Техника рисования клода моне

Клод Моне — Стиль и техника

ОДЕРЖИМОСТЬ СВЕТОМ И ЦВЕТОМ

Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.

Картины Моне породили новое течение в живописи — импрессионизм, а сам Моне признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. На протяжении всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма — запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне — это пейзажи) и работать на открытом воздухе.

РАБОТА НА ПЛЕНЭРЕ

Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Ещё в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды маслом. В 1840 годах, следуя его примеру, группа французских художников собиралась в деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло с целью писать пейзажи, которые должны изображать «подлинную природу». Камиль Коро, которого многие импрессионисты высоко ценили за его неидеализированный взгляд на природу, также писал маслом на пленэре, призывая художников «следовать своему первому впечатлению».

Читайте также:  Кривая линия уроки рисования

Наиболее важную роль в становлении Моне как художника сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом, специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые он создавал на открытом воздухе. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», — писал позже Моне.

Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом, который старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».

В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы, сидя в специально построенной для этого лодке. Эдуар Мане запечатлел художника за работой в 1874 году. Работа на пленэре стала по настоящему возможной благодаря изобретению в 1841 году мягких тюбиков для краски. Краски в тюбиках были более густые чем прежние, хранившиеся в специальных ящиках, поэтому художникам потребовались более толстые и короткие кисти, чтобы пользоваться ими. Краски в тюбиках требовали от художников слегка измененной техники письма и вдохновили их на более широкое использование различных «готовых» цветов.

ЧТО ВИДИТ ГЛАЗ НА САМОМ ДЕЛЕ

Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИДЕЯ

Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине «Каменотесы» или авангардные работы Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма.

НОВАЯ ТЕХНИКА

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Очень интересно проследить, как на протяжении долгой жизни менялось отношение Моне к изображаемым объектам. Несмотря на то что он постоянно был поглощен игрой света, на ранних своих картинах Моне чаще всего изображал на фоне ландшафта написанные в привычной манере человеческие фигуры.

Однако ближе к 1880-м годах Моне все больше начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.

СЕРИИ КАРТИН

Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.

Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи.

Биография художника

Работы художника

Арка на запад от Этрета

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников ещё с XVII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.

Терраса в Сент-Адресс

Один из ранних шедевров Моне. Картина написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе. На картине изображены отец Моне, его тётка и кузина. В тот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она чётко прописана и тщательно выверена по композиции.

Поле маков у Аржантёя

На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.

Водяные лилии

Эта картина Клода Моне является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами. Плавающие на воде кувшинки резко обрезаются краями холста, создавая впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего.

Источник

Творчество Клода Моне: как поймать впечатление

Впечатление. Восход солнца

Больше полутора столетий назад сельские жители в окрестностях Парижа нередко встречали странного молодого человека в запачканном красками плаще и с этюдником на плече. Бывало, в поисках живописных пейзажей он забирался в безлюдные уголки предместий французской столицы. А бывало, пытался запечатлеть картины повседневной жизни поселян, собирая вокруг себя толпу зевак.

Это был Клод Огюст Моне, ставший одним из основателей нового направления в европейской живописи – импрессионизма. На протяжении всей жизни творчество Клода Моне было подчинено попыткам запечатлеть ускользающие мимолетные состояния окружающего мира, прежде всего — видов природы, поймать впечатление от мгновения.

Прогулка. Женщина с зонтиком и эскизы к ней

Сын бакалейщика из Гавра, Моне начинал с рисования простых работ: шаржей и карикатур, которые и выставлялись в лавке отца для привлечения внимания. Но первые же пленэры со старшими товарищами изменили все: здесь он впервые осознал бездонные возможности живописи и ощутил свое призвание. Во время обучения в Париже молодой художник познакомился с группой единомышленников, среди которых были Мане, Ренуар, Сислей, Базиль и другие. Теперь писать на натуре с мольбертами они ходили вместе. Это были те еще приключения — погода менялась, на холсты налипали насекомые, люди в лесу удивлялись, наконец, что это тут происходит?

Итак, компания молодых «бунтовщиков» взяла за правило работать над картинами на открытом воздухе, в то время как мастера старой академической школы делали на пленэре преимущественно эскизы и наброски. Выйдя из мастерской, художник сталкивался с непривычными условиями. Постоянно меняющиеся освещение и атмосфера, всплески ярких бликов, отсутствие четких контуров – все это заставляло искать новые приемы в живописи. В своем творчестве Клод Моне и другие импрессионисты использовали наложение мазков чистыми красками, а смешение цветов происходило за счет особенностей человеческого зрения. Изображение на холсте можно было воспринимать, только отойдя на некоторое расстояние от картины.

Этот стиль оказался настолько непривычным для того времени, что вызвал резкое неприятие в обществе. Больше пятнадцати лет понадобилось публике, чтобы принять и оценить творения великого мастера.

Вершиной творчества Клода Моне стали серии картин с одним и тем же пейзажем, но в разное время суток и при разном освещении. Для их создания художник устанавливал рядом несколько мольбертов и переходил от одного к другому вслед за движением солнца.

Картины из серии «Руанский собор»

Одна из самых известных серий картин с изображением Руанского собора вобрала в себя все идеи многолетнего творчества – Клод Моне своими работами пытался показать мимолетность и иллюзорность цвета. Глядя на эти полотна, мы вместе с художником задаемся вопросом: «А возможно, и весь мир вокруг нас – большая иллюзия?».

Мы влюблены в импрессионизм! И приглашаем вас рисовать картины в этом стиле и слушать интересные истории об импрессионистах на наш курс Современный импрессионизм, старт 18 июля!

Поделиться «Творчество Клода Моне: как поймать впечатление»

Источник

Техника живописи Клода Моне

ЕСЛИ ВЫ КОГДА-ЛИБО ХОТЕЛИ ЗНАТЬ, КАК ПИСАТЬ, КАК МОНЕ, ВЫ, КОНЕЧНО, НЕ ОДИНОКИ. ВОТ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЕГО МЕТОДОВ.

Живопись Моне « Впечатление», «Восход солнца» с 1873 года была картиной, которая заставляла искусствоведа Луи Лероя мотивировать термин «импрессионизм», хотя его намерение было более оскорблением, чем комплимент в то время.

МОСТКИ МОНЕ НЕВЕРОЯТНО ПРОСТЫ.

Чтобы поддерживать тот же уровень спонтанности и энергии во всем, он не работал ни одной части картины за несколько коротких штрихов, позволяя зрителю «оптически сочетать» информацию о цвете и ценности. В этой детали воды вы можете видеть приподнятые края толстой краски и интенсивный, почти прямолинейный цвет.

Его короткие удары и тяжелые импасто предвидеть как работу Винсент Ван Гог несколько лет спустя и пуантилист методы Жоржа Сера.

Стога сена в Живерни 1884

СЕРИЯ « СЭНДВИЧ» МОНЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЙ ПОДХОД К ЗНАКОМОЙ ПРОБЛЕМЕ ДЛЯ ПЕЙЗАЖИСТОВ: АТМОСФЕРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Художники уже давно знают, что отдаленные объекты, близкие к горизонту, кажутся более синими и светлее, чем дальше. Традиционный подход заключался в том, чтобы мягко нарисовать атмосферную перспективу, используя, насколько это возможно, смешанную и рассеянную мазку, чтобы сделать изображения более отдаленными. Моне встряхивает эту традицию, энергично атакуя эту область своими короткими короткими штрихами, снова уговорив зрителя «оптически смешивать» штрихи и ценности, и он все еще исчезает на заднем плане.Сами стога — отличный пример того, как ценность, цвет и контекст имеют большое значение для описания чего-то. Моне не нужно рисовать отдельные соломинки для зрителя, чтобы увидеть сено-другое блестящее «впечатление».

Три исследования Руанского собора 1894

МОНЕ БЫЛ ОЧАРОВАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СВЕТА С ЕСТЕСТВЕННЫМ И ПОСТРОЕННЫМ ЛАНДШАФТОМ, А ЕГО СЕРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РУАНСКОГО СОБОРА С 1894 ГОДА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОДРОБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТОГО, КАК СВЕТ МЕНЯЕТСЯ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ И В ЛЮБУЮ ПОГОДУ, КАКУЮ КОГДА-ЛИБО СОВЕРШАЛ ЛЮБОЙ ХУДОЖНИК.

Особенно интересно то, как техника Моне меняется, чтобы реагировать на различные световые сценарии — в условиях мягкого света мазкие маны Моне также мягки и рассеянны, а его impasto становится более агрессивным и скульптурным, когда сцена содержит более сильный и сильный свет. Эта серия картин также подчеркивает скорость, с которой Моне, должно быть, пришлось работать, чтобы запечатлеть свет в нужные моменты.

Водяные лилии 1899

Когда вы впервые сталкиваетесь лицом к лицу с одной из больших картин из серии « Водные лилии Моне» , трудно понять, как нечто столь монументальное по масштабу может показаться таким деликатным и мирным. Если вы посмотрите немного ближе, то также заметно, насколько Monet достигли чрезвычайно ограниченной палитры в основном приглушенной и грязной зелени и блюза. Но лилии, похоже, светятся светом, как отражения в воде.

СЕКРЕТ МОНЕ, СОЗДАЮЩИЙ ПРУД, КАЖЕТСЯ ТРЕХМЕРНЫМ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО ЛИЛИИ ЯВЛЯЮТСЯ IMPASTO, С МАЛЕНЬКОЙ ЧАСТЬЮ ИНДИГО, НАПИСАННОЙ ПОД КАЖДЫМ, СЛУЖАЩИМ ТЕНЬЮ И ОТРАЖЕНИЕМ.

Сам пруд, хотя и выполненный из мохнатых мазков Моне, плоский и гладкий. В середине всего есть сияющий пышный желтый цветок, сбалансированный против дополнительного синего отражения.Техника Моне сделала его синонимом импрессионизма, но они не являются исключительными для этого движения. Вы можете видеть его влияние во многих современных картинах, как репрезентативных, так и абстрактных.

Источник

Оцените статью