- Рисование тушью и линерами: моторика, контраст и еще пара слов о базовых приемах
- Моторика рисования тушью
- Важность правильных движений
- Как практиковаться
- Чего стоит избегать
- Базовые техники рисования тушью
- Параллельная штриховка
- Штриховка по контуру
- Перекрестная штриховка
- Тонкая (деликатная) перекрестная штриховка
- Группы штрихов (в ряде случаев — соприкасающиеся штрихи)
- Каракули
- Точечная техника
- Контраст и объем
- Контраст в рисунке тушью
- Работа с объемом
- Пара слов о важности контура
- Как передать объем в рисунке тушью
- Более сложный пример работы с объемом
- Что Вы можете потренировать?
- На что обращать внимание во время рисования и подготовки к нему?
Рисование тушью и линерами: моторика, контраст и еще пара слов о базовых приемах
Сегодня я покажу часть материалов, которые когда-то готовились для курса. Они же должны были войти в состав книги, однако недавно я приняла решение выложить их в открытый доступ. Хочу, чтобы базовая информация была доступна всем желающим.
- Моторика рисования тушью
- Базовые техники ( различные виды штриховки, точки, каракули и т.д.)
- Контраст и как с ним работать
- Контур — почему он имеет значение
- Создание иллюзии объема в тушевой графике
Внимание! Некоторые иллюстрации к этому посту можно будет скачать по ссылке внизу страницы. Только для личного пользования и обучения. Это сделано для того, чтобы Вы могли рассмотреть картинки поближе, если необходимо. К сожалению, я не могу вставлять в пост картинки большого размера.
Копирование текста и/или иллюстраций из этой статьи в целях наполнения своего сайта или паблика запрещено. Это предупреждение для тех, кто ленится самостоятельно подумать над контентом и паразитирует пользуется тем, что создают другие 😀
Моторика рисования тушью
Важность правильных движений
В основе выразительных рисунков лежит не только удачная идея, но и правильная техника. А она, в свою очередь, неотделима от осознанного владения своим телом. Линии ведь не берутся из ниоткуда: сначала нужно взять инструмент в руку и как-то приспособить его, чтобы след на бумаге получился более-менее похожим на то, что Вы представили в уме.
На первых порах необходимо наблюдать за тем, как Вы рисуете, какие мышцы при этом задействованы. Со временем, моторика становится привычкой. Именно поэтому нужно приложить усилия, чтобы в памяти закрепились эффективные движения.
Например, могут двигаться лишь Ваши пальцы. Этот вариант отлично подходит для создания деталей, миниатюр и просто контролируемого рисования.
Рисование за счет кисти дает более длинные, размашистые линии (которые, тем не менее, могут быть достаточно точными при должной тренировке). Этот вариант больше подходит для создания контуров и штриховки в более масштабных рисунках.
И, наконец, линия может идти от локтя и даже плеча. Это уже будет совсем длинная линия. Скорее всего, такие движения потребуются для рисования в свободной манере и на больших форматах.
Как практиковаться
В свободное время потренируйте рисование линий от пальцев, кисти и локтя. Да-да, каждому навыку нужна своя тренировка!
Старайтесь изолировать мышечные движения, т.е. если работают пальцы, то пусть кисть и локоть остаются в зафиксированном состоянии. Только смотрите, чтобы не было напряжения. Достаточно просто наблюдать за тем, что происходит с рукой.
Также, рекомендую делать такое упражнение: ставите на листе бумаги две точки, затем проводите линию так, чтобы она прошла через каждую из них. Движение руки должно быть строго по направлению к следующей точке, без возвратов назад в том или ином виде.
Характер линии (прямая, изогнутая) остается на Ваше усмотрение.
Скорее всего, первое время Вы будете промахиваться мимо точек. Но это не беда — с практикой всё получится. По мере роста навыков, можно проводить линию через три-четыре точки и более.
Вот кое-какие примеры:
С учетом приведенной выше информации, Вы можете всячески модифицировать данное упражнение. Например, отставив точки на большее или меньшее расстояние, придется задействовать уже другие мышцы.
Чего стоит избегать
Начинающих в рисовании часто выдает неуверенная, «битая» или «волосатая» линия. Вместо того, чтоб провести линию сразу и целиком, автор строит ее фрагмент за фрагментом. Сначала продвигается вперед, затем возвращается немного назад, словно желая удостовериться, что всё делает верно, добавляет еще небольшой отрезок, и процесс повторяется снова и снова.
К сожалению, подобные попытки сохранить контроль приводят к тому, что рисунок теряет живость, текучесть линий. Да и точность оказывается совсем не той, на какую можно было бы надеяться.
Не надо бояться! Да, в самом начале может быть некомфортно позволить своей руке просто вести линию. Но доверие собственному телу так или иначе окупится — Вы наработаете твердость руки и уверенность.
Пока не сформирована четкая связь между глазами, руками и мозгом (всё-таки для рисования нужна большая точность и предсказуемость), ошибок и всяких неровностей будет чуть больше. Но это не повод отчаиваться и искать более легкие способы рисования. «Волосатые» линии не могут помочь в закреплении правильных, эффективных моторных навыков.
Мне кажется, мы чаще делаем ошибки не от собственной нетренированности или неопытности, а просто потому, что боимся эти самые ошибки совершать. Непременно нужно сделать правильно, идеально, чтоб не испортить или не переделывать. В итоге, внимание накрепко фиксируется на идее «только б не облажаться», и мы уже не можем думать ни о реальном движении руки, ни о смысле практики или самого рисования.
Чем большее значение мы придаем достижению высоких результатов, тем больше трясемся над каждым шагом. Надо ли удивляться, что такое отношение отдаляет нас от того, что мы вроде как хотим?
Чтобы намеренно снизить значимость, вооружитесь стопкой дешевой бумаги и рисуйте линии. Позвольте им быть цельными, свободными, даже немного наглыми. Переключайте внимание на формирование правильных навыков, как только поймаете себя на желании перестраховаться и провести «волосатую» линию.
Кстати, сама по себе такая линия не является чем-то ужасным — при условии, что Вы используете этот прием намеренно. Другой вопрос, если иначе просто не получается… но если это так, то Вы уже знаете, что делать.
Базовые техники рисования тушью
О базовых техниках я уже писала в одном из предыдущих постов. Но для целей сегодняшней беседы стоит повториться хотя бы вкратце.
Под картинкой Вы найдете краткое описание каждого приема рисования.
Параллельная штриховка
Может идти под любым углом. Чем ближе штрихи друг к другу, тем более темным кажется заштрихованное пространство. Новые штрихи могут располагаться между уже существующими или наслаиваться на них в хаотичном порядке.
По-хорошему, параллельные линии стоит делать такими прямыми, насколько это возможно для руки человека. Если вам тяжело рисовать длинные линии, можно разбивать их на более короткие, делая небольшие промежутки между штрихами. Лучше делать эти промежутки в случайном порядке, в отдалении друг от друга.
Направление линий штриховки помогает глазу решить, как расположены поверхности. Обычно линии штриховки неплохо располагать параллельно краям предметов. Так, тон горизонтальных плоскостей лучше передавать горизонтальной штриховкой, вертикальных — ну Вы понимаете 🙂
Штриховка по контуру
Следует контурам объекта и подчеркивает его объем. Контурные линии как бы стекают по поверхности предмета, делают его гладким на вид. Штрихи скругленные в той или иной степени — так создается иллюзия трехмерности.
Необходима небольшая тренировка, чтоб начать видеть все окружающие объекты в контурных линиях. Это похоже на сетку, которую Вы могли наблюдать при рассмотрении какого-либо объекта в 3D программе.
Перекрестная штриховка
Два и более вида контурных или параллельных линий, которые наносятся в разных направлениях и пересекаются. Может состоять как из параллельных штрихов, так и из контурных. Быстрый и эффективный способ набора тона. В штриховке может быть от двух слоев до бесконечности, пока не получится совсем черное пространство.
Если штрихи размашистые, быстрые, хаотично меняющие направление, рисунок будет намекать на неровную, грубую, выраженную текстуру.
Тонкая (деликатная) перекрестная штриховка
Издали может показаться карандашным рисунком. Выполняется тонким линером (0.05 или 0.1) в множество слоев. При использовании такой штриховки, нарисованный предмет будет выглядеть гладким, лишь слегка тестурированным.
Группы штрихов (в ряде случаев — соприкасающиеся штрихи)
Например, короткие параллельные штрихи в одном направлении или в разных. Такая штриховка выглядит эффектнее, если выполнена толстым линером. Можно не следить за аккуратностью, наслаивать штрихи друг на друга хаотично — и получать интересные результаты.
Каракули
Свободная техника, немного небрежная. Линии извиваются свободно и причудливо, могут быть волнистыми, угловатыми, похожими на упражнения из прописей. Свободные каракули получаются, когда мы держим линер за середину его «тела».
Точечная техника
Можно варьировать плотность и толщину точек. Эффектная техника, дает художнику полный контроль над происходящим, но требует терпения и времени. Преимущество в том, что несколько поставленных не к месту точек редко привлекают чье-то внимание.
Рекомендуется держать линер перпендикулярно поверхности бумаги и отрывать резко, чтоб у точки не появилось небрежного «хвоста». Лучше найти свой ритм и не нажимать слишком сильно. Отдыхайте, если захочется яростно «стучать» пером или линером по бумаге.
Поверхность, заполненная точками, может выглядеть грязновато-пыльной, присыпанной песком или бархатистой. Подходит для объектов из множества частей: облаков, песка, брызг воды. Полностью выполненные точками рисунки будто имеют налет старины.
Чем крупнее точки, тем более грубой и шероховатой будет выглядеть текстура объекта.
В одном рисунке можно применять разные техники, а можно ограничиться одной-двумя. Со временем начинаешь понимать, какие техники лучше сочетаются и в каких пропорциях.
Как-то, еще участь в художественной школе, я работала над иллюстрацией, в которой были персонажи. И практически всё нарисовала штриховкой и перекрестной штриховкой, а тени на лицах – точками, потому что тогда у меня не было тонкого линера, а только перья, которые дают относительно широкий штрих. Получился странный результат, будто у моих персонажей что-то не так с лицом. Так что тут стоит быть осторожнее.
Ну а в целом, нет строгого правила, какие техники ни в коем случае нельзя сочетать. Всё зависит от Вас, задумки и мастерства.
Контраст и объем
В черно-белой графике мы умышленно отсекаем цвет. Это одновременно упрощает задачу, потому что остается думать только о контрасте, текстурах и объеме, но в то же время и несколько усложняет ее.
Нужно хорошенько проанализировать объект, который Вы собираетесь рисовать, чтобы достоверно передать его в черно-белом формате. Цвет порой помогает отвлечь внимание зрителя от контраста и объема, даже от идеи рисунка. Но с черно-белой графикой так совершенно точно не получится. В этом и интерес!
Почему мы рассматриваем контраст и объем в рамках одной главы? Они неразрывно связаны, поскольку контраст позволяет выявить объем изображаемых предметов.
Контраст в рисунке тушью
Каким образом можно создать иллюзию контраста?
Прежде всего, у Вас должно быть что-то акцентированно темное. И, наряду с тенью, что-то светлое — обычно роль светлых мест играет нетронутая (или почти нетронутая) бумага.
Если в рисунке все усредненное, как бы серое, то зрителю сложно определить, что вообще происходит, на чем остановить взгляд.
Как правило, объекты, которые находятся на переднем плане, более контрастные. Зачастую их можно с уверенностью делать более темными, чем дальние объекты. Кроме того, то, что находится ближе к зрителю, может иметь более толстый контур — но о контуре мы еще поговорим.
Когда штрихи или точки расположены так близко друг к другу, что белая поверхность бумаги больше не видна, получается черный цвет. Как именно создавать затемнение — количеством слоев слоем или за счет более тесного расположения штрихов — решать Вам.
В предыдущей части статьи мы не случайно пробежались по базовым техникам рисования тушью. Дело в том, что для набора тона (затемнения) в той или иной области можно использовать совершенно разные приемы. Результат будет зависеть от того, насколько верно подобрана штриховка — и, конечно, от чисто технического мастерства.
Например, параллельные штрихи обычно создают ощущение гладкости текстуры, каракули больше подойдут для изображения объектов с грубой, шероховатой поверхностью, а точки могут придать эффект гранулированности. Также можно применять различные техники вместе, в сочетании.
Работа с объемом
Пара слов о важности контура
Контур — это не просто линия, которая показывает очертания изображаемого объекта. При помощи контура можно подсказать зрителю, легкий это объект или тяжелый, с какой стороны падает свет, как распределен объем и т.д
Широкий и акцентированный контур может придать рисунку стилизованный вид. Однако, раз уж мы говорим про тушевую графику, стилизация обычно не вредит, а наоборот — является вполне желанным результатом.
Базовый принцип работы с контуром: в менее освещенных местах объекта контур толще. И наоборот, контур становится тоньше со стороны, которая лушче освещена.
Также, более толстый контур используется локально для придания объекту устойчивости. На картинке ниже Вы найдете два примера изображения контура (рисунки груши), которые разъяснят мои слова.
Как передать объем в рисунке тушью
Если мы рассмотрим любой объект, мы найдем присущий ему светотеневой рисунок, который зависит от индивидуальных свойств этого предмета (его формы) и характера освещения. У него есть тень, полутень, падающая тень, свет, и, что очень важно, рефлекс. О нем стоит помнить, поскольку, состыкуя различные объекты в одном изображении, есть соблазн разделить эти объекты лишь контуром. Без рефлекса нарисованный объект обычно смотрится плоско.
К созданию светотеневых переходов можно подходить по-разному, творчески применяя те знания о штриховках, которые мы только что рассмотрели. На картинке ниже Вы найдете примеры с шаром.
Обратите внимание, какими разными воспринимаются эти примеры. И всё же, все четыре рисунка шара смотрятся более-менее объемно.
Могли ли бы мы использовать просто прямые вертикальные линии, чтоб передать объем шара? По идее, можно всё. И всё же, шар, заштрихованный вертикальными линиями, смотрелся бы очень странно. Именно поэтому штрихи в верхних примерах закругленные, также они «обходят» самое освещенный участок.
Обратите внимание, что штрихи отступают от контура, тем самым обозначая и создавая рефлекс.
Более сложный пример работы с объемом
Что ж, шар — это прекрасный пример (и возможность попрактиковаться). Но как быть, если изображаемый объект более сложный по своей форме?
Давайте рассмотрим рисунки ниже.
В целом, надписи на картинке и так всё разъясняют. Я лишь направлю Ваше внимание на пару важных нюансов.
Как видите, простая параллельная штриховка из прямых линий подходит далеко не во всех случаях. Однако, этим приемом стоит уметь пользоваться. Иногда он незаменим! Кроме того, подобная упорядоченная штриховка позволяет создать иллюзию тонового постоянства, ровности, гладкости, даже отдаленности.
Для изображения одиночных объектов (и не только!) может быть крайне выигрышно использовать штриховку по контуру. Эти закругленные штрихи подсказывают, что банан объемный, не правда ли? А если штрихи идут в обоих направлениях, то иллюзия получается полной (см. пример слева внизу).
Давайте подведем итог.
Что Вы можете потренировать?
- Рисование линий, задействуя пальцы, кисть, локоть;
- Упражнение на рисование линий через две заранее заданные точки;
- Различные виды штриховок;
- Можно поискать контурные линии у любых окружающих предметов;
- Проанализировать светотеневой рисунок трех предметов на расстоянии вытянутой руки;
- А также сделать растяжку от самого светлого к самому темному в любой технике.
На что обращать внимание во время рисования и подготовки к нему?
- Насколько выбранный тип штриховки соответствует форме и текстуре изображаемого объекта? Это будет один тип или несколько — в одном и том же рисунке?
- Как Вы планируете передать объем?
- Какой толщины линер лучше всего подойдет данному типу штриховки?
- Будете ли Вы использовать один линер или собираетесь добавить другие, чтоб варьировать толщину линий в рисунке?
- Как наиболее выгодно подать контур объекта, чтоб он сообщал зрителю дополнительную информацию об объеме и освещенности?
- Остается ли в Вашем рисунке некоторое количество белой бумаги?
- Достаточен ли контраст? Будет ли рисунок высококонтрастным?
- Четко ли читается деление на планы (ближе-дальше)?
А вот и обещанная ссылка для скачивания самых важных иллюстраций из этой статьи. Успехов!
Источник