. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М. ; Просвещение, 19991год.
Н. В. Шайдуровна «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста». М. : – 2010.
Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.
Значение рисования для детей дошкольного возраста. Подготовка руки к письму[/b]. Важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой ручной умелости. Такое развитие.
Источник
Связь рисования с речью
Автор: Никонорова Ирина Васильевна
Организация: Детский сад «Колокольчик» №72
Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск
Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан, научится писать. Читать, считать, логически мыслить. Но совершенно не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей в костюмах.
Дома ребёнка ждёт телевизор и компьютер. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. в результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотря телевизор и играют в компьютерные игры, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.
Окружающая нас действительность остаётся для детей не замечена, если вовремя не остановится и не всмотреться, не вслушаться, а затем почувствовать и понять прекрасное. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься, не обрадоваться. Необходимо научить детей воспринимать мир, осознавать, претворять в жизнь.
Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.
Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность.
Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами – через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Очень важно, чтобы эти виды деятельности пришли на помощь в речевом развитии ребенка, так как в них развиваются и лингвистические способности, и сенсорные способности, имеющие особое значение в формировании мыслительной и речевой деятельности.
Ребенок фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Лев Семенович Выготский назвал Детское рисование «графической речью» и наша задача – облечь мысль ребенка в слово.
Почему я выбрала изобразительную деятельность:
- Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами.
- Волшебное возникновение продукта художественной деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет, выполненный в красках или карандаше) все это доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, развивает речь, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость.
- Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
- Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развитие у детей умения на основе эмоционально-чувствительного восприятия окружающей действительности.
- Развитие творческого воображения.
- Формирование новых эмоциональных отношений к ранее известным предметам и явлениям окружающей действительности, на основе интеграции произведений искусств, музыки и художественной литературы.
Учитывая психологические особенности каждой возрастной группы под влиянием целенаправленного показа и описания произведений изобразительного искусства, и слушания художественной литературы, музыкальных произведений в сочетании с предшествующим наблюдением, я активирую речь детей и развиваю воображение.
На основе этого я выстроила следующую систему занятий:
- Интеграция разных видов искусства имеет своей целью «оживить речь детей», «сделать яркими впечатления» и «эмоционально-окрашенными» наблюдения о природе;
- Уделить большое внимание предварительной работе, результаты которой используются на занятиях, как базис для мотивации дальнейшей творческой деятельности;
- Использование коллективных работ формирует навыки общения и сотрудничества, учит детей строить композицию, развивая тем самым сюжет, замысел в работе и целенаправленность;
- Более тесно соединить развитие творческих способностей у детей с развитием речи, познавательной деятельностью и другими видами деятельности.
В интеграции не все содержание включается в процессе художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня.
Это игра, художественное произведение или природа.
Свои занятия я строю обязательно учитывая следующие принципы интеграции:
- Интегрированное занятие способствует более глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков.
- Помогают формированию грамотной устной речи, развитию и обогащению.
- Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведение искусства.
- Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования речи, художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Интегрирование занятия ведется по трем направлениям: музыке, рисованию, развитию речи.
- Музыка – рисование
- Развитие речи – рисование
- Музыка – развитие речи – рисование
Воплощение собственных замыслов в изодеятельности и развитии речи часто происходит путём взаимодействия разных видов деятельности: рисования, игры, драматизации, рассказывания, пения, движения. Прочитанное художественное произведение и изображение услышанного в рисунке, лепке персонажей связано с процессами сопереживания, сочувствия, эмоционального отношения к образу. При этом личный опыт каждого ребёнка помогает показать характерные черты персонажей (он может быть весёлый, добрый, а может быть сердитый, злой и т.д.). Важно, что ребёнок как бы строит композицию, располагая все детали, предметы, внося своё понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой.
Музыка и ритмические удары — античные формы коммуникации и самовыражения. Музыка играет важную и своеобразную роль: она создаёт атмосферу происходящих сообщений. Если мы, по замыслу занятия, отправляемся в ночь, то мелодия погружает нас в её таинство, полное предчувствий и самых неожиданных встреч.
Действенная природа ребёнка моментально отзывается на импульсы, идущие от неё. Она захватывает его целиком, передавая ему свои движении, энергетику, активизируя его жизненный ритм. Музыка помогает ребёнку сориентироваться в мире своих эмоций и усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребёнка и оформляется в процессе рисования в образ в дальнейшем получившем своё выражение в речи.
Воздействие на человека
Бах «Кантата»№2, Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната «Ре».
Уменьшает раздражительность и разочарование, повышает чувство своей принадлежности к природе.
Шопен «Мазурка, Штраус (Вальсы),Рубинштейн «Мелодия»
Уменьшает чувство тревоги.
Бах «Прелюдия» и фуга «Минор», Чайковский «Шестая симфония» ч.3
Поднимает общий жизненный тонус; улучшает самочувствие; повышается активность; улучшается настроение.
Интегрирование занятия, проводимые мной в группе, дали высокую результативность по следующим направлениям:
- Рассказы детей стали более интересными и содержательными, получила развитие связная речь.
- Рисунки детей получаются интересными, содержательными, богатыми по замыслу и возрос интерес к занятиям.
- Дети научились внимательно слушать музыку и свое видение музыкальных произведений выражать в рисунках.
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто не понятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт. Результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н. М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением.
Маленькие дети изображают на бумаге мало. Но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, которую он наблюдает, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Если говорить о пластике, то я считаю, что нудно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
В связи с необходимостью развития у детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство– существование тесной взаимосвязи между координацией тонких легких движений и речью.
Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают и многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук.
Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка можно:
- Разминать пальцами пластилин, глину соленое тесто, в изодеятельности
- Скульптура
- Создание рельефов и барельефов
- Пластилиновая живопись
- Рвать на мелкие куски бумагу
- Создание рваных аппликаций
- Катать шарики из салфеток
- Объемная аппликация
- Нанизывать бусинки, шарики, ягодки
- Работа с природным материалом
- Рисовать рукой и пальцами в воздухе и на листе бумаги. Нетрадиционная техника рисования:
Кляксография
Рисование кусочками паралона
Рисование щёткой
Отпечатывание
- Постройки из песка и игра с ними
- Рисование мелом, восковыми мелками, гуашью, углем
Вспомним сказанное И.П. Павловым: » . развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.» Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.
Правое полушарие, освобождаемое от этой задачи, получило возможность целиком переключится на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отрицание мира в формах искусства.
Для формирования всесторонне развитого человека эти способности не менее важны, чем способности к речевому общению.
Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активизация, раскрепощающая образное мышление.
Такая «межполушарная специализация» — явление не врождённое, а выработанное.
Интеграция в изобразительной деятельности и обучение различным видам техники рисования, предполагает развитие и совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие-импровизация, зрительно-моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве — на примере собственного тела, ориентация во времени);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания зрительного и слухового восприятия
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу и правилу).
Источник